Рабочая программа элективного курса по математике "ОГЭ: курс подготовки к экзамену"

Категория: Математика

Содержит тематическое планирование за курс основной школы по математике и формы организации занятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике "ОГЭ: курс подготовки к экзамену"»



«Рекомендовано»

на заседании ШМО

________ /Т.Г.Гращенкова

Протокол №

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Н.А.Богатырева




«Утверждено»

Директор школы

_________/И.Н.Кухаренкова

Приказ



Рабочая программа элективного курса

«ОГЭ: курс подготовки к экзамену»

для 9 класса на 2015-2016 учебный год











Учитель: Новикова В.В.



1.Пояснительная записка

Содержание элективного курса определяется на основании кодификатора элементов содержания для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по математике, подготовленного федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования.

Цель элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами. Результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знаний и его применению в учебных и вне учебных ситуациях; сформировать качества присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


2.Общая характеристика элективного курса


С учетом изменений в ОГЭ -2015 года задания предусмотренные в ходе реализации рабочей программы подразделены на три модуля : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Модули «Алгебра» и «Геометрия»: предполагают две части, соответствующие овладению математической компетентностью на базовом и повышенном уровнях. Модуль «Реальная математика»- одну часть, соответствующую овладению знаниями на базовом уровне. Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля направлены на проверку таких качеств математической подготовки, как:
-уверенное владение формально- оперативным алгебраическим аппаратом;
-умение решать комплексную задачу, включающую в себя знания из различных тем курса алгебра;
-умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
-владение широким спектром приемов и способов рассуждений. 


3.Описание места элективного курса в учебном плане


Базисный учебный (образовательный) план на изучение элективного курса в 9 классе отводит 1 час в неделю, Курс рассчитан на 33 занятия.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися проверочных работ. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Такая форма работы обеспечивает эффективную обратную связь, позволяет учителю и ученикам корректировать свою деятельность.
Итоговый контроль реализуется в форме зачета при выполнении итоговой зачетной работы и посещении элективных занятий не менее 80 процентов.



4.Ценностные ориентиры содержания элективного курса математики


Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые алгоритмы. В ходе решения задач – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, и информационную речь, умение отбирать наиболее подходящие  языковые ( в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения  математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших , усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использование современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.



5.Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

  1. личностном направлении:

    • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

    • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

    • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;


  1. в метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  1. в предметном направлении:

    • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

    • овладение символьным языком алгебры, приемами решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

    • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;

    • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

    • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений;

    • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

    • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


6.Содержание элективного курса

Тема 1. Числовые выражения и их преобразования  (2ч)

Натуральные, рациональные и действительные числа. Дроби. Измерения, приближения, оценка

Тема 2. Алгебраические и числовые выражения (6ч).

Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок. Свойства степени с целым показателем. Многочлены. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

Тема 3. Уравнения. Системы уравнений  (3ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 4. Неравенства. Системы неравенств (2ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Текстовые задачи (3ч)

Задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами.

Тема 6. Числовые последовательности. (2ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п -ого члена.. Сумма п первых членов.

Тема 7. Сложные проценты(2ч)

Задачи, связанные с процентами.

Тема 8. Функции. Графики  (3ч)

Находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Тема 9.Планиметрия (6ч)

Декартовы координаты на плоскости. Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин.

Тема 10. Элементы комбинаторики(3ч)

Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика

Внутришкольный пробный ОГЭ (1ч)

7. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ п


Тема занятия


Количество часов


Формы проведения


Основные виды деятельности

обучающихся


всего


лекции


практикум


1


Натуральные, рациональные и действительные числа. Дроби. 


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум.

Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой 



2


Измерения, приближения, оценка


1




1


Практикум 

Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений.



3


Алгебраические выражения


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.



4


Свойства степени с целым показателем


1




1


Практикум

Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями



5


Многочлены


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Выполнять разложение многочленов на множители



6


Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум

Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни



7


Уравнения


3


0,5


2,5


Мини-лекция, практикум

Научиться решать квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные линейные системы Применять графическое представление при решении уравнений



8


Неравенства 


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы



9


Текстовые задачи


3


0,5


2,5


Мини-лекция, практикум

Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.


10


Функции. Графики  



3


0,5


2,5


Мини-лекция, практикум

Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику, строить графики изученных функций.



11


Числовые последовательности.



2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.



12


Сложные проценты


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум


Решать несложные практические расчетные задачи, связанные с процентами, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов 



13


Декартовы координаты на плоскости


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами



14

Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи



15

Измерения геометрических величин


2


0,5


1,5


Мини-лекция, практикум

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин. 



16


Описательная статистика


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум

Извлекать статистическую информацию , представленную в таблицах, на диаграммах, графиках



17

Вероятность


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум

Находить вероятности случайных событий в простейших случаях



18


Комбинаторика


1


0,5


0,5


Мини-лекция, практикум

Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов , а также с использованием правила умножения


19

Внутришкольный пробный ОГЭ

1


1

Зачет 

Решать задачи из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ



8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


        1. Учебники Алгебра 9 кл. А.Г.Мордкович, М. :Мнемозина 2009. (часть1, 2)

        2. Методическое пособие для учителя/ Мордкович А.Г., Семёнов П.В. – М. Мнемозина, 2010

        3. Алгебра 7-8,Тесты для промежуточной аттестации под редакцией Ф.Ф.Лысенко-4-е переработанное,

издательство «Легион-М»,2009г.

        1. Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику Мордковича А.Г. «Алгебра.9кл»/Е.М.Ключникова, И.В.Комиссарова.

2-е изд., стереотип. – М.:Издательство «Экзамен», 2011

        1. Учебник: Л.С.Атанасян «Геометрия 7 – 9 класс».Изд. М.: Просвещение 2005 год.

6. Зив Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 9 кл./ М.: Просвещение, 2009. 

7. ОГЭ 2015. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;

8. ГИА. 3000 задач с ответами по математике Семенов А.Я. , Ященко И.В.

  1. Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия. 9 класс. Тематические тесты. . - М.: Просвещение, 2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей