Рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника " для 5 класса

Категория: Математика

Эта программа содержит результаты освоения курса, тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника " для 5 класса»

Рекомендовано

Руководитель ШМО :

________/Т.Г.Гращенкова

Протокол заседания ШМО

1 от 29.08.2017


Согласована

Заместитель директора


___________/Н.А.Богатырёва



Утверждена

Директор школы


_________/И.Н.Кухаренкова

Приказ № 64/1 от 31.08.2017









Факультативный курс

«За страницами учебника математики»

для 5 класса на 2017-2018 учебный год















Учитель: Новикова В.В.





2017

Рабочая программа факультатива по математике 5 класса разработана в соответствии с:

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».

Методическими рекомендациями Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 18.08.2017г №09-1672

Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Факультативные занятия способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию.

Данная программа рассчитана на 17 часов.


Планируемые результаты освоения факультативного курса:

Личностные:

1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение ;

3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4. первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;

5 креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;

6. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,

задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

3. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

4. развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

5. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме

6. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

7. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

8. способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

1. развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2. расширять представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

3. умения использовать полученные на уроках знания на практике;

4. умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов.




Содержание факультативного курса


1.Как  люди научились считать(2 ч.).

История развития арифметики. Сложение,  вычитание натуральных чисел. Ребусы, головоломки, загадки.

2.Рассказы о геометрии (2 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Головоломки со спичками.

3. «Магические» фигуры 1ч

4.Развитие вычислительной культуры.(3ч)

Организация устного счета. Приемы быстрого счета

5.Решение  задач (7 ч.)

Задачи на переливание, на взвешивание, на движение, логические задачи, задачи конкурса «Кенгуру», олимпиадные задачи.

6. Метрическая система мер (2ч)



Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятий

Вид деятельности

1.Как люди научились считать.


1.

История развития арифметики. Сложение,  вычитание натуральных чисел

1

Беседа.

Расширить представления учащихся о числах.  Составление ребусов, выработка алгоритма решения математических ребусов.

2.

Математические ребусы

1

Просмотр презентации: «Числовые ребусы». . Лекция с последующим составлением алгоритма решений математических ребусов

2. Рассказы о геометрии.


1.

Треугольник. Четырехугольники.

1

Практическая работа исследовательского характера

Подготовить учащихся к усвоению геометрического материала через исследовательскую работу. Вырабатывать навыки работы по готовым чертежам.

2.

Геометрические задачи. Головоломки со спичками.


1

Самостоятельное проведение доказательства





3. «Магические» фигуры





1.

Знакомство с «магическими квадратами», историческая справка.

1

Беседа

 Построение квадратов 3х3; 5х5. Принцип быстрого построения таких квадратов.







4. .Развитие вычислительной культуры.



1.

Организация устного счета.


1

Поиск и проверка закономерностей

Выработать прочные  вычислительные навыки с использованием приёмов быстрого счёта.


2.

Организация устного счета.


1

Поиск и проверка закономерностей

3.

Приемы быстрого счета


1

Математическая регата

5. Решение текстовых задач.



1.

Задачи на переливание.


1

Лекция, беседа

Выработать прочные навыки решения задач на сравнение, взвешивание, переливание.

2.

Задачи на переливание.


1

Обучение «через задачи»



3.

Задачи на взвешивание.


1

Обучение «через задачи»










Подготовить основу решения простейших комбинаторных задач.

4.

Задачи на взвешивание.


1

Обучение «через задачи»

5.

Комбинаторные задачи.


1

Работа по схемам, таблицам

6.

Комбинаторные задачи.


1

Работа по схемам, таблицам



ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

9. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

10. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей