МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА имени С. М. ЧУГУНКИНА с. КАРМАСКАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08 2016г |
| УТВЕРЖДЕНО Директор школы: _______Ахтямов Д.Ф. Приказ № 350 от 01.09.2016г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на 2016-2017 учебный год
9 б класс
Уровень обучения базовый
Составил учитель башкирского языка Шамсутдинова Г.Г.
с. Кармаскалы – 2016
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
1) обучающиеся по завершению учёбы должны осознать своей идентичности как гражданина России, жителя Башкортостана, члена семьи, принадлежности к этнической группе;
2) освоить гуманистические традиции и ценности современного общества;
3) уметь осмыслить социально-нравственный опыт, предшествующих поколений;
4) быть готовым к ответственному поведению в современном обществе и уметь определять свои позиции;
5) понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, быть толерантным.
Метапредметные результаты:
1) обучающиеся должны быть способными сознательно организовать и регулировать свою деятельность;
2) владеть умениями работать с учебной и другой информацией, использовать современные источники информации;
3) быть способными решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
4) быть готовыми к сотрудничеству.
Предметные результаты:
1) овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Башкортостана, России и человечества в целом;
2) быть способными применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий, явлений и процессов прошлого и современности;
3) уметь изучать и систематизировать информацию из источников;
4) расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей и народов;
5) быть готовым применять исторические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом.
Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками.
2. Содержание внеурочной деятельности.
На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества.
Развитие рабочего движения. Волнения крестьян.
Возникновение первых социал-демократических кружков в Башкирии.
Причины, движущие силы, характер и особенности революций в начале ХХ века.Развитие революции в условиях двоевластия.
Башкирия в период мировой войны и февральской буржуазно-демократической революции.
Состояние просвещения. Печать. Искусство.
Конец двоевластия. Курс на вооруженное выступление. Усиление национального движения среди башкир и татар.
Победа вооруженного восстания в Петрограде. Переход власти в руки Советов.
Гражданская война в Росии и ни территории Башкирии и провозглашение Башкирской Советской Автономии.
Жизнь и творчество Дауыта Юлтыя и Хадии Давлетшиной.
Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.
Восстановление народного хозяйства и культурное строительство в Башкирской АССР.
Борьба с голодом и разрухой. Помощь Советского правительства Башкирии продовольствием и меры по возрождению промышленности. Завершение восстановительных работ.
Культурное строительство в Башкирии 20-х годов. Начало языкового строительства. Разработка алфавита, башкирского национального литературного языка на основе арабской графики. Учебники, сеть школ и техникумов. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения.
Коллективизация в Башкирии.
Искусство. Театр. Художественный музей. Печать. Книгоиздательство.
Жизнь и творчество Галимова Саляма, Баязита Бикбая.
Советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Башкирский народ в годы Великой Отечественной войны. Единство и сплоченность советских людей как фактор победы над фашизмом и милитаризмом. Сравнительный анализ потерь в войне. Вклад Башкирской АССР в общую победу над фашизмом.
Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне.
Подвиги Александра Матросова и Минигали Губайдуллина.
Труженики тыла в Башкортостане.
Башкирская литература в годы Великой Отечественной войны.
Жизнь и творчество Рашита Нигмати.
Население страны в послевоенные годы.
Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.
Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.
Образование. Искусство и литература. Послевоенный театр.
Россия на рубеже веков.
Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея.
Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека.
Деятельное участие башкир и в общем развитии цивилизации. Башкортостан – моя малая родина. Роль и место Башкортостана в Российской Федерации.
3.Тематический план
№ | Раздел/тема | Количество часов |
1 | На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. - | 7 |
2 | Духовный мир людей – строителей социализма в СССР. | 6 |
3 | Советский народ в годы Великой Отечественной войны. | 8 |
4 | Население страны в послевоенные годы | 3 |
5 | Россия на рубеже веков. | 11 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Темы | план | пров | прим |
| Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. - 7 ч. | | | |
1 | Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей. | 7.09 | | |
2 | Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных ситуаций на человека. | 14.09 | | |
3 | Общественное движение в Уфимской губернии. Рабочие, сельхозработники и интеллигенция, их позиции и социальная активность. | 21.09 | | |
4 | Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и моральное состояние людей. | 28.09 | | |
5 | Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий. | 5.10 | | |
6 | Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир человека. | 12.10 | | |
7 | Гражданская война на территории Башкирии и ее особенности. | 19.10 | | |
| Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.- 6 ч. | | | |
8 | Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания, энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений. | 26.10 | | |
9 | Индустриализация в условиях Башкирии и ее влияние на духовный мир людей. | 9.11 | | |
10 | Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей. Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского 23.11хозяйства в Башкирии. | 16.11 | | |
11 | Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость. | 30.11 | | |
12 | Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей. | 7.12 | | |
13 | Культурная революция в условиях Башкирии и ее особенности. | 14.12 | | |
| Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. – 8 ч. | | | |
14 | Человекв годы Великой Отечественной войны. Каким он был? | 21.12 | | |
15 | Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как фактор победы над фашизмом и милитаризмом. | 28.12 | | |
16 | Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне. | 18.01 | | |
17 | Политический плакат Таидзе «Родина Мать зовет», его значение и духовная сила. | 25.01 | | |
18 | Вклад Башкирской АССР в общую победу как основание гордости за историческое прошлое республики. | 1.02 | | |
19 | Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне. Александр Матросов и его бессмертный подвиг. | 15.02 | | |
20 | Героические боевые действия на фронтах дивизий и полков, созданных в республике. Боевой путь 16-й (112-й) гвардейской башкирской кавалерийской дивизии и 1292-го истребительного противотанкового артиллерийского полка имени Салавата Юлаева. | 22.02 | | |
21 | Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны. | 1.03 | | |
| Раздел 4. Население страны в послевоенные годы. – 3 ч. | | | |
22 | Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость. | 15.03 | | |
23 | Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа. | 22.03 | | |
24 | Человек послевоенного времени, его внутренний мир. | 5.04 | | |
| Раздел 5. Россия на рубеже веков.- 11 ч. | | | |
25 | Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея. | 12.04 | | |
26 | Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека. | 19.04 | | |
27 | Интернет и другие современные средства массовой информации, их роль в области влияния на духовный мир человека. | 26.04 | | |
28 | Сохранение историко-культурного наследия как условие развития общества и человека. | 3.05 | | |
29 | Патриотизм как важнейшее качество российского человека. | 10.05 | | |
30 | Человек XXIвека – какой он? Его духовный мир. | 17.05 | | |
31 | Башкортостан – моя малая родина. | 24.05 | | |
32 | Россия как государство, Евразийское пространство и локальная цивилизация. | | | |
33 | Роль и место России в мире, ее духовный вклад в развитие человечества. | | | |
34 | Роль и место Башкортостана в Российской Федерации. | | | |
35 | Итоговый урок по курсу. | | | |
19