СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе (ФГОС ООО)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология. Общие закономерности. 9 класс./С.Г.Мамонтов и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе (ФГОС ООО)»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа предмета "Биология" для 9-го класса составлена на

на основании Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии рекомендуемой Министерством образования и науки, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям: Сонин Н.И., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б.. Биология. Общие закономерности 9 класс.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Общие закономерности. 9 кл : учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – Москва, изд. Дрофа, 2014г. – 301 с., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 70 часов в год. В соответствии с учебным планом МКОУ «Краснодубровская ООШ», годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий на освоение программы будет 68 часов, в объеме 2 часов в неделю, выполнение программы будет обеспечено за счет резервного времени

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой: С.В. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2014. -128с.

Цели рабочей программы:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными. Забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи рабочей программы:

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

    1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

    2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

    3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

2. Общая характеристика курса

Курс биологии в 9 классе на направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 9 классе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Программа рассчитана на 68 часа в год, из них:

Теоретическая часть – 62 урока;

Практическая часть – (практические работы в ходе уроков) – 8

В том числе количество контрольных работ за год – 6

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2) В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3) В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5) В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

4. Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ I. - СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема 1.1. Химическая организация клетки (3ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распрост­раненность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химиче­ские свойства и биологическая роль: растворитель гидрофиль­ных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспе­чении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку (Бу­ферные системы клетки и организма.)

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие) Свойства бел­ков: денатурация (обратимая и необратимая) ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении про­цессов жизнедеятельности Углёводы в жизни растении, живот­ных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров полисахаридов Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энер­гии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни струк­турной организации; генетический код, свойства кода. Редуп­ликация ДНК, передача наследственной информации из поко­ления в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Ма­лые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины:

строение источники поступления, функции в организме.

демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливи­нилхлорид).

Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транс­порт веществ через клеточную мембрану. пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, рас­щепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, про­текающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Ра­ботать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединении. Углеводы жиры белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. За­коны термодинамики.

Тема 1.3. Общие принципы клеточной организация (5ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и им­мунологические методы два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых ор­ганизмов. Клеточная теория строения организмов Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цито плазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро, ядерная оболоч­ка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип, деление клеток. Понятие о митотическом цикле интерфа­за и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке.

прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; лока­лизация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерии: автотрофные и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные микроорганизмы. Споро­образование и его биологическое значение. Размножение Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

демонстрация. Модели клетки Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растении, животных и одноклеточных грибов.

Практическая работа №2. Изучение строения раститель­ной и животной клетки под микроскопом.

РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема 2.1. Размножение организмов (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осемене­ние и оплодотворение. Биологическое значение полового раз­множения

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зароды­шевого развития, периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Демонстрации: Фотографии, отражающие последствия воз­действий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия упо­требления алкоголя наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Основные свойства живых систем: мета­болизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжитель­ность жизни Влияние вредных воздействий курения, упо­требления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Учения. Объяснять общие закономерности процессов ме­таболизма в живых системах различного иерархического уровня. давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его ме­ханизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной ин­формации. Различать и охарактеризовывать различные пери­оды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно вли­яющие на каждый из этапов развития

РАЗДЕЛ III. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (8 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики Открытие Г. Менделем закономерностей наследова­ния признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя за­кон доминирования. Второй закон Менделя — закон рас­щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чисто­ты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и

полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон неза­висимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Се­ребровский, С. С Четвериков, С. Н. Давиденков).

Тема 3.2. Основные формы изменчивости (3 ч)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромо­сомные и геномные мутации Свойства мутаций; соматиче­ские и генеративные мутации Нейтральные мутации. Полуле­тальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факто­ры. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фе­нотипические проявления.

Практическая работа № 3. Решение генетических задач и составление родословных.

Практическая работа № 4. Изучение изменчивости. По строение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодейст­вующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. За­кономерности наследования признаков, выявленные Г. Мен­делем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана.

Тема 3.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3 ч)

Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбина­тивная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селек­ция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Учения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение от­личий от родительских форм у потомков. Составлять простей­шие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практиче­ской селекции для повышения эффективности сельскохозяй­ственного производства и снижения себестоимости продо­вольствия.

РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

Тема 4.1. развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы Работы К. Линнея по система­тике растений и животных. Труды Ж. Кювье я Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Тема 4.2. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

(3 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволю­ционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 4.3. Современные представления об эволюции (4 ч)

Генетика и эволюционная теория Эволюционная роль му­таций Биологический вид — качественный этап эволюции Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Биологи­ческий прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического­ видообразования Показ живых растений и животных гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную измен­чивость и разнообразие сортов культурных растений и пород до­машних животных а также результаты приспособленности ор­ганизмов к среде обитания и результаты видообразования

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных орга­нов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза Соот­ношение путей прогрессивной биологической эволюции Ха­рактеристика представителей животных и растений занесен­ных в Красную книгу и находящихся под охраной государства

Основные понятия. Эволюция Вид, популяция их крите­рии Борьба за существование Естественный отбор как ре­зультат борьбы за существование в конкретных условиях сре­ды обитания «Волны жизни» их причины, пути и скорость видообразования Макроэволюция Биологический прогресс и биологический регресс Пути достижения биологического прогресса ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация Значение работ А. Н. Северцова

Умения. На основе знания движущих сил эволюции их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Межпредметные связ.и История Культура Западной Евро­пы конца XV и первой половины XVII в Культура первого пе­риода новой истории Великие географические открытия Экономическая география зарубежных стран Население мира География населения мира

Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (2 ч)

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Демонстрация. Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растений, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. примеры различных видов покровительственной окраски.

Тема 4.5. Возникновение и развитие жизни на Земле (2 ч)

Органический мир как результат эволюции Возникнове­ние и развитие жизни на Земле Химический, предбиологиче­ский (теория академика А. И. Опарина) биологический и социаль­ный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов

Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (5 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех совре­менных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. появление первых сосудистых растений; папорот­ники, семенные папоротники голосеменные растения. Воз­никновение позвоночных рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений. многообразие насекомых (парал­лельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направле­ния эволюции человека. Общие предки человека и человеко­образных обезьян.

происхождение человека. Место человека в живой приро­де. Систематическое положение вида Номо sapiens в системе животного мира. признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам цар­ства животных. Стадии эволюции человека древнейший че­ловек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. популяционная структура вида Номо sapiens; человеческие расы расооб­разование - единство происхождения рас.

Свойства человека как социального существа. Движущие силы антропогенеза Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяньи в человека Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении че­ловека, Взаимоотношение социального и биологического в 3воiюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин З. Буриана, отражаю­щих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных

Основные понятия. Развитие животных и растений в раз­личные периоды существования Земли. постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды жи­вых организмов в процессе эволюции, происхождение чело­века. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами- давать аргументиро­ванную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредмепiные связи. Физическая география. История континентов Экономическая география. Население мира. Гео­графия населения мира.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (6 ч)

Естественные сообщества живых организмов. Биогео­ценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консумен­ты, редуценты. Биоценозы видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, осве­щенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания Эколо­гическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоцено­зов. Причины смены биоценозов; формирование новых сооб­ществ.

Формы взаимоотношений между организмами. позитив­ные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, коммен­сализм). Антибиотические отношения. хищничество, парази­тизм, конкуренция. Нейтральные отношения нейтрализм.

Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природs защита от загрязнении, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование

Обобщение (3 часа)

5.Тематическоее планирование курса

Учебно-тематический план:

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Количество

часов на ее изучение

В том числе лабораторные,

практические, контрольные

1

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов

1


2

Раздел: Структурная организация живых организмов

Тема 1.1. Химическая организация клетки

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Тема 1.3. Строение и функции клеток

12

3


3

5





1 к/р, 2 п/р

3

Раздел: Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 2.1. Размножение организмов

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов

5

2

2




1 к/р

4

Раздел: Наследственность и изменчивость организмов

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков

Тема 3.2. Закономерности изменчивости

Тема 3.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов

15

8

3


3





1 к/р, 2 п/р

5

Раздел: Эволюция живого мира на Земле

Тема 4.1. Развитие биологии в додарвинский период

Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.

Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции

Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле

Тема 4.6. Развитие жизни на Земле

20

2


3

4


3


2

5










1 к/р, 1 п/р

6

Раздел: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции.

Тема 5.2. Биосфера и человек

10


6

3




1 к/р, 3 п/р

7

Итоговый урок - выполнение работы за курс 9 класса в системе СтатГрад.

Анализ и работа над ошибками.

2


8

Резерв

3


9

Итого

68

6 к/р, 8 п/р

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке».

1

2

Контрольная работа №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

3

Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

4

Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции»

1

5

Контрольная работа № 5 «Основы экологии»

1

6

Итоговый урок - выполнение работы за курс 9 класса в системе СтатГрад

1


Перечень практических работ

Тема

1.

Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий»

2

Практическая работа №2 «Изучение клеток растений и животных»

3

Практическая работа №3 «Решение генетических за­дач».

4

Практическая работа №4 «Выявление изменчивости ор­ганизмов»

5

Практическая работа №5 «Выяв­ление приспособ­ленности к среде обитания»

6

Практическая работа №6 «Составле­ние схем передачи веществ и энер­гии»

7

Практическая работа №7 «Выявление типов взаимодей­ствия разных ви­дов в конкретной экосистеме»

8

Практическая работа №8

«Анализ и оценка последст­вий деятельности человека в экоси­стемах»

6. Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.









Приложение к рабочей программе


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела и

темы урока



Сроки прохождения

Примечание


плановые

фактические

1

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов

1 нед.09



РАЗДЕЛ I. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – 12 часов

ТЕМА 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ - 3 часа


2

1.Элементарный со­став клетки. Неорга­нические вещества клетки.

1 нед.09


§ 1

3

2.Органические веще­ства клетки. Углево­ды. Липиды. Белки

2 нед.09


§ 2

4

3.Органические вещест­ва клетки. Нуклеино­вые кислоты.

2 нед.09


§ 2

ТЕМА 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ – 3 часа


5

4.Обмен веществ и пре­вращение энергии в клетке.

3 нед.09



6

5.Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

3 нед.09


§ 3

7

6.Энергетический об­мен. Внутриклеточ­ное пищеварение. Дыхание.

4 нед.09


§ 4

ТЕМА 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК – 5 часов


8

7.Прокариотические клетки.

Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий»

4 нед.09


§ 5

9

8.Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, орга­ноиды клетки.

1 нед.10


§ 6

10

9.Эукариотическая клетка. Ядро.


1 нед.10


§ 7

11

10. Практическая работа №2 «Изучение клеток растений и животных»


3 нед.10



12

11.Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.


3 нед.10


§ 9

13

12.Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке».


4 нед.10



РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ – 5 часов

ТЕМА 2.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ – 2 часа


14

1.Беспо­лое размножение.

4 нед.10



§ 10

15

2.Половое размноже­ние. Развитие поло­вых клеток. Оплодо­творение.


5 нед.10


§ 11

ТЕМА 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ – 2 часа

16

3.Онтогенез. Эмбрио­нальный период раз­вития.

5 нед.10


§ 12

17

4.Онтогенез. Постэмбриональный период развития.



§ 13

18

5.Контрольная работа № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»




РАЗДЕЛ III. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ -15 часов

ТЕМА 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ – 8 часов

19

1.Основные понятия генетики.




§ 14

20

2.Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.



§ 15

21

3.Первый закон Менделя. Неполное доминирование.



§ 16

22

4.Второй закон Менделя. Составление простейших схем скрещивания.



§ 17

23

5.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.



§ 18

24

6.Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.



§ 20

25

7.Практическая работа №3 «Решение генетических задач».




26

8.Генотип как система взаимодействующих генов.




ТЕМА 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ – 3 часа

27

9.Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная (генотипическая) изменчивость.



§ 21

28

10.Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Лабораторная работа «Построение вариационной кривой»



§ 22

29

11.Выявление изменчивости организмов. Практическая работа №4 «Выявление изменчивости организмов»




ТЕМА 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ – 3 часа

30

12.Центры многообразия и про­исхождения культур­ных растений.



§ 23

31

13.Методы селекции растений, животных



§ 24

32

14.Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.



§ 25

33

15.Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости»




РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ – 20 часов

ТЕМА 4.1. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД – 2 часа

34


1.Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера, работы К. Линнея



§ 26

35

2.Учение Ж.Б. Ламарка.



§ 27

ТЕМА 4.2. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА – 3 часа

36

3.Предпосылки воз­никновения учения Ч. Дарвина



§ 28

37

4.Учение Ч.Дарвина об искусственном отбо­ре.



§ 29

38

5.Учение Ч.Дарвина о естественном отбо­ре.



§ 30

ТЕМА 4.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ – 4 часа

39

6.Вид – элементарная эволюционная единица



§ 31

40

7.Элементарные эволюционные факторы.



§ 32

41

8.Формы естественно­го отбора.



§ 33

42

9.Главные направления эволюции



§ 34

ТЕМА 4.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ – 3 часа

43

10.Результат эволюции - приспособлен­ность организмов к среде обитания.



§ 36

44

11.Забота о потомстве, физиологические адаптации.



§ 37,38

45

12.Выявление приспо­собленности к среде обитания. Практическая работа №5

«Выяв­ление приспособ­ленности к среде обитания».




ТЕМА 4.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ – 2 часа

46

13.Современные пред­ставления о проис­хождении жизни.



§ 39

47

14.Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.



§ 40

ТЕМА 4.6. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ – 5 часов

48

15.Развитие жизни в протерозойскую эру.



§ 41

49

16.Развитие жизни в палеозойскую эру.



§ 42

50

17.Развитие жизни в ме­зозойскую эру.



§ 43

51

18.Развитие жизни в кайно­зойскую эру.



§ 44

52

19.Место и роль челове­ка в системе органи­ческого мира. Эво­люция человека



§ 45

53

20.Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции»




РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ – 10 часов

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ – 6 часов

54

1.Биосфера – глобальная экосистема. Структура биосферы.



§ 46

55

2.Экосистемная организация живой природы. Практическая работа №6 «Составле­ние схем передачи веществ и энер­гии» и выводы к ней.



§ 47

56

3.Биогеоценозы. Био­ценозы. Видовое разнообра­зие.

Практическая работа №7 «Выявление типов взаимодей­ствия разных ви­дов в конкретной экосистеме»



§ 49

57

4.Экологические фак­торы. Абиотические факторы. Влияние факторов на организмы.



§ 50

58

5.Биотические факторы. Типы взаимодействия организмов в биоценозе.



§ 52

59

6.Биотические факторы. Типы взаимодействия между организмами.



§ 53

ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК – 3 часа

60

7.Природные ресурсы и их использование.



§ 54

61

8.Роль человека в био­сфере. Практическая работа №8

«Анализ и оценка последст­вий деятельности человека в экоси­стемах»



§ 55

62

9.Охрана природы и основы рационального природопользования



§ 56

63

10.Контрольная работа № 5 «Основы экологии»




64

Итоговый урок - выполнение работы за курс 9 класса в системе СтатГрад.




65

Анализ и работа над ошибками




66

Повторение о обобщение изученного материала




67

Повторение о обобщение изученного материала




68

Повторение о обобщение изученного материала






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!