Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» - «Абалакская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 2 класса
на 2017-2018 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с ФГОС НОО
Составитель программы:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Волкова Татьяна Анатольевна
с. Абалак
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с авторской программой Е.А.Лутцева –М.: Вентана – Граф, 2013 Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа 21 века»/ – руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013г.- 144с. Учебник Технология: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А.Лутцева,Т.П.Зуева. – 2-е изд., дораб.- М.:Вентана-Граф, 2014- 80с.: вкл.(начальная школа 21 века).
На изучение предмета Технология во 2 классе в учебном плане филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Абалакская СОШ» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология».
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые предметные результаты
Ученик должен иметь представление:
-об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, ремёслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
- причинах разделения труда;
- истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
- проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- понятиях «конструкция» (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), «композиция», «чертёж», «эскиз», «технология», «технологические операции», «агротехника», «макет», «модель», «развёртка»;
знать:
- названия нескольких ремёсел своей местности, их особенности и историю;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;
- технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
- природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
- способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
- названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
- с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно;
- их реализовывать (индивидуально и коллективно);
- читать простейший чертёж (эскиз);
- выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертёж;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
- изготавливать несложные макеты транспортных средств;
самостоятельно:
- организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, угольника, циркуля;
справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
при помощи учителя:
проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
Содержание программы
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (32 ч.)
Элементы материаловедения. Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направления нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления. Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Организация рабочего места при работе с разными материалами. Эстетика рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов, инструментов, приспособлений.
Основы конструкторских знаний и умений. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объёмных форм сгибанием.
Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертёж. Простейший чертёж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщённые приёмы выращивания растений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами, черенками листа, стебля. Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений: однолетники, двулетники, многолетники.
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.
Ремесленные профессии края, где живут ученики.
Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.
Из истории технологии(2ч)
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, современное состояние этих профессий. Технология выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
Тематическое планирование учебного предмета.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Практическая часть программы (лабораторные, практические работы, развитие речи) | Основные виды деятельности |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 8 часов | 8 часов | Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) | — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
2 | Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 15 часов | 15 часов | Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) Умение пользоваться чертёжными инструментами | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
3 | Раздел 3. Конструирование и моделирование | 9 часов | 9 часов | Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
4 | Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 2 часа | 2 часа | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
| | | | Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | |
| Итого за 1 четверть | 9 часов | | | |
| Итого за 2 четверть | 7 часов | | | |
| Итого за 3 четверть | 10 часов | | | |
| Итого за 4 четверть | 8 часов | | | |
| Итого: | 34 | | | |
Интегрированный урок. |
Дата в ктп | Дата проведения | Тема | Предмет |
14.05 | 14.05 | Угол. Прямой угол. | Математика |
25.01 | Разметка прямоугольника от одного прямого угла | Технология |
Примечание: в рабочей программе использованы аббревиатуры
УОНЗ – урок «открытия» новых знаний; УОМН – урок общеметодологической направленности; УР – урок рефлексии; УРК – урок развивающего контроля, УОУиР - Урок отработки умений и рефлексии
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов) |
1 | 1 | 07.09 | | Техника безопасности на уроках технологии. Природа и человек. | УОНЗ Урок-Экскурсия | Знать что такое материал, значение природы в жизни человека, освоение человеком природных богатств. Уметь классифицировать предметы по признакам – природные и рукотворные, распознавать изделия, сделанные из разных материалов. |
2 | 2 | 14.09 | | Как родились ремёсла. | УОНЗ Урок-лекция | Знать причины зарождения ремёсел, названия ремёсел, ремесленные профессии нашего края. Уметь правильно называть ремёсла, соотносить процесс и результат труда. |
3 | 3 | 21.09 | | Как работали ремесленники-мастера. | УОНЗ Урок-Экскурсия | Знать основные этапы работы ремесленника. Уметь соотносить вид ремесла, приспособления и инструменты, которыми пользовался ремесленник. Уметь составить рассказ о работе ремесленника. |
4 | 4 | 28.09 | | Каждому изделию – свой материал. | УОНЗ Урок Исследование | Знать от чего зависит выбор материала для изделия, свойства различных материалов. Уметь различать, из какого материала изготовлено то или иное изделие, определять свойства материала. |
5 | 5 | 05.10 | | Каждому делу – свои инструменты. | УОНЗ Урок- общение | Знать, почему в каждой профессии используется свой набор инструментов, какое технологическое назначение имеют инструменты. Знать какие инструменты используются в быту: на кухне, в огороде, в мастерской. Уметь различать инструменты, правильно называть, пользоваться колюще-режущими инструментами. |
6 | 6 | 12.10 | | От замысла – к изделию. | УОНЗ Урок - практикум | Знать с чего начинает свою работу каждый мастер, какой путь проходят материалы, чтобы стать полезными человеку вещами. Уметь воплотить замысел, изготовить изделие из пластилина. |
7 | 7 | 19.10 | | Выбираем конструкцию изделия. | УОНЗ Урок-Исследование | Знать что такое конструкция, замысел, способы создания конструкции. Уметь описать цвет, форму, материал, конструктивные особенности предметов, изделий, работать в коллективе. Уметь создать изделие по замыслу, соблюдая этапы работы. |
8 | 8 | 26.10 | | Что такое композиция. | УОНЗ Урок- лекция | Знать что такое композиция, чем композиция отличается от конструкции, название изделий, выполненных способом наклеивания на основу. Уметь создать свою композицию, работать по схеме, организовывать рабочее место |
2. Технология ручной обработки материалов (15 часов) |
9 | 1 | 09.11 | | Симметрично и несимметрично. | УОНЗ Мультимедийный урок | Знать что такое симметрия, способ проверки симметричности изображения, как симметричность проявляется в работах художников-мастеров. Уметь различать симметричные и несимметричные изображения, располагать их в пространстве, проверять симметричность способом сгибания, пользоваться линейкой и циркулем. |
10 | 2 | 16.11 | | Техника безопасности на уроках технологии. Технологические операции. Изготовление рамки для фотографии из бумаги. | УОМН Урок-лекция | Знать и понимать вводимые понятия (технологический процесс, технологические операции), последовательность изготовления изделий из различных материалов. Уметь создавать изделие в соответствии с замыслом, соблюдая технологическую последовательность. |
11 | 3 | 23.11 | | Разметка деталей. Шаблон, трафарет. Изготовление прихватки. | УОМН Урок-практикум | Знать способы разметки деталей различных по конструкции, оформлению, композиционному расположению. Уметь размечать детали различными способами,рассказывать о каждом способе разметки, применить более удобный способ разметки для выбранного изделия (свободное рисование, разметка по шаблону, разметка по трафарету, циркулем), придумать и создать свой вариант. |
12 | 4 | 30.11 | | Получаем детали из заготовки. Изготовление прихватки (завершение работы). | УОУиР Урок-презентации | Знать способы отделения размеченных деталей от заготовки, использование инструментов необходимых для данной операции. Уметь отделять деталь от заготовки, используя разные инструменты или без инструментов. |
13 | 5 | 07.12 | | Сборка изделия. | УОУиР Урок- практикум | Знать способы соединения деталей из разных материалов. Уметь выбрать нужный способ соединения в зависимости от назначения изделия, материалов. |
14 | 6 | 14.12 | | Отделываем изделие. Украшаем дымковскую игрушку. | УОУиР Урок-практикум | Знать способы отделки изделия. Уметь выбрать подходящий способ отделки изделия, украсить изделие из разных материалов, разрабатывать эскиз изделия и реализовывать первоначальный замысел в пластических материалах, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. |
15 | 7 | 21.12 | | Что умеет линейка. | УОУиР Урок-практикум | Знать, что такое линейка, как устроена линейка, как правильно пользоваться линейкой, что можно сделать с помощью линейки, какие бывают линейки и их ближайшие родственники. Знать, люди каких профессий используют в своей работе линейку. Уметь проводить прямую линию по линейке, строить отрезки между двумя заданными точками, отрезки заданной длины, измерять отрезки. |
16 | 8 | 28.12 | | Почему инженеры и рабочие понимают друг друга. | УОНЗ Урок-лекция | Знать, кто такие инженеры, чем они занимаются, где их рабочее место, что такое проект, чертёж, эскиз, почему инженеры и рабочие понимают друг друга, о чём может рассказать чертёж, чем чертёж отличается от эскиза. Уметь изготовить открытку по чертежу, придумать свои варианты рисунков-загадок. |
17 | 9 | 18.01 | | Учимся читать чертёж и выполнять разметку. | УОУиР Урок-практикум | Знать правила построения и чтения чертежа. Уметь выполнять чертежи геометрических фигур, правила построения геометрических фигур, читать простейший чертёж. |
18 | 10 | 25.01 | | Техника безопасности на уроках технологии. Разметка прямоугольника от двух прямых углов. | УОУиР Интегрированный с математикой | Знать свойства прямоугольника, способы разметки прямоугольной детали, правила ТБ на уроках технологии. Уметь выполнять разметку прямоугольной детали с опорой на чертёж. |
19 | 11 | 01.02 | | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. | УОУиР Урок-практикум |
20 | 12 | 08.02 | | Что умеют угольники. | УОНЗ Урок-мультимедийный | Знать, что такое угольник, устройства и назначения угольника. Уметь называть детали угольника, использовать угольник для построения углов и фигур. |
21 | 13 | 15.02 | | Разметка прямоугольника с помощью угольника. | УОУиР Урок-практикум | Знать, что такое угольник и линейка, устройства и назначения угольника и линейки, их сходства и различия. Уметь выполнять разметку прямоугольника с помощью линейки и угольника, освоить алгоритм чтения чертежа, выполнять чертёж с опорой на формулу чертежа, оформлять открытку. |
22 | 14 | 22.02 | | Как разметить деталь круглой формы. Проверь себя. | УРК Урок-обобщение | Знать признаки отличия круга от шара, устройство циркуля, способы построения окружности, сто такое окружность, правила обращения с колющими и режущими инструментами.Уметь различать предметы круглой и шаробразной формы, чертить окружность заданного радиуса, создавать узор. |
23 | 15 | 01.03 | | Как появились натуральные ткани. | УОНЗ Урок-лекция | Знать происхождение, свойства и строение натуральных тканей. Уметь определять свойства тканей, рассказывать о тканях и их свойствах, сравнивать ткани разного происхождения. |
Конструирование и моделирование (9 ч) |
24 | 1 | 15.03 | | От прялки до ткацкого станка. | УОНЗ Мультимедийный урок | Знать из каких видов сырья получают натуральные ткани, историю технологии получения этих тканей. Уметь рассказывать о том, как получили шерстяную нитку, создать узор или сплести фенечку из ниток. |
25 | 2 | 22.03 | | Особенности работы с тканью. | УОУиР Урок-лекция | Знать отличие технологических операций по обработке тканей и бумаги, особенности разметки на ткани и работы с тканью, правила обращения с колющими и режущими инструментами. Уметь выполнять разметку на ткани, работать с лекалом, с инструкционной картой. |
26 | 3 | 05.04 | | Технология изготовления швейных изделий. | УОУиР Мультимедийный урок | Знать особенности выполнения общих технологических операций при изготовлении изделий из тканей, правила обращения с колющими и режущими инструментами, правила выполнения прямой строчки. Уметь работать с колющими, режущими инструментами, правильно выполнять технологические операции по изготовлению изделий из ткани, выполнять прямую строчку. |
27 | 4 | 12.04 | | Волшебные строчки | УОУиР Урок-практикум |
28 | 5 | 19.04 | | ОБЖ. ТБ при обращении с колющими и режущими инструментами. Размечаем строчку | УОУиР Урок-практикум | Знать особенности выполнения общих технологических операций при изготовлении изделий из тканей, правила обращения с колющими и режущими инструментами, правила выполнения прямой строчки. Уметь работать с колющими, режущими инструментами, правильно выполнять технологические операции по изготовлению изделий из ткани, выполнять прямую строчку. |
29 | 6 | 26.04 | | Живая природа. Урок-диалог. | УОМН Урок-диалог. | Знать два основных царства: животные (фауна) и растения (флора), связь между ними; значение растений и животных в жизни человека, правила ухода за комнатными растениями. Уметь видеть красоту растений и животных, ухаживать за растениями. |
30 | 7 | 03.05 | | Что выращивают в доме и возле дома. | УОМН Урок-исследование. | Знать какие растения называют культурными, виды культурных растений, правила ухода за культурными растениями. Уметь различать виды культурных растений. |
31 | 8 | 10.05 | | Что выращивают в доме и возле дома. | УОМН Урок-исследование. | Знать виды культурных растений, правила ухода за ними, приёмы выращивания, способы размножения некоторых растений. Уметь определять группы растений, ухаживать за растениями, соблюдая технологию выращивания (агротехнику). |
32 | 9 | 17.05 | | ОБЖ. Технология выращивания растений. | УРК Урок-проект. | Знать виды и модели машин, отличия макета от модели, технологические операции. Уметь конструировать и моделировать машины по простейшему чертежу или эскизу. Уметь решить несложные конструкторско-технологические задачи, создать свою модель автомобиля. |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч) |
33 | 1 | 24.05 | | От телеги до машины. Автомобиль. | УРК Урок-проект. | |
34 | 2 | 31.05 | | Макеты и модели. | УРК Урок-обобщение | Знать о гармонии предметов и окружающей среды. Уметь решать несложные конструкторско-технологические задачи, принять участие в создании коллективного мини-проекта. |