СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного объединения "Школа оригами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для начальной школы. Работа с бумагой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного объединения "Школа оригами"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»






«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

______/Дедукова С.М. _________/ Кизим Н.В. / _______/Хороводова Н.Г./

Протокол №____от Приказ № ____ от

«___»_________20___ г. «___»_________20___ г. «___»_________20___ г.







Рабочая программа

детского декоративно-прикладного объединения

«Школа оригами»

Срок реализации – 4 года



Автор: Батрак О.В.,

педагог дополнительного образования





2019 -2020 учебный год






Программа курса

«Школа оригами»


Автор: Батрак О.В.

Программа разработана на основе программы

«Бумажные фантазии» (оригами, работа с

модулями) Болтушевич А. А.,

программы курса внеурочной деятельности

«Чудеса аппликации» Болотова С.А.



Пояснительная записка.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Социологический опрос показал нарастание интереса у населения к различным видам декоративно-прикладного творчества. В наше время бумага – наиболее доступный и дешевый материал для работы младших школьников, не требует больших затрат. Вырезание из бумаги, складывание – очень увлекательное занятие. Простота технологий работы с бумагой расширяет возрастной диапазон.

Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами, бумагой, клеем. Практические занятия по вырезанию, складыванию бумаги, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.

Данная программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром, творческие способности учащихся развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому. Занятия курса способствуют ускорению общего развития ребенка.


Программа курса «Школа оригами» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 класс (возраст детей 6-10 лет) и предлагает для работы всевозможные техники работы с бумагой. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. Основное место на занятиях занимают знакомство с различными видами работы с бумагой у разных народов, а так же практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.



Цель данной программы – создать условия для самореализации ребенка в творчестве, посредством знакомства с различными техниками расширять его кругозор, словарный запас, развивать моторику пальцев, воплощать в художественной работе собственные неповторимые черты, своей индивидуальности, приобщать школьников к миру прекрасного, учить организовывать свой досуг.


Занятия кружка посвящены решению следующих задач:

- учить навыкам самостоятельности;

- развивать воображение, логическое мышление, фантазию, эстетический вкус;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;

- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

- развивать мелкую моторику рук.


Ведущие методические принципы:

  1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

  2. Принцип гуманности основан на уважении личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и раскрепощенности учеников во время занятий.

  3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.


  1. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.




Программа рассчитана на занятия школьников младших классов в течение четырех лет, 1 час в неделю, (34 часа в год) по направлениям.

1 класс – Чудеса аппликации. (34 часа в год)

2 класс – Бумажные фантазии. (34 часа в год)

3 класс – Искусство оригами. (34 часа в год)

4 класс – Мастера бумажных дел. (34 часа в год)


Тематическое планирование.

1 год Чудеса аппликации. (34 часа в год)


Тема

Часы

теория

практика

всего

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

-

1

2


Упражнение в резании бумаги.

Аппликация.

1

19

20


3

Базовые формы оригами.

1

5

6

4

Бумажная аппликация из геометрических фигур.

-

5

5

5

Искусство выцинанки.

1

2

3

6

Выставка детских работ.



1


ИТОГО



36







Содержание программы.

1 год

Тема

часы

Содержание занятий

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

Свойства бумаги.

Техника безопасности.

2


Упражнение в резании бумаги.

Аппликация.

20

Резание по прямой, контуру, спирали, зубчиками. Вырезание прямоугольника, квадрата, круга, звездочки. Составление фигур.

Червячок.

Ромашка.

Бабочка.

Стрекоза.

«Божья коровка»

Аппликация «Мое село», «На лугу».

Аппликация из геометрических фигур.

Страус.

Медвежонок.

Совместная работа «В лесу»,

«Зоопарк»


3

Базовые формы оригами.


6

Складки: "долина"; "гора"; "карман"; "зигзаг" – название, правила выполнения, изображение на схемах.

Базовые формы: "книжка"; "треугольник"; «дверь"; "блин"; " воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

Котенок. Котенок 2.

Щенок.

Заяц, лиса.

Аппликационная работа по сказке «Зайкина избушка».

«Гуси –лебеди»

4

Бумажная аппликация из геометрических фигур.(деталей оригами)

5

Изготовление деталей по схемам, по памяти. Совместные работы: «В цирке»

«Любимые сказки»

5

Искусство выцинанки.

3

Знакомство с понятием «белорусская выцинанка». Симметрия. Знакомство с правилами симметрии. Симметричное вырезание листьев, снежинок.

Аппликация «Осенние листья».

10

Выставка детских работ.

1

Классная выставка.


ИТОГО

36



В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:      

    •      названия геометрических фигур;

    • виды и свойства бумаги;

    • правила резания и склеивания бумаги;

    • названия основных базовых форм оригами;

Уметь:

    • резать по прямой, контуру, спирали, зубчиками;

    •      ориентироваться на листе бумаги;

    •      складывать лист бумаги пополам;

    •      складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;

    •      загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой (базовая форма "Воздушный змей");

    •      уметь намечать линии;

    •      тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

    • находить линии сгиба и делать соответствующие разрезы, знать правила

симметричного вырезания;

    •      уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);

    •      работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;

    •      добиваться конечного результата;

    •      самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

    •      уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

Тематическое планирование.

2 год – Бумажные фантазии. (34 часа в год).

Тема

Часы

теория

практика

всего

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

-

1

2

Упражнение в резании бумаги.

-

4

4

3

Бумажная аппликация из геометрических фигур.

-

10

10

4

Плоское и объемное оригами.

2

8

10

5

Искусство выцинанки. (симметричное вырезание)

2

6

8

6

Плетение из бумажных лент.

1

2

3


ИТОГО



36


Содержание программы.

2 год


Тема

часы

Содержание занятий

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

Свойства бумаги.

Техника безопасности.

2

Упражнение в резании бумаги.

4

Резание по прямой, контуру, спирали, зубчиками. Вырезание прямоугольника, квадрата, круга, звездочки. Составление фигур.

Аппликация «Стая птиц», «Море».

3

Бумажная аппликация из геометрических фигур.(обрывная аппликация).

10

Аппликация из геометрических фигур.

«Школа»

Обрывная аппликация «Букет», «Дельфин»


4


Плоское оригами.

Объемное оригами.

10

Базовые формы: «дверь»,"книжка"; "треугольник»,"блин"; "воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

Изготовление поделок на основе базовых форм по схемам, по памяти, самостоятельно.

Люди – дедушка, бабушка, мальчик, девочка.

Аппликация к сказке «Гуси-лебеди»

Куб.

3 варианта изготовления куба из модулей.

5

Искусство выцинанки.

8

Закрепление знаний об искусстве белорусской выцинанки. Упражнение в вырезании симметричных деталей: дом, дерево, девочка, мальчик.

Совместные работы: «Мое село»

«На балу у Золушки».

9

Плетение из бумажных лент.

3

История ткачества. Способы плетения.

Валентинка «Сердечко»

10

Выставка детских работ.

1

Классная выставка.


ИТОГО

36




К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

    •      три правила складывания бумаги при выполнении оригами;     

  • Названия основных видов складок в оригами : "долина"; "гора"; "карман"; "зигзаг";

                •     правила выполнения базовых форм: "книжка"; "треугольник";

«дверь"; "блин"; " воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

правила симметрии и симметричного вырезания, сквозного

прорезания, правила ВЫЦИНАНКИ;

                • правила композиции;



Уметь:

    •       ориентироваться на листе бумаги;

    • резать по прямой, контуру, спирали, зубчиками;

    •      складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) пополам;

  •      выполнять складки: "долина"; "гора"; "карман"; "зигзаг";

                •     выполнять базовые формы: "книжка"; "треугольник";

                • «дверь"; "блин"; " воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

                • строить сюжетную композицию;

    •      работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

    •      добиваться конечного результата;

    •      самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

    •      находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.



Тематическое планирование.

3 год – Искусство оригами.

Тема

Часы

теория

практика

всего

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

-

1

2

Упражнение в резании бумаги.

-

4

4

3

Аппликация.


6

6

4

Оригами.

2

16

18

5

Искусство выцинанки.

-

2

2

6

Плетение из бумажных лент.

1

3

4

7

Выставка детских работ.



1


ИТОГО



36

Содержание программы.

3 класс


Тема

часы

Содержание занятий

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

Свойства бумаги.

Техника безопасности.

2

Упражнение в резании бумаги.

4

Отрабатывание навыков резания бумаги, картона по прямой, контуру, спирали, зубчиками. Прорезное вырезание.

Аппликация «Зимний лес»

3

Аппликация.

6

Аппликация из геометрических фигур, деталей прорезной аппликации, обрывной аппликации.

Закладки «Олени», «Львенок»

Прорезная обложка для альбома

4


Оригами.

18

Поделки на основе базовых форм: "книжка"; "треугольник"; «дверь"; "блин"; "воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

Кусудама . Варианты изготовления.


Цветы, листья, колосья.

Композиция «Золотая осень»



Модульное оригами. Треугольный модуль.

«Подснежник», «Клубничка».

5

Искусство выцинанки.

2

Искусство симметричного резания бумаги.

Портрет.

9

Плетение из бумажных лент.

4

Принцип изготовления бумажных трубочек из газет.

Приемы простейшего прямого плетения, плетения по кругу.

Подставка под горячее.

10

Выставка детских работ.

1

Классная выставка.


ИТОГО

36



К концу 3 года обучения дети должны:



Знать:

    •      правила складывания бумаги при выполнении оригами, уметь читать схемы;   

    • правила складывания многомодульных изделий – кусудама; 

                • правила выполнения базовых форм: "книжка"; "треугольник";

«дверь"; "блин"; " воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат";

"двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран".

                • правила композиции;

    •      историю и отличительные черты национальных техник

«оригами», «выцинанка».



Уметь:



    •      резать, складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) различными базовыми формами;

    •      читать схемы оригами;     

                • применять базовые формы: "книжка"; "треугольник";

                • «дверь"; "блин"; " воздушный змей"; "дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник"; "водяная бомба"; "катамаран" для выполнения более сложных изделий.

                • использовать правила композиции;

    •      работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

    • строить работу по собственному рабочему плану;

    •      добиваться конечного результата;

    •      самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

    •      уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.






Тематическое планирование.

4 год– Мастера бумажных дел. (34 часа в год)

Тема

Часы

теория

практика

всего

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

-

1

2

Объемное оригами.

1

14

15

3

Упражнение в резании бумаги. Искусство выцинанки. Аппликация.

-

5

5

4

Плетение из бумажных лент.

1

4

5

5

Квиллинг

1

8

9

6

Выставка детских работ.



1


ИТОГО



36


Содержание программы.

4 год

Тема

часы

Содержание занятий

1

Работа с бумагой. Техника безопасности.

1

Свойства бумаги.

Техника безопасности.

2

Объемное оригами.

13

Поделки на основе базовых форм: Кусудама , объемный куб. Варианты изготовления.

Модульное оригами. Треугольный модуль.

Подснежник.

«Совенок», «Лебедь»

3

Упражнение в резании бумаги. Искусство выцинанки.

5

Симметрия. Искусство резания бумаги. Украшение симметрично вырезанных деталей прорезями.

«Елка», «Ангел».

Вырезание картины по собственному сюжету

4

Плетение из бумажных лент.

5

Изготовление трубочек из газет.

Приемы простейшего прямого плетения, плетения по кругу.

Корзинка.

Вазочка.


5

Квиллинг

9

Знакомство с искусством квиллинга. Инструменты и оборудование для квиллинга. Способы резания и скручивания бумаги. Изготовление аппликации в технике квиллинг.

Бабочка.

Ромашка.

Букет.

10

Выставка детских работ.

1

Классная выставка.

Школьная выставка поделок.


ИТОГО

34




К концу 4 года обучения дети должны:

Знать:      

  • правила складывания бумаги при выполнении оригами, знать условные знаки в схеме оригами;   

    • правила складывания многомодульных изделий – кусудама; 

                • правила выполнения и применения базовых форм: "книжка";

"треугольник"; «дверь"; "блин"; " воздушный змей";

"дом"; "двойной квадрат"; "двойной треугольник";

"водяная бомба"; "катамаран" и др.

                • правила композиции;

                • правила приготовления деталей квиллинга;

    •      историю и отличительные черты национальных техник

«оригами», «выцинанка», «квиллинг».



Уметь:

    •       ориентироваться на листе бумаги;

    • уметь резать, складывать лист бумаги, использовать базовые формы оригами;   называть правила складывания бумаги, читать и самостоятельно составлять схемы для выполнения различных работ, объяснять принцип выполнения деталей; 

    • резать и скручивать бумагу специальным образом для квиллинга;    

                • использовать правила композиции, придумывать и составлять сюжеты на искомые темы;

                • при выполнении самостоятельного задания правильно выбирать необходимые техники работы с бумагой;

    •      строить работу по собственному рабочему плану;

    •      добиваться конечного результата;

    •      оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

    •      Давать оценку работе и выявлять причину неудачи.


Учебно-методическое обеспечение.


Методы организации учебного процесса

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ)

  • наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).


2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся.


3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой метод – организация работы в группах;

  • индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.



Литература.


Для педагогов:


  1. С Соколова. Школа оригами. Аппликации и мозаика. – «Эксмо» , Москва 2004.

  2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.

  3. С. Соколова. Азбука оригами. «Эксмо» .Москва -2007.

  4. Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.

  5. Н.Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. Культура и традиции. 2006.

  6. Е.Румянцева. Праздничные открытки. Айрис-Пресс. Москва 2005


Для родителей:


  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995


Для детей:


  1. Т. Проснякова. Школа волшебников. Рабочая тетрадь по труду для 1 класса. Издательский дом Федорова. 2005.

  2. Н. Цирулик, Т. Проснякова. Уроки творчества. 1-4 класс. Издательский дом Федорова. 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей