Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 6 от «07» июня 2016г. | «Согласовано» ___________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «09» июня 2016г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от «29» июня 2016г. № 458- О |
Рабочая программа учебного предмета
«Геометрия»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, VII класс
(уровень образования)
70 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Фалалеева Любовь Александровна, учитель математики
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2016 г.
Паспорт Рабочей программы
№ | Наименование пункта | Содержание пункта |
| Название программы | Рабочая программа учебного предмета геометрия для 7 класса Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. |
| Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания | - Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы ОАО "Издательство" Просвещение", 2015 - Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы/ В. Ф. Бутузов.- М.: Просвещение, 2015. -Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2011 - Гаврилова Н. Ф.Поурочные разработки по геометрии.7 класс. М. : « Вако», 2010, 288с. - Короткова Л. М., Савинцева Н. В. Геометрия: Тесты: Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Айрис-пресс, 2010.-96 с. - Ершова А. П., Голобородько В.В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса.- М.: Илекса,-2007,-176 |
| Реализует требований ФГОС НОО/или ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 10-11 классов (указать нужное) | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577); 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1578); |
| Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса | Программа направлена на достижение следующих целей: - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования; - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений; - формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; -воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса; - развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами; - формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости геометрии для общественного процесса. |
| Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента, на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана) | Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение геометрии в 7 классе отводится по 2 часа в неделю, всего 70 часов. |
| Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов |
| Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа | Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» на базовом уровне в 7 классе реализуется за счет урочных и внеурочных форм организации учебного процесса. Запланировано 2 интегрированных урока с предметом алгебра. В том числе 5 к. р, 10 с.р, 5 тестов, 5 практических работ. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные ) результаты
Изучение геометрии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в направлении личностного развития:
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета геометрии
В результате изучения курса геометрии выпускник 7-го класса получит возможность научиться:
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Отношения
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические построения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические преобразования
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число,координаты на плоскости;
определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Начальные геометрические сведения | 11 |
2. | Треугольники | 18 |
3. | Параллельные прямые | 13 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
5. | Повторение | 8 |
| Итого | 70 |
1.Начальные геометрические сведения (11 часов, из них 1 час контрольная работа)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2.Треугольники (18 часов, из них 1 час контрольная работа)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые (13 часов, из них 1 час контрольная работа)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых, секущей, (накрест лежащими, односторонними, соответственными углами), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов, из них 2 контрольные работы)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами
и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач. (8 часов, из них 1 час на контрольный тест)
Календарно-тематическое планирование по геометрии, 70 часов
№ | Тема урока | Дата | Виды контроля |
план | факт |
| Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов) | 1.09 | | |
| Точки, прямые, отрезки | 2.09 | | Фронтальный опрос |
| Провешивание прямой на местности | 8.09 | | Индивидуальная работа |
| Луч и угол | 9.09 | | Фронтальный опрос |
| Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. | 15.09 | | Фронтальный опрос, индивидуальная работа |
| Измерение отрезков. Единицы измерения. | 16.09 | | Индивидуальная работа |
| Градусная мера угла. | 22.09 | | Индивидуальная работа |
| Смежные и вертикальные углы. | 23.09 | | Фронтальный опрос, устный счет на готовых чертежах |
| Перпендикулярные прямые. | 29.09 | | Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
| Подготовка к контрольной работе. | 30.09 | | Индивидуальная работа |
| Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения» | 6.10 | | Индивидуальная работа |
| Анализ контрольной работы | 7.10 | | Групповая работа, фронтальный опрос |
| Глава 2.Треугольники (18 часов) | | | |
| Интегрированный урок (геометрия + алгебра) Треугольник | 13.10 | | Фронтальный опрос |
| Первый признак равенства треугольников. | 14.10 | | Фронтальный опрос, групповая работа |
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 20.10 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Перпендикуляр к прямой. | 21.10 | | Фронтальный опрос |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 27.10 | | Групповая работа, фронтальный опрос |
| Свойства равнобедренного треугольника. | 28.10 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника. | 10.11 | | Фронтальный опрос, индивидуальная работа |
| Второй признак равенства треугольников. | 11.11 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | 17.11 | | Фронтальный опрос, групповая работа |
| Третий признак равенства треугольников. | 18.11 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. | 24.11 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Окружность. | 25.11 | | Фронтальный опрос |
| Построение угла, равного данному. | 1.12 | | Фронтальный опрос, практическая работа |
| Построение биссектрисы угла. | 2.12 | | Фронтальный опрос, практическая работа |
| Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка. | 8.12 | | Фронтальный опрос, практическая работа |
| Подготовка к контрольной работе № 2. | 9.12 | | Фронтальный опрос, групповая работа |
| Контрольная работа № 2 «Признаки равенства треугольников» | 15.12 | | К.р. |
| Анализ контрольной работы. | 16.12 | | Фронтальный опрос |
| Глава 3. Параллельные прямые(13 часов). | | | |
| Определение параллельных прямых. | 22.12 | | Фронтальный опрос |
| Признаки параллельности двух прямых. | 23.12 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Практические способы построения параллельных прямых. | 9.01 | | Фронтальный опрос, практическая работа |
| Аксиомы геометрии. | 10.01 | | Фронтальный опрос |
| Аксиома параллельных прямых. | 18.01 | | Фронтальный опрос |
| Накрест лежащие углы | 19.01 | | Фронтальный опрос |
| Доказательство следствий из аксиомы параллельных прямых. | 24.01 | | Фронтальный опрос |
| Соответственные углы. | 25.01 | | Фронтальный опрос |
| Односторонние углы | 1.02 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач по теме «Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей» | 2.02 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Подготовка к контрольной работе. | 8.02 | | Фронтальный опрос, групповая работа |
| Контрольная работа № 3 «Параллельные прямые» | 9.02 | | К.р. |
| Анализ контрольной работы | 15.02 | | Фронтальный опрос |
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов). | | | |
| Теорема о сумме углов треугольника. | 16.02 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач по теме «Сумма углов треугольника». | 21.02 | | Фронтальный опрос, индивидуальная работа |
| Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник. | 22.02 | | Фронтальный опрос |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 28.02 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Признак равнобедренного треугольника | 2.03 | | Фронтальный опрос |
| Неравенство треугольника | 7.03 | | Фронтальный опрос |
| Подготовка к контрольной работе. | 10.03 | | Фронтальный опрос, групповая работа |
| Контрольная работа № 4 «Сумма углов треугольника». | 14.03 | | К.р. |
| Анализ контрольной работы. | 16.03 | | Фронтальный опрос |
| Прямоугольные треугольники. | 31.03 | | Фронтальный опрос |
| Свойства прямоугольных треугольников. | 6.04 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. | 7.04 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 12.04 | | Фронтальный опрос |
| Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников. | 13.04 | | Фронтальный опрос, с.р. |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 18.04 | | Фронтальный опрос |
| Интегрированный урок (геометрия + алгебра) «Решение геометрических задач с помощью систем уравнений» | 20.04 | | Фронтальный опрос |
| Построение треугольника по трем элементам. Решение задач на построение | 25.04 | | Фронтальный опрос, практическая работа |
| Подготовка к контрольной работе № 5. | 26.04 | | Фронтальный опрос |
| Контрольная работа № 5 «Признаки равенства прямоугольных треугольников». | 3.05 | | К.р. |
| Анализ контрольной работы № 5. | 4.05 | | Фронтальный опрос |
| Повторение (8 часов). | | | |
| Повторение темы «Начальные геометрические сведения» | 10.05 | | Фронтальный опрос, тест |
| Повторение темы «Признаки равенства треугольников». | 12.05 | | Фронтальный опрос, тест |
| Повторение темы «Параллельные прямые». | 17.05 | | Фронтальный опрос, тест |
| Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 18.05 | | Фронтальный опрос, |
| Сумма углов треугольника | 24.05 | | |
| Прямоугольный треугольник. Равенство прямоугольных треугольников | 25.05 | | Фронтальный опрос |
| Итоговый контрольный тест | 30.05 | | Фронтальный опрос |
| Признаки равенства треугольников | 31.05 | | Фронтальный опрос |