ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования
по математике для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Математика» А.Л.Чекина и УМК «Перспективная начальная школа»
На изучение учебного предмета «Математика» в 3 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Сведения о программе. Авторская программа по систематическому курсу математика М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2012 г. – Ч.1:
Программу обеспечивают:
Математика. 3 класс: учебник 2 ч. /А.Л.Чекин. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
Математика в вопросах и заданиях Юдина, Е. П.: 3 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2, 3 / Е. П. Юдина, О. А. Захарова ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2017
Р.Г. Чуракова. Математика. 3 класс. Проверочные и контрольные работы в
тетради. № 1, 2. М.: Академкнига/Учебник, 2015
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС
В разделе «Числа и величины»
читать записывать все числа в пределах первых двух классов;
представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию.
В разделе «Арифметические действия»
производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
применять сочетательное свойство умножения;
выполнять группировку множителей
применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
применять правило деления суммы на число;
воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
воспроизводить сочетательное свойство умножения;
воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
воспроизводить правило деления суммы на число;
обосновывать невозможность деления на 0;
понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними.
В разделе «Геометрические фигуры»
распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);
строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
строить прямоугольник заданного периметра;
строить окружность заданного радиуса;
чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них и помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять измерение величины углов с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
строить и использовать для решения задач высоту треугольника.
В разделе «Геометрические величины»
определять площадь прямоугольника с помощью измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b);
применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
применять единицы площади – квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;
выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2).
Обучающиеся получат возможность научиться:
применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар).
В разделе «Текстовые задачи»
составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
решать простые задачи на умножение и деление;
решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением.
Обучающиеся получат возможность научиться
использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
находить вариативные решения одной и той же задачи;
понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи.
В разделе «Работа с данными»
использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное и разностное сравнение;
осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться
понимать возможность неограниченного расширения таблицы разрядов и классов;
использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
В области познавательных общих учебных действий:
подводить по понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;
проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
выполнять действия по заданному алгоритму;
строить логическую цепь рассуждений.
В области коммуникативных учебных действий:
взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных учебных действий:
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
В области личностных учебных действий:
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС (170 Ч)
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Числа и величины | 10 ч |
2 | Арифметические действия | 46 ч |
3 | Текстовые задачи | 36 ч |
5 | Геометрические фигуры | 10 ч |
6 | Геометрические величины | 14 ч |
7 | Работа с данными | 20 ч |
| ИТОГО | 136ч |
Из них: Контрольных работ | | 8 |
Математических диктантов | | 6 |
Самостоятельных работ | | 10 |
Числа и величины
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы — тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы — грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).
Арифметические действия
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины
Единица длины — километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).
Единица длины — миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Тема (раздел) | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Начнем с повторения | 1 | | |
| Начнем с повторения | 1 | | |
| Начнем с повторения | 1 | | |
| Самостоятельная работа №1 «Повторение». | 1 | | |
| Умножение и деление. Табличные случаи деления. | 1 | | |
| Плоские поверхности и плоскость. Изображения на плоскости | 1 | | |
| Куб и его изображение | 1 | | |
| Контрольная работа №1 | 1 | | |
| Работа над ошибками Поупражняемся в изображении куба | 1 | | |
| Самостоятельная работа №2. «Умножение и деление» | 1 | | |
| Счет сотнями и «круглое» число сотен. | 1 | | |
| Десять сотен; или тысяча | 1 | | |
| Разряд единиц тысяч. Названия четырехзначных чисел | 1 | | |
| Разряд десятков тысяч | 1 | | |
| Разряд сотен тысяч | 1 | | |
| Класс единиц и класс тысяч | 1 | | |
| Таблица разрядов и классов. | 1 | | |
| Поразрядное сравнение многозначных чисел | 1 | | |
| Самостоятельная работа №3 «Класс тысяч». | 1 | | |
| Метр и километр | 1 | | |
| Килограмм и грамм | 1 | | |
| Килограмм и тонна | 1 | | |
| Центнер и тонна | 1 | | |
| Поупражняемся в вычислении и сравнении величин | 1 | | |
| Таблица и краткая запись задачи | 1 | | |
| Алгоритм сложения столбиком | 1 | | |
| Алгоритм вычитания столбиком | 1 | | |
| Составные задачи на сложение и вычитание | 1 | | |
| Поупражняемся в вычислениях столбиком | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 4 «Сложение и вычитание столбиком». | 1 | | |
| Умножение «круглого» числа на однозначное | 1 | | |
| Контрольная работа №2 | 1 | | |
| Умножение суммы на число | 1 | | |
| Умножение многозначного числа на однозначное | 1 | | |
| Запись умножения в строчку и столбиком. | 1 | | |
| Вычисления с помощью калькулятора | 1 | | |
| Сочетательное свойство умножения | 1 | | |
| Группировка множителей | 1 | | |
| Умножение числа на произведение | 1 | | |
| Поупражняемся в вычислениях | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 5 «Свойства умножения». | 1 | | |
| Кратное сравнение чисел и величин | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Задачи на кратное сравнение | 1 | | |
| Поупражняемся в сравнении чисел и величин | 1 | | |
| Сантиметр и миллиметр. | 1 | | |
| Миллиметр и дециметр | 1 | | |
| Миллиметр и метр | 1 | | |
| Изображение чисел на числовом луче | 1 | | |
| Изображение данных с помощью диаграмм | 1 | | |
| Диаграмма и решение задач | 1 | | |
| Учимся решать задачи | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 6 «Задачи на кратное сравнение». | 1 | | |
| Как сравнить углы. Как измерить угол | 1 | | |
| Контрольная работа за I полугодие №3 | 1 | | |
| Работа над ошибками. Прямоугольный треугольник | 1 | | |
| Тупоугольный треугольник | 1 | | |
| Остроугольный треугольник | 1 | | |
| Разносторонний и равнобедренный треугольники | 1 | | |
| Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 | | |
| Составные задачи на все действия | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 7 «Исследование треугольников». | 1 | | |
| Составные задачи на все действия | 1 | | |
| Натуральный ряд чисел и другие последовательности | 1 | | |
| Работа с данными | 1 | | |
| Умножение на однозначное число столбиком | 1 | | |
| Умножение на число 10 | 1 | | |
| Умножение на «круглое» двузначное число | 1 | | |
| Умножение числа на сумму | 1 | | |
| Умножение на двузначное число | 1 | | |
| Запись умножения на двузначное число столбиком | 1 | | |
| Запись умножения на двузначное число столбиком. Поупражняемся в вычислениях. | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 8 «Умножение на двузначное число». | 1 | | |
| Как найти неизвестный множитель | 1 | | |
| Как найти неизвестный делитель | 1 | | |
| Как найти неизвестное делимое | 1 | | |
| Учимся решать задачи с помощью уравнения | 1 | | |
| Деление на число 1 | 1 | | |
| Деление числа на само себя | 1 | | |
| Деление числа 0 на натуральное число | 1 | | |
| Делить на 0 нельзя! | 1 | | |
| Деление суммы на число | 1 | | |
| Деление разности на число | 1 | | |
| Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 9 «Свойства деления». | 1 | | |
| Какая площадь больше? | 1 | | |
| Квадратный сантиметр | 1 | | |
| Измерение площади многоугольника | 1 | | |
| Измерение площади с помощью палетки | 1 | | |
| Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное | 1 | | |
| Умножение на число 100 | 1 | | |
| Квадратный дециметр и квадратный сантиметр | 1 | | |
| Квадратный метр и квадратный дециметр | 1 | | |
| Квадратный метр и квадратный сантиметр | 1 | | |
| Вычисления с помощью калькулятора | 1 | | |
| Задачи с недостающими данными | 1 | | |
| Как получить недостающие данные | 1 | | |
| Умножение на число 1000. | 1 | | |
| Квадратный километр и квадратный метр | 1 | | |
| Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр | 1 | | |
| Квадратный миллиметр и квадратный дециметр | 1 | | |
| Квадратный миллиметр и квадратный метр | 1 | | |
| Поупражняемся в использовании единиц площади | 1 | | |
| Вычисление площади прямоугольника | 1 | | |
| Контрольная работа№4 | 1 | | |
| Поупражняемся в вычислении площадей | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 10 «Измерение и вычисление площади». | 1 | | |
| Задачи с избыточными данными | 1 | | |
| Выбор рационального пути решения | 1 | | |
| Разные задачи | 1 | | |
| Разные задачи | 1 | | |
| Учимся формулировать и решать задачи | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 11 «Решение задач». | 1 | | |
| Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз | 1 | | |
| Деление «круглых» десятков на число 10 | 1 | | |
| Деление «круглых» сотен на число 100 | 1 | | |
| Деление «круглых» тысяч на число 1000 | 1 | | |
| Устное деление двузначного числа на однозначное | 1 | | |
| Устное деление двузначного числа на двузначное | 1 | | |
| Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное | 1 | | |
| Построение симметричных фигур | 1 | | |
| Составление и разрезание фигур | 1 | | |
| Равносоставленные и равновеликие фигуры | 1 | | |
| Высота треугольника | 1 | | |
| Считаем до 1000000 | 1 | | |
| Действия первой и второй ступени | 1 | | |
| Действия первой и второй ступени | 1 | | |
| Измеряем. Вычисляем. Сравниваем | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа №5 | 1 | | |
| Работа над ошибками. Геометрия на бумаге в клетку | 1 | | |
| Как мы научились формулировать и решать задачи | 1 | | |
| Самостоятельная работа № 12 «Деление». | 1 | | |
| Числовые последовательности | 1 | | |
| Работа с данными | 1 | | |
135-136 | Резерв | 2 | | |