Рабочая программа по ИЗО-студии
Для детей от 11-15 лет
«РУКОЮ МАСТЕРА»
Разработала: Бабак Д.В.
2017-2018
Пояснительная записка
Направленность программы студии изобразительного творчества «Рукою мастера» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, студийной, по времени реализации – двухгодичной.
При разработке данной программы учитывался обязательный минимум содержания основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников основной школы по изобразительному искусству. Данные компоненты расширены с учетом возрастных особенностей детей и степени их подготовленности, одаренности. Преподавание по данной программе основывается на традициях русской реалистической художественной школы, быта и природных условий нашего региона.
Новизна программы состоит в том, что процесс ее реализации предполагает параллельное проведение занятий по рисунку и живописи. Такая связь, выражающаяся в сквозных темах, создает предпосылки для более полного овладения основами изобразительной грамоты, творческой самореализации обучающихся.
Занятия различными видами изобразительного искусства (рисунок и живопись) исключают однобокость в творческом развитии обучающихся, помогают приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, в век компьютерных технологий, по-прежнему не ослабевает любовь детей к изобразительному творчеству. Причина этого - в том могучем познавательном заряде, который реализуется через изобразительную деятельность и его естественное, благотворное влияние на всестороннее, гармоничное развитие личности. Учитывая требования к программам дополнительного образования на современном этапе развития российского общества, данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие у них познавательных и созидательных способностей, приобретение ими опыта самостоятельной деятельности, формирование компетентности для реализации себя в сложном меняющемся мире.
Педагогическая целесообразность. Данная программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Все дети любят рисовать, если в младшем школьном возрасте художественная деятельность самоценна, естественна и вызывает в основном положительные эмоции у ребенка, то в подростковом – оценивается уже качество работы, наглядность, оригинальность. С 11 лет спонтанность художественной деятельности сменяется осмысленным, рассудочным отношением к самому продукту труда, позднее обогащается аналитической и критической оценкой «продукта». В изобразительно-творческом процессе в этом возрасте обучающиеся обнаруживают стремление к более глубокому изучению натуры: её формы, цвета, фактуры. Подростковый возраст отличается ориентацией не только на качественное восприятие знаний, но и на активную их переработку. В 14 -15 лет происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Программа дает возможность расширить работу с детьми 11-15 лет, уже получившими начальные практические навыки и теоретические знания по рисунку, живописи и лепке в кружках изобразительного искусства, а также подростки, не имеющие практической подготовки, но желающие развить свои творческие способности.
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации личности, гармонично сочетающей в себе познавательные и созидательные способности.
Задачи:
научить основам изобразительной грамоты, сформировать практические навыки работы различными художественными материалами;
развить чувственно-эмоциональное восприятие и художественно-образное мышление обучающихся средствами разных видов изобразительного искусства в их взаимодействии;
развить умение ставить перед собой задачу и осуществлять её выполнение в процессе самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности, участия в конкурсах, творческих семинарах, выставках;
воспитывать устойчивый интерес к профессиям художника, дизайнера, архитектора через знакомство с творческим наследием выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
развить у обучающихся художественную наблюдательность, стремление к постоянному поиску в жизни материала для творческого воплощения, применять полученные в студии знания и навыки в общественно-полезной работе и других сферах человеческой жизни и деятельности.
В основу занятий положена работа с натуры, а также работа на основе наблюдений, впечатлений об окружающей действительности.
В учебный курс рисунка входит рисование геометрических тел, растений и животных, предметов культурно-бытового назначения, интерьеров, объектов архитектуры.
При обучении объемному рисованию используется методы линейно-объемного, светотеневого и тонально-живописного рисунка. Соответственно осваиваются и различные техники рисунка: карандаш, уголь, соус, сангина и др.
Большое значение уделяется овладению перспективой. Творческое усвоение перспективы дает возможность правильно изображать предметы не только с натуры, но и по памяти, и представлению. Эти навыки особенно необходимы в работе над композицией. В программе обучения рисунку большое место отведено длительной работе над натюрмортом, гипсовой формой, живой моделью. Но вместе с тем обращается внимание на приобретение навыков наброска, быстрого воспроизведения натуры в живых подвижных формах (человека, животных, птиц и т.д.).
Раздел «Графическая композиция» знакомит учащегося со средствами графики, как самостоятельного и специфического вида искусства, со стилевыми её особенностями. Обучающиеся овладевают понятиями: композиционная уравновешенность изобразительной плоскости, симметрия, ритм, масштаб изображаемого, пропорции, характер формы и её выразительность, конструкция и функциональность, перспектива, статика и движение, условность, лаконизм, настроение. Программой предусмотрено знакомство со следующими техниками: тушь, перо, граттография, гравюра с аппликации на картоне.
В основу курса живописи входит развитие способности у обучающихся видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, обучающиеся должны научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами живописи и основами цветоведения. Большое внимание уделяется творческому усвоению живописных техник, воспитанию профессиональной ответственности в отношении к художественным материалам. Учебные задания по живописи выполняются акварелью, гуашью, маслом. Основной формой обучения живописи является этюд с натуры с акцентом на цвет. Студийцы углубляют и расширяют свои знания о закономерностях света и цвета в живописи. В программе по живописи длительному натюрморту отводится ведущее место, но он не может решить весь сложный комплекс задач в этой области. Поэтому программа предусматривает работы на пленэре, изображение пейзажей, интерьеров и т. д. Особое внимание во время занятий живописью обращается на работу по памяти и по представлению, способствующую развитию активного восприятия цвета, состояния природы, гармоничного сочетания цветовых масс контрастов и т. д.
На занятиях по композиции обучающиеся знакомятся с основными средствами композиции (ритмом, симметрией, асимметрией, пропорциями и т.д.) и средствами выражения своих замыслов, приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений. Композиция, развивая образное мышление, приучает обучающихся изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением обучающихся к изображаемому индивидуальными особенностями подростков. Работа над композицией включает в себя наброски с натуры и по памяти, сбор материала для композиции, сознательный выбор техники исполнения, наиболее отвечающей замыслу. На занятиях по декоративной композиции обучающиеся знакомятся с принципами стилизации, учатся преобразовывать природные формы в декоративные.
Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе от 11 до 15 лет.
В студию подростки приходят с различной степенью подготовленности, с различным уровнем умения и навыков. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно, и слабые не тормозили наиболее подготовленных, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. В пределах группы организуются несколько подгрупп обучающихся с различным уровнем подготовки.
Срок реализации образовательной программы изостудии «Рукою мастера» - 2 года
Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны:
• индивидуальная работа с обучающимися над собственным рисунком или изделием;
• коллективная работа на одном листе или над объемной композицией, связанной общей темой;
• показ педагогом необходимых вариативных способов изображения тех или иных форм, техник;
• создание атмосферы творческого поиска для наиболее полного раскрытия того или иного художественного образа;
• просмотры, выставки, конкурсы учебных и творческих работ на уровне объединения, района, города, области.
Для активизации творческой инициативы, обогащения замысла, создания эмоциональной настроенности обучающихся перед практической работой привлекается наглядный материал (репродукции, учебные таблицы, книжные иллюстрации и т. д.). В целях активизации и увлеченности подростков занятия проводятся в форме конкурсов, посещения выставок, музеев, встречи с художниками.
В программе обучения 2 основных предмета: рисунок и живопись каждый из которых включает в себя работу с натуры и по наблюдению, композицию. Основной принцип обучения - «от простого к сложному». Программные задания располагаются в методической последовательности, усложняясь по годам обучения. Постепенно в учебных задачах повышаются требования, предъявляемые к качеству исполнения работ. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приёмы рисования, живописи. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Занятия строятся по плану:
Чтобы разнообразить форму подачи материала используются репродукции, слайды, диафильмы, хорошо иллюстрированные книги и альбомы по изобразительному искусству.
Серьезность студии сочетается с дальнейшим развитием индивидуального творческого почерка. Для более полного усвоения программы обучающимся предлагаются домашние задания по рисунку и живописи, которые представляют собой кратковременные наброски, зарисовки, этюды.
Режим занятий
Рисунок - 1 раз в неделю (2 часа), всего 72 часа
Живопись - 1 раз в неделю (2 часа), всего 72 часа
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения обучающийся будет знать:
Рисунок
правила конструктивного и перспективного построения предметов, ограниченных плоскостями (куб, призма, интерьер);
принцип перспективного построения предметов округлой формы;
об основных средствах композиции: линии горизонта, точки зрения, светлотный контраст, композиционный центр и т.д.;
градации светотени на шаре, цилиндре, кубе, элементы воздушной перспективы;
о разных графических материалах, техниках и их значении в создании художественного образа художником – графиком;
основные требования к композиционному размещению предметов при рисовании с натуры.
Живопись
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
о конструктивном построении предметов средствами живописи;
о жанрах в изобразительном искусстве;
свойства материалов для живописи (акварельные, гуашевые, масляные краски), приемы работы.
Обучающийся будет уметь:
Рисунок
компоновать рисунок;
передавать форму и пропорции геометрических фигур и бытовых предметов с их перспективными сокращениями, средствами линии и светотени, правильно размещать изображение предметов в пространстве;
пользоваться графическими средствами в тематическом рисунке;
применять сквозное построение рисунка в работе над натюрмортом для выявления характера формы и пропорций предметов сложной формы;
изображать фрагмент интерьера с простейшими предметами меблировки.
Живопись
использовать основные композиционные закономерности (контраст-нюанс, статика-динамика, ритм и т.п.) в сюжетных и декоративных композициях;
передавать фактуру предметов;
видеть цветовые отношения и передавать их в работе;
изображать свет, полутень, тень собственную и падающую;
различать цвета по цветовому тону, насыщенности, светлоте, по наличию в них теплого или холодного оттенка.
К концу второго года обучения обучающийся будет знать:
Рисунок
способы передачи на плоскости объема, пространства, материала;
основные закономерности построения головы и фигуры человека, их пропорции;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворения в художественный образ;
сведения об анатомическом строении человека.
Живопись
о роли тона в передаче формы и материальности предмета;
о светосиле цвета в воздушной среде, о рефлексах;
о процессе создания гармоничного цветового строя (колорита), реалистического живописного изображения;
о технике работы масляными красками.
Обучающийся будет уметь:
Рисунок
наблюдать и передавать пропорции частей тела, его строение, движение при рисовании, фигуры человека;
применять полученные в студии умения и навыки в общественно - полезной работе (оформление школьных праздников, стенных газет и т.п.);
активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, дизайн);
выполнять итоговую работу в форме творческого проекта.
Живопись
определять колорит натюрморта;
передавать соотношения цветов предметов в натурной постановке, пейзаже, сочетая верность передачи цвета с достижения цветовой согласованности работы в целом;
задумывать тематическую работу, находить для нее выразительное композиционное решение, выполнять ее, пользуясь эскизом и собранным материалом;
свободно владеть пластическим языком цвета на основе изобразительной грамоты.
Способы проверки результатов освоения программы
Для оценки результативности учебных занятий применяются вводной, текущий, итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Для закрепления знаний обучающихся на занятиях рисунком и живописью используются различные упражнения (живописные, графические, пластические). После каждого завершенного задания обязателен просмотр и обсуждение работ. Итоговый контроль проводится в форме выставок, творческих конкурсов работ обучающихся. Четыре раза в год проводится просмотр всех видов работ. Лучшие работы отбираются в методический фонд, который используется как наглядное пособие и дидактический материал. При оценке готовых работ учитываются следующие качества:
грамотность передачи пропорций, формы, явлений перспективы и освещения, движения при изображении животных и человека;
композиционное и общее цветовое решение работы (колористические достоинства);
техника исполнения работы;
завершенность работы.
Итогом выполнения программы студии «Рукою мастера» является самостоятельная работа в форме творческого проекта. Приложение № 15.
Первый год обучения
I. Вводное занятие – 2 часа
Введение в образовательную программу. Показ работ выполненных выпускниками студии. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка МОУ Центр. Выполнение графических и живописных упражнений с целью выявления степени подготовленности обучающихся. Занятие вводное. Инструкции по технике безопасности, свод правил, иллюстрации, образцы работ.
I.Рисунок. – 64 часа
1.Аналитическое рисование отдельных предметов – 14 часов
Тема. Рисунок шахматной доски. 2 часа.
Практическое знакомство с методом последовательного изображения квадрата, формирование понятий: осевые линии, центральная точка, симметрия (листа, предмета). Деление отрезка на две, четыре, восемь частей. Форма занятий: практическая работа, беседа. Материалы: бумага, графитный карандаш.
Тема. Рисунок плоского орнамента (круг в квадрате). 2 часа
Практическое знакомство с методом последовательного изображения круга. Отработка умений и навыков, полученных на предыдущем занятии. Занятие практическое. Материалы: бумага, карандаш
Тема. Рисунок куба (каркасного и гипсового). 2 часа.
Формирование умения строить на плоскости внутреннюю конструкцию объёмных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек. Сообщение сведений по наглядной перспективе (линия горизонта. точка схода, картинная плоскость, центральный луч зрения и т.д. Комбинированное занятие. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок цилиндра. 2 часа.
Изучение правил перспективного изображения предметов округлой формы. Последовательность изображения «от общего к частному», перспектива окружности.
Фронтальная работа со всей группой. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Построение предметов комбинированной формы. 2 часа
Передача Фомы и конструкции предметов комбинированной формы. Понятие о симметрии. Рубка форм при помощи преломления прямых линий. Градация светотени. Занятие – знакомство с новой темой.Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок орнамента с гипсового образца «Звезда». 2 часа
Закрепление полученных знаний и навыков построения симметричной фигуры. Тоновая шкала. Занятие по систематизации и обобщению знаний.Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Наброски птиц 2 часа
Размещение двух набросков на одном листе, передача пропорций, характерного движения, особенности строения птицы, фактуры оперения. Практическая работа. Материалы: бумага, уголь.
Натюрморт. Длительные постановки– 30 часов
Тема. Натюрморт из двух геометрических фигур.( шар, цилиндр). 4 часа
Формировать умение строить предметы в угловой перспективе, передавать пропорции, характер формы. Передача объема с помощью светотени. Комбинированное занятие. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Натюрморт из трех геометрических фигур. 6 часов
Линейно-конструктивное построение предметов с учётом перспективы, передачи объёма с помощью светотени. Практическое занятие.Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Натюрморт из двух предметов с драпировкой. 6 часов.
Передача фактуры, материальности предметов. Закрепление полученных знаний, отработка навыков. Материалы: бумага, простой карандаш.
Тема. Натюрморт из бытовых предметов с драпировкой. 10 часов.
Использование драпировки для передачи характера постановки. Практическое занятие с использованием видеоматериалов и иллюстраций по формированию умения правильно изображать предметы в угловой перспективе, передавать форму, объём с помощью светотени. Материалы: бумага, простой карандаш.
Тема. Натюрморт с чучелом птицы. 4 часа.
Композиционное решение предметов в листе, линейно-конструктивное построение, светотеневое решение с учётом полученных знаний. Занятие-практикум. Материалы: бумага, простой карандаш.
Пленэрные зарисовки. 6 часов.
Тема. Перспектива улицы .2 часа
Закрепление знаний по перспективе и умений передавать глубину пространства в рисунке. Занятие по обобщению знаний. Материалы бумага, карандаш, уголь.
Тема. Рисунок парковой аллеи 4 часа.
Изучение пространства с малыми архитектурными формами, растительностью и людьми. Занятие по обобщению знаний
Материалы: бумага, уголь, сангина
Рисунок интерьера . 6 часов
Тема. Рисунок фрагмента интерьера с предметами меблировки. 6 часов.
Формирование умений применять правила построения предметов в угловой перспективе, выбирать точку зрения, применять метод визирования и натуральный масштаб при рисовании с натуры. Занятие по углублению знаний. Материалы: бумага, простой карандаш.
Графическая композиции. 8 часов.
Тема. Рисунок на восковой подкладке. 2 часа
Знакомство с творчеством художников-графиков Виды гравюры. Самостоятельный выбор темы, сюжета. Работа в технике граттографии.
Тема. Гравюра с аппликации на картоне. 2 часа
Знакомство с со средства графики ( выразительность силуэта, контраст светлого и тёмного, пятна и линии). Разработка эскиза, выполнение клише, печать.Материалы: бумага, картон, типографская краска.
Тема. Буква – образ. 2 часа.
Общие сведения о шрифтах. Понятие о гарнитуре шрифта. Работа над отдельным знаком
Материалы: бумага, тушь, перо.
Тема. Декоративный натюрморт. 2 час.
Формирование умения использовать в декоративном натюрморте средства композиции: акцент, ритм, пропорции, равновесие, контраст, целостность.
Материалы: бумага, черная и белая гуашь.
II.Живопись. 64 часа
1.Кратковременные этюды
Тема. Этюд осенних листьев. 2 часа
Знакомство с основами цветоведения, с основными и дополнительными цветами, теплыми и холодными цветами. Материалы: акварель
Тема. Этюд цветов в синей вазе. 2 часа.
Цветовая лепка объемных предметов различного материала с ясно выраженными цветными рефлексами. Материалы: акварель
Тема. Натюрморт с геометрическими телами (куб, шар)2 часа.
Формирование умения изображать цветом объем гипсовых геометрических тел. Материалы: акварель.
Тема. Этюд с комнатным растением. 2 часа.
Формировать умение прорабатывать форму, передавать детали. Понятие о тоне и светлоте. Материалы: акварель.
Тема. Этюд с фруктами и овощами. 2 часа.
Сформировать понятие о роли цветовых отношений. Выявление материальных свойств изображаемых предметов.
Материал: акварель.
Натюрморты. Длительные постановки .26 часов
Тема. Натюрморт с тыквой на драпировке, холодной по тону. 6 часов.
Сформировать умение находить композиционный центр. Закрепить знание о тепло-холодности в живописи, о рефлексах.
Материалы: акварель.
Тема. Натюрморт с чайником на драпировке, теплой по тону. 8 часов.
Сформировать понятие о колорите как общем цветовом строе картины.
Материалы: акварель.
Тема. Натюрморт с чучелом птицы. 6 часов
Сформировать наблюдательность в оценке и выявлении главного, без детальной проработки, передача фактуры оперения птицы.
Материалы: акварель.
Тема. Праздничный натюрморт. 6 часа.
Выработать умение увидеть и передать наиболее характерное в колористическом строе натюрморта в целом.
Материалы: акварель.
Пленэрные этюды. 6 часов
Тема. Перспектива аллеи парка. 2 часа.
Формировать умение строить пространство, передавать плановость, глубину изображения.
Материалы: акварель.
Тема. Перспектива улицы. 2 часа.
Композиция пейзажа. Равновесие масс, составляющих пейзаж. Ритмичное чередование темных и светлых силуэтов различных объектов.
Материалы: акварель, гуашь.
Тема. Городской пейзаж. 2 часа.
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.
Подчинение общего цветового строя пейзажа, его колорита, состояния освещения.
Материалы: акварель, гуашь.
Интерьер. 6 часов.
Тема. Фрагмент интерьера выставочного зала. 6 часов
Формировать умения передавать глубину пространства, объём предметов обстановки, освещенность, цвет.
Материалы: акварель, гуашь.
Декоративная композиция. 16 часов
Тема. Декоративный натюрморт с ракушкой. 6 часов.
Цели и задачи: Развитие фантазии и воображения, решение декоративных задач: яркость цвета, ритмика пятен, выявление композиционного центра.
Материал: гуашь.
Тема. Декоративный натюрморт с экзотическими фруктами. 6 часов.
Цели и задачи: Решение декоративных задач: яркость цвета, контраст.
Материал: гуашь.
Тема. Эскиз росписи посуды. 4 часа.
Цели и задачи: Формирование понятия о стилизации как о преобразовании природных форм в декоративные. Выполнение эскиза росписи керамической посуды.
Материал: гуашь.
Второй год обучения
I. Вводное занятие. 2 часа.
Введение в образовательную программу. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка МОУ Центр. Просмотр и обсуждение летних работ. Занятие теоретическое. Материалы: инструкции по технике безопасности, свод правил, иллюстрации, образцы работ.
Рисунок. 64 часа.
1. Рисунок гипсовых моделей . (Нос, глаза, ухо). 12 часов
Тема. Рисунок гипсовой модели уха. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомической формы уха. Материалы: бумага, карандаш
Тема. Рисунок гипсовой модели носа. 4 часа.
Формирование умения смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы (призма). Материалы: бумага, карандаш.
Тема Рисунок гипсовой модели глаз. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомической формы глаза. Материалы: бумага, карандаш.
2. Рисунок гипсовых моделей головы 12 часов
Тема. Рисунок черепа в 3-х положениях. 4 часа.
Практическое изучение средствами рисунка анатомии головы человека.Материалы:
Бумага, простой карандаш.
Тема. Рисунок гипсовой головы без проработки деталей. 4 часа.
Знакомство с объемно-пространственной структурой формы головы человека. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок гипсовой головы с проработкой деталей. 4 часа.
Формирование умения изучать, анализировать форму головы человека и передавать в рисунке ее конструкцию, движения, объём с помощью линейно-конструктивного построения и светотени. Материалы: бумага, карандаш.
3. Изображение человека 12 часов
Тема. Рисунок головы с живой натуры. 4 часа.
Формирование умения передавать в рисунке индивидуальный характер и выразительность конкретного человеческого лица, то есть создавать образ человека. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Зарисовки кисти руки и стопы в различных положениях. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомического строения рук, стопы человека, передача пропорций, объема с помощью линейно-конструктивного построения и светотени. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Наброски головы и фигуры человека в разных ракурсах. 4 часа.
Формирование умения быстро и верно схватывать и передавать в наброске пропорции, характер формы и движения головы, фигуры человека. Материалы: уголь, сангина, мел.
4. Рисунок интерьера. 6 часов.
Тема. Фрагмент интерьера жилой комнаты . 2 часа
Закрепление умений применять правила построения предметов в угловой перспективе. Материалы: бумага, карандаш, соус.
Тема. Фрагмент интерьера с лестницей. 4 часа
Развитие умений и навыков передавать в рисунке красоту, функции и масштаб интерьера архитектурного сооружения с учетом особенностей зрительного восприятия. Материалы: бумага, карандаш, соус.
5. Изображение пейзажа и архитектуры. 14 часов.
Тема. Пленэрные зарисовки. 6 часов. Формирование умений изображать пространство с малыми архитектурными формами, растительностью, людьми. Материалы: бумага, карандаш, уголь.
Тема. Зарисовки архитектурных сооружений. 8 часов.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.Материалы: бумага, карандаш, уголь.
6.Графическая композиция. 8 часов.
Тема. Шрифтовой плакат. 4 часа.
Знакомство с искусством плаката. Композиция шрифтового плаката. Понятие о гарнитуре шрифта. Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Эскиз пригласительного билета. 4 часа.
Самостоятельный выбор темы, закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии.
Материалы: бумага, гуашь.
Живопись. 64 часа.
Кратковременные этюды. 6 часов.
Тема. Этюд розы на драпировке холодной по тону . 2 часа.
Выявление цветовых градаций светотени, световые контрасты, границы формы, соотношения теплых и холодных цветов. Материалы: бумага, акварель.
Тема. Этюд с арбузом. 2 часа. Развитие способностей видеть цветовые отношения во всем многообразии и богатстве красок. Материалы: бумага, акварель.
Тема. Этюд с овощами. 2 часа.
Формирование умения находить колористическое решение натюрморта, передавать объем, фактуру и материальность предметов цветом.Материалы: бумага, акварель.
Натюрморты. Длительные постановки. 20 часов.
Тема. Натюрморт с самоваром. 10 часов
Развитие умения находить верное колористическое решение тональных отношений и пространственное положение элементов натюрморта.
Материалы: Бумага, акварель, гуашь.
Тема. Натюрморт со старинными предметами. 4 часа.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Материалы: Бумага, акварель, гуашь.
Тема. Натюрморт с хризантемами. 6 часов.
Развитие умения передавать красоту природных форм, знакомство с техникой письма масляными красками. Материалы: картон, масло.
Изображение пейзажа и архитектуры. 10 часов.
Тема. Пленэрные этюды. 4 часа.
Развитие умения устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на различных планах, одновременно держа их в поле зрения. Материалы: Бумага, акварель, гуашь.
Тема. Композиция «Улицы Царицына». 6 часов.
Развитие умения использовать в работе собранные по теме материалы, планировать работу, выбирать сюжеты, технику исполнения, закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по рисунку и живописи. Материалы: акварель, гуашь.
3. Изображение человека. 14 часов.
Тема. Наброски фигуры человека в разных ракурсах. 2 часа.
Развитие умения передавать в быстром наброске общие впечатления от натуры, ее характерные особенности, движения. Материалы: бумага, акварель, кисть.
Тема. Этюд фигуры на фоне драпировок. 4 часа.
Закрепление знаний, полученных на занятиях по рисунку и живописи.Материалы: картон, масло.
Тема. Этюды головы человека в различных ракурсах. 4 часа.
Закрепление умения выполнять объемно-пространственное построение головы и ее частей, детальная проработка. Материалы: картон, масло.
Тема. Этюд головы человека с плечевым поясом. 4 часа.
Развитие умения работать над живописью головы с плечевым поясом цветовыми отношениями. Материалы: картон, масло.
4. Декоративная композиция. 14 часов
Тема. Эскиз росписи стеклянной посуды. 2 часа.
Развитие умения создавать орнаментальную композицию, используя зарисовки растений и цветов. Применение средств композиции над декоративным произведением. Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Декоративный натюрморт. 8 часов.
Решение декоративных задач, яркость цвета, ритмика пятен, контраст.Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Эскиз для батика. 4 часа.
Развитие фантазии и воображения, преображение растительных форм в декоративные.
Материалы: акварель, гуашь.
Выставки – 10
Итоговые выставки - 4
Заключительное занятие 2 часа
Подведение итогов обучения по программе.
Литература
1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – С.П. КАРО , 2004.
2. Алянский Ю.Л. Рассказы о русском музее – Л. Искусство ,1987.
3. Аллахвердова Е. Л. Батик, глина , дерево – М. Астрель ,2001.
4.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты – М. Просвещение ,1988.
5. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись – М. Высшая школа .1992. 6. Колышев Ю. Б. Методика довузовской подготовки по рисунку – Волгоград ,2004 . 7.Ломоносова М.Т. Графика и живопись- М. АСТ Астрель, 2003 8. Майорова Н. ,Скоков Г. История русской живописи – М. Белый город ,2006.
9. Под ред. Максимова О. Как писать масляными красками – М. АСТ Астрель ,2004. 10.Паранюшкин Р. В. Композиция – Р.- на- Д. Феникс , 2005.
11. Станьер П.,Розенберг Т. Практический курс рисования –Минск Попурри,2002.
12. Скребцова Т. О. Фантазии со стеклом Р.- на- Д. Феникс, 2006
13. Шитов Л.А. Живопись – М. Просвещение ,1995
14.Шуллер Г. Тоскана и Прованс. Акриловая живопись. Холсты на подрамниках.- М. АРТ Родник, 2007.