ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Г.Ф. Гребенщикова «______» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1» ______________Н. В.Шахматова приказ от 31.08.2021 г. № 537-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 7.1)
по Информатике и ИКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович
Класс: 5
| Рассмотрена на заседании ШМО _математики, физики и информатики___ Протокол от _31.08.2021___№___2____ Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ________ ФИО подпись |
г. Лангепас, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика», 5 класс разработана на основе требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом Программы основного общего образования по информатике // Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – С. 13
Рабочая программа ориентирована на учебники Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Информатика — это дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и постоянно возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. Опыт формирования таких образовательных результатов накапливался в школьной информатике на протяжении всего периода ее становления и развития.
Одной из основных черт нашего времени является возрастающая изменчивость окружающего мира. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Основой профессиональной мобильности человека, готовности к освоению новых, в том числе информационных, технологий является фундаментальность его образования. Именно поэтому в содержании курса школьной
информатики делается акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала этого предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование ИКТ-компетентности учащихся, необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность информационной подготовки школьников и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения основного курса информатики в 7-9 классах.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение Информатики в 5 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
Изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете;
Представление о роли компьютеров в жизни современного человека, способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;
Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Чувство личной ответственности за качество окружающей среды; Формирование мотивов достижения;
Осознание ответственности за общее дело; Формирование картины предметно-преобразующей деятельности, развитие познавательных интересов, мотивов, развитие интереса к информационному творчеству; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные
регулятивные универсальные учебные действия:
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Контроль, коррекция, оценка;
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Целепологание;
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
выделять существенную информацию, различать способ и результат действия.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с поставленной задачей;
познавательные универсальные учебные действия:
Использование знаково-символических средств;
Постановка и формулирование проблемы;
Построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Структурирование знаний;
Определение основной и второстепенной информации;
Постановка и формулирование проблемы;
Обобщение, аналогия, сравнение, классификация, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Извлечение необходимой информации из текстов;
Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение осуществлять сравнения, классификацию, анализ объектов;
коммуникативные универсальные учебные действия:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Взаимопомощь и сотрудничество;
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Самооценка на основе критерия успешности;
Следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Управление поведением партнера, постановка вопросов;
Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Использование критериев для обоснования своего рассуждения;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Постановка вопросов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Использование критериев для обоснования своего рассуждения;
Передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебных предметов;
Предметные:
Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбчатые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Выпускник получит возможность:
овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание учебного предмета
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации.
Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Запланировано проведение проектов по темам:
1) Создание презентации "История информатики"
2) Создание презентации "История робототехники"
Технологии, методы, приемы работы
Методы обучения:
- с точки зрения источника знаний учащихся с ОВЗ: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации (обычные и компьютерные); практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения;
- с точки зрения характера учебно-познавательной деятельности учащихся с ОВЗ по овладению изучаемым материалом: проблемное изложение изучаемого материала; объяснительно-иллюстративный метод: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино, презентаций и т.д.; репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму.
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
| | |
5а | 5б | 5в |
1 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | - Соблюдать правила ТБ при работе на компьютере; Аналитическая деятельность: • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: • выбирать и запускать нужную программу; • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; | 1 | 1.09 | 2.09 | 3.09 |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 8.09 | 9.09 | 10.09 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | 15.09 | 16.09 | 17.09 |
4 | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 1 | 22.09 | 23.09 | 24.09 |
5 | Хранение информации. Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы» | 1 | 29.09 | 30.09 | 1.10 |
6 | Передача информации | 1 | 6.10 | 7.10 | 8.10 |
7 | Электронная почта. Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой» | 1 | 13.10 | 14.10 | 15.10 |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | Аналитическая деятельность: • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Практическая деятельность: • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; • создавать и форматировать списки; • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы | 1 | 20.10 | 21.10 | 22.10 |
9 | Метод координат. | 1 | 10.11 | 11.11 | 12.11 |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | 17.11 | 18.11 | 19.11 |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | 21.11 | 25.11 | 26.11 |
12 | Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 1 | 24.11 | 28.11 | 3.12 |
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 | 1.12 | 02.12 | 5.12 |
14 | Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 | 8.12 | 09.12 | 10.12 |
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | 1 | 15.12 | 16.12 | 17.12 |
16 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1 | 22.12 | 23.12 | 24.12 |
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | Аналитическая деятельность: • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; • приводить примеры информационных носителей; • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; Практическая деятельность: • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор; • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений; • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами | 1 | 12.01 | 13.01 | 14.01 |
18 | Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | 1 | 19.01 | 20.01 | 21.01 |
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 | 26.01 | 27.01 | 28.01 |
20 | Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | 2.02 | 03.02 | 4.02 |
21 | Создание графических изображений. Практическая работа №13 Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | 9.02 | 10.02 | 11.02 |
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 | 16.02 | 17.02 | 18.02 |
23 | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | 1 | 27.02 | 24.02 | 25.02 |
24 | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 | 2.03 | 03.03 | 4.03 |
25 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | 9.03 | 10.03 | 11.03 |
26 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 | 16.03 | 17.03 | 18.03 |
27 | Преобразование информации путём рассуждений | 1 | 23.03 | 24.03 | 25.03 |
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 | 6.04 | 07.04 | 08.04 |
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | 13.04 | 14.04 | 15.04 |
30 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | 1 | 20.04 | 21.04 | 22.04 |
31 | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | 1 | 27.04 | 28.04 | 29.04 |
| Итоговое повторение | | | | |
32 | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | 8.05 | 12.05 | 13.05 |
33 | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | 11.05 | 15.05 | 20.05 |
34 | Защита итогового мини-проекта. | 1 | 18.05 | 19.05 | 22.05 |
35 | Итоговое тестирование | 1 | 25.05 | 26.05 | 27.05 |
| Итого | | 35 | | | |
Материально-техническое оснащение
Технические средства:
Компьютер
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации (акустические колонки, наушники
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Программные средства:
Операционная система.
Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
Жидкокристалический телевизор
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Набор ЦОР: