СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН




УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета

протокол № 1

от 31.08.2015 года

Председатель педсовета

________ Н.И. Лобацкая




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Уровень образования (класс) среднее общее образование 5-6 класс

Количество часов : 68 часов

Учителя: Черемисина Елена Николаевна, Пчелинцева Милана Михайловна, Мишурова Марина Александровна, Капаева Тамара Салеховна, Миленина Ксения Сергеевна



Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе основной образовательной программы МБОУ СОШ №33 ст. Архангельской (утвержденной решением педсовета от 31 .08.2015 г., протокол №1)



  1. Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы.

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.

Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо  создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них  научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».

Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся эффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Цель программы -  создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).

  2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).

  3.  Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

  4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта  (личностные УУД):

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

    • - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

    • - способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

    • - формирование социально адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

    • — воспитание целеустремленности и настойчивости;

    • — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;


    • — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения



  • Формирование умения решать творческие задачи.

  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).



Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Оцениваемые универсальные учебные действия

Внутренняя сформированность позиции школьника;

мотивация учения; сформированность познавательных мотивов;

сформированность способов решения и общего способа действий;

стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным  обществу.

Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества.

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования, сформированность действия личностного самооценивания


В процессе реализации программы формируются:

  • Рефлексивные умения
  • Поисковые (исследовательские) умения
  • Навыки оценочной самостоятельности
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве
  • Коммуникативные умения
  • Презентационные умения и навыки;
обеспечивается
  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

      1. объяснительно-иллюстративный;

      2. рассказ;

      3. беседы;

      4. работа с книгой;

      5. демонстрация;

      6. упражнение;

      7. практические работы репродуктивного и творческого характера;

      8. методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

      9. проблемно-поисковый;

      10. ситуационный.

Таким образом, преимущество метода проектов состоит в следующем:

  • позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;

  • даёт возможность связать теорию с практикой;

  • развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора;

  • позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.


Программа рассчитана на 68 часов. Количество часов в неделю – 1.




  1. Тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Форма проведения

Продукт

УУД

1

Что такое проект? Виды проектов.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Создание алгоритма работы над проектом

Л. Понимание необходимости проектной деятельности; формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи.

2

Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи»,задание1

Л.Осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Р.Выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно.

П. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

К. Излагать своё мнение в монологе, аргументируя его.

3

Что такое проблема

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 2

Л. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Р. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно.

П. Ставить, формулировать и решать проблемы.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4

Что такое гипотеза?

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, игра. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 3

Л.Аргументированно оценивать свои поступки,опираясь на общечеловеческие ценности.

Р. Учиться формулировать учебную гипотезу.

П. Самостоятельно выделять гипотезу

К. Аргументировать свою позицию.

5

Учимся постановке цели и задач работы

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Игра. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи», задание 4.

Л. Осознавать цели и задачи своей работы.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

6

Учимся составлять план работы. Проектный продукт.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта.

«Книжное дерево моей семьи», задание 5. Памятка «Правила представления информации в компьютерной презентации»

Л.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других.

Р. Составлять план выполнения проекта.

П.Перерабатывать информацию для получения нового результата.

К.Планирование учебного сотрудничества

7

Источники информации

Экскурсия в библиотеку. Разработка проекта

«Книжное дерево моей семьи», задание 6.

Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их.

Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач.

П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

8-9

Представление проектов «Книжное дерево моей семьи»

Защита проекта

Альбом «Книжное дерево моей семьи»

Л. Аргументированно оценивать свой и чужие проекты, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Р. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

10-11

Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград»

Конкурс чтецов, рисунков.

Книжка-малышка «Путешествие в Книгоград»

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

П. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать стихотворения в зависимости от поставленной цели.

К. Строить монологические высказывания.

12-13-14-15

Подготовка проекта «Литературный поезд»

Творческая игра-путешествие, работа в группах

Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд»

Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

16-17-18-19-20-21

Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе»

Малая конференция ,викторина, театрализованное представление

Исследовательские работы, праздник «Сказки А. С. Пушкина»

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. Уметь анализировать тексты сказок, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П.Уметьсинтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

К.Уметь делать анализ текста сказок, используя изученную терминологию и полученные знания.

22-23-24-25

Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Интерактивная игра, инсценирование басен, работа в группах

Праздник «Исторический путь басни»

Л.Формирование навыка взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя и навыка творческой деятельности.

Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П.Выбирать текст для инсценирования басни в соответствии в зависимости от поставленной цели.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

26-27-28

Подготовка проекта «Поэзия природы»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, выразительное чтение, конкурс рисунков

Поэтический вечер «Мой край родной»

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

29-30-31

Подготовка индивидуальных проектов «Любимые книги, любимые авторы»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, конкурс рисунков

Рекомендательный список литературы на лето. Презентация «Наши любимые книги»

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

32-33-34

Подготовка индивидуальных проектов «Подарок кабинету литературы».

Конкурс поделок

Выставка поделок

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

6 класс

Наименование разделов, блоков, тем

Форма проведения

Продукт

УУД

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Игра на развитие формулирования темы.

Л. Понимание необходимости проектной деятельности; формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

Игра «Задай вопрос».

Составление «Банка идей».

Л. Осознавать цели и задачи своей работы.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования

Л. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Р. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно.

П. Ставить, формулировать и решать проблемы.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

6-7

Цели и задачи исследования.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.


Л. Осознавать цели и задачи своей работы.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

8-9

Учимся выделять гипотезы.

Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

“Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей”

Л.Аргументированно оценивать свои поступки,опираясь на общечеловеческие ценности.

Р. Учиться формулировать учебную гипотезу.

П. Самостоятельно выделять гипотезу

К. Аргументировать свою позицию.

10-11-12-13

Организация исследования. (практическое занятие.)

Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).


Л.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других.

Р. Составлять план выполнения проекта.

П.Перерабатывать информацию для получения нового результата.

К.Планирование учебного сотрудничества

14-15-16-17

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).


«Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника».


Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их.

Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач.

П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

18-19

Коллекционирование.

Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию

выбор темы для коллекции, сбор материала.

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

П. Уметь осмысленно выбирать материал в зависимости от поставленной цели.

К. Строить монологические высказывания.

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач.

П.Перерабатывать информацию для получения нового результата.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

21-22

Сообщение о своих коллекциях.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

П. Уметь осмысленно выбирать материал в зависимости от поставленной цели.

К. Строить монологические высказывания.

23

Что такое эксперимент?

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.


Планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их.

Р.Использовать эксперимент для решения поставленных задач.

П. Извлекать новую информацию с помощью эксперимента.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Проведение эксперимента на моделях.

Эксперимент «Вообразилия»

Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их.

Р.Использовать эксперимент для решения поставленных задач.

П. Извлекать новую информацию с помощью эксперимента.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

25-26-27

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).


Правила и способы сбора материала. Собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.


Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. Уметь анализировать, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

П.Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

К.Уметь делать анализ, используя изученную терминологию и полученные знания.

28-29

Обобщение полученных данных.

Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.


Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

30-31

Как подготовить результат исследования.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Составление плана подготовки к защите проекта

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

32

Как подготовить сообщение.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.


«Составление рассказов по заданному алгоритму»

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь выразительно читать и анализировать.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

33

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

34

Подведение итогов. Защита.

Практическая работа репродуктивного и творческого характера, выразительное чтение, конкурс рисунков, поделок.

Анализ своей проектной деятельности.


Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.


  1. Содержание программы

5 класс

Тема 1. Как работать над проектом (9ч)

1. Что такое проект. Виды проектов.(1 ч.)

Диагностика уровня школьной мотивации. Знакомство с понятием “проект”

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Классификация учебных проектов по виду деятельности. Презентация исследовательских работ обучающихся.

Понятия: проект, проблема, информация.

2. Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности. (1ч)

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта).

Требования, предъявляемые к формулировке темы. Предложение большого числа подтем, формулировка их учащимися. Организация выбора общей темы проекта, связанной с областью интересов учащихся – «Книжное дерево моей семьи». Подготовка данного исследовательского проекта. Задание 1.

Понятия: тема, этапы деятельности.

3.Что такое проблема (1ч.)

Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.

Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 2.

Понятия: проблема, объект исследования.

4. Что такое «гипотеза» (1ч.)

Знакомство с понятием «гипотеза» ; формирование умения выдвигать гипотезу, развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 3.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

5. Учимся постановке цели и задач работы(1ч.)

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 4.

6. Учимся составлять план работы. Проектный продукт (1ч.)

Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 5.

7. Источники информации (1ч.)

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Понятия: источник информации.

Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 6.

8-9. Представление проектов «Книжное дерево моей семьи» (3 ч.)


Тема 2.Подготовка коллективных проектов. (19ч)

1.Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» (2ч.)

Подбор стихотворений о книге, выразительное чтение, объяснение смысла стихотворений.

Подготовка рассказа о своей домашней библиотеке.

Выступление на тему «Мой любимый журнал».

Составление литературной викторины, кроссвордов.

Продукт: книжка-малышка «Путешествие в Книгоград».

2.Подготовка проекта «Литературный поезд» (4ч.)

Выборы 2-х скоморохов – ведущих литературной игры. Подготовка костюмов, сочинение шуток-прибауток, которыми начнётся и закончится игра и которые помогут весело и забавно «переезжать» от одной «станции» к другой. Работа в группах: «Сказки», «Загадки», «Пословицы», «Скороговорки». Придумывание интересных вопросов, кроссвордов, задач; подготовка рисунков, костюмов, предметов для проведения игры.

Продукт: выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд».

3.Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе».(6 ч.)

Малая конференция. Темы исследований: «Литературные сказки о падчерице», «Литературные сказки о Спящей красавице», «Народная и литературная сказка о рыбаке и рыбке», «Народная и литературная сказка о хозяине и работнике», «Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы».

Викторина: Тайны «Малахитовой шкатулки» («Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»).

Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина.

Работа в группах Определение фрагмента для инсценировки. Распределение ролей. Подготовка костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Составление единого сценария.

Продукт: исследовательские работы, спектакль.

4. Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (по басням И. А. Крылова) (4 ч.)

Работа в группах: выбор басни, инсценировка басни, подготовка костюмов, декораций.

Продукт: театрализованное представление «Исторический путь басни», интерактивная игра по басням И. А. Крылова.

5. Подготовка проекта «Поэзия природы» (3 ч.)

Выбор понравившегося стихотворения о природе. Подбор иллюстраций к нему. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением. Определение последовательности выступлений, составление программы вечера.

Продукт: поэтический вечер «Край родной»


Тема 3. Подготовка индивидуальных проектов (6 ч.)

1. Подготовка проекта «Любимые книги, любимые авторы». (3 ч.)

Выбор книги для рекомендации товарищам. Составление плана рассказа о книге. Подготовка наглядного материала. Подготовка выступления.

Продукт: презентация «Наши любимые книги»

2. Подготовка проекта «Подарок кабинету литературы» (3 ч.)

Изготовление поделок. Сочинение «Слова».

Продукт: выставка поделок.

6 класс

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования . Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие) Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать: методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.

Знать: метод исследования – наблюдение

Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция.

Уметь: выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент. Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях . Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных . Анализ, обобщение, главное, второстепенное.Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30-31. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 32. Как подготовить сообщение . Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.

Тема33. Подготовка к защите. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита, «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Тема 34 . Подведение итогов работы. Анализ своей проектной деятельности.


4.Предполагаемые результаты реализации программы.


Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  1. Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.

  2. Закрепляется навык планирования деятельности.

  3. Совершенствуется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.

  4. Получает дальнейшее развитие опыт защиты своей идеи.

  5. Развивается опыт самоопределения.

  6. Формируется и закрепляется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

  7. Учащиеся совершенствуют умение взаимодействовать в паре, в группе.

  8. Закрепляется опыт первичной исследовательской деятельности.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ ,выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.


  1. Формы и виды контроля

Примерные критерии оценок проектной деятельности:


1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

  1. Методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

- педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодежи;

- необходимо широкое использование иллюстрированного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

- учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

- основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

При обучении детей по программе «Основы проектной деятельности» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Основная  сумма знаний полностью соответствует уровню знаний основной общеобразовательной школы по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы  возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.

  Проведение занятий предполагает не столько кратковременность  времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания,  и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.

И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «Основы проектной деятельности» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности школ.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


  1. Библиотечный фонд


1

Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010

1

2

Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.


1

3

Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов / Практика образования. 2006. № 4.


1

4

Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010

1

5

Т. Г Галактионова, Я. Г. Назаровская. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя 5 класс. М: Просвещение, 2014


1

6

А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов-на-Дону,Легион, 2013


1

7

И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Аркти, 2009


1

8

М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21


1

9

М. П, Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012


1

10

М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2008.


1


  1. Технические средства обучения


1

Компьютер.

1

2

Мультимедийный проектор

1


  1. Игры и игрушки.


1

Настольные развивающие игры.



  1. Оборудование класса


1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15 (30)

2

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

5


 СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания ШМО Заместитель директора поУМР

учителей 5-7 классов 29. 08.2015 г.

от 28.08.2015 г. № 1 _________ И.А. Омельчук

Руководитель ШМО

__________________Т.А. Нагорянская

Приложение №1

Отчет о работе над проектом


1. Название проекта: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос,

затруднение

Консультант

Помощь































6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что нового я узнал, чему научился?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2


Бланк помощи, оказанной обучающемуся при работе над проектом


Обучающийся:______________________________________________

Руководитель:_________________________________________

Название проекта_______________________________________

Помощь, оказанная ученику:


Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Дата

Содержание





















































































































































Приложение №3

Контроль и оценка достижений обучающихся

(критерии оценки учебно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов)


№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;


- носит вспомогательный характер;


- степень актуальности определить сложно;


- не актуальна;


2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;


- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;


- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.


3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;


- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;


- используются традиционные методы решения.


4.

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;


- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;


- имеется новый подход к решению известной проблемы;


- имеются элементы новизны;


- ничего нового нет.


5.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;


- можно использовать в научной работе школьников;


- можно использовать в учебном процессе;


- не заслуживает внимания.


6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;


- недостаточный уровень проработанности решения;


- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.


7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;


- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.


8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;


 

- есть замечания по оформлению работы;


- не соответствует требованиям оформления.


  Итого: