Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Математика 5 класс» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011
- Авторская программа по предмету: Зубарева И.И., Борткевич Л.К. Примерная рабочая программа изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс «Математика, 6 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2014
Все учебники линии А.Г.Мордковича соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях и включены в Федеральный перечень.
Учебно-методический комплекс И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович для 5-6 класса соответствует требованиям стандарта образования, удобный, хорошо иллюстрированный. Подходит для обучения детей с различным уровнем подготовки. Учебник успешно реализовывает идею дифференцированного подхода к обучению, благодаря разноуровневым заданиям, в то же время стиль изложения доступный, изложение характеризуется четкостью, алгоритмичностью.
Основой построения курса математики V классов являются программа И. И. Зубарева, идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л. С. Выготским, Л. В. Занковым и другими.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Курс математики 5 класса включает следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся выделять комбинации, отвечающие заданным условиям, осуществлять перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Место учебного предмета, курса в учебном плане; количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа (в год, в неделю)
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.
В процессе обучения используются следующие методы технологий обучения:
выделяемые по источнику знаний: словесные, наглядные и практические методы обучения;
методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся: репродуктивные, проблемно-поисковые и самостоятельная работа учащихся;
сочетание методов проблемного обучения: исследовательский метод, метод проблемного изложения, метод эвристического обучения;
метод программированного обучения содержит сочетание следующих методов: логико-алгоритмический метод, программированное обучение, компьютеризация обучения;
методы научного познания в обучении математике: наблюдение, опыт и измерение, анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение, абстрагирование и конкретизация, математическое моделирование в процессе обучения математике;
элементы технологии личностно-ориентированного обучения при разработке и использовании таких методов работы как проверка остаточных знаний, тестирование, разноуровневая самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, индивидуальная домашняя работа, творческий проект;
к методам этапа Восприятия-усвоения относятся методы монологически диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседу; визуального изучения явлений: демонстрацию и иллюстрацию; самостоятельную работу с источниками: работу с учебником и задачниками, пользование справочной литературой, компьютером, упражнение, взаимообучение, опорный конспект; в группу методов Восприятия-усвоения входят также способы самостоятельного, под руководством учителя, добывания учениками учебно-научной информации. К ним относится работа учащихся с учебником, задачником, компьютером, калькулятором;
к методу Восприятия-воспроизведения относятся: проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, тестирование;
к методам этапа Воспроизведения-выражения относятся: самостоятельный поиск, исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровье сберегающие технологии
- ИКТ
В ходе выполнения программы предлагаются следующие формы контроля, проверки и оценки результатов: предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.
В зависимости от специфики организационных форм применяется контроль: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный) и самоконтроль учащихся, а также внешний (со стороны учителя), взаимный (между учащимися) и самоконтроль.
Выделяют следующие основные методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа и др.); письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.); практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).
Средства проверки – безмашинные.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
• работа выполнена полностью;
• в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
• допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
• допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
• возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
• незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
• незнание наименований единиц измерения;
• неумение выделить в ответе главное;
• неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
• неумение делать выводы и обобщения;
• неумение читать и строить графики;
• неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
• потеря корня или сохранение постороннего корня;
• отбрасывание без объяснений одного из них;
• равнозначные им ошибки;
• вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
• неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
• неточность графика;
• нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
• нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
• неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
• нерациональные приемы вычислений и преобразований;
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
В программе запланировано 12 контрольных работ.
Стартовая контрольная работа
Контрольная работа №1 «Натуральные числа»
Контрольная работа №2 « Действия с натуральными числами»
Контрольная работа № 3 «Упрощение выражений»
Контрольная работа за I полугодие.
Контрольная работа № 4 «Обыкновенные дроби»
Контрольная работа № 5 « Действия с дробями»
Контрольная работа № 6 «Геометрические фигуры»
Контрольная работа № 7 «Десятичные дроби»
Контрольная работа № 8 «Десятичные дроби»
Контрольная работа № 9 «Геометрические тела»
Итоговая контрольная работа
Тексты контрольных работ составлены на основе сборника И.И. Зубарева Математика 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1, №2 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. - 6-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2013
1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М. Мнемозина, 2004-2010 гг./.
2. И.И. Зубарева Математика 5 класс .Тетрадь для контрольных работ №1, №2 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. - 6-е изд., испр. - М. : Мнемозина, 2013.
3. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс. Учебное пособие. ФГОС – Мнемозина, 2013 г.
4. Зубарева И. ,Мильштейн М., Шанцева М. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. ФГОС – Мнемозина, 2013г.
5. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. Методическое пособие для учителя. 5-6 классы. (ФГОС) – Мнемозина, 2014 г.
6. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
7. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
8. http://www.1september.ru/
9. http://images.google.ru/
В ходе реализации данной Рабочей программы будет использовано следующее оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, интерактивные системы тестирования и голосования.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
· понимание роли математических действий в жизни человека;
· интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
· ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
· понимание причин успеха в учебе;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Ученик научится:
· принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
· выполнять действия в устной форме;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
· в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
· вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
· выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
· принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
· использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
· на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
· строить небольшие математические сообщения в устной форме;
· проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
· выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
· проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
· в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
· строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
· допускать существование различных точек зрения;
· стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
· использовать в общении правила вежливости;
· использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
· контролировать свои действия в коллективной работе;
· понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
· следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
- корректно формулировать свою точку зрения;
- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты;
решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий;
решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной,
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений;
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства,
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций;
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы.
Ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;
научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;
приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле»;
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников.
Содержание курса математики 5 класс
Повторение - 1 ч
Натуральные числа – 47 ч
Обыкновенные дроби – 34 ч
Геометрические фигуры – 21 ч
Десятичные дроби – 44 ч
Геометрические тела – 9 ч
Введение в вероятность – 4 ч
Повторение – 10 ч
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды учебной деятельности | Примечание | Дата план | Дата факт |
| | | | | | |
| Повторение | 1 | | | | |
1 | Повторение. | 1 | Выполнять действия с числами. Выполнять действия с натуральными числами, решать простейшие задачи | | | |
| Натуральные числа | 47 | | | | |
2 | Десятичная система счисления | 1 | Читать и записывать большие натуральные числа. Использовать для записи больших чисел сокращения: тыс., млн., млрд. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. | | | |
3 | Десятичная система счисления. Решение задач | 1 | Переходить от одних единиц измерения к другим. Находить ошибки при переходе от одних единиц измерения к другим. | | | |
4 | Числовые и буквенные выражения | 1 | Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задач, вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. | | | |
5 | Решение упражнений | 1 | Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задач, вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. | | | |
6 | Числовые и буквенные выражения. Закрепление | 1 | Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задач, вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. | | | |
7 | Язык геометрических рисунков | 1 | Распознавать на чертежах и рисунках геометрические фигуры, приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире, изображать от руки. | | | |
8 | Решение упражнений | 1 | Распознавать на чертежах и рисунках геометрические фигуры, приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире, изображать от руки. | | | |
9 | Прямая. Отрезок. Луч | 1 | Строить отрезки заданной длины с помощью линейки, измерять и сравнивать длины отрезков. | | | |
10 | Прямая. Отрезок. Луч . Решение упражнений | 1 | Строить отрезки заданной длины с помощью линейки, измерять и сравнивать длины отрезков. | | | |
11 | Сравнение отрезков. Длина отрезков | 1 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. | | | |
12 | Сравнение отрезков. Длина отрезков. Решение упражнений | 1 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. | | | |
13 | Ломаная | 1 | Распознавать на чертежах и рисунках геометрические фигуры, приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире, изображать от руки | | | |
14 | Ломаная. Закрепление | 1 | Распознавать на чертежах и рисунках геометрические фигуры, приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире, изображать от руки | | | |
15 | Координатный луч | 1 | Изображать точками координатной прямой положительные рациональные числа. | | | |
16 | Координатный луч. Решение задач | 1 | Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. | | | |
17 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | | |
18 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа» | 1 | Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать числа. | | | |
19 | Округление натуральных чисел | 1 | Округлять натуральные числа. | | | |
20 | Решение упражнений | 1 | Устанавливать на основе данной информации, содержащей число с нулями на конце, какое значение оно выражает: точное или приближенное. чисел. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в ходе и в результате выполнения заданий на округление чисел. | | | |
21 | Прикидка результата действия | 1 | Округлять натуральные числа. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. | | | |
22 | Прикидка результата действия. Выполнение упражнений | 1 | Округлять натуральные числа по смыслу. Применять правило округления натуральных чисел. | | | |
23 | Вычисления с многозначными числами | 1 | Читать и записывать многозначные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с ними. Строить логическую цепочку рассуждений. | | | |
24 | Решение упражнений | 1 | Читать и записывать многозначные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с ними. | | | |
25 | Решение задач | 1 | Анализировать и осмысливать тексты задач. | | | |
26 | Вычисления с многозначными числами. Закрепление | 1 | Анализировать и осмысливать тексты задач. | | | |
27 | Обобщающий урок-соревнование | 1 | | | | |
28 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | | |
29 | Контрольная работа №2 « Действия с натуральными числами» | 1 | | | | |
30 | Прямоугольник | 1 | Изображать прямоугольник, вычислять периметр, площадь | | | |
31 | Прямоугольник. Решение упражнений | 1 | Строить прямоугольник с помощью чертежных инструментов, измерять его стороны | | | |
32 | Формулы | 1 | Моделировать несложные зависимости с помощью формул. | | | |
33 | Формулы. Решение упражнений | 1 | Использовать знания о зависимостях между величинами для решения текстовых задач. | | | |
34 | Законы арифметических действий | 1 | Формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощь букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. | | | |
35 | Законы арифметических действий. Выполнение упражнений | 1 | Формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощь букв, преобразовывать на их основе числовые выражения. | | | |
36 | Уравнения | 1 | Решение уравнений | | | |
37 | Решение уравнений | 1 | Решение уравнений | | | |
38 | Упрощение выражений | 1 | Формулировать свойства арифметических действий и на их основе преобразовывать числовые и буквенные выражения | | | |
39 | Решение упражнений. | 1 | Формулировать свойства арифметических действий и на их основе преобразовывать числовые и буквенные выражения | | | |
40 | Упрощение выражений. Самостоятельная работа | 1 | Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. | | | |
41 | Упрощение выражений. Закрепление | 1 | Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. | | | |
42 | Математический язык | 1 | Понимать смысл терминов «математический язык», «математическая модель». | | | |
43 | Математический язык. Решение задач | 1 | Понимать смысл терминов «математический язык», «математическая модель». | | | |
44 | Математическая модель | 1 | Анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков. | | | |
45 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | | |
46 | Контрольная работа № 3 «Упрощение выражений» | 1 | | | | |
47 | Анализ контрольной работы | 1 | | | | |
48 | Обобщающий урок-игра «Узники замка Иф» | 1 | | | | |
| Обыкновенные дроби | 34 | | | | |
49 | Деление с остатком | 1 | Выполнять деление с остатком. | | | |
50 | Деление с остатком. Решение задач | 1 | Выполнять деление с остатком. | | | |
51 | Обыкновенные дроби | 1 | Моделировать в предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. | | | |
52 | Обыкновенные дроби. Решение упражнений | 1 | Моделировать в графической форме понятия, связанные с понятием обыкновенной дроби. | | | |
53 | Обыкновенные дроби. Закрепление | 1 | | | | |
54 | Отыскание части от целого и целого по его части | 1 | Формулировать правило отыскания части от целого. | | | |
55 | Отыскание части от целого и целого по его части. Решение задач. | 1 | Формулировать правило отыскания целого по его части. | | | |
56 | Отыскание части от целого и целого по его части. Закрепление | 1 | Решение задач на применение правила. | | | |
57 | Основное свойство дроби | 1 | Формулировать основное свойство дроби | | | |
58 | Основное свойство дроби. Решение задач. | 1 | Формулировать основное свойство дроби, правила действий с обыкновенными дробями | | | |
59 | Основное свойство дроби. Самостоятельная работа | 1 | Формулировать, записывать основное свойство дроби | | | |
60 | Основное свойство дроби. Закрепление | 1 | Выполнять вычисления с использованием основного свойства дроби | | | |
61 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | 1 | Использовать основное свойство дроби при приведении дробей к одному знаменателю | | | |
62 | Решение упражнений | 1 | Моделировать в графической среде правильные и неправильные дроби | | | |
63 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Закрепление | 1 | Преобразовывать обыкновенные дроби | | | |
64 | Окружность и круг | 1 | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях окружность и круг | | | |
65 | Окружность и круг. Решение упражнений | 1 | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях окружность и круг, его элементы | | | |
66 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Изображать окружность и круг с помощью циркуля, решать задачи | | | |
67 | Контрольная работа № 4 «Обыкновенные дроби» | 1 | | | | |
68 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 | Записывать правила действия с обыкновенными дробями | | | |
69 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение задач | 1 | Записывать правила действия с обыкновенными дробями | | | |
70 | Решение упражнений | 1 | Преобразовывать обыкновенные дроби, записывать правила действий | | | |
71 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Самостоятельная работа | 1 | Преобразовывать обыкновенные дроби, записывать правила действий | | | |
72 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Закрепление | 1 | Формулировать и записывать правила действий с обыкновенными дробями | | | |
73 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | Выполнять сложение и вычитание смешанных чисел | | | |
74 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач | 1 | Выполнять сложение и вычитание смешанных чисел | | | |
75 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Закрепление | 1 | Действия со смешанными числами | | | |
76 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | 1 | Применять правило умножения и деления дроби на натуральное число при вычислении выражений | | | |
77 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Решение задач | 1 | Применять правило умножения и деления дроби на натуральное число при вычислении выражений | | | |
78 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Самостоятельная работа | 1 | Применять правило умножения и деления дроби на натуральное число при вычислении выражений | | | |
79 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Закрепление | 1 | | | | |
80 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Решение задач | | | |
81 | Контрольная работа № 5 « Действия с дробями» | 1 | | | | |
82 | Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками | | | |
| Геометрические фигуры | 21 | | | | |
83 | Определение угла. Развернутый угол | 1 | Распознавать виды углов | | | |
84 | Определение угла. Развернутый угол. Решение упражнений | 1 | Строить все виды углов; | | | |
85 | Сравнение углов наложением | 1 | Сравнение разных по виду углов. | | | |
86 | Измерение углов | 1 | Делать рисунки, изображения углов с комбинированными условиями | | | |
87 | Измерение углов. Решение упражнений | 1 | Наличие умений измерить угол транспортиром; построить угол по его градусной мере. | | | |
88 | Биссектриса угла | 1 | Наличие умений начертить угол, градусная мера которого определяется частью от заданного угла в градусах | | | |
89 | Треугольник | 1 | Наличие умений при решении задач сформулировать теорему о сумме углов в треугольнике | | | |
90 | Решение задач | 1 | | | | |
91 | Площадь треугольника | 1 | Наличие умений провести в любом треугольнике высоту и вычислить площадь этого треугольника | | | |
92 | Площадь треугольника. Решение задач | 1 | Наличие умений провести в любом треугольнике высоту и вычислить площадь этого треугольника | | | |
93 | Свойства углов треугольника | 1 | Наличие умений строить высоты, выходящие из всех углов треугольника, находить площади равностороннего и равнобедренного треугольников | | | |
94 | Свойства углов треугольника. Решение задач | 1 | Наличие умений, если треугольник существует, найти его третий угол и определить вид треугольника | | | |
95 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | 1 | Наличие умений определить кратчайшее расстояние между двумя точками по любой схеме изображения | | | |
96 | Решение задач | 1 | | | | |
97 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | 1 | Наличие умений решать задачу на нахождение кратчайшего расстояния между двумя точками по любой схеме изображения | | | |
98 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. Решение задач | 1 | Наличие умений решать задачу на нахождение кратчайшего расстояния между двумя точками по любой схеме изображения | | | |
99 | Серединный перпендикуляр | 1 | Наличие умений построить перпендикуляры от точки внутри угла к его сторонам перпендикуляр от точки до прямой на листке без масштабной клетки | | | |
100 | Серединный перпендикуляр. Решение задач | 1 | Наличие умений обосновывать свои суждения о построении серединного перпендикуляра к отрезку | | | |
101 | Свойство биссектрисы угла | 1 | Уметь обосновывать свои суждения о свойстве, которым обладают точки серединного перпендикуляра к отрезку | | | |
102 | Свойство биссектрисы угла. Подготовка к контрольной работе | 1 | Наличие умений сформулировать и применять свойство точек биссектрисы угла; наличие умений находить точки, равноудаленные от всех сторон геометрической фигуры, выбрать рациональный способ решения заданий на нахождении площади треугольника по формуле | | | |
103 | Контрольная работа № 6 «Геометрические фигуры» | 1 | | | | |
| Десятичные дроби | 44 | | | | |
104 | Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями | | | |
105 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении . при вычислении | | | |
106 | Решение упражнений | 1 | Использовать эквивалентные представления дробных чисел при вычислении | | | |
107 | Перевод величин из одних единиц измерения в другие | 1 | Выражать одни единицы измерения (расстояния) через другие | | | |
108 | Решение упражнений | 1 | Выражать одни единицы измерения через другие | | | |
109 | Сравнение десятичных дробей | 1 | Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби | | | |
110 | Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа | 1 | Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
111 | Сравнение десятичных дробей. Закрепление | 1 | Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
112 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
113 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение упражнений | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
114 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
115 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Закрепление | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
116 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Подготовка к контрольной работе | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями. | | | |
117 | Контрольная работа № 7 «Десятичные дроби» | 1 | | | | |
118 | Умножение десятичных дробей | 1 | Читать и записывать десятичные дроби, выполнять вычисления | | | |
119 | Умножение десятичных дробей. Решение задач | 1 | Выполнять вычисления десятичных дробей на натуральное число | | | |
120 | Умножение десятичных дробей. Решение упражнений | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями, использовать законы умножения | | | |
121 | Умножение десятичных дробей. Обобщение | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями | | | |
122 | Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями | | | |
123 | Умножение десятичных дробей. Закрепление | 1 | | | | |
124 | Степень числа | 1 | Формулировать и записывать в символической форме степень числа | | | |
125 | Степень числа. Решение задач | 1 | Записывать степень числа | | | |
126 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | Находить среднее арифметическое | | | |
127 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число. Решение упражнений | 1 | Находить среднее арифметическое. Делить дробь на натуральное число. | | | |
128 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Зекрепление | 1 | Выполнять деление десятичных дробей | | | |
129 | Обобщение по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» | 1 | | | | |
130 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | Проводить несложные исследования, связанные со свойством дробных чисел | | | |
131 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Решение задач | 1 | Выполнять вычисления с десятичными дробями, решать задачи на дроби | | | |
132 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Обобщение | 1 | Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений | | | |
133 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Закрепление | 1 | Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений | | | |
134 | Тестирование | 1 | | | | |
135 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | | |
136 | Контрольная работа № 8 «Десятичные дроби» | 1 | | | | |
137 | Понятие процента | 1 | Объяснять, что такое процент | | | |
138 | Понятие процента. Решение задач | 1 | Представлять процент в виде дробей и дробь в виде процента | | | |
139 | Задачи на проценты | 1 | Осуществлять поиск информации, содержащие данные, выраженные в процентах | | | |
140 | Решение задач на проценты | 1 | Приводить примеры использования на практике отношений | | | |
141 | Задачи на проценты. Обобщение | 1 | Решать задачи на проценты | | | |
142 | Задачи на проценты. Самостоятельная работа | 1 | Решать задачи на проценты, в том числе из реальной практики | | | |
143 | Задачи на проценты. Закрепление | 1 | Анализировать и осмысливать текст задачи | | | |
144 | Микрокалькулятор | 1 | Решать задачи на проценты, используя при необходимости калькулятор | | | |
145 | Микрокалькулятор. Решение задач | 1 | Анализировать текст задачи. Строить логическую цепочку размышлений | | | |
146 | Микрокалькулятор. Закрепление | 1 | Анализировать и осмысливать текст задачи, осуществлять самоконтроль | | | |
147 | Десятичные дроби | 1 | Анализировать и осмысливать текст задачи, осуществлять самоконтроль | | | |
| Геометрические тела | 9 | | | | |
148 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | Распознавать на рисунках, чертежах, моделях геометрические фигуры | | | |
149 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | 1 | Распознавать развертки куба. Прямоугольного параллелепипеда. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку. | | | |
150 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Решение задач | 1 | Распознавать развертки куба. Прямоугольного параллелепипеда. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку. | | | |
151 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Закрепление | 1 | Распознавать развертки куба. Прямоугольного параллелепипеда. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку. | | | |
152 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда | | | |
153 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Решение задач | 1 | Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда | | | |
154 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Закрепление | 1 | Решать задачи на нахождение объема куба, прямоугольного параллелепипеда | | | |
155 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Решать задачи на нахождение объема куба, прямоугольного параллелепипеда | | | |
156 | Контрольная работа №9 «Геометрические тела» | 1 | | | | |
| Введение в вероятность | 4 | | | | |
157 | Достоверные, невозможные и случайные события | 1 | Приводить примеры достоверных, невозможных и случайных событий | | | |
158 | Комбинаторные задачи | 1 | Решать комбинаторные задачи перебором вариантов | | | |
159 | Решение комбинаторных задач. | 1 | Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета комбинаций | | | |
160 | Комбинаторные задачи. Закрепление | 1 | | | | |
| Повторение | 10 | | | | |
161 | Повторение по теме «Натуральные числа» | 1 | Сравнивать и упорядочивать натуральные числа | | | |
162 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | Решать задачи на дроби (число от дроби, дробь от числа) | | | |
163 | Повторение по теме «Решение уравнений» | 1 | Решать задачи на дроби, выполнять вычисления | | | |
164 | Повторение по теме «Десятичные дроби» | 1 | Выражать одни единицы площади через другие | | | |
165 | Обобщающее повторение | 1 | Решать задачи на дроби, выполнять вычисления | | | |
166 | Повторение пройденного материала | 1 | Решать задачи, выполнять вычисления с положительными рациональными числами. | | | |
167 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | |
168 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. | | | |
169 | Итоговая контрольная работа | 1 | Решать задачи, выполнять вычисления с положительными рациональными числами, иметь представления о геометрических фигурах. | | | |
170 | Итоговый урок | 1 | | | | |