СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (подготовка младшего обслуживающего персонала)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (подготовка младшего обслуживающего персонала)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бакалинская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Согласовано Рассмотрено Согласовано Утверждено

Председатель профсоюзной На заседании ШМО Заместитель директора Директор ГБОУ Бакалинская

организации учителей-дефектологов по УВР КШИ для обучающихся с ОВЗ

________/Скарякина М.В./ ______/Гиляева О.В. ______/Аминева Р.А./ ______/Гималтдинова Л.А./

приказ от «30» августа 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  технологии (подготовка младшего обслуживающего персонала)  в 6 классе для обучающихся с нарушением интеллектана 2017-2022 учебные года составлена на основе   программы  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 2  под  ред.  В.В.Воронковой, М.: Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г.





Составители: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Шаймухаметова Г.Ф.













Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по младшему обслуживающему персоналу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. В.В.Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2010 г. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В 5-7 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников. В 8-9 классах школьники специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку уборщиков, дворников, рабочих в прачечных.

Цель:

  • успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка;

  • формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;

  • формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям: - Обслуживание себя (домашний труд). - Обслуживание других, профессиональный труд.

Задачи:

  • Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

  • Воспитание уважения к рабочему человеку;

  • Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

  • Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, 3 направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).






Общая характеристика учебного предмета

Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

К концу обучения учащиеся должны как младший обслуживающий персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими). Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» изучается с 5-9 класс. 6 класс – 6 часов в неделю (200 часа в год).



Личностные, метапредметные и предметные результаты

  • Личностные результаты:

- сформированность познавательной мотивации, умения учиться;

-сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции обучающихся, воспитанников;

- знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения.

  • Метапредметные результаты:

- освоение обучающимися, воспитанниками в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

  • Предметные результаты:

- освоение системы знаний и опыта специфической для предметной области деятельности, готовность его применения в практике повседневной жизни.

5 класс

Должны знать:Назначение хозинвентаря, устройство, приемы работы;  Подготовка инвентаря к хранению, порядок хранения;  Безопасное пользование инвентарем;  Виды спецодежды;  Виды бумаги и ее назначение;  Устройство измерительной линейки, правила пользования ею;  Назначения и свойства клея;  Устройство канцелярских ножниц;  Безопасное пользование ножницами;  Применение и свойства картона;  Пользование акварельными красками и кистью;  Правильное нанесение клея на большие поверхности;Виды полов;  Средства для мытья полов;  Хранение и уход за рабочей одеждой;  Назначение уборочного инвентаря;  Правильное пользование уборочным инвентарем;  Порядок хранения уборочного инвентаря;  Правила безопасности при подготовке к уборке полов;  Инструменты для уборки территории зимой;  Правила безопасной работы на проезжей части дороги;  Назначение, применение, пользование чертежным угольником;  Способ получения геометрического орнамента; Названия комнатных растений;  Требования к размещению, к температуре и качеству воды;  Периодичность и приемы полива;  Правила обрезки растений;  Приспособления для опрыскивания;  Виды сельхозинвентаря;  Правила обращения с сельхозинвентарем;  Техника безопасности с сельхозинвентарем.

Должны уметь: Обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками;  Работать с измерительной линейкой, ножницами;  Работать ножом;  Работать щеткой, шваброй;  Ориентироваться по образцу убранного участка территории;  Коллективно обсуждать последовательность действий;  Работать скребком, ломом;  Работать с чертежным угольником;  Работать мотыгой;

6 класс

Должны знать:Расположение аллей, дорожек, площадок; их назначение, правила ухода;  Виды сорных растений;  Виды и назначение уборочного инвентаря;  Правила безопасности при уборке;  Назначение тряпки для уборки в зависимости от вида работы; требования к состоянию во время работы и при хранении;  Последовательность уборки помещений;  Элементы строительной конструкции;  Оборудование дома;  Инструменты и материалы для выполнения аппликации;Виды покрытий паркетного пола;  Правила обращения щеткой для натирки пола;  Устройство электрополотера;  Правила безопасности при обращении с электрополотером;  Требования к работнику столовой;  Правила подготовки стола к подаче пищи;  Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;  Виды служебных помещений, их назначение, оборудование;  Устройство, применение, пользование бытовым электропылесосом;  Виды и назначение мебели; Средства и правила ухода за мебелью;  Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, требования к качеству перекапывания.

Должны уметь: Проверять работу;  Коллективно обсуждать выполненные работы;  Работать электрополотером;  Ориентироваться по показу учителя;  Планировать последовательность действий в ходе коллективного обсуждения;  Работать пылесосом;  Обращаться с метлой, граблями, носилками, совком;  Определять глубину вскапывания почвы с помощью линейки.

7 класс

Должны знать: Строение дерева;  Основные породы деревьев;  Значение и правила вскапывания приствольного круга;  Устройство секатора и правила безопасной работы с ним;  Устройство лестницы;  Моющие средства для уборки лестницы;  Правила безопасности при уборке лестницы;  Назначение резиновых перчаток, правила бережного обращения;  Виды и назначение кухонной посуды;  Правила ухода за кухонной посудой;  Санитарные требования при мытье кухонной посуды;Моющие средства и приспособления для мытья кухонной посуды;  Особенности обработки деревянного кухонного инвентаря;  Виды и назначение столовой посуды;  Приемы и средства мытья;  Назначение столовых приборов;  Обязанности мойщицы посуды;  Спецодежду работника кухни;  Личную гигиену работника кухни;  Правила безопасности при работе в моечном цехе;  Инвентарь, приспособления и моющие средства для ухода за различными поверхностями;Технику безопасности при работе с пылесосом;  Правила уборки ковровых покрытий и мягкой мебели;  Средства для обработки полированной мебели;  Общее представление о работе учреждения (предприятия);  Значение, важность документации;  Правила уборки письменного стола, настольного светильника;  Устройство бытового холодильника;  Правила размораживания, мытья холодильника;  Виды продуктов, значение для питания;  Признаки порчи продукта;  Состояние человека при пищевом отравлении;Гигиенические требования к приготовлению и хранению пищи;  Эстетическое оформление стола;  Санитарные требования при сборе грязной посуды со стола;  Правила этикета;  Первичную обработку овощей;  Требования к качеству и хранению овощей;  Правила безопасности при обработке овощей;  Основные цеха пищеблока;  Виды корнеплодов;  Основные требования к обработке, нормы отходов;  Правила безопасной работы с ножом для дочистки корнеплодов; Правила сбора, хранения и удаления отбросов;  Организацию работы моечного отделения;  Способы и правила уборки посуды со стола;  Устройство посудомоечной машины и правила безопасного пользования.

Должны уметь:Ориентироваться по образцово обработанному дереву;  Планировать работу по инструкции учителя;  Работать секатором;  Ориентироваться по образцово выстиранной вещи;  Планировать последовательность действий по показу и объяснению учителя;  Устный рассказ о последовательности действий при работе;  Стирать белье в стиральной машине;  Пользоваться холодильником;  Ориентироваться по образцово подготовленному участку столового зала;  Планировать ход работы в беседе с учителем;Ориентироваться по образцу выполненной операции ( отбору, мытью, очистке и др.);  Коллективное планирование последовательности рабочих операций.

8 класс

Должны знать:Технику выполнения определенных видов работ с инвентарем;  Технику безопасности при работе с садовым инвентарем;  Правила ухода за инвентарем;  Виды служебных помещений и их различия;  Гигиенические требования к служебным помещениям;  Последовательность сухой и влажной уборки помещения;  Правила уборки ковровых покрытий;  Устройство и назначение пылесосов;  Технику безопасности при работе с пылесосом;  Моющие средства, применяемые при мытье кафеля и твердых покрытий (пластика);Виды и устройство стиральных машин;  Марки и назначение моющих средств;  Правила безопасности при механической стирке;  Виды электрических утюгов;  Режимы влажно-тепловой обработки;  Приспособления для утюжки;  Правила безопасности при работе с утюгом;  Приемы складывания выглаженных изделий;  Средства, применяемые для подкрахмаливания; Антиэлектростатики, применяемые при стирке;  Технологический процесс ухода за полами;  Правила техники безопасности при работе с моющими средствами;Инвентарь и приспособления для ухода за различными видами полов;  Назначение сантехнического оборудования;  Способы и технологическую последовательность ухода за сантехникой;  Чистящие и моющие средства для ухода за сантехникой;  Санитарно-эпидемиологические правила работы в санузле;  Некоторые виды комнатных растений;  Режим полива комнатных растений;  Инвентарь для ухода за комнатными растениями;  Названия инструментов по уходу за деревьями и кустарниками; Правила перекопки земли под кустарниками и деревьями.

Должны уметь:Ориентироваться по устной инструкции учителя;  Работать под контролем качества и затраченного времени;  Работать вантузом;  Складывать изделия;  Выбирать программу стирки;  Выбирать моющее средство для данного типа машин;  Эксплуатировать стиральную машину в соответствии с инструкцией;  Технологически правильно сгребать снег со ступенек крыльца, дорожек, тротуаров, мостовых;  Технологически правильно скалывать лед с крыльца, асфальтовых покрытий;Правильно и своевременно посыпать лед песком;  Очищать пожарные колодцы и доступ к ним от снега;  Выбирать инвентарь, моющие средства;  Технологически правильно выполнять работу по уходу за полом и поверхностями, покрытыми масляной краской;  Определять виды растений;  Соблюдать технологию перекопки почвы;  Выполнять весеннюю обрезку кустарников и деревьев;  Бороться с сорняками;  Ориентироваться и планировать на основе работы и объяснений учителя; Правильно пользоваться инвентарем, ухаживать за инвентарем, подбирать инвентарь для работ по сезону;  Отличать деревья разных пород.

9 класс

Должны знать:Функциональные обязанности дворника;  Особенности уборки в разное время года;  Названия инструментов и хозинвентаря, правила их использования и ухода за ними после работы;  Назначение спецодежды;  Назначение и устройство, исправное состояние хозинвентаря, порядок хранения;  Правила безопасной работы с инструментами при уборке территории;  Названия инструментов по уходу за деревьями и кустарниками;  Правила перекопки земли под кустарниками и деревьями; Номер телефона каждой службы ( «01», «02», «04»);  Порядок сообщения информации;  Функциональные обязанности уборщика служебных помещений;  Виды служебных помещений;  Названия и нахождение элементов слежебных помещений и технических конструкций;  Моющие и чистящие средства, применяемые в работе, правила их безопасного использования;  Виды покрытий полов;  Технологию ухода за различными полами;  Инвентарь и приспособления для ухода за полами;  Названия элементов конструкции лестницы;  Технологию обработки поверхностей стен, перил, ступеней;  Технику безопасности при работе на лестнице.

Должны уметь: Ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;  Применять инструмент и хозинвентарь по назначению, правильно хранить его;  Применять правила безопасной работы на практике;  Технологически правильно подметать, сгребать листву и мусор, переносить, собирать его в валки и кучи;  Перекапывать приствольные круги и почву под деревьями;  Обрезать сухие и поломанные ветки;  Укрывать почву под деревьями и кустарниками на зиму листвой;Набирать номер телефона той или иной службы;  Сообщать необходимую информацию четко и кратко;  Ориентироваться в здании;  Находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технические конструкции;  Выбирать соответствующую работе спецодежду;  Подбирать необходимый для данной работы инвентарь;  Подбирать соответствующие чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;  Готовить тряпки для протирки пыли и мытья пола;Определять виды полов и покрытий;  Технологически правильно обрабатывать полы;  Технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями (отжимать тряпку, работать шваброй и т.д.);  Осуществлять уход за инвентарем, правильно его хранить;  Технологически правильно сгребать снег со ступеней крыльца, дорожек, тротуаров, мостовых;  Технологически правильно скалывать лед с крыльца, ступеней, тротуаров, мостовых;  Посыпать песком поверхности, покрытые льдом; Технологически правильно мыть окрашенные масляной краской стены, перила, лестничные ступени;  Соблюдать правила техники безопасности при работе на лестнице;  Соблюдать субординацию в отношении вышестоящих должностных лиц;  Вежливо общаться с любыми социальными группами;  Ориентироваться в задании, планировать работу.


Содержание учебного предмета, курса


На изучение данного курса в 6 классах отводится 6 часов в неделю.

Вводное занятие

Работа на участке

Объект работы. Территория вокруг школы.

Теоретические сведения. Аллеи, дорожки площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. Виды сорных растений. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначения, рабочие позы и приемы. Правила безопасности при уборке.

Практические работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Подметание, выравнивание, посыпание песком дорожек и площадок. Переноска собранного мусора. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование

в отведенное место.

Ежедневная уборка спального помещения

Объект работы. Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне.

Теоретические сведения. Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора. Умения. Проверка работы. Коллективное обсуждение выполненных работ.

Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Проверка результатов работы.коллективное обсуждение качества работы.


Работа с тканью

Цель: Подготовка учащихся к работе по ремонту одежды. Выявление навыка работы с иглой.

Изделие. Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя). Мягкая игрушка по выбору.

Теоретические сведения. Фартук: ткани для изготовления, детали, швы. Виды отделки. Способ выполнения петельного стежка. Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце.

Практические работы. Намётывание первого и второго подгиба. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией. Смётывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельного стежками, вывертывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей.

Устройство жилого помещения

Изделие. Аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня».

Теоретические сведения. Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проём, оконный проём, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, дверь, вентиляционная решетка. Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, ножницы, кисточка, клей.

Практические работы. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталейна бумаге. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Нахождение строительных элементов в здании школы.

Работа в столовой

Объект работы. Школьная столовая.

Теоретические сведения. Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды. Умения. Ориентировка по показу учителя. Планирование последовательности действий в ходе коллективного обсуждения.

Практические работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды в тележки. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Уборка и протирка столов. Уборка пола. Ремонт постельного белья. Объект работы. Наволочка. Простыня, пододеяльник.

Теоретические сведения. Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краев. Формы и размеры заплаты. Упражнение. Пришивание заплаты к образцу.

Практические работы. Подготовка изделия к ремонту. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии. Наложение, приметывание и пришивание заплаты вручную косыми или на швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия.

Ежедневная уборка помещения

Объект работы. Методический кабинет. Классы. Складские помещения. Мастерские.

Теоретические сведения. Служебное помещение: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположения веще в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование. Умения. Работа пылесосом.

Практические работы. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.

Уход за мебелью

Объект работы. Школьная мебель.

Теоретические сведения. Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия.

Практические работы. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.






















Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечания

Работа на пришкольном участке 12 ч.

1

5.09


Вводное занятие.


2

5.09


Практическая работа. Уборка территории.


3

6.09


Правила ТБ при уборке территории


4

6.09


Практическая работа. Переноска собранного мусора


5

8.09


Инвентарь для уборочных работ: виды, назначения


6

8.09


Практическая работа. Подметание метлой


7

12.09


Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода.


8

12.09


Практическая работа. Сгребание опавших листьев граблями


9

13.09


Виды сорных растений


10

13.09


Практическая работа. Выдергивание и удаление сорных растений


11

15.09


Подготовка уборочного инвентаря к хранению


12

15.09


Практическая работа. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складированию в отведенные места.


Ежедневная уборка спального помещения 14 ч.

13

19.09


Правила ТБ при работе с моющими средствами


14

19.09


Практическая работа. Подбор моющих средств для уборки


15

20.09


Виды тканей, используемые для уборки


16

20.09


Практическая работа. Изготовление тряпок для пыли и пола


17

22.09


Назначение работы в зависимости от вида работы, используемая ткань для уборки, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении.


18

22.09


Практическая работа. Крепление тряпки на швабру


19

26.09


Правила последовательность уборки


20

26.09


Практическая работа. Влажная уборка помещения


21

27.09


Правила ТБ при протирке подоконника и отопительного радиатора


22

27.09


Практическая работа. Протирка подоконников и радиаторных ниш


23

29.09


Определение качества уборки


24

29.09


Практическая работа. Влажная протирка пола


25

3.10


Уход за инвентарём после окончания работы


26

3.10


Практическая работа: промывка тряпок во время работы


Работа с тканью 24ч.

27

4.10


Инструменты и приспособления для швейных работ


28

4.10


Практическая работа . Правила пользования инструментами


29

6.10


Правила ТБ при работе с ножницами и иглами


30

6.10


Практическая работа. Выполнение простых ручных стежков


31

10.10


Сведения о волокнах, тканях, полотняном переплетении


32

10.10


Практическая работа. Изготовление из бумаги полотняное переплетение


33

13.10


Хлопчатобумажные ткани


34

13.10


Практическая работа. Оформление в альбоме коллекцию хлопчатобумажных тканей


35

17.10


Подготовка к выполнению ручных швейных работ


36

1710


Практическая работа. Закрепление нитки в ткани в начале и в конце работы


37

18.10


Фартук: ткани для изготовления


38

18.10


Практическая работа. Наметывание первого и второго подгиба


39

20.10


Детали фартука


40

20.10


Практическая работа. Изготовление завязок


41

24.10


Виды отделки


42

24.10


Практическая работа. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание.


43

25.10


Правила обработки срезов на швейной машине швом в подгибку


44

25.10


Практическая работа. Обработка срезов на швейной машине швом в подгибку


45

27.10


Правила отделка фартука вышивкой


46

27.10


Практическая работа. Отделка фартука вышивкой


II четверть

47

7.11


Правила отделки фартука аппликацией


48

7.11


Практическая работа. Отделки фартука аппликацией


49

8.11


Технология выполнения аппликации.


50

8.11


Практическая работа. Настрачивание аппликации на изделие.


Работа с тканью 14 ч.

51

10.11


Вводное занятие


52

10.11


Практическая работа. Утюжка ткани


53

14.11


Правила ТБ при работе с иглой и ножницами


54

14.11


Практическая работа. Изготовление шаблонов


55

15.11


Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек


56-57

15.11/17.11


Практическая работа. Раскрой деталей мягкой игрушки по шаблону


58

17.11


Способы выполнения петельного стежка


59-60

21.11/21.11


Практическая работа. Сметывание основных деталей готового кроя петельными стежками


61-62

22.11/22.11


Последовательность соединения деталей туловища и набивка игрушки ватой


63-64

24.11/24.11


Практическая работа. Соединение деталей туловища и набивка игрушки ватой


Устройство жилого помещения 18ч.

65

28.11


Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проём, оконный проём, ниша для радиатора


66

28.11


Практическая работа. Зарисовать в тетрадь элементы строительных конструкций


67

29.11


Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный


68

29.11


Практическая работ. Нахождение строительных элементов в здании школы.


69

1.12


Инструменты и материалы для выполнения аппликации.


70

1.12


Практическая работа. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге.


71-72

5.12/5.12


Выполнение аппликации «кухня».


73-74

6.12/6.12


Практическая работа. Коллективная работа изготовление аппликации «кухня», наклеивание деталей.


75-76

8.12/8.12


Выполнение аппликации «прихожая».


77

12.12


Практическая работа. Определение названий новых предметов на


78-79

12.12/13.12


Выполнение аппликации «жилая комната».


80-81

13.12/15.12


Практическая работа. Изготовление мебели из цветной бумаги для жилой комнаты.


Уход за паркетным полом 8ч.

82

15.12


Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различия по внешнему виду


83

19.12


Практическая работа. Подготовка пола покрытого мастикой к натирке, удаление пятен на паркетном полу


84

19.12


Щетка для натирки пола мастикой: виды правила обращения и сбережения


85

20.12


Практическая работа. Влажная уборка пола


86

20.12


Электрополотёр: устройство, пользование, правила безопасности при обращении


87

22.12


Практическая работа. Правила пользования полотером.


88

22.12


Практическая работа. Уборка кабинета влажным способом


89

26.12


Практическая работа. Применение различных приспособлений по уборке класса


Работа в столовой 32ч.

90

26.12


Понятие о гигиене питания


91

27.12


Практическая работа. Разноска пищи по столам


92

27.12


Требования к работнику столовой: одежда, поведение


93

29.12


Освоение навыков работы с кухонным оборудованием


94

29.12


Правила обращения с кухонным инвентарем


III четверть

95

16.01


Практическая работа. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов


96

16.01


Фаянсовая и стеклянная посуда


97

17.01


Практическая работа. Уборка и протирка столов


98

17.01


Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды


99

19.01


Практическая работа. Сбор грязной посуды со столов


100

19.01


Свойство алюминия как материала для посуды и столовых приборов


101

23.01


Практическая работа. Очистка столовых приборов


102

23.01


Оформление стола к обеду


103

24.01


Практическая работа. Сервировка стола к обеду


104

24.01


Оформление стола к ужину


105

26.01


Практическая работа. Сервировка стола к ужину


106

26.01


Выполнение санитарных требований к полу в столовой


107

30.01


Практическая работа. Уборка пола


108

30.01


Ремонт постельного белья


109

31.01


Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краёв


110

31.01


Практическая работа. Выполнение ремонта в месте разрыва ткани


111

2.02


Декоративная заплата аппликация


112

2.02


Практическая работа. Изготовление заплаты аппликации


113

6.02


Способы прикрепления заплаты к изделию


114-115

6.02/7.02


Практическая работа. Подгибание и заметывание срезов на заплате и изделии


116

7.02


Правила наложения и приметывание заплаты косыми стежками


117

9.02


Практическая работа. Примётывание заплаты косыми стежками вручную


118

9.02


Правила ТБ при работе на швейной машине


119

13.02


Практическая работа. Пришивание заплаты на швейной машине к образцу


120

13.02


Правила ТБ при работе электрическим утюгом


121

14.02


Практическая работа. Утюжка отремонтированного изделия


Ежедневная уборка помещения 48ч

122

14.02


Служебное помещение: виды, назначение, оборудование


123

16.02


Практическая работа. Протирка подоконников, отопительных радиаторов в классе


124

16.02


Правила уборки в служебном помещении


125

20.02


Практическая работа. Получение разрешения на протирку столов, настольных приборов в кабинете руководителей школы


126

20.02


Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении


127

21.02


Практическая работа. Уборка складских помещений школы


128

21.02


Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование


129

27.02


Практическая работа. Удаление пыли с помощью пылесоса


130

27.02


Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование


131

28.02


Практическая работа. Очистка мусорных корзин


132

28.02


Последовательность уборки класса


133

2.03


Практическая работа. Генеральная уборка класса


134

2.03


Практическая работа. Подметание и протирка пола шваброй


135

6.03


Практическая работа. Влажная уборка пыли с кухонного гарнитура


136

6.03


Практическая работа. Протирка пыли с кухонного гарнитура


137

7.03


Практическая работа. Протирка парт влажной тканью


138

7.03


Практическая работа. Влажная уборка кабинета


139

9.03


Практическая работа. Выполнение уборочных работ с использованием освоенных приёмов


140

9.03


Практическая работа. Уборочные работы с использованием освоенных приёмов


141

13.03


Практическая работа. Удаление пыли с помощью пылесоса


142

13.03


Практическая работа. Очистка мягкой мебели


143

14.03


Практическая работа. Удаление пыли с мебели


144

14.03


Практическая работа. Мытьё пола ручным способом


145

16.03


Практическая работа. Удаление пыли с мебели


146

16.03


Практическая работа. Мытьё пола ручным способом


147

20.03


Практическая работа. С мебели удаление пыли влажным способом


148

20.03


Практическая работа. Мытьё оконных рам и стекла


149

21.03


Практическая работа. Мытьё пола с помощью швабры


150

21.03


Практическая работа. Мытьё панелей в классе


151

23.03


Практическая работа. Мытьё столов в столовой


152

23.03


Практическая работа. Уборка территории от мусора


153

3.04


Практическая работа. Генеральная уборка в столовой


154

3.04


Практическая работа. Уборка территории школы от мусора


155

4.04


Практическая работа. Подметание лестниц веником


156

4.04


Практическая работа . Мытьё панелей в школьном коридоре


157

6.04


Практическая работа . Мытьё оконных рам и стекла


158

6.04


Практическая работа . Мытьё отопительных радиаторов


159

10.04


Практическая работа. Чистка ковра щеткой


160

10.04


Практическая работа. Мытьё лестницы в школе


161

11.04


Практическая работа. Подметание и мытьё лестницы в школе


162

11.04


Практическая работа. Мытьё столов в школьной столовой


163

13.04


Практическая работа. Уборка медицинской зоны


164

13.04


Практическая работа. Мытьё подоконников


165

17.04


Практическая работа. Мытьё ниш и радиаторов в коридорах школы


166

17.04


Практическая работа. Уборка кабинета трудового обучения


167

18.04


Практическая работа. Генеральная уборка спальни


168

18.04


Практическая работа. Генеральная уборка медицинского кабинета


169

20.04


Практическая работа. Уборка медицинской зоны


Работа с тканью 12ч.

170-171

20.04/24.04


Виды ремонта


172-173

24.04/25.04


Практическая работа. Подбор ткани для заплаты


174

25.04


Размеры и формы заплаты


175

27.04


Практическая работа. Определение места наложения заплаты и ее размера


176

27.04


Правила подбора нити при наложении заплаты


177

2.05


Практическая работа. Раскрой заплаты с учетом швов


178

2.05


Изготовление заплаты квадратной или прямоугольной формы из ткани с рисунком


179

4.05


Практическая работа. Оформить образец в тетрадь


180

4.05


Ремонт постельного белья


181

8.05


Практическая работа. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине.


Уход за мебелью 8ч.

182

8.05


Мебель виды назначения


183

11.05


Практическая работа. Удаления пыли с водостойкой и неводостойкой мебели


184

11.05


Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль)


185

15.05


Практическая работа. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства


186

15.05


Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия


187

16.05


Практическая работа. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели


Работа на пришкольном участке 14ч.

188

16.05


Правила работы на пришкольном участке


189

18.05


Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода


190

18.05


Понятие о борозде


191

22.05


Практическая работа. Определение его границ и направление борозд


192

22.05


Инвентарь для работы на участке: виды, назначение


193

23.05


Практическая работа. Осмотр участка для вскапывания


194

23.05


Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, требования к качеству


195

25.05


Практическая работа. Выравнивание вскопанной почвы граблями


196

25.05


Определение глубины вскапывания с помощью линейки


197

29.05


Практическая работа. Вскапывание с соблюдением заданной глубины


198

29.05


Правила ТБ при работе с инвентарём


199

30.05


Уборочный инвентарь подготовить к хранению


200

30.05


Практическая работа. Складирование уборочного инвентаря в специальное отведенное место








Перечень учебно-методических средств


1. Программа  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 2 под  ред.  В.В.Воронковой, М.: Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г.

2. Е.А.Ковалева « Сельскохозяйственный труд» 2005г.

3. Т.А.Девяткова, Л. Л. Кочетова « Социально-бытовая ориентировка» 2009г.

4. С.А.Львова « Социально-бытовая ориентировка, практический материал» 2009г.

5. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. 2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!