СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии по разделу "Клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 1ч в неделю, в календарно-тематическом планировании представлены лабораторные работы, которые наглядно подтверждают свойства основных компонентов клетки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии по разделу "Клетка"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г.Москвы «Школа № 2026»


Рассмотрено Рассмотрено и Утверждаю

на заседании МО рекомендовано приказ № __6___

учителей на заседании МС от « »_08____2017 г

естественнонаучного цикла протокол № _1__ Директор школы

протокол № _1___ « »_______2017 г. ________/Матвеева Е.Ю./

от «» 2017 г Руководитель МС

Руководитель МО ______/Скоромная Т.И./


___/Мартитросян И.Х./




Элективный курс

Эколого-биологической направленности

Строение клетки (7 класс)




Составил: Учитель биологии и химии

Полина Е.В.



Москва,2017г.

Пояснительная записка

Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Основной форма деятельности - химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 7 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.

Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.

Продолжительность курса составляет 17 часов. Для более успешной реализации поставленных целей занятия следует проводить ежедневно, в течение одного полугодия.

Цели и задачи программы:  

  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;

  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой  активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;

  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;

  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни,  развивать интерес к предмету;

  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Содержание программы

  Вводное занятие  (1 ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 2 Строение клетки(8 ч)

Знакомство учащихся с строением клетки, обучение постановке опытов и фиксации результатов

Базовые понятия: Химический состав клетки, строение клетки, основные части клетки, органоиды, органы передвижения живых организмов, ферменты, включения.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема3.Химический состав клетки (6 ч.)

Знакомство учащихся с процессами жизнедеятельности живых организмов.

Базовые понятия: дыхание, питание, транспирация ,витамины

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Итоговое занятие (1ч.)

Учебно-тематический план

п/п

наименование темы

количество часов

из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

-

3

Строение клетки

8

2

6

4

Химический состав клетки

6

2

4


Итоговый урок

1

1

-


Итого:

17 ч

10ч



Ожидаемые результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений;

- исследовать свойства изучаемых веществ;

- проводить простейшие операции с веществом;

- определять тип среды у различных веществ;

- работать с лабораторным оборудованием;

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

- знать значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

- уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

 для учащихся:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

  2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.

  3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

для учителя:

  1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г

  3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.

  4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

  5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета:   http://school-collection.edu.ru/

                           http://www.xumuk.ru/

  http://www.openclass.ru/

  http://www.vokrugsveta.ru/

  http://ru.wikipedia.org/wiki/

























Календарно-тематическое планирование

дата

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые личностные результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Оценивание деятельности учащихся

обучающийся научится

обучающийся получит возможность научиться

1.Вводное занятие  (1 ч.)


1

Химические знания в повседневной жизни человека.

Изучение нового материала

Определять роль и значение химических знаний в жизни человека.

Познакомить с краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с  нормами родного языка

Стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Просмотр видеофильма «Химия и жизнь»

Составить схему «Области применения химических знаний»

2.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1ч.)


2

Изучение правил техники безопасности.

Изучение нового материала

Организовать знакомство с методами изучения природы, лабораторным оборудованием в кабинете химии.

Ознакомление с предметами лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия.

Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к предмету.

Знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места.

Оформление письменного отчета.

3.Строение клетки (8 ч.)


3

Органоиды клетки: классификация

Изучение нового материала

Классификация органоидов клетки на одномембранные и двумембранные, устанавливают значение для жизнедеятельности клетки

Знакомство с первооткрывателями органоидов клетки.

Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения и планировать личную учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний.


Составляют схему «Органоиды клетки»

Схема «Органоиды клетки»


4

Роль цитоплазматической мембраны: плазмолиз и деплазмолиз. Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз»

Урок-практикум

Определяют физические свойства цитоплазмы, выделяют основные функции цитозоль для жизнедеятельности клетки.

Выделяют процессы жизнедеятельности клетки, проходящие в цитоплазме.

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете .

Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы.

Выполнение лабораторной работы по инструкции.

Письменный отчет о проделанной работе


5

Свойства цитоплазмы

Лабораторная работа№2 «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы для веществ клеточного сока».


Урок-практикум

Выявить главное свойство цитоплазмы, изучить механизмы регулирования постоянства состава клетки. Сравнить признаки живого и неживого на клеточном уровне.

Познакомиться с трудами автора ,впервые давшим понятие «гомеостаз».

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий.

Выполнение лабораторной работы по инструкции.

Письменный отчет о проделанной работе.


6

Свойства цитоплазмы

Лабораторная работа №3 «Избирательное накопление нейтрального красного в закончивших рост клетках листа лука».


Урок-практикум

Выявить главное свойство цитоплазмы, изучить механизмы регулирования постоянства состава клетки.

Отработать навыки по изготовлению микропрепарата.

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете .

Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы.

Выполнение лабораторной работы по инструкции.

Письменный отчет о проделанной работе.


7

Ядро

Изучение нового материала

Сравнить живые организмы по наличию ядра, определить их в разные таксономические еденицы.

Изучить строение и значение ядра для жизнедеятельности клетки, познакомиться с историей изучения ядра, определить значимость биотехнологии в жизни человека.

Обсуждать проблему урока, выделение ключевых понятий, работа с терминами. Формирование приемов работы с информацией. Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебников, слайды, обобщать результаты, делать выводы.


Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Подготовить презентацию о клонировании организмов.

Презентация


8

Вакуоли

Лабораторная работа № 4«Выделение воды из клубня картофеля, опущенного в глицерин»

Урок-практикум

Характеризовать строение, значение и роль вакуолей в клетке.

Отработать основные этапы работы с микроскопом.

Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете.

Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы.

Выполнение лабораторной работы по инструкции.

Письменный отчет о проделанной работе


9

Что такое осмос?

Лабораторная работа №5 «Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом».


Урок-практикум

Познакомиться с понятием «Осмос», изучить показатели, влияющие на осмос.

Привести экспериментальные доказательства наличия осмотического давления у животных, провести анализ научной литературы.

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете .

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, овладение  приемами практической деятельности.

Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов.

Письменный отчет о проделанной работе


10

Органы передвижения живых организмов.

Лабораторная работа № 6 « Наблюдение за передвижениями одноклеточных организмов»


Урок-практикум

Сравнить органы передвижения у одноклеточных и многоклеточных организмов, выявить отличительные признаки .

Изучить способы выращивания инфузорий –т уфельки в лаборатории, классифицировать органы передвижения по происхождению.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.

Формируют любовь и оптимизм к природе и окружающему миру.

Составить список гомологичных и аналогичных органов передвижения животных.

Письменный отчет.

4.Химический состав клетки (6 ч. )


11

Химические элементы в живой клетке

Изучение нового материала

Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия : Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы

Характеризуют методы Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира цитологии.

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Умение работать с текстом, выделять главное, правильно оформить письменную работу. Овладение способами саморегуляции учебной деятельности.

Формируют экологическое сознание  и позитивное отношение к органическому миру.

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

Письменный отчет о проделанной работе.


12

Белки - основа жизни.

Лабораторная работа№7«Выделение запасных белков и изучение их свойств»


Урок-практикум

Характеризуют значение белков для живых организмов, структурой и функциями белков.

Знакомство с историей изучения белков, сравнивать обратную и прямую денатурацию, условия ее протекания.

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете.

Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы.

Составить список незаменимых аминокислот, выявить их в продуктах питания.

Составить список продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты.


13

Углеводы в клетках.

Лабораторная работа № 8 « Образование сахаров при прорастании семян».

Урок-практикум

Характеризовать класс углеводов, сравнивать физические и химические свойства разных сахаров.

Познакомиться с интересными фактами о сахаре, изучить роль углеводов для жизнеобеспечения клетки.

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете.

Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний.

Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов

Письменный отчет


14

Жиры и включения в клетках

Изучение нового материала

Выявить места накопления жиров в клетке, способы выведения из клетки, роль включений в жизнедеятельности клетки.

Сравнить включения клеток разных систематических групп, дать характеристику насыщенным и ненасыщенным маслам.

Рассматривать и обсуждать материалы, делать выводы Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника. Структурировать учебный материал, готовить проекты, презентации.


Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний.

Создали модели «Клетка»

Создание модели «Клетка»


15

Значение воды в клетках живых организмов.

Лабораторная работа №9« Определение содержания воды и сухого вещества в растительном материале»

Урок-практикум

Определять роль воды для живых организмов, ее строение и свойства.

Овладение составляющими исследовательской деятельности

Обсуждать способы оформления результатов исследования. Формирование приемов работы с информацией. Проводить самооценку личных учебных достижений. Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника, обобщать результаты, делать выводы.


Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся, овладение  приемами практической деятельности

Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов.

Письменный отчет о проделанной работе


16

Витамины. Лабораторная работа №10 « Определение витамина С в яблочном соке»

Комбинированный урок

Классифицировать витамины по растворимости и усвояемость, выявить содержание в продуктах питания, последствия при недостатке или избытке витаминов.

Знакомство с историей открытия витаминов.

Овладение составляющими исследовательской деятельности. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Формирование приемов работы с информацией. Проводить самооценку личных учебных достижений.

Воспитание бережного отношения к растениям, животным, окружающему нас миру.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Письменный отчет о проделанной работе


17

Итоговое занятие — защита проектов

Урок-контроль

Находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей деятельности; адаптировать научные знания к целям и задачам региона.

Объяснять взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах.

Представлять изученный материал,  овладение навыками оформления работы по биологии письменно. Уметь слушать и объективно оценивать других, участвовать в дискуссии.

Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний, интеллектуальных умений: 

Выступление и защита проекта

Оценка деятельности учащихся


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!