СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу " Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Рабочая программа

по элективному курсу «Финансовая грамотность»

7 класс


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.


Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

ученик научится:

• владеть базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использовать приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применять навыки и умения решать типичные задачи в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• уметь делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Содержание элективного курса «Финансовая грамотность»

7 класс


Введение в курс «Финансовая грамотность»

Что такое финансовая грамотность. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать свое финансовое поведение.


Доходы и расходы семьи

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. От чего зависят личные и семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Исследуем расходы семьи. Что такое семейный бюджет. Как сформировать семейный бюджет. Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Доходы и расходы семьи.

Риски в мире денег

Какие бывают финансовые риски. Почему возникают риски потери денег и имущества. Как защититься от рисков в мире денег. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Мошенники на рынке страховых услуг. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Что такое финансовая пирамида Как не попасть к мошенникам.


Тематическое планирование элективного курса «Финансовая грамотность»

(34 часа, 1 ч. в неделю)

7 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт



Введение в курс «Финансовая грамотность» - 5ч

1

Что такое финансовая грамотность.

1




2

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1




3

От чего зависит благосостояние семьи.

1




4

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1




5

Учимся оценивать свое финансовое поведение.

1





Доходы и расходы семьи – 15ч

6

Деньги: что это такое?

1




7

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

1




8

Какие бывают источники доходов.

1




9

Из чего складываются доходы семьи.

1




10

Учимся считать семейные доходы.

1




11

От чего зависят личные и семейные доходы.

1




12

Исследуем доходы семьи.

1




13

Как появляются расходы семьи.

1




14

Учимся считать семейные расходы.

1




15

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1




16

Исследуем расходы семьи.

1




17

Что такое семейный бюджет.

1




18

Как сформировать семейный бюджет.

1




19

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

1




20

Доходы и расходы семьи.

1





Риски в мире денег – 12ч

21

Какие бывают финансовые риски.

1




22

Почему возникают риски потери денег и имущества.

1




23

Как защититься от рисков в мире денег.

1




24

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1




25

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1




26

Что и как можно страховать.

1




27

Мошенники на рынке страховых услуг.

1




28

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

1




29

Как определить надежность страховых компаний.

1




30

Как работает страховая компания.

1




31

Что такое финансовая пирамида

1




32

Как не попасть к мошенникам.

1




33

Промежуточная аттестация.

Итоговая контрольная работа

1




34

Риски в мире денег.

1






Оценочные и методические материалы.

Итоговая контрольная работа предложена в двух вариантах и рассчитана на 40 минут. Педагогу необходимо подготовить раздаточный материал с заданиями для учащихся. Итоговую контрольную работу рекомендуется проводить по вариантам с последующим разбором с учащимися типичных ошибок.

Критерии оценки:
а) задания с одним вариантом ответа (тест): 0–1 балл;
б) задания с несколькими вариантами ответа (тест): 0–2 балла;
в) задачи: 0 или 3 балла.


Критерии оценивания – 7 класс.

Максимально возможное количество баллов за итоговую проверочную работу — 26 балла.
Перевод полученных баллов в пятибалльную шкалу оценок производится исходя из правил, размещённых в таблице.


оцениваемый
показатель

оценка

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Процент набранных баллов

50% и более

(от 13 до 18 баллов)

70% и более
(от 19 до 23 баллов)

90%
(24 баллов и более)

Если учащийся набрал менее половины количества возможных
баллов, это свидетельствует о том, что знания, умения и компетенции не были сформированы.

Итоговая контрольная работа. 7 класс

Вариант 1

Задание 1. Выберите из предложенных вариантов один верный ответ.
1. Какая монета появилась во время правления князя Владимира Красное Солнышко?

1) алтын; 2) копейка; 3) гривна; 4) сребреник.


2. Безналичные деньги:

1) появились раньше обычных; 2) включают монеты, купюры и чеки;

3) состоят из чековых книжек и векселей; 4) представляют собой информацию.


3. Деньги используются для:

1) упрощения обмена; 2) измерения ценности разных товаров;

3) получения дохода в виде банковского процента; 4) все ответы верны.


4. Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия
«премия»?
1) часть заработной платы; 2) денежное вознаграждение;
3) поощрение за отлично выполненную работу; 4) награда.


5. Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется:
1) налогами; 2) коммунальными платежами;
3) пособиями; 4) субсидиями.

6. Должник отдал 5 тыс. р., что составило пятую часть долга. Ему осталось выплатить:
1) 20 тыс. р.; 2) 16 тыс. р.; 3) 12 тыс. р.; 4) 18 тыс. р.


7. Особая жизненная ситуация – это:

1) препятствие на пути к достижению цели, требующее напряжения и усилия для его преодоления;

2) обстоятельство, нарушающее привычную жизнь человека (или его семьи) и требующее дополнительных финансовых расходов;

3) вероятность того, что человек или группа людей достигнут определённых целей или потерпят неудачу;

4) общее отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе.


8. Доходы – это:

1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;

2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;

3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;

4) общая сумма трат, выраженная в денежной форме.


9. Деньги – это:

1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;

2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;

3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельцев в акционерном обществе;

4) различные ценности, хранящиеся в банке.


10. Бюджет семьи – это:

1) часть денег, отложенная на будущие нужды;

2) затраты на какие-либо цели, осуществлённые за определённый период времени;

3) оплата приобретённых товаров и услуг;

4) план доходов и расходов семьи на определённый период времени.


Задание 2. Выберите из предложенных вариантов несколько верных ответов.

1. Не являются источниками дохода семьи:
1) заработная плата членов семьи; 2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры; 4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит; 6) социальные пособия.


2. Причины снижения доходов семьи:
1) незапланированные расходы; 2) вклад в банк;
3) получение кредита; 4) банкротство фирмы;
5) собственный бизнес; 6) устройство на высокооплачиваемую работу.

Задание 3. Реши задачу.

1. В прошлом году к Новому году купили 5 кг мандаринов, а в этом за те же деньги только 4 кг. Как изменилась в процентах цена мандаринов?

2. В бюджете семьи расходы составляют 80% доходов. Доход вырос, сбережения увеличились в полтора раза и составляют теперь 25% дохода. На сколько процентов вырос доход?


3. В семье Петровых 5 человек. Мама получает заработную плату в размере 15 000 руб., папа – 23 000 руб., дочь-студентка – стипендию 2100 руб., бабушка – пенсию в размере 12 000 руб., а сын ещё ходит в школу. Рассчитайте, чему равен среднедушевой доход семьи: 1) в месяц; 2) в год.


4. Составьте месячный бюджет семьи Соловьёвых, используя следующие данные. Зарплата папы – 25 000 руб., мамы – 24 000 руб., пенсия бабушки – 13 000 руб., коммунальные платежи – 5500 руб., на продукты было потрачено 42 000 руб., сыну Пете купили пальто стоимостью 1200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 3250 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.

Вариант 2

Задание 1. Выберите из предложенных вариантов один верный ответ.
1. В каком порядке появлялись разные виды денег?
1) монеты, купюры, товарные деньги; 2) товарные деньги, купюры, монеты;
3) монеты, товарные деньги, купюры; 4) товарные деньги, монеты, купюры.

2. Купюры являются:
1) наличными деньгами; 2) бумажными деньгами;
3) символическими деньгами; 4) всем перечисленным выше.

3. Поездка на транспорте, банковское обслуживание, стирка белья. В списке перечислены:
1) товары; 2) услуги;
3) подарки; 4) нет верного ответа.


4. К доходам семьи относится:

1) плата за поездки на транспорте; 2) налоги;

3) пенсия; 4) плата за квартиру.


5. Выберите логически правильную цепочку:

1) доходы – расходы – сбережения; 2) сбережения – доходы – расходы;

3) доходы – сбережения – расходы; 4) расходы – сбережения – доходы.


6. Семья откладывает деньги, оставшиеся после покупок, в банк, причём расходы в 5 раз больше сбережений. Сколько денег тратится на покупки, если доход семьи составляет 60 тыс. р.?
1) 70 тыс. р.; 2) 55 тыс. р.; 3) 50 тыс. р.; 4) 40 тыс. р.

7. Финансовая грамотность – это:

1) попытки покрыть новыми долгами старые, не перекрывая их вложениями, приносящими доход;

2) владение благами, необходимыми для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

3) способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере управления финансами;

4) владение навыками письма и чтения на родном языке.


8. Расходы – это:

1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;

2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;

3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;

4) обязательные платежи в пользу государства.


9. Валюта – это:

1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;

2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;

3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельца в акционерном обществе;

4) общее название денежных единиц разных стран.


10. К незапланированным расходам семьи относятся:
1) коммунальные платежи; 2) поход в кино;
3) уплата налогов; 4) расходы на питание;
5) оплата проезда на работу.


Задание 2. Выберите из предложенных вариантов несколько верных ответов.

1. Источники дохода семьи – это:
1) заработная плата членов семьи; 2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры; 4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит; 6) социальные пособия.

2. Укажите способы увеличения доходов семьи:

1) незапланированные расходы; 2) вклад в банке;

3) получение кредита; 4) банкротство фирмы;

5) собственный бизнес; 6) устройство на высокооплачиваемую работу.


Задание 3. Реши задачу.

1. В 2013 г. на покупку конфет для новогоднего стола была потрачена та же сумма, что и в 2012 г. Как изменился в процентах вес купленных конфет, если все сорта подорожали на 25%?

2. В бюджете семьи заработная плата папы составляет 60% дохода, а заработная плата мамы — 40%. Как изменился доход, если мамина зарплата увеличилась на 10%?


3. Ежемесячный доход семьи Петровых составляет 67 100 руб. На обязательные расходы затрачивается 75% от дохода. Сможет ли семья накопить на новый телевизор стоимостью 20 000 руб. за 3 месяца, если на необязательные расходы уходит 50% от оставшейся суммы денег?


4. Составьте месячный бюджет семьи Синицыных, используя следующие данные. Зарплата папы – 20 000 руб., мамы – 18 000 руб., пенсия бабушки – 15 000 руб., премия папы – 3000 руб., коммунальные платежи – 4800 руб., на продукты было потрачено 38 000 руб., мама купила сапоги стоимостью 2200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 2300 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!