СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Ягодненского сельского поселения Комсомольского района


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/Десятникова М.М./

ФИО

Протокол № 1

от « » августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УМР

_____________/Степанова Т.Н/

ФИО

« » августа 2019г.


«Утверждаю»

Директор

_____________/Сподобаева С.П./

ФИО

Приказ № от августа 2018 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


факультатива

«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

7-9 класс

Шведовой Жанны Михайловны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

















2019 – 2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1) Пояснительная записка

2) Результаты освоения курса;

3) Содержание курса, учебно – тематический план;

  1. Поурочно-тематическое планирование.








































Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» для 7 - 9 классов разработана в соответствии

с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);

- основной образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п основного общего образования

- образовательной программой МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа факультатива для 7- 8 классов составлена на основе авторской программы «Обучаем смысловому чтению: методическое пособие» – Хабаровск: ХК ИРО, 2015 г., автор-составитель Т.И. Фисенко. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.




















  1. Результаты освоения курса


Планируемые результаты освоения программы

В Примерной основной образовательной программе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» они представлены тремя группами умений.

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

целостный смысл;

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения, переработки и осмысления полученной информации.

  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

  1. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.























  1. Содержание курса


Структура и содержание курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

п/п

Наименование

раздела

Содержание

раздела

Планируемые

результаты

1.

Чтение как способ получения информации

Чтение как способ познания мира. Недостатки традиционного чтения. Цели чтения. Книга как целостный объект. Научная и художественная литературы: различие целей и способов чтения.

Скрытые символы, метафоры как строительный материал художественного произведения. Процесс приема информации человеком.

Обучающийся научится:

  • целостно воспринимать информацию, определять главную тему, основную цель текста, выделять основную мысль текста;

  • определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты.


2.

Текст как посредник между автором и читателем

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Виды текстов и их назначение. Гипертекстовое представление информации. Структура и проблематика текста. Микротема текста. Визуализация. Типы визуальных источников и пра­вила работы с ними.

Обучающийся научится:

  • определять назначение разных видов текстов;

  • различать темы и подтемы специального текста;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • ставить перед собой цель чтения и отбирать под нее информацию.

3.

Виды чтения

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации). Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Изучающее чтение. Критическое (оценочное) чтение. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения.

Обучающийся научится:

  • определять суть, структуру, проблемы изучаемого текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • находить в тексте требуемую информацию.


4.

Работа с текстом: поиск информации и предтекстовая деятельность


Предтекстовые стратегии чтения: «мозговой штурм», «глоссарий», «ориентиры предвосхищения», «рассечение вопросов», «предваряющие вопросы». Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами.

Обучающийся научится:

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

5.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


Требования к логическому определению понятий. Алгоритм построения дерева понятия, «скелетной» карты понятий. Методика построения денотатного графа. Логико-смысловые модели структурирования понятий. Инфогра́фика – графический способ подачи информации, данных и знаний. Кластеры.

Обучающийся научится:

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • структурировать текст; использовать в тексте таблицы, изображения.

6.

Работа с текстом: оценка информации


Рецензия. Доклад. Отзыв как вид читательского творчества.

Обучающийся научится:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • делать выводы из сформулированных посылок.

7.

Работа с текстом художественного произведения

Авторские приемы создания целостного восприятия художественного текста. Фабула, сюжет, фон произведения. Особенности аргументации автором своих утверждений. Способы критического прочтения художественной литературы. Стратегии работы: «Экскурсия по книге», «Список тем», «Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем», «Черты характера».

Обучающийся научится:

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.


8.

Способы чтения

Аналитический способ чтения: Чтение с остановками, чтение про себя с пометками, вопросы поле текста, стратегия «Тайм-аут» [8,с.46]. Синтетический или интерпретационный способ чтения. Термины, ключевые слова, ключевые предложения, ключевые абзацы и способы их интерпретации. Авторские суждения. Приемы понимания и запоминания прочитанного. Приемы интерпретации текстов. Стратегии компрессии текстов.

Критический или оценочный способ чтения.

Обучающийся научится:

  • выявлять задачи, поставленные автором в этом тексте, способы и результаты их решения;

  • оценивать авторский текст и доказательно выражать свое отношение к авторскому мнению;

  • составлять аннотацию к тексту;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

9.

Работа с устными текстами

Вопросы открытые и закрытые. Презентация книги. Читательская конференция. Дискуссия: виды, правила проведения. Дебаты: технология подготовки. Инсценировки. Оценивание и редактирование устного речевого высказывания.

Обучающийся научится:

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

10.

Справочная литература

Словари, энциклопедии, справочная литература: роль и назначение. Типы, виды, критерии отбора. Правила работы со справочной литературой. Приемы извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.).

Обучающийся научится:

  • объяснять порядок частей, инструкций, содержащихся в тексте;

  • пользоваться справочной литературой, составлять библиографические списки;

  • извлекать информацию из различных словарей, справочной и энциклопедической литературы.




















Календарно-тематическое планирование занятий


занятия

Тема

Содержание

Виды деятельности

обучающихся

Часы

1-2

Что мы знаем о чтении

Цели чтения. Научная и художественная литературы. Определение типа и предмет книги по названию и титульному листу. Основная мысль текста. Общие правила чтения книг.

Задания на передачу целостной сути текста в рамках краткого абзаца.

Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте.

2

3

Диагностика навыков

чтения

Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения.

Тестирование. Тренинги рационального чтения.

1

4-5

Структура текста

Понятие о структуре текста и его функции. Предисловие и оглавление как выразители сути произведения. Оглавление – карта для путешествия по книге. Значение глав и подпунктов, выделенных автором, в структуре текста.

Задания на перечисление и определение логики порядка расположения частей. Работа с заголовками и предисловием по определению сути, структуры, проблемы изучаемого текста.

Составление целостной картины по наброскам по основным частям текста.

2

6

Установление причинно-следственных связей

Работа над определением понятий

причина и следствие. Установление взаимосвязи между понятиями. Определение причины следствий и прогнозирование следствий в различных явлениях.

Вопросы на выявление причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий существования описанного явления.

Задания на установление последовательности в предложении и в тексте.

1

7

Проблематика художественных произведений

Авторские приемы кодирования ответов на проблемные вопросы в художественных текстах и способы их нахождения.

Практические задания по нахождению способов выделения и разрешения проблем средствами системы образов, композиции, сюжета, художественно-изобразительных средств.

1

8

Ознакомительное

чтение

Приемы ознакомительного чтения. Выходные данные книги. Оглавление и аннотация. Предисловие и заключение книги. Рисунки, чертежи, иллюстрации, схемы, опоры.

Стратегии предтекстовой деятельности.

Изучение книги способом перелистывания, рассматривания рисунков, чтения заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста, осмысливание названия книги (заголовка), эпиграфа. Задание «Личный прогноз».


1

9-11

Ключевые

понятия и их роль в тексте

Понятие и его определение. Ключевые понятия и термины в научных и художественных текстах. Способы выделения автором ключевых слов. Многозначность слова. Интерпретации понятий. Словари, энциклопедии, справочная литература: типы, виды, критерии выбора.

Стратегия чтения "ключевые слова – смысловые ряды".

Практикум по нахождению ключевых слов и определению их точного значения в словаре и именно в данном контексте. Представление понятий в виде дерева понятия, «скелетной» карты понятий, денотатного графа, логико-смысловых моделей структурирования понятий, кластеров.

Моделирование понятий с помощью графических и образных средств [8, c. 87].

Стратегии развития словаря: «обзор словаря», «словарные игры» [8, с. 66].

3

12-13


Ключевые предложения и ключевые абзацы

Выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте через определение утверждений, которые они содержат. Аргумент как способ выделение ключевых абзацев. Функция первого и последнего абзаца текста, начальных предложений абзацев.

Практикум по нахождению ключевых предложений.

Нахождение аргументов в тексте и приведение собственных.

Тренинг: «Разложите текст на смысловые ряды».


2

14-15


Поисково-просмотровое чтение.

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали», чтение «слалом», чтение «по двум вертикалям», чтение «островками», чтение «пинг-понг». Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения.

Тренинг просмотрового чтения.

Анализ текстов на основе интегрального и дифференциального алгоритмов чтения.

2

16-17


Изучающее чтение

Характерные особенности изучающего чтения. Приемы изучающего чтения. Анализ и интерпретация текста. Понимание текста. Ступени понимания. Приемы понимания и запоминания текста.

Рассказ о собственном опыте, приведение примеров, связанных с утверждением автора.

Задание «Мысли мудрых» [8,

c. 147].

Нахождение в тексте абзацев, содержащих выводы, подтверждения авторской мысли, явных и скрытых вопросов.

2

18-20


Интерпретация текста

Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказа, плана, конспекта, тезисов, аннотаций, отзыва, рецензии и т.д.). Инфогра́фика. Типы графических изображений.

Написание различных текстов.

Представление основного содержания текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков.

Переформулирование определения, правила, вывода.

3

21-22

Конспектирование при чтении и подготовка сообщений

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные). Формы написания конспектов. Схема-конспект, логико-смысловая схема, структурно-логические схемы.


Сделать выписки из текста.

Подготовить конспект статьи.

Подготовка мини-сообщений по заданной теме.


2

23-25

Стратегии компрессии текста

Смысловое сжатие, перекодирование, преобразование информации. Свертывание и развертывание информации. «Аннотация - краткий пересказ – пересказ»,

«З – Х – У», «Граф-схемы «Кольца Венна».

Тренинг по сжатию информации.

Работа с таблицами.


3

26-28

Критическое (оценочное) чтение

Понятие критического чтения. Условия критического чтения. Приемы расширения границ понимания текста за счет других книг об авторе: биографии, критики, комментарий к тексту, справочников, первоисточников. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Сопоставление двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанных с разных точек зрения.

Задания на обоснование точки зрения.

Методики «Фишбон», «Синквейн».

Нахождение доказательств в тексте, приведение собственных аргументов.

3

29-30

Способы

читательского творчества


Рецензия. Отзыв.

Виды читательских отзывов:

отзыв-воспоминание,

отзыв-ассоциация,

отзыв-деталь,

отзыв-рекомендация,

отзыв-рефлексия,

отзыв-вопрос,

отзыв-исповедь,

отзыв-отклик и др.

Стратегия «Пирамида фактов» [8, с.33]. Практикум по составлению разных видов читательских отзывов.

2

31-32

Развитие

словаря

Стратегии развития словаря. Словарные слова. Основное и контекстное значение слова.

Смысловая догадка. Организация словаря. Стратегии «Обзор словаря», «Аналогия».

Составление тезауруса.


2

33-34

Итоговое

занятие

Роль информации в жизни человека (тема занятия определяется учителем).

Творческие работы.

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!