СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биология", 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником,                                                                                                                                                                                         В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биология", 11 класс»

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» 10 -11 классы

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», учебник для общеобразовательных учреждений.

На изучение раздела «Общая биология» отводится 70 часов, в 10 классе – 1 час в неделю, в 11 классе - 1 час в неделю.

Формы контроля: текущий контроль проводится в форме самостоятельных работ, тестов, терминологических диктантов, контрольных работ, промежуточная аттестация – в форме тестовых заданий, приближенных к заданиям ЕГЭ.

Структура дисциплины:

10 класс :

Введение

Основы цитологии

Размножение, индивидуальное развитие организмов.

Основы генетики.

Генетика и человек.


11 класс:

Основы селекции и биотехнологии

Основы учения об эволюции

Антропогенез.

Эволюция биосферы и человек.

Основы экологии.

Повторение курса общей биологии.

Требования к результатам освоения дисциплины


В результате изучения биологии   учащиеся должны

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза;  теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;  Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;  влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша  человека; влияние мутагенов  на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Пояснительная записка



Исходными документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03.2004г;

Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 19мая 1998г №1236).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004г;

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для старшей школы и требованиям к уровню подготовки.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 34 часа (1ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование знаний обучающихся о живой природе, ее ключевых особенностях: основных признаках живого, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Цели и задачи курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории

  • развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке;

  • роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Общая характеристика

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10–11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логики учебного процесса. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках, уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, лабораторных и практических работ.

В рабочую программу внесены изменения. В частности изучение биологии в 11 классе начинается с темы «Селекция», т.к. данная тема непосредственно вытекает из темы «Генетика», изучаемой в конце 10 класса. Генетика является теоретической основой селекции.

Место учебного предмета:

В старшей школе продолжается изучение биологии, но изучение биологии осуществляется на базовом и профильном уровнях. Как один из важных компонентов образования биология вносит значительный вклад в достижение целей среднего общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На этапе среднего общего образования, на базовом уровне согласно Федерального базисного учебного плана на изучение предмета «биология» 11 классе отводится 1 час в неделю.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Базовый уровень

10 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч.)

Введение (3 ч)

Биология как наука. Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественно-научная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук », «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». Портреты ученых.

Раздел 1 КЛЕТКА (15 ч)

Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р. Вирхов, К. Бэр). М. Шлейдон и Т. Шванн основоположники клеточной теории. Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Макромолекулы. Биополимеры.

Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Соматические и половые клетки. Строение прокариотической клетки. Бактерии. Инфекционные заболевания. Роль бактерий на Земле. Использование бактерий человеком.

Вирусы, Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Геном, Удвоение молекулы ДНК. Информационная РНК. Генетический код. Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот», «Биологические катализаторы», «Строение и размножение вирусов». Модели клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток, расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Раздел 2

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих. Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Многообразие организмов», «Половое и бесполое размножение», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организмов». Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ (8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов, Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Современные представления о гене и геноме.

Закономерности изменчивости, Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины. Мутагены.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Закономерности наследования», «Закономерности изменчивости», «Мутации, их причины», «Мутагены».

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Решение элементарных генетических задач.

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 ч)

Методы исследования генетики человека. Влияние мутагенов на организм человека. Проблемы генетической безопасности.

Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Методы исследования генетики человека», «Влияние мутагенов на организм человека», «Профилактика наследственных заболеваний человека».

Лабораторные и практические работы

Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Составление родословных.

Резервное время — 1 ч.



11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 3 ч — резервное время)

Раздел 5

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (14 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Определение биологической эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Роль эволюционной биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и решении практических проблем.

Развитие эволюционных идей. Учение Ч, Дарвина об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции: палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, молекулярные. прямые наблюдения эволюции.

Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутации, рекомбинации, отбор. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Основные на-правления эволюционного процесса.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); гербарии, коллекции, модели, муляжи, живые растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты естественного отбора, основные направления эволюции.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел 6

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ (5 ч)

Основы селекции и биотехнологии. Учение Н. И. Ва¬вилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции и биотехнологии. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотврение, направленное изменение генома).

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); «Результаты искусственного отбора», «Методы селекции и биотехнологии», «Результаты селекции».



Раздел 7 АНТРОПОГЕНЕЗ (5 ч)

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Основные стадии и движущие силы антропогенеза. Расселение человека по Земле.

Происхождение человеческих рас, их единство. Критика ра¬сизма и социального дарвинизма.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Доказательства родства человека с млекопитающими животными», «Основные стадии и движущие силы антропогенеза», «Человеческие расы».

Раздел 8

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (7 ч)

Экология как наука. Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения; паразитизм, хищничество, конкуренция, мутуализм.

Функциональная и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Потоки веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем и их устойчивость. Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты. Экосистемы, трансформированные и созданные человеком.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): «Межидовые отношения», «Пищевые цепи и сети», «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме». Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.

Экскурсии в биогеоценоз, в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Раздел 9

ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕК (4 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития органического мира на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электронных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.); модель-аппликация «Биосфера и человек»; окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Общая биология. 10-11класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.– 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015

Пименов А.В. Уроки биологии в 10 классе. Развернутое планирование - Ярославль:

Диск. Дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2010г.

Использование натуральных объектов при обучении биологии: Метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. Пугал Н.А.

Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксуного, В.В. Пасечника. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2012


Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.а. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2009.

Биология. 10-11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы/ сост. Л.А. Тепаева. – Волгоград: Учитель, 2013.


УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п.п.

Средства

Перечень средств

1

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

Комплект приборов, 15 шт.: микроскоп; лупа; предметные и покровные стекла; ножницы, пинцет, препаровальные иглы и т.д.). Микропрепараты: комплект по общей биологии; Наборы рельефных моделей по темам: Растительная клетка, Ископаемые животные, археоптерикс. Таблицы по темам курса. Комплект муляжей: Позвоночные животные. Комплекты карточек: «строение клетки», «Симбиотическая теория образования эукариот» «Взаимодействие в природных сообществах», «Круговорот биогенных элементов», «Среда обитания живых организмов», «Размножение растений и животных», «Эволюция растений и животных», «Типичные биоценозы», «Биосфера и человек»; комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений», Гербарии: Растительные сообщества; Деревья и кустарники; Основные группы растений; Морфология растений, набор палеонтологических находок «Происхождение человека» в 3 частях, рельефная модель с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении,

2

Технические, электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

1.Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска

2. Учебно-методический комплекс 10-11 классы. Большой генетический практикум. Издательство «Учитель»

3.Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (электронное интерактивное приложение). М.: Планета, 2014 г. 4.Учебное электронное издание «Биология» 6-11 класс. Лабораторный практикум. Республиканский мультимедийный центр, 2004

5.Презентации; модули

3

Цифровые образовательные ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://digital.1september.ru/

http://new.fipi.ru/

http://lib5edu.ru/docs/3800/index-7438.html?page=4

hptt://www.alleng.ru/d/bio/bio152.htm

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических

факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины

эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,

наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах

(цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; _ сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути

их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет - ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения тестовых заданий


Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 90 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 89%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.


















Календарно-тематическое планирование (11 класс, 35 часов)


Тема урока


Тип урока


Содержание урока


Педагогический

мониторинг

Домашнее задание

Дата


Календ.

Фактическая

Раздел: Основы селекции и биотехнологии (5 часов).



1

(36)

Предмет и основные методы селекции и биотехнологии.


и.н.м.


Предмет и задачи селекции, методы селекции

поисковая беседа

§ 64



2

(37)

Селекция растений

и.н.м.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.

компьютерные тесты

фронтальный опрос


§ 65



3

(38)

Селекция животных.


и.н.м.


Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве.

устный фронтальный опрос

§ 66



4 (39)

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология.

и.н.м.

Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.

устный фронтальный опрос

§ 67-68



5

(40)

Контрольная работа №2 «Основы селекции и биотехнологии»

зачет

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.


Письменный тематический тест

Краткое содержание гавы



Раздел: «Основы учения об эволюции органического мира» (14 часов)

1

(41)

Развитие представлений об эволюции живой природы.


изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.


фронтальный опрос

§ 52



2

(42)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.


комбинированный

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина


устный фронтальный опрос

§ 52



3

(43)

Вид и его критерии.



комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.


Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

§ 53



4

(44)

Популяции.


комбинированный

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

фронтальный опрос

§ 54-56



5

(45)

Борьба за существование и её формы.

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

устный фронтальный опрос

§ 57



6

(46)

Естественный отбор и его формы.

комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

фронтальный опрос

§ 58



7

(47)

Изолирующие механизмы.

комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы

устный фронтальный оптос

§ 59



8

(48)

Видообразование.

комбинированный

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование


фронтальный опрос

§ 60



9

(49)

Макроэволюция и её доказательства.

комбинированный

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

фронтальный опрос

§ 61



10

(50)

Система растений и животных- отображение эволюции.



фронтальный опрос

§ 62



11

(51)

Главные направления эволюции органического мира. л.р. «Выявление идиоадаптаций у организмов»

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Лабораторная работа «Выявление идиоадаптаций у организмов»

§ 63



12

(52)

Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни.

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни.

поисковая беседа, сообщения учащихся

§ 89-90



13

(53)

Основные этапы развития жизни на Земле.

изучение нового материала

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

фронтальный опрос

§ 91, с/р с электронным учебником



14

(54)

Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции»

зачет

Повторение и обобще­ние знаний о теории эволюции.


Письменный тематический тест

Краткое содержание главы



Раздел: «Антропогенез» (5 часов).





§

1

(55)


Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека

поисковая беседа

§ 69



2-3

(56-57)

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.


устный фронтальный опрос

§ 70-72



4

(58)

Расы человека.

И.Н.М.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.

тематический тест


§ 73



5

(59)

Контрольная работа №3 «Антропогенез»

зачет

Учащиеся должны уметь объяснить особенно­сти антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.

Письменный тематический тест


Краткое содержание главы



Раздел: «Основы экологии» (7 часов)



1

(60)

Среда обитания организмов и ее факторы.

И.н.м.

Эколдогия, среда обитания, экологические факторы,толерантность организмов,лимитирующие факторы, закон минимума.

устный фронтальный опрос

§ 74-75



2

(61)

Основные типы экологических взаимодействий

И.н.м.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

устный фронтальный опрос

§ 76-77



3

(62)

Конкурентные взаимодействия

И.н.м.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

устный фронтальный опрос

§ 78



4

(63)

Основные экологические характеристики популяций

И.н.м.

Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.

устный фронтальный опрос

§ 79-80



5

(64)

Экологические сообщества. Структура сообщества.

И.н.м.

Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз.Видовая структура, морфологическая, трофическая.

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы»

устный фронтальный опрос

§ 81-82



6

(65)

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.


Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы.Экологическая пирамида: биомассы, численности.

Практическая работа «Составление схем передачи вещества и энергии»

§ 83-85



7

(66)

Экологическая сукцессия

Основы рационального природопользования.

изучение нового материала

Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования.Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы.

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем»

§ 86-88



Раздел: «Эволюция биосферы и человек» (4 часа)



1

(67)

Эволюция биосферы.

Охрана окружающей среды.

изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.

устный фронтальный опрос

§ 92



2

(68)

Антропогенное воздействие на биосферу.

комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.

Терминологический диктант

§ 93



3

(69)

Контрольная работа №4

«Основы экологии .Эволюция биосферы и человек»

зачет

Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость.


Письменный тематический тест

Краткое содержание глав



4

(70)

Итоговый урок.

Научное и практическое значение общей биологии.

итоговый

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.

собеседование









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!