Рабочая программа
по элективному курсу «Финансовая грамотность»
7 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
ученик научится:
• владеть базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использовать приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применять навыки и умения решать типичные задачи в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• уметь делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание элективного курса «Финансовая грамотность»
7 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Что такое финансовая грамотность. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. От чего зависят личные и семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Исследуем расходы семьи. Что такое семейный бюджет. Как сформировать семейный бюджет. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Доходы и расходы семьи.
Риски в мире денег
Какие бывают финансовые риски. Почему возникают риски потери денег и имущества. Как защититься от рисков в мире денег. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Мошенники на рынке страховых услуг. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Что такое финансовая пирамида Как не попасть к мошенникам.
Тематическое планирование элективного курса «Финансовая грамотность» (34 часа, 1 ч. в неделю) 7 класс |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
| Введение в курс «Финансовая грамотность» - 5ч |
1 | Что такое финансовая грамотность. | 1 | | | |
2 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1 | | | |
3 | От чего зависит благосостояние семьи. | 1 | | | |
4 | Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1 | | | |
5 | Учимся оценивать свое финансовое поведение. | 1 | | | |
| Доходы и расходы семьи – 15ч |
6 | Деньги: что это такое? | 1 | | | |
7 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. | 1 | | | |
8 | Какие бывают источники доходов. | 1 | | | |
9 | Из чего складываются доходы семьи. | 1 | | | |
10 | Учимся считать семейные доходы. | 1 | | | |
11 | От чего зависят личные и семейные доходы. | 1 | | | |
12 | Исследуем доходы семьи. | 1 | | | |
13 | Как появляются расходы семьи. | 1 | | | |
14 | Учимся считать семейные расходы. | 1 | | | |
15 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | | | |
16 | Исследуем расходы семьи. | 1 | | | |
17 | Что такое семейный бюджет. | 1 | | | |
18 | Как сформировать семейный бюджет. | 1 | | | |
19 | Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. | 1 | | | |
20 | Доходы и расходы семьи. | 1 | | | |
| Риски в мире денег – 12ч |
21 | Какие бывают финансовые риски. | 1 | | | |
22 | Почему возникают риски потери денег и имущества. | 1 | | | |
23 | Как защититься от рисков в мире денег. | 1 | | | |
24 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 | | | |
25 | Что такое страхование и для чего оно необходимо. | 1 | | | |
26 | Что и как можно страховать. | 1 | | | |
27 | Мошенники на рынке страховых услуг. | 1 | | | |
28 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | 1 | | | |
29 | Как определить надежность страховых компаний. | 1 | | | |
30 | Как работает страховая компания. | 1 | | | |
31 | Что такое финансовая пирамида | 1 | | | |
32 | Как не попасть к мошенникам. | 1 | | | |
33 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
34 | Риски в мире денег. | 1 | | | |
Оценочные и методические материалы.
Итоговая контрольная работа предложена в двух вариантах и рассчитана на 40 минут. Педагогу необходимо подготовить раздаточный материал с заданиями для учащихся. Итоговую контрольную работу рекомендуется проводить по вариантам с последующим разбором с учащимися типичных ошибок.
Критерии оценки:
а) задания с одним вариантом ответа (тест): 0–1 балл;
б) задания с несколькими вариантами ответа (тест): 0–2 балла;
в) задачи: 0 или 3 балла.
Критерии оценивания – 7 класс.
Максимально возможное количество баллов за итоговую проверочную работу — 26 балла.
Перевод полученных баллов в пятибалльную шкалу оценок производится исходя из правил, размещённых в таблице.
оцениваемый показатель | оценка |
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
Процент набранных баллов | 50% и более (от 13 до 18 баллов) | 70% и более (от 19 до 23 баллов) | 90% (24 баллов и более) |
Если учащийся набрал менее половины количества возможных
баллов, это свидетельствует о том, что знания, умения и компетенции не были сформированы.
Итоговая контрольная работа. 7 класс
Вариант 1
Задание 1. Выберите из предложенных вариантов один верный ответ.
1. Какая монета появилась во время правления князя Владимира Красное Солнышко?
1) алтын; 2) копейка; 3) гривна; 4) сребреник.
2. Безналичные деньги:
1) появились раньше обычных; 2) включают монеты, купюры и чеки;
3) состоят из чековых книжек и векселей; 4) представляют собой информацию.
3. Деньги используются для:
1) упрощения обмена; 2) измерения ценности разных товаров;
3) получения дохода в виде банковского процента; 4) все ответы верны.
4. Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия
«премия»?
1) часть заработной платы; 2) денежное вознаграждение;
3) поощрение за отлично выполненную работу; 4) награда.
5. Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется:
1) налогами; 2) коммунальными платежами;
3) пособиями; 4) субсидиями.
6. Должник отдал 5 тыс. р., что составило пятую часть долга. Ему осталось выплатить:
1) 20 тыс. р.; 2) 16 тыс. р.; 3) 12 тыс. р.; 4) 18 тыс. р.
7. Особая жизненная ситуация – это:
1) препятствие на пути к достижению цели, требующее напряжения и усилия для его преодоления;
2) обстоятельство, нарушающее привычную жизнь человека (или его семьи) и требующее дополнительных финансовых расходов;
3) вероятность того, что человек или группа людей достигнут определённых целей или потерпят неудачу;
4) общее отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе.
8. Доходы – это:
1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;
2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;
3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;
4) общая сумма трат, выраженная в денежной форме.
9. Деньги – это:
1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;
2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;
3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельцев в акционерном обществе;
4) различные ценности, хранящиеся в банке.
10. Бюджет семьи – это:
1) часть денег, отложенная на будущие нужды;
2) затраты на какие-либо цели, осуществлённые за определённый период времени;
3) оплата приобретённых товаров и услуг;
4) план доходов и расходов семьи на определённый период времени.
Задание 2. Выберите из предложенных вариантов несколько верных ответов.
1. Не являются источниками дохода семьи:
1) заработная плата членов семьи; 2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры; 4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит; 6) социальные пособия.
2. Причины снижения доходов семьи:
1) незапланированные расходы; 2) вклад в банк;
3) получение кредита; 4) банкротство фирмы;
5) собственный бизнес; 6) устройство на высокооплачиваемую работу.
Задание 3. Реши задачу.
1. В прошлом году к Новому году купили 5 кг мандаринов, а в этом за те же деньги только 4 кг. Как изменилась в процентах цена мандаринов?
2. В бюджете семьи расходы составляют 80% доходов. Доход вырос, сбережения увеличились в полтора раза и составляют теперь 25% дохода. На сколько процентов вырос доход?
3. В семье Петровых 5 человек. Мама получает заработную плату в размере 15 000 руб., папа – 23 000 руб., дочь-студентка – стипендию 2100 руб., бабушка – пенсию в размере 12 000 руб., а сын ещё ходит в школу. Рассчитайте, чему равен среднедушевой доход семьи: 1) в месяц; 2) в год.
4. Составьте месячный бюджет семьи Соловьёвых, используя следующие данные. Зарплата папы – 25 000 руб., мамы – 24 000 руб., пенсия бабушки – 13 000 руб., коммунальные платежи – 5500 руб., на продукты было потрачено 42 000 руб., сыну Пете купили пальто стоимостью 1200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 3250 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.
Вариант 2
Задание 1. Выберите из предложенных вариантов один верный ответ.
1. В каком порядке появлялись разные виды денег?
1) монеты, купюры, товарные деньги; 2) товарные деньги, купюры, монеты;
3) монеты, товарные деньги, купюры; 4) товарные деньги, монеты, купюры.
2. Купюры являются:
1) наличными деньгами; 2) бумажными деньгами;
3) символическими деньгами; 4) всем перечисленным выше.
3. Поездка на транспорте, банковское обслуживание, стирка белья. В списке перечислены:
1) товары; 2) услуги;
3) подарки; 4) нет верного ответа.
4. К доходам семьи относится:
1) плата за поездки на транспорте; 2) налоги;
3) пенсия; 4) плата за квартиру.
5. Выберите логически правильную цепочку:
1) доходы – расходы – сбережения; 2) сбережения – доходы – расходы;
3) доходы – сбережения – расходы; 4) расходы – сбережения – доходы.
6. Семья откладывает деньги, оставшиеся после покупок, в банк, причём расходы в 5 раз больше сбережений. Сколько денег тратится на покупки, если доход семьи составляет 60 тыс. р.?
1) 70 тыс. р.; 2) 55 тыс. р.; 3) 50 тыс. р.; 4) 40 тыс. р.
7. Финансовая грамотность – это:
1) попытки покрыть новыми долгами старые, не перекрывая их вложениями, приносящими доход;
2) владение благами, необходимыми для удовлетворения материальных и духовных потребностей;
3) способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере управления финансами;
4) владение навыками письма и чтения на родном языке.
8. Расходы – это:
1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;
2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;
3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;
4) обязательные платежи в пользу государства.
9. Валюта – это:
1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;
2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;
3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельца в акционерном обществе;
4) общее название денежных единиц разных стран.
10. К незапланированным расходам семьи относятся:
1) коммунальные платежи; 2) поход в кино;
3) уплата налогов; 4) расходы на питание;
5) оплата проезда на работу.
Задание 2. Выберите из предложенных вариантов несколько верных ответов.
1. Источники дохода семьи – это:
1) заработная плата членов семьи; 2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры; 4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит; 6) социальные пособия.
2. Укажите способы увеличения доходов семьи:
1) незапланированные расходы; 2) вклад в банке;
3) получение кредита; 4) банкротство фирмы;
5) собственный бизнес; 6) устройство на высокооплачиваемую работу.
Задание 3. Реши задачу.
1. В 2013 г. на покупку конфет для новогоднего стола была потрачена та же сумма, что и в 2012 г. Как изменился в процентах вес купленных конфет, если все сорта подорожали на 25%?
2. В бюджете семьи заработная плата папы составляет 60% дохода, а заработная плата мамы — 40%. Как изменился доход, если мамина зарплата увеличилась на 10%?
3. Ежемесячный доход семьи Петровых составляет 67 100 руб. На обязательные расходы затрачивается 75% от дохода. Сможет ли семья накопить на новый телевизор стоимостью 20 000 руб. за 3 месяца, если на необязательные расходы уходит 50% от оставшейся суммы денег?
4. Составьте месячный бюджет семьи Синицыных, используя следующие данные. Зарплата папы – 20 000 руб., мамы – 18 000 руб., пенсия бабушки – 15 000 руб., премия папы – 3000 руб., коммунальные платежи – 4800 руб., на продукты было потрачено 38 000 руб., мама купила сапоги стоимостью 2200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 2300 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.