Рабочая программа и календарно- тематическое планирование к курсу биологии в 5 классе

Категория: Биология

Рабочая программа и КТП К курсу " Биология. Введние в биологию. 5класс"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно- тематическое планирование к курсу биологии в 5 классе»






























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ























































СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР директор: ._________________ .______________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



«Биология. Введение в биологию» ___ Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. «Введение в биологию»: учебник для 5 класса 

(указать предмет, курс)

Класс __5__________________________________________________


Учитель ________Исаева Зубайжат Зайнулаевна _________________


Количество часов: всего ___34_____ часов; в неделю ____1 ч






















2017-2018 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу биология составлена на основе Закона «Об образовании РФ»; Закона «Об образовании РБ»; Концепции модернизации Российского образования до 2020 года; Конвекции о правах ребёнка»; Образовательной программы школы; Государственном Стандарте общего образования, ФГОС ООО; Локальных актах.


Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Введение в биологию»: учебник для 5 класса общеобразовательных учрежде-ний, авторов А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012 год издания. – 128с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государствен-ным стандартом основного общего образования и Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (основная школа).

Курс «Введение в биологию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «окружающий мир» начальной ступени обучения.

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений: «Введение в биологию»: учебник для 5 

класса общеобразовательных учреждений, авторов А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012 год издания. – 128с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5- х классах обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Введение в биологию»: учебник 

для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторов А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012 год издания. – 128с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа), 34 часов.

Цели и задачи курса:

Основная цель курса «Введение в биологию» - систематизация знаний о живой природе, ее многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • Ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

  • Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были

получены ими при изучении основ ес­тественно-научных знаний в начальной школе;

  • Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выпол­нением учебного исследования;

  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно­научным знаниям;

  • Начать формирование основ гигиенических, экологичес­ких знаний, ценностного отношения к природе и человеку

  • Овладение начальными исследовательскими умениями проводить исследование, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе и истории; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по биологии входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В основу содержания учебного предмета положено изучение биологической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание структурировано по трём курсам: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях стро­ения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и живот­ных. Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания.


Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы используются следующие ресурсы: учебно-методи-ческое оборудование кабинета (таблицы, карты, приборы, модели, практические работы, 

работа с дополнительной литературой, мультимедиа, интернет-ресурсы, портреты учёных и путешественников), кабинет биологии, исследовательские и проектные работы.

Организация образовательного процесса:

При реализации программы используются элементы технологий:

  • Личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

  • Развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

  • Объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки, как общеучебных так и специальных (предметных) знаний;

  • Формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов;

  •  Проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;

  • Дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

  • Учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

  • Технология проблемного подхода, использование проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.


При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Сроки и этапы реализации программы:

Данная программа изучается в течение учебного года, один раз в неделю (35 часов). В начале учебного года до сведения 5 класса доводятся требования подготовки учащихся по данному курсу. Программа имеет проектно-практическую направленность обучения. В соответствии со своими интересами учащиеся выбирают темы творческих работ, принимают участие в разработке мини-проектов

Формы текущего и итогового контроля:

  • Текущий контроль: осуществляется через проведение письменных тестовых заданий разного уровня сложности, практических работ, проектной и исследовательской деятельности;

  • Итоговый контроль: тестирование, защита проекта, исследовательской работы

Тематическое планирование учебного материала, биология 5 класс

(1 час в неделю)

Тема урока

Практические работы

§


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель,9 уроков/




Глава1. Введение (2ч.)


1/1

Науки о природе. (экскурсия «В окружении Природы»)


§ 1

2/2



Методы изучения природы.


§ 2


Глава2. Мир биологии (19ч.)


1/3

Что изучает биология.


§3

2/4

Из истории биологии.


1

§4

3/5

Экскурсия в мир клеток.


1

§5

Тема урока


§

4/6

Классификация организмов.



§6

5/7

Царства живой природы. Бактерии.

1

§7

6/8

Царства живой природы. Грибы.


1

§8

7/9

Царства живой природы. Растения.



§9


ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ /7 недель, 7 уроков/

8/10

Царства живой природы. Животные.



§10

9/11

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.



10/12

Жизнь начинается.



§ 11

11/13

Жизнь продолжается.



§ 12

12/14

Почему дети похожи на родителей.



§ 13

13/15

Нужны все на свете.


§ 14

14/16

Общение в мире животных.



§ 15


ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ /10 недель, 10 уроков/

15/17

Значение биологии для практической деятельности людей.



§ 16

16/18

Биологи защищают природу.


§ 17

17/19

Биология и здоровье.


§ 18

18/20

Живые организмы и наша безопасность.



§ 19

19/21

Обобщающий урок по теме «Мир биологии».

(игра «Мир Биологии»)



§20


Глава3. Организм и среда обитания (12ч.)


1/22

Водные обитатели.

1

§21

2/23

Между небом и землей.



§22

3/24

Кто в почве живет.


1

§23

4/25

Кто живет в чужих телах.


1

§24

5/26

Экологические факторы.



§25


ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ /9 недель, 9 уроков/

6/27

Экологические факторы: биотические и антропо­генные.



§26

7/28

Природные сообщества.


§27

8/29

Жизнь в Мировом океане.


§28

Тема урока


§

9/30

Путешествие по материкам.

(мини-проектная работа «45 минут вокруг света»)


§29

10/31

Путешествие по материкам.

(защита мини-проектной работы «45 минут вокруг света»)


§29

11/32

Обобщающий урок по теме «Организм и среда оби­тания».

(решение тестовых заданий)


§30

12/33

Экскурсия в ближайшее природное сообщество.

(экскурсия «В мир природы» или музей «Природа»)



34

Урок обобщения и контроля по курсу.

(решение итогового тестового задания «Мир биологии»)









Содержание программы

Глава №1 «Введение » (2 часа)

Содержание темы

Какие науки относятся к естественным, какие методы ис­пользуются учеными для изучения природы.

Учебные понятия

Естественные науки (астрономия, фи­зика, химия, география, биология); методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии

Жан Анри Фабр.

Основные образовательные идеи

  • Биология – наука о живой природе;

  • Биология располагает большим количеством разнообразных научно- исследователь-ских методов

Метапредметные умения

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

  • Специфику биологии как науки;

  • Специфику методов биологических исследований

Умение определять:

  • Отличительные особенности биологических методов исследования;

  • Рациональность использования источников биологических знаний в конкретной учебной ситуации

Практические работы

  • Составление схемы наук о природе;

  • Организация, проведение наблюдений за домашними животными

Глава №2 «Мир биологии» (19 часов)

Содержание темы

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Учебные понятия

Биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классифика­ции: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, спер­матозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; орга­низмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Рук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи

  • Многообразие биологических наук;

  • Сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их многообразии, сис­теме органического мира, растениях, животных, грибах, бак­териях и лишайниках; процессы их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах;

  • Человек как биосоциальное существо, строение человечес­кого организма, процессы жизнедеятельности, особенности психических процессов, социальной сущности, роли в окружа­ющей среде.

Метапредметные умения

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

  • Особенности клеточного строения;

  • Для чего классифицируют живые организмы;

  • Отличительные признаки живых организмов, как представителей разных царств живой природы;

  • Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • Процесс размножения и наследственности живых организмов;

  • Значение биологии в жизни человека, последствия его воздействия;

  • Необходимость здорового образа жизни;

  • Осознанное соблюдение основных принципов и правил отношения к живой природе;

Умение определять:

  • Отличительные особенности клеточного строения;

  • Отличительные особенности в классификации представителей двух царств: животных и растений, проводить классификацию;

  • Роль биологии в жизни человека и других живых организмов;

  • Приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных, правила поведения в природе;

  • И выделять эстетические достоинства объектов живой природы

Практические работы

  • Изучение устройства увеличительных приборов;

  • Знакомство с клетками растений;

  • Роль бактерий в природе + составить список правил позволяющих избежать заражение болезнетворными бактериями;

  • Роль плесневых грибов в природе + список приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Глава №3 «Организм и среда обитания» (14 часов)

Содержание темы

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются эко­логическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотноше­ний друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей пла­неты и кем населены воды Мирового океана.

Учебные понятия

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологи­ческие факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

Основные образовательные идеи

  • Знакомство и изучение об­щебиологических закономерностей

Метапредметные умения

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умения объяснить:

  • Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах;

  • Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды;

  • Какие организмы входят в состав природных сообществ, и каков характер их взаимоотноше­ний друг с другом и окружающей средой;

  • Многообразие живого мира нашей планеты.

Умение определять:

  • Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни;

  • Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Примеры экологических факторов;

  • Приспособленность организмов к условиям своего обитания в данной среде. Приводить примеры;

  • Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь;

  • Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Приводить примеры.

Практические работы

  • Изучение приспособленности водных животных к среде обитания (на примере аквариумных рыбок)

  • Определение влажности почвы, механического состава почвы + Приспособленность животных к обитанию в почве (на примере дождевого червя)

  • Организмы – паразиты (на примере спорыньи, головни, фитофторы, повилики, аскариды)


Требования к результатам обучения:


Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • Реализация установок здорового образа жизни;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) эстетическое и экологическое отношение к географическим объектам и явлениям.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • Реализация установок здорового образа жизни;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоения интел-лектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Таким образом

Обучающие должны знать (понимать)

  • Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

  • Принципы современной классификации живой природы;

  • Основные характеристики царств живой природы;

  • Клеточное строение живых организмов;

  • Основные свойства живых организмов;

  • Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • Приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологи­ческих факторов;

  • Правила поведения в природе;

  • Какое влияние оказывает человек на природу.


Обучающиеся должны уметь:

  • Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • Проводить наблюдения и описания природных объектов;

  • Составлять план простейшего исследования;

  • Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

  • Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

  • Составлять цепи питания в природных сообществах;

  • Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

  • Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать биологическую информацию;

  • Объяснять особенности живой природы отдельных территорий;

  • Приводить примеры биологических объектов;

Обучающие должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проведение наблюдений за отдельными биологическими объектами, их изменениями в результате природных экологических воздействий; оценка их последствий;

  • Сохранение и улучшение, принятие необходимых мер для защиты окружающей среды

  • Проведение самостоятельного поиска биологической информации на местности из разных источников


Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

Осознание роли биологии в познании окружающего мира:

  • Объяснять роль различных источников биологической информации;

  • Сформировать у школьников научное понимание целост­ной картины мира;


Освоение системы биологических знаний о живой природе:

  • Объяснять и выделять существенные признаки биологических объектов (отличитель-ных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

  • Доказывать (аргументировать) родство человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематичес-кой группе;

  • Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

Использование биологических умений:

  • Находить в различных источниках и анализировать биологическую информацию;

  • Составлять описания различных биологических объектов на основе анализа разнообразных источников биологической информации;

  • Применять приборы и инструменты для определения и количественных и качественных характеристик компонентов природы; соблюдать правила работы с приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  • Применять основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • Оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

Использование таблиц, муляжей, гербарий как моделей:

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

  • Находить и описывать различия частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • Сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • Выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;


Личностные УУД

  • Понимать смысл своей деятельности;

  • Определять роль результатов выдающихся биологических открытий;

  • Использовать биологические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;

  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации живых организмов, человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

  • Работа по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно- следствен-ных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных …). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст …);

  • Выделять все уровни текстовой информации;

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом …)

В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:

  • Ценностно-смысловые компетенции;

  • Усвоение культурологической компетентности личности, которая определяет поведение человека в окружающей среде и обеспечивает развитие самостоятельной активности учащихся, связанной с решением практических проблем, использованием различных источников информации и спо­собов деятельности;

  • Учебно-познавательные компетенции т.е воспитать биологическую и экологическую компетентнос­ти; формирование и развитие мышления, проявляющегося в способности учащихся превращать эмпирические знания в теоретические путем использования приемов и логичес­ких операций: сравнения, обобщения, установления при­чинно-следственных связей, анализа, классификации, кон­кретизации и др.;



Состав УМК:



  • Программа курса «Биология. 5-9 классы»/авт.-сост.Н.И.Романова;

  • Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. «Введение в биологию»: учебник для 5 класса общеоб-разовательных учреждений;

  • Марина А.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику Э.Л. Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»;

  • Новикова С.Н., Н.И. Романова. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Э.Л. Введен-ского, А.А.Плешакова «Введение в биологию. 5 класс»;

  • Интернет ресурсы;

  • Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организа-ции процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

  • Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

  • Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

  • Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

  • В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

  • Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной про граммы.

  • Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

  • Литература:

  • для ученика

  • Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. «Введение в биологию»: учебник для 5 класса общеоб-разовательных учреждений;

  • Новикова С.Н., Н.И. Романова. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику Э.Л. Введен-ского, А.А.Плешакова «Введение в биологию. 5 класс»;

  • Интернет ресурсы.

для учителя

  • Программа курса «Биология. 5-9 классы»/авт.-сост.Н.И.Романова;

  • Марина А.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику Э.Л. Введенского, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»;

  • Интернет ресурсы;

  • Создание презентаций;

  • Мультимедийные средства обучения: Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы», Ком пакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье», Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»;

  • Видеофильмы



Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование раздела

Тема урока

Тип урока


Кол-во часов/сроки

Целевая установка урока

Повторение

Базовые понятия

Оборудование

Домашнее задание

Глава1. Введение (2ч.)

Науки о природе П.Р. Составление схемы наук о природе

Изучение нового

материала

1ч/1 неделя сентября

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются


Естественные науки: физика, астрономия, химия,

география, био­логия

Презентация, учебник

§1

Задания на с. 6


Методы изучения природы

П.Р. Изучение поведения домашних животных на примере кошки или собаки или птицы


Комбинированный

1ч/2 неделя сентября

Изучение

особенностей различных методов

исследования и пра­вил их ис-

пользования при изучении биоло­гических объектов и

явлений

§1

Методы исследования: наблюдение, эксперимент

(опыт), измерение

Таблицы, рисунки, изображающие явления природы; микроскоп, лупа, термометр, линейка, секундомер,

§2

Задания на с.10

Глава2. Мир биологии (19ч.)






Что изучает биология.



Изучение нового материала

1ч/3 неделя сентября

Формирование представлений о многообразии биоло­гических наук

§2

Биологические

науки: ботаника,

зоология, микология,микробиология/,экология,.цитология,,анатомия,физиология,генетика

Презентация, учебник

§3

Задания на с.15


Из истории биологии.

П.Р. Изучение и правило работы с световым микроскопом



Комбинированный

1ч/4 неделя сентября

Формирование представлений о значении открытий

ученых разных исторически эпох

для развития биологии

§3

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт

Гук, Карл Лин-

ней, Чарлз

Дарвин, Грегор

Мендель, Влади-

мир Иванович

Вернадский

Микроскоп, портреты В.И. Вернадског, Ч.Дарвина

§4

Задания на с.19-20


Экскурсия в мир клеток.

П.Р. Изучение клетки растений


Комбинированный

1ч /5 неделя сентября

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

§4

Клетка. Организмы: одноклеточные многоклеточные. Микроскоп

Таблица «Строение растительной клетки», микроскоп,лаб. Оборудование,готовые препараты

§5

Задания на с.22



Классификация организмов.





Комбинированный

1ч /2 неделя октября

Формирование представлений о значении

классификации живых орга­низмов для их изучения

§5

. Единицы классификации: тип (отдел) — класс — отряд (поря­док) -семейство — род - вид

Таблицы,

учебник

§6

Задания на с.25-26

Царства живой природы. Бактерии.

П.Р. Изучение бактерий гниения и молочнокислых бактерий + создание списка правил позволяющий избежать заражения болезнетворными бактериями

Изучение нового материала

1ч /3 неделя октября

Формирование представлений о бактериях

как представителях отдельного царства живой приро­ды

§6

Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы

Таб. «Царство Прокариоты»

§7

Задания на с.29


Царства живой природы. Грибы.

П.Р. Изучение плесневых грибов + создание списка приёмов оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами

Комбинированный

1ч /1 неделя ноября

Формирование представлений о грибах как

представителях отдельного

царства живой природы, обладающих

признаками

и растений

и животных

§7

Грибы. Грибница

(мицелий), гифы,

плодовое тело.

Шляпочные грибы (съедобные,

ядовитые), дрожжевые грибы,

плесневые грибы,

грибы-паразиты

Таблица « Царство Грибы», рисунки учебника, муляжи грибов

§8

Задания на с.32


Царства живой природы. Растения.


Комбинированный

1ч /2 неделя ноября

Формирование представлений о растениях

как представителях отдельного царства жи­вой приро­ды

§8

Растения. Хлорофилл. Органы

растений: корни,

стебли, листья,

цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные Цветковые (Покрытосеменные)

Таблица « Жизненные формы растений» « Строение растительной клетки», муляж цветка, комнатные растения,

§9

Задания на с.35


Царства живой природы. Животные





Комбинированный

1ч /3 неделя ноября

Формирование представлений о

животных как представителях

отдельного

царства живой природы

§9

Животные. Простейшие (одноклеточ-ные) животные.

Многоклеточные животные. Типы:

Кишечнополо-стные,Иглокожие,Кольчатые черви,

Моллюски, Членистоно-гие, Хордовые

Таблицы различных классов животных организмов, влажные препараты лягушки, ящерицы, змеи, рыбы

§10

Задания на с.38-39

Повт.6-10


Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.







Обобщения

1ч /4 неделя ноября

Обобщение и систематизация

знаний учащих-ся по теме «Царства живой природы»

§9

Биология. Царства живой при-

роды. Клетка.

Половые клетки.

Единицы классификации живых

организмов.

Таблицы разных царств, учебник

§10




Жизнь начинается





Изучение нового материала

1ч /1 неделя декабря

Формирование представлений о значении

половых

клеток в процессе оплодо-твоения и этапах развития зароды­шей позво­ночных жи­вотных

§10

Половые клетки:

яйцеклетки,

сперматозоиды

(спермин). Оплодотворение. Зародыш

Влажный препарат «Развитие птицы», таблица «Развитие зародышей различных классов животных»

§11

Задания на с.42


Жизнь продолжается



Комбиниро­ванный

1ч /2 неделя декабря

Формирова­ние пред­ставлений о размноже­нии как о свойстве живого организма, позволяю­щем продолжать свой род

§11

Размножение, способы размно­жения

Таблица «Формы размножения организмов»

§12

Задания на с.



Почему дети похожи на родителей.






Комбиниро­ванный

1ч /3 неделя декабря

Формирование представлений о гене как основе наследственности

организмов

§12

Наследственность, ген

Таблица «Наследственная изменчивость», презентация

§13

Задания на с.49




Нужны все на свете.



Изучение нового материала

1ч /4 неделя декабря

Формирование представлений о группах жи­вых орга­низмов в зависимости от их роли в

природе

§13

Организмы: производители потребители, разрушители

Таблица «Сообщества организмов», презентация

§14

Задания на с.5315


Общение в мире животных.






Изуче­ние но­вого ма­териала

5 неделя декабря

Формирова­ние пред­ставлений о способах общения животных между со­бой

§14

Языки общения животных: дви­жений, запахов, звуков

Презентация, материал ЦОР

§15

Задания на с.57



Значение биологии для практической деятельности людей





Изучение нового материала

1ч /2

неделя января

Формирование представлений о значении

биологии для хозяй­ственной деятельнос­ти человека

§15

Биологическая

защита урожая,

породы живо-тных, сорта растений, лекарствен­ные растения

Презентация, материал ЦОР, учебник

§16

Задания на с. 61-62



Биологи защищают природу







Комбиниро­ванный

1ч /3 неделя января

Формирова­ние пред­ставлений о последстви­ях воздей­ствия чело­века на природу и способах ее охраны

§16

Охрана природы. Виды (исчезаю­щие, редкие). Ох­раняемые терри­тории

(заповедники, за­казники, нацио­нальные парки)

Презентация, материал ЦОР, учебник

§17

Задания на с.65



Биология и здоровье.




Комбиниро­ванный

1ч /4 неделя января

Формирова­ние пред­ставлений о здоровом образе жиз­ни как глав­ном факто­ре сохранения здоровья

§17

Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Пер­вая доврачебная помощь постра­давшему

Презентация, материал ЦОР, учебник

§18

Задания на с.70



Живые организмы и наша безопасность.





Комбинированный

1ч /1 неделя февраля

Формирование представлений о

живых организмах, которые могут причинить

вред здоро­вью челове­ка, и спосо­бах защиты от них

§18

Ядовитые растения и грибы,

опасные животные

Презентация, материал ЦОР, учебник

§19

Задания на с.74


Обобщающий урок по теме «Мир биологии».




Обобщения

1ч /2 неделя февраля

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии»

§19

Биология. Царства живой при-

роды. Клетка.

Половые клетки.

Единицы классификации живых

организмов. Кру­говорот веществ. Здоровый образ жизни

Презентация, материал ЦОР, учебник

§20

Задания на с.77-78

. Глава3. Организм и среда обитания (14ч.)

.

.



Водные обитатели

П.Р. Изучение приспособленности водных животных к среде обитания на примере рыб




Изучение нового материала

1ч /3 неделя февраля

Формирование представлений

об особенностях вод­ной среды и приспособ­ленности организмов к обитанию в воде

§20

Компоненты

природы. Водная

среда обитания

Влажный препарат рыбы, таблица «Класс рыбы»

§21

Задания на с.83



Между небом и землей



Комбинированный

1ч /4 неделя февраля

Формирование представлений о наземно-воздушной среде как наиболее

населенной живыми организмами

и разнообразной по условиям

обитания

§21

Наземно-воздушная среда обитания

Презентация, материал ЦОР, учебник

§22

Задания на с.87

Кто в почве живет.

П.Р. Изучение почвы: влажности, механического состава + изучение приспособлен-ности живот-ных к обита-нию в почве на примере дождевого червя

Комбинированный

1ч /1 неделя марта

Формирование представлений об особенностях поч­венной сре­ды

обитания

§22

Почвенная среда

обитания

Дождевые черви, таблица «Тип Кольчатые черви»

§23

Задания на с.90



Кто живет в чужих телах.

П.Р. Изучение «организмов-паразитов» на примере спорыньи, головни, фитофторы повилики аскариды

Комбини-рованный

1ч /2 неделя марта

Формирование представлений о возникновении при­способле­ний у паразити­ческих организмов к

обитанию в

чужих телах

§23

Организменная

среда обитания.

Хозяин, паразит,

симбионт

Гербарии, Презентация, материал ЦОР, учебник

§24

Задания на с.93



Экологические факторы.




Изучения нового

1ч /3 неделя марта

Формирование представлений

об экологических фак­торах и влиянии абиотических факторов на живые организмы

§24

Экологические

факторы. Абиотические факторы: температура,

влажность, свет

Презентация, материал ЦОР, учебник

§25

Задания на с.97


Экологические факторы: биотические и антропо­генные.





Комбини-рованный

1ч /4 неделя марта

Формирова-

ние представ-лений о различ-ных формах

биотических взаимоотноше-ний как резуль-тате приспосо-бляемости

организмов. Изучение ВЛИЯНИЯ де­ятельности

человека на состояние окружаю­щей среды

§25

Биотические

факторы среды:

положительные

(симбиоз), отри

цательные (хищничество, паразитизм,

конкуренция).

Антропогенные

факторы среды

Таблиц «Сообщества организмов ,материал ЦОР, учебник

§26

Задания на с.100



Природные сообщества.




Комбини-рованный

1ч /1 неделя апреля

Формирование элементарных

представлений о природных сообществах

планеты.

Закрепление знаний

учащихся о

круговороте

веществ в

природе

§26

Природные сообщества (естественные, искусственные)

Пищевые цепи,

пищевые сети.

Круговорот веществ

Таблиц «Сообщества организмов», материал ЦОР, учебник

§27

Задания на с.104


Жизнь в Мировом океане.



Изуче­ние но­вого

1ч /2 неделя апреля

Формирова­ние пред­ставлений о роли Миро­вого океана на планете. Изучение приспособ­лений жи­вых орга­низмов, обитающих в разных частях и на разных глу­бинах океа­на

§27

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Презентация, материал ЦОР, учебник

§28

Задания на с.108



Путешествие по материкам.







Изуче­ние но­вого

1ч /3 неделя апреля

Формирова­ние элемен­тарных представле­ний о жи­вотном и растительном мире матери-ков планеты

§28

Материки: Афри­ка, Евразия, Се­верная Америка. При- родные условия.

Растительный и

животный мир

материков

Презентация, материал ЦОР, учебник, географическая карта мира

§29, до с.104

Задания на с.121


Путешествие по материкам.







Изуче­ние но­вого

1ч /4 неделя апреля

Формирова­ние элемен­тарных представле­ний о жи­вотном и растительном мире матери-ков планеты

§28

Материки: Южная Америка, Австралия, Ан­тарктида. При- родные условия.

Растительный и

животный мир

материков

Презентация, материал ЦОР, учебник, географическая карта мира

§29 , с 115-121

Задания на с.121



Обобщающий урок по теме «Организм и среда оби­тания».








Обобщение

1ч /2 неделя мая

Обобщить и

Систематизировать знания учащихся по

теме «Организм и среда обитания»

§29

Среда обитания:

водная, наземно-

воздушная, почвенная, организменная.Производителипотребители, разрушители, круговорот веществ,

пищевые цепи,

пищевые сети.

Экологические

факторы:



§30

Задания на с.122-123




Экскурсия в ближайшее природное сообщество.






Комбини-рованный

1ч /3 неделя мая

Изучение многообразия растений и животных, условий их совместного существования; признаков приспособлен-ности к жизни в естественных условиях, на примере парка

§21-25

Сообщества видов животных и растительных организмов парка, установление характера приспособлен-ности организмов к естественным условиям обитания,выявление наличия антропогенного воздействия на природное сообщество


§1-10

Обобщения




Урок обобщения и контроля по курсу

Решение

тестовых

заданий




Урок

повторения, обобщения и контроля знаний

1ч /4 неделя мая

Формирование навыков и

умений обобщения тематического материала, работы с различными контольно-измерительными материалами

§26-29

См. уроки 1—30


§11-20




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас