Государственное бюджетное образовательное учреждение
г.Москвы «Школа № 2026»
Рассмотрено Рассмотрено и Утверждаю
на заседании МО рекомендовано приказ № __6___
учителей на заседании МС от « »_08____2017 г
естественнонаучного цикла протокол № _1__ Директор школы
протокол № _1___ « »_______2017 г. ________/Матвеева Е.Ю./
от «» 2017 г Руководитель МС
Руководитель МО ______/Скоромная Т.И./
___/Мартитросян И.Х./
Элективный курс
Эколого-биологической направленности
Строение клетки (7 класс)
Составил: Учитель биологии и химии
Полина Е.В.
Москва,2017г.
Пояснительная записка
Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Основной форма деятельности - химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 7 классов является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.
Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.
Продолжительность курса составляет 17 часов. Для более успешной реализации поставленных целей занятия следует проводить ежедневно, в течение одного полугодия.
Цели и задачи программы:
расширение и углубление знаний учащихся по химии;
развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 2 Строение клетки(8 ч)
Знакомство учащихся с строением клетки, обучение постановке опытов и фиксации результатов
Базовые понятия: Химический состав клетки, строение клетки, основные части клетки, органоиды, органы передвижения живых организмов, ферменты, включения.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема3.Химический состав клетки (6 ч.)
Знакомство учащихся с процессами жизнедеятельности живых организмов.
Базовые понятия: дыхание, питание, транспирация ,витамины
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование темы | количество часов | из них |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | - |
3 | Строение клетки | 8 | 2 | 6 |
4 | Химический состав клетки | 6 | 2 | 4 |
| Итоговый урок | 1 | 1 | - |
| Итого: | 17 ч | 7ч | 10ч |
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения являются следующие умения:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- исследовать свойства изучаемых веществ;
- проводить простейшие операции с веществом;
- определять тип среды у различных веществ;
- работать с лабораторным оборудованием;
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;
- знать значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;
- уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
для учащихся:
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
http://www.vokrugsveta.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематическое планирование |
дата | № | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Оценивание деятельности учащихся |
обучающийся научится | обучающийся получит возможность научиться |
1.Вводное занятие (1 ч.) |
| 1 | Химические знания в повседневной жизни человека. | Изучение нового материала | Определять роль и значение химических знаний в жизни человека. | Познакомить с краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка | Стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности. | Просмотр видеофильма «Химия и жизнь» | Составить схему «Области применения химических знаний» |
2.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1ч.) |
| 2 | Изучение правил техники безопасности. | Изучение нового материала | Организовать знакомство с методами изучения природы, лабораторным оборудованием в кабинете химии. | Ознакомление с предметами лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов. | Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия. | Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к предмету. | Знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места. | Оформление письменного отчета. |
3.Строение клетки (8 ч.) |
| 3 | Органоиды клетки: классификация | Изучение нового материала | Классификация органоидов клетки на одномембранные и двумембранные, устанавливают значение для жизнедеятельности клетки | Знакомство с первооткрывателями органоидов клетки. | Умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения и планировать личную учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных учебных достижений. | Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний. | Составляют схему «Органоиды клетки» | Схема «Органоиды клетки» |
| 4 | Роль цитоплазматической мембраны: плазмолиз и деплазмолиз. Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз» | Урок-практикум | Определяют физические свойства цитоплазмы, выделяют основные функции цитозоль для жизнедеятельности клетки. | Выделяют процессы жизнедеятельности клетки, проходящие в цитоплазме. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете . | Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Письменный отчет о проделанной работе |
| 5 | Свойства цитоплазмы Лабораторная работа№2 «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы для веществ клеточного сока». | Урок-практикум | Выявить главное свойство цитоплазмы, изучить механизмы регулирования постоянства состава клетки. Сравнить признаки живого и неживого на клеточном уровне. | Познакомиться с трудами автора ,впервые давшим понятие «гомеостаз». | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Письменный отчет о проделанной работе. |
| 6 | Свойства цитоплазмы Лабораторная работа №3 «Избирательное накопление нейтрального красного в закончивших рост клетках листа лука». | Урок-практикум | Выявить главное свойство цитоплазмы, изучить механизмы регулирования постоянства состава клетки. | Отработать навыки по изготовлению микропрепарата. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете . | Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Письменный отчет о проделанной работе. |
| 7 | Ядро | Изучение нового материала | Сравнить живые организмы по наличию ядра, определить их в разные таксономические еденицы. | Изучить строение и значение ядра для жизнедеятельности клетки, познакомиться с историей изучения ядра, определить значимость биотехнологии в жизни человека. | Обсуждать проблему урока, выделение ключевых понятий, работа с терминами. Формирование приемов работы с информацией. Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебников, слайды, обобщать результаты, делать выводы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению. | Подготовить презентацию о клонировании организмов. | Презентация |
| 8 | Вакуоли Лабораторная работа № 4«Выделение воды из клубня картофеля, опущенного в глицерин» | Урок-практикум | Характеризовать строение, значение и роль вакуолей в клетке. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. | Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете. | Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы. | Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Письменный отчет о проделанной работе |
| 9 | Что такое осмос? Лабораторная работа №5 «Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом». | Урок-практикум | Познакомиться с понятием «Осмос», изучить показатели, влияющие на осмос. | Привести экспериментальные доказательства наличия осмотического давления у животных, провести анализ научной литературы. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете . | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, овладение приемами практической деятельности. | Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов. | Письменный отчет о проделанной работе |
| 10 | Органы передвижения живых организмов. Лабораторная работа № 6 « Наблюдение за передвижениями одноклеточных организмов» | Урок-практикум | Сравнить органы передвижения у одноклеточных и многоклеточных организмов, выявить отличительные признаки . | Изучить способы выращивания инфузорий –т уфельки в лаборатории, классифицировать органы передвижения по происхождению. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. | Формируют любовь и оптимизм к природе и окружающему миру. | Составить список гомологичных и аналогичных органов передвижения животных. | Письменный отчет. |
4.Химический состав клетки (6 ч. ) |
| 11 | Химические элементы в живой клетке | Изучение нового материала | Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия : Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы | Характеризуют методы Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира цитологии. | Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Умение работать с текстом, выделять главное, правильно оформить письменную работу. Овладение способами саморегуляции учебной деятельности. | Формируют экологическое сознание и позитивное отношение к органическому миру. | Учатся работать с инструкциями, оборудованием | Письменный отчет о проделанной работе. |
| 12 | Белки - основа жизни. Лабораторная работа№7«Выделение запасных белков и изучение их свойств» | Урок-практикум | Характеризуют значение белков для живых организмов, структурой и функциями белков. | Знакомство с историей изучения белков, сравнивать обратную и прямую денатурацию, условия ее протекания. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете. | Развитие любознательности, практических навыков, формирование интереса к изучению природы. | Составить список незаменимых аминокислот, выявить их в продуктах питания. | Составить список продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты. |
| 13 | Углеводы в клетках. Лабораторная работа № 8 « Образование сахаров при прорастании семян». | Урок-практикум | Характеризовать класс углеводов, сравнивать физические и химические свойства разных сахаров. | Познакомиться с интересными фактами о сахаре, изучить роль углеводов для жизнеобеспечения клетки. | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат Строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете. | Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний. | Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов | Письменный отчет |
| 14 | Жиры и включения в клетках | Изучение нового материала | Выявить места накопления жиров в клетке, способы выведения из клетки, роль включений в жизнедеятельности клетки. | Сравнить включения клеток разных систематических групп, дать характеристику насыщенным и ненасыщенным маслам. | Рассматривать и обсуждать материалы, делать выводы Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника. Структурировать учебный материал, готовить проекты, презентации. | Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний. | Создали модели «Клетка» | Создание модели «Клетка» |
| 15 | Значение воды в клетках живых организмов. Лабораторная работа №9« Определение содержания воды и сухого вещества в растительном материале» | Урок-практикум | Определять роль воды для живых организмов, ее строение и свойства. | Овладение составляющими исследовательской деятельности | Обсуждать способы оформления результатов исследования. Формирование приемов работы с информацией. Проводить самооценку личных учебных достижений. Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника, обобщать результаты, делать выводы. | Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся, овладение приемами практической деятельности | Выполнение лабораторной работы по инструкции, анализ результатов. | Письменный отчет о проделанной работе |
| 16 | Витамины. Лабораторная работа №10 « Определение витамина С в яблочном соке» | Комбинированный урок | Классифицировать витамины по растворимости и усвояемость, выявить содержание в продуктах питания, последствия при недостатке или избытке витаминов. | Знакомство с историей открытия витаминов. | Овладение составляющими исследовательской деятельности. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Формирование приемов работы с информацией. Проводить самооценку личных учебных достижений. | Воспитание бережного отношения к растениям, животным, окружающему нас миру. | Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Письменный отчет о проделанной работе |
| 17 | Итоговое занятие — защита проектов | Урок-контроль | Находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей деятельности; адаптировать научные знания к целям и задачам региона. | Объяснять взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах. | Представлять изученный материал, овладение навыками оформления работы по биологии письменно. Уметь слушать и объективно оценивать других, участвовать в дискуссии. | Формирование целостного мировоззрения на основе развития биологических знаний, интеллектуальных умений: | Выступление и защита проекта | Оценка деятельности учащихся |