Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Ягодненского сельского поселения Комсомольского района
«Согласовано» Руководитель ШМО _________/Десятникова М.М./ ФИО Протокол № 1 от « » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УМР _____________/Степанова Т.Н/ ФИО « » августа 2019г. | «Утверждаю» Директор _____________/Сподобаева С.П./ ФИО Приказ № от августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
7-9 класс
Шведовой Жанны Михайловны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Результаты освоения курса;
3) Содержание курса, учебно – тематический план;
Поурочно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» для 7 - 9 классов разработана в соответствии
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);
- основной образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п основного общего образования
- образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа факультатива для 7- 8 классов составлена на основе авторской программы «Обучаем смысловому чтению: методическое пособие» – Хабаровск: ХК ИРО, 2015 г., автор-составитель Т.И. Фисенко. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения программы
В Примерной основной образовательной программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» они представлены тремя группами умений.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
целостный смысл;
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки и осмысления полученной информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание курса
Структура и содержание курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела | Планируемые результаты |
1. | Чтение как способ получения информации | Чтение как способ познания мира. Недостатки традиционного чтения. Цели чтения. Книга как целостный объект. Научная и художественная литературы: различие целей и способов чтения. Скрытые символы, метафоры как строительный материал художественного произведения. Процесс приема информации человеком. | Обучающийся научится: целостно воспринимать информацию, определять главную тему, основную цель текста, выделять основную мысль текста; определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты. |
2. | Текст как посредник между автором и читателем | Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Виды текстов и их назначение. Гипертекстовое представление информации. Структура и проблематика текста. Микротема текста. Визуализация. Типы визуальных источников и правила работы с ними. | Обучающийся научится: различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; ставить перед собой цель чтения и отбирать под нее информацию. |
3. | Виды чтения | Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации). Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения. | Обучающийся научится: определять суть, структуру, проблемы изучаемого текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; находить в тексте требуемую информацию. |
4. | Работа с текстом: поиск информации и предтекстовая деятельность | Предтекстовые стратегии чтения: «мозговой штурм», «глоссарий», «ориентиры предвосхищения», «рассечение вопросов», «предваряющие вопросы». Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. | Обучающийся научится: предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; прогнозировать последовательность изложения идей текста; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). |
5. | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | Требования к логическому определению понятий. Алгоритм построения дерева понятия, «скелетной» карты понятий. Методика построения денотатного графа. Логико-смысловые модели структурирования понятий. Инфогра́фика – графический способ подачи информации, данных и знаний. Кластеры. | Обучающийся научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; структурировать текст; использовать в тексте таблицы, изображения. |
6. | Работа с текстом: оценка информации | Рецензия. Доклад. Отзыв как вид читательского творчества. | Обучающийся научится: сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; делать выводы из сформулированных посылок. |
7. | Работа с текстом художественного произведения | Авторские приемы создания целостного восприятия художественного текста. Фабула, сюжет, фон произведения. Особенности аргументации автором своих утверждений. Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем», «Черты характера». | Обучающийся научится: понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. |
8. | Способы чтения | Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы поле текста, стратегия «Тайм-аут» [8,с.46]. Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации. Авторские суждения. Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов. Стратегии компрессии текстов. Критический или оценочный способ чтения. | Обучающийся научится: выявлять задачи, поставленные автором в этом тексте, способы и результаты их решения; оценивать авторский текст и доказательно выражать свое отношение к авторскому мнению; составлять аннотацию к тексту; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. |
9. | Работа с устными текстами | Вопросы открытые и закрытые. Презентация книги. Читательская конференция. Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания. | Обучающийся научится: находить доводы в защиту своей точки зрения; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. |
10. | Справочная литература | Словари, энциклопедии, справочная литература: роль и назначение. Типы, виды, критерии отбора. Правила работы со справочной литературой. Приемы извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.). | Обучающийся научится: объяснять порядок частей, инструкций, содержащихся в тексте; пользоваться справочной литературой, составлять библиографические списки; извлекать информацию из различных словарей, справочной и энциклопедической литературы. |
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Тема | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Часы |
1-2 | Что мы знаем о чтении | Цели чтения. Научная и художественная литературы. Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу. Основная мысль текста. Общие правила чтения книг. | Задания на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. | 2 |
3 | Диагностика навыков чтения | Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения. | Тестирование. Тренинги рационального чтения. | 1 |
4-5 | Структура текста | Понятие о структуре текста и его функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествия по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста. | Задания на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста. Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста. | 2 |
6 | Установление причинно-следственных связей | Работа над определением понятий причина и следствие. Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях. | Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления. Задания на установление последовательности в предложении и в тексте. | 1 |
7 | Проблематика художественных произведений | Авторские приемы кодирования ответов на проблемные вопросы в художественных текстах и способы их нахождения. | Практические задания по нахождению способов выделения и разрешения проблем средствами системы образов, композиции, сюжета, художественно-изобразительных средств. | 1 |
8 | Ознакомительное чтение | Приемы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры. Стратегии предтекстовой деятельности. | Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста, осмысливание названия книги (заголовка), эпиграфа. Задание «Личный прогноз». | 1 |
9-11 | Ключевые понятия и их роль в тексте | Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора. Стратегия чтения "ключевые слова – смысловые ряды". | Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте. Представление понятий в виде дерева понятия, «скелетной» карты понятий, денотатного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров. Моделирование понятий с помощью графических и образных средств [8, c. 87]. Стратегии развития словаря: «обзор словаря», «словарные игры» [8, с. 66]. | 3 |
12-13 | Ключевые предложения и ключевые абзацы | Выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте через определение утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделение ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзаца текста, начальных предложений абзацев. | Практикум по нахождению ключевых предложений. Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных. Тренинг: «Разложите текст на смысловые ряды». | 2 |
14-15 | Поисково-просмотровое чтение. | Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. | Тренинг просмотрового чтения. Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритмов чтения. | 2 |
16-17 | Изучающее чтение | Характерные особенности изучающего чтения. Приемы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приемы понимания и запоминания текста. | Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора. Задание «Мысли мудрых» [8, c. 147]. Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов. | 2 |
18-20 | Интерпретация текста | Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотаций, отзыва, рецензии и т.д.). Инфогра́фика. Типы графических изображений. | Написание различных текстов. Представление основного содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Переформулирование определения, правила, вывода. | 3 |
21-22 | Конспектирование при чтении и подготовка сообщений | Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы. | Сделать выписки из текста. Подготовить конспект статьи. Подготовка мини-сообщений по заданной теме. | 2 |
23-25 | Стратегии компрессии текста | Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свертывание и развертывание информации. «Аннотация - краткий пересказ – пересказ», «З – Х – У», «Граф-схемы «Кольца Венна». | Тренинг по сжатию информации. Работа с таблицами. | 3 |
26-28 | Критическое (оценочное) чтение | Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приемы расширения границ понимания текста за счет других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. | Сопоставление двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанных с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения. Методики «Фишбон», «Синквейн». Нахождение доказательств в тексте, приведение собственных аргументов. | 3 |
29-30 | Способы читательского творчества | Рецензия. Отзыв. Виды читательских отзывов: отзыв-воспоминание, отзыв-ассоциация, отзыв-деталь, отзыв-рекомендация, отзыв-рефлексия, отзыв-вопрос, отзыв-исповедь, отзыв-отклик и др. | Стратегия «Пирамида фактов» [8, с.33]. Практикум по составлению разных видов читательских отзывов. | 2 |
31-32 | Развитие словаря | Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова. Смысловая догадка. Организация словаря. Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия». | Составление тезауруса. | 2 |
33-34 | Итоговое занятие | Роль информации в жизни человека (тема занятия определяется учителем). | Творческие работы. | 2 |