СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуального обучения по истории для 10 класса ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа индивидуального обучения по истории 10 классФГОС разработана на основе базовой прогаммы по истории 10 кл ФГОС  и адаптирована для индивидуального обучения учащихся с ОВЗ. По истории России используется учебник под редакцией академика РАНА.В. Торкунова. Москва."Просвещение"2020

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по истории для 10 класса ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района»




УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОУ «СОШ № 3

г. Зеленокумска»

№ от 08.2020 года


Директор_______________ Г.В. Иванова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИСТОРИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

для индивидуального обучения


Количество часов: 1 часа в неделю

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2020-2021 учебный год)

Учитель: Воробьёва И.В.


Рабочая программа по истории для 10 класса на 2020 - 2021 учебный год разработана на основе письма Министерства Образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования. Письмо № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов» на основе Примерной программы по истории.

Учебник:

1.Всеобщая история. История Нового времени Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под редакцией А.А. Искендерова , Москва, «Просвещение», 2020.

2.Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин; под ред. А.В.Торкунова. История России. 10 класс Москва, «Просвещение», 2020.

Контрольные работы:2




Планируемые предметные результаты :

Выпускник научится:

- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

- характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

- использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

- определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

- презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

- раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

- соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;

- обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;

- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

- критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

- изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

- самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

- давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко- культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

- использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

- устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

- определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

- знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

- работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

- исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни

Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;

- корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать:

История России. Всеобщая история:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых

национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,

идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития

человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,

современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных

явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,

культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения

исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках

информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое

отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога,

сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание учебного курса «Всеобщая история»

Содержание учебного материала

Основные виды учебной деятельности

Мир накануне Первой мировой войны Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи.

Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.

Знать историческую обусловленность современных общественных процессов.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами)

Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов.

Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого.

Первая мировая война

Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Позиционная война. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.

Межвоенный период (1918–1939)

Версальско-вашингтонская система Революционная волна после Первой мировой войны Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. .

Соотносить (синхронизация) события и процессы всемирной истории.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса Пацифистское движение.


Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события послевоенного времени.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории

Страны Запада в 1920-е гг Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии.


Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;


Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие государства.

Нарастание агрессии. Германский нацизм Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории. Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие государства.

Вторая мировая война

Начало II мировой войны

Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия.

Формирование умений оценивать различные исторические версии.

соотнесение (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной истории.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах

Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории

Коренной перелом в войне Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.

Изучение биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников.

Работать с картой, картосхемой, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями Второй мировой войны.

Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам

Разгром Германии, Японии и их союзников Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии.Освобождение стран Европы. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.

Демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами) Второй мировой войны.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.


Соревнование социальных систем

Начало «холодной войны»Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Организация Варшавского договора. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.

Работать с картой, картосхемой, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиямиисторического периода.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации.

Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.


Работать с картой, картосхемой, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,

«Разрядка» Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».


Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в период «разрядки».

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами) Второй мировой войны.


Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века «Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре.

Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг.

Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям.

Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе исторических источников.

Представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (презентация, сообщение, реферат).


Достижения и кризисы социалистического мира «Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических группво второй половина XX века.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами) данного периода.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.


Латинская Америка в 1950–1990-е г.Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импорт замещающая индустриализация. Революция на Кубе.


Целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.

Колониальное общество. Крушение колониальной системы Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Выбор пути развития..

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических группв перид «разрядки».

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами) Второй мировой войны.


Арабские страны и возникновение государства Израиль Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами) Второй мировой войны.


Обретение независимости странами Южной Азии

Д. Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.

Япония после Второй мировой войны Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».


Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп.

Формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по теме.

Современный мир Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет.

Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах.

Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене.


Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе исторических источников.

.

содержание учебного курса «История России»

Содержание учебного материала

Основные виды учебной деятельности

Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 Введение .Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории Первой мировой войны.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие событий Первой мировой войны.

Соотносить (синхронизация) событий и процессов периода Первой мировой войны.

Работать с историчской картой, схемой.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории Первой мировой войны.

Великая российская революция 1917 г.

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным.

Определять объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса 1916-1917 гг.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий Великой российской революции 1917 года.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников.

Презентовать историческую информацию.

Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии.

Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.

Созыв и разгон Учредительного собрания

Первая Конституция России 1918 г.

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.

Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации.Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Гражданская война и ее последствия

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция.. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции.

Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Определять объективные и субъективные причины обострения политического кризиса 1918 года.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий Гражданской войны.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников.

Презентовать историческую информацию.

Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии.

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт

Исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни в период «Военного коммунизма».

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.


Советский Союз в 1920–1930-е гг.(СССР в годы нэпа. 1921–1928 Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг.

Сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе.

Проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности руководителей России.

Советский Союз в 1929–1941 гг.

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Национальные и региональные особенности коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД.

Характеризовать современные версии и трактовки важнейших событий периода «Великого периода» в истории.

Определять причинно-следственные, связи между важнейшими событиями данного исторического периода (явлениями, процессами).

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации,

Великая Отечественная война 1941-1945 гг

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Битва за Москву.

Битва за Москву. Наступление гитлероских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Систематизация учебного материала.

Просмотр учебных фильмов. Демонстрировать знание произведений о Великой Отечественной войне, приводя примеры двух или более текстов.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей.

Соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями.

Знать основные даты периода начала ВОВ . Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Систематизация учебного материала.


Блокада Ленинграда.

Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни».

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения блокады Ленинграда.Систематизация учебного материала.

Знать основные даты блокады Ленинграда.

Перестройка экономики на военный лад.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.

Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения перестройки экономики на военный лад.


Нацистский оккупационный режим.

«Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.


Коренной перелом в ходе войны

(осень 1942 – 1943 г.).

Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом.

Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Коренного перелома в ходе войны (осень 1942-1943 гг.)

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям

Битва на Курской дуге

Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.


Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Коренного перелома в ходе войны (осень 1942-1943 гг.)

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.


Развертывание массового партизанского движения.

Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.

Сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику.

Демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике.


Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.

Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг.

Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.

Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!».Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и советских людей в организации тыла.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Презентовать историческую информацию.

Культурное пространство войны

Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.

Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе исторических источников.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на развитие культурного пространства военного времени.


Победа СССР в Великой Отечественной войне.

Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг.

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.

Применять системные исторические знания, служаще основой для понимания места и роли России в мировой истории.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе.

Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция..

Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации.

Советско-японская война 1945 г.

Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.

Просмотр учебных фильмов и анализ исторического материала

Применять системные исторические знания, служаще основой для понимания места и роли России в мировой истории.

Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе исторических источников.

.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы

Анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки итогов Великой Отечественной войны, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.

Апогей и кризис советской системы. 1945–1953 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953) 7 часов

Влияние последствий войны на советскую систему и общество.

Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация.

Проводить поиск исторической информации в источниках различного типа.

Анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, кар­та).

Устанавливать причинно-следственные связи.

Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта.

Сталин и его окружение.

Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.

Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина»..

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп впериод соперничества в верхних эшелонах власти. Проводить поиск исторической информации в источниках различного типа.

Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографииПроводить поиск исторической информации в источниках различного типа.

Рост влияния СССР на международной арене.

Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии».

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории.

.

«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х (10 часов)

Смена политического курса.

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических группвборьбе за власть в советском государстве.

Характеризовать предпосылки, цели и результаты смены политического курса после смерти И.В.Сталина.

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР.

«Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ.

Овладение историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах в период «оттепели».

Самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).

Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.

Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных научно-исследовательских институтов.

Анализировать положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции к началу 60-х годов, используя исторические документы.

Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).


ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР.

Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.

Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России. Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ.

Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.

Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

Характеризовать особенности внешней политики СССР, ее роль в мировом сообществе.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время кризисов 50-60 гг. внешней политики СССР.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события внешней политики.

СССР и мировая социалистическая система.

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева

Характеризовать мировую социалистическую систему и СССР.

Самостоятельно анализировать полученные данные исторических документов и приходить к конкретным выводам.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время Венгерских событий 1956 года.

.

Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

В странах Запада Никиту Сергеевича ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном ХХIII и видели истоки ухудшения международного климата в конце 60-х годов в том, что эти лидеры по разным причинам сошли с политической арены. Разоблачения культа личности Сталина Хрущёв - человек острого природного политического ума, смелый и деятельный, не устоял перед соблазном воспеванием собственной личности.

Анализ различные точки зрения современников и историков о личности Н.С. Хрущёва, его влиянии на эпоху и влиянии эпохи на личность Н.С. Хрущёва;

Определять понятия и термины; устанавливать причинно-следственные связи деятельности Хрущёва и делать выводы; Анализировать исторические факты жизни и деятельности Хрущёва.

Давать характеристику роли личности Хрущёва в истории.

Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х (10 часов)

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в борьбе за власть в советском государстве.


Экономические реформы 1960-х гг.

Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».

Раскрывать особенности экономического развития в 1960-е годв в СССР.Самостоятельно анализировать полученные данные исторических документов и приходить к конкретным выводам.


Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии.

Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.

Определять причины кризиса в идеологии советского общества.

Анализировать информацию о нарастании застойных тенденций в экономике СССР. Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии.


Культурное пространство и повседневная жизнь.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.

Характеризовать развитие культуры в СССР, выделять особенности в данный период.

Определять причины миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень».


Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны».

Давать характеристику социальному и экономическому развитию союзных республик на основе источников.

Определять потребительские тенденции в советском обществе.


Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов

Характеризовать идейную и духовную жизнь советского общества и выделять её особенности.

Ориентироваться в дискуссионных вопросах национального движения и существующих в науке их современных версиях и трактовках

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».

Характеризовать особенности внешней политики СССР, ее роль в мировом сообществе.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время кризисов 60-80 гг. внешней политики СССР.

Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

Попытка глубокого анализа эпохи застоя и оценки личности Л.И. Брежнева как человека и политика. Д.А. Волкогонов, который посвятил один из разделов своей знаменитой книги «Семь вождей. Галерея лидеров» Л.И. Брежневу, и Р.А. Медведев, давший политический портрет Л.И. Брежнева в работе «Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева».

Анализ различные точки зрения современников и историков о личности Л.И.Брежнева, его влиянии на эпоху и влиянии эпохи на личность Л.И.Брежнева;

Определять понятия и термины; устанавливать причинно-следственные связи деятельности Брежнева Л.И. и делать выводы; Анализировать исторические факты жизни деятельности Брежнева.

Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г.

Характеризовать кризисные явления в социально-экономической и идейно-политической сферах.

Раскрывать причины реформ в экономике, в политической и государственной сферах.

Выделять сущность закона о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности на основе источника.


История страны как фактор политической жизни.

Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.

Характеризовать историю советского общества как фактор политической жизни.

Определять сущность процесса «Новое мышление».

Раскрывать причины отказа от идеологической конфронтации двух систем

Изменения в советской внешней политике.

Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны».

Характеризовать особенности внешней политики СССР в период «Перестройки», ее роль в мировом сообществе.

Выделять черты завершения «холодной войны».

Демократизация советской политической системы.

Демократизация советской политической системы. XIX

конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов.. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит.

Характеризовать процесс демократизации советской политической системы.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие политической системы в СССР.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в СМИ.

Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг.

Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Углубление политического кризиса.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие последнего этапа «перестройки» 1990-1991гг.

Выделять причинно-следственные связи углубления политического кризиса.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР.

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в распаде СССР.Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе,

«Парад суверенитетов».

Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов.

Ориентироваться в дискуссионных вопросах национального движения и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Августовский политический кризис 1991 г.

Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР.

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории.


Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения).

Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события внешней политики.


Российская Федерация в 1992–2012 гг. (13 часов)

Становление новой России (1992–1999)

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром.

Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).

Проводить поиск исторической информации в источниках различного типа.

Начало радикальных экономических преобразований.

Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватиция. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.

Характеризовать процесс экономических преобразований.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие экономической системы в стране.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг.

Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства.

Характеризовать политико-конституционный кризис в условиях экономической ситуации.

Раскрывать возможности мирного выхода из политического кризиса.


Принятие Конституции России 1993 года и ее значение.

Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.

Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов.

Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе источников.

Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.

Раскрывать причины обостения межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е годы.

Анализировать исторический источник (Федеративный договор 1992 года).

Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.

Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства

Раскрывать причины корриктировки курса реформ.

Анализировать попытки стабилизации экономики.

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитии экономики страны.


Ситуация в российском сельском хозяйстве.

Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.

Давать характеристику развития сельского хозяйства в стране.

Выделять особенности развития сельского хозяйства.

Определять результаты дефолта 1998 года и критически оценивать вклад конкретных личностей в развитии экономики страны

Проблемы формирования гражданского общества

Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность

Раскрывать проблемы формирования гражданского общества.

Давать характеристику и раскрывать основные особенности развития предпринимательской деятельности в обществе.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории 90-х годов.

Новые приоритеты внешней политики.

Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.

Характеризовать особенности внешней политики СССР в период 1990-2000 гг., ее роль в мировом сообществе.

Обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события внешней политики.

Выделять новые приоритеты внешнейполитики в 90-е годы.

Российская многопартийность и строительство гражданского общества.

Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.

Раскрывать значение многопартийности в политической жизни России.Выделять главные черты строительства гражданского общества.Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

Раскрывать причины и значение «олигархического» капитализма».

Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитии гражданского общества.


Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации.

Политические и экономические приоритеты.

Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат

Выделять политические и эконормические приоритеты российского общества.

Раскрывать основные черты первого и второго президенства В.В.Путина, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности В.В.Путина, Д.А. Медведева.


Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы.

Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.

Давать развёрнутую характеристику экономического развития в 2000-е годы.

Выделять основные черты стратегии развития страны.

Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории. Определять место России в системе мировой рыночной экономике.

Человек и общество в конце XX – начале XXI в.

Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты.

Использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации.

Внешняя политика в конце XX – начале XXI в

Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликто

Выделять особенности внешней политики в конце XX – начале XXI вв.

Характеризовать современную концепцию российской внешней политики в условиях многополярного мира.

Применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами

Культура и наука России в конце XX – начале XXI в Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых.Процессы глобализации и массовая культура.

Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах.

Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории культуры и науки

Повторение (4 часа).

Анализировать исторические факты, процессы, явления, различные точки зрения и защищать их, иллюстративный материал, карту, схему. Определять последовательность исторических событий.Систематизировать историческую информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Примечание

№ урока

Тема урока

Дата

Материал учебника

Курс по Всеобщей истории Глава I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны


1

Мир накануне Первой мировой войны

14.10

§1 с 10-19 вопросы с19, задание1


2

Первая мировая война. 1914-1918 гг.

21.10

§2-3 с26-39 вопросыс39


Глава II. Межвоенный период (1918 – 1939)


3

Последствия войны: революции и распад империй. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.

28.10

§4 -5 с 40-53 вопросы с 46, анализ таблицы с 47


4

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство»

16.11

§6-7 69-75 вопросы с 75 анализ таблицы с75-76


5

Входное тестирование15 мин Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии

18.11

§8-9 с 82-88, задани1 с 88 повторить термины, даты, карты


6

Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование

25.11

§13-14 с 123-137 , вопросы с 137


7

«Холодная война». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. Международные отношения в 1950 – 1980-е гг.

2.12

§16-17, с145-160 анализ документа с 154


8

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления» Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества.

9.12


§18-19 с 162-180 вопросы с171,180

.

9-10

Особенности развития США стран Европы, Азии, Латинской Америки

Контрольная работа №1

16.12

19.12

200-218


11

Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

23.12

с218-230

Курс по истории России 24 часа

Глава I. Россия в годы «великих потрясений»

рк

12

1

Россия и мир накануне Первой мировой войны Российская империя в Первой мировой войне Ставрополье в годы Первой мировой войны

30.12

§1-2 с 9-27 работа с картой

13

2

Великая российская революция: Февраль 1917 г, октябрь 1917

13.01

§3-4


14

3

Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

20.01

§5-6

15 рк

4

Гражданская война Наш край в годы революции и Гражданской войны

27.01

§7

Глава II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

16

5

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к Нэпу Экономика Нэпа

30.01

§9-10

17

6

Образование СССР. Национальная политика и Политическое развитие в 1920-е гг.

10.02

§11-12

18

7

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

17.02

§13-14

19

8

«Великий перелом». Индустриализация Коллективизация сельского хозяйства Политическая система СССР и национальная политика в 1930-е гг.

20.02

§15-16

20 р к

9

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Наш край в 1920 – 1930-е гг.

24.02

§18

Глава III Вторая мировая война

21

10

СССР накануне Великой Отечественной войны Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

27.02

§20-21

22

11

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

3.03

§22,24

23

12

Человек и война: единство фронта и тыла. Народы СССР в борьбе с фашизмом

10.03

§23

24

13

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны Наш край в годы Великой Отечественной войны

17.03

§25 сообщение

Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.

25

14

Место и роль СССР в послевоенном мире Восстановление и развитие экономики Изменения в политической системе в послевоенные годы

24.03

§26-27

26

15

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

31.03

§30-31

27

16

Экономическое, социальное развитие, культурное пространство и повседневная жизнь в середине в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

7.04

§32-33

28

17

Политическое развитие и социально-экономическое развитие. Культурное пространство и повседневная жизнь в 1960-х – середине 1980-х гг.

14.04

§35-36

29

18

Политика разрядки международной напряжённости СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

21.04

§38-39

30

19

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки Перестройка на Ставрополье

28.04

§40-41

Глава V. Российская Федерация

31

20

Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие и духовная жизнь Российской Федерации в 1990-е гг

12.05

§45-46

32

21

Контрольная работа №2

19.05

§47

33

22

Политическое развитие и духовная жизнь Российской Федерации в 2000-е гг

26.05


34

23

Обобщающее повторение

29.05

с.109-110


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла № 1

от «30» августа 2020 года


Руководитель МО И.В. Воробьёва


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР М.В.Шулика

«_________» ____________________________ 2020 года































































Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел, тема

Количество часов.

Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 (10 часов)

1-2

Россия в Первой мировой войне

2 часа

3-4

Великая российская революция 1917 г.

2 часа

5

Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания

1 час

6-7

Гражданская война и ее последствия

2 часа

8.

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»

1 час

9.

Наш край в годы революции и Гражданской войны.

1 час

10.

Контрольная работа по теме «Россия в годы «великих потрясений»1914–1921»

1 час

Советский Союз в 1920–1930-е гг.(5 часа)

11-12.

СССР в годы нэпа. 1921–1928

2 часа

13-14.

Советский Союз в 1929–1941 гг.

2 часа

15.

Наш край в 1920–1930-е гг.

1 час

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (18 часов)

16.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР.

1 час

17.

Битва за Москву.

1 час

18.

Блокада Ленинграда.

1 час

19.

Перестройка экономики на военный лад.

1 час

20.

Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост».

1 час

21.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).

1 час

22.

Битва на Курской дуге

1 час

23.

Развертывание массового партизанского движения.

1 час

24.

Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.

1 час

25.

Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!».

1 час

26.

Культурное пространство войны.

1 час

27.

Победа СССР в Великой Отечественной войне.

1 час

28.

Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе.

1 час

29.

Советско-японская война 1945 г.

1 час

30.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

1 час

31.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1 час.

32-33.

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война»

2часа.

Апогей и кризис советской системы. 1945–1953 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953) 7 часов

34.

Влияние последствий войны на советскую систему и общество.

1 час

35.

Восстановление индустриального потенциала страны.

1 час

36.

Сталин и его окружение.

1 час

37.

Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.

1 час

38.

Рост влияния СССР на международной арене.

1 час

39.

И.В. Сталин в оценках современников и историков.

1 час

40.

Контрольная работа по теме «Апогей и кризис советской системы. 1945–1953 гг.»

1 час

«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х (10 часов)

41.

Смена политического курса.

1 час

42.

Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере

1 час

43.

Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР.

1 час

44.

Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.

1 час

45.

ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР.

1 час

46.

Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.

1 час

47.

СССР и мировая социалистическая система.

1 час

48.

Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.

1 час

49.

Наш край в 1953–1964 гг.

1 час

50.

Контрольная работа по теме «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х»

1 час

Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х (10 часов)

51.

Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.

1 час

52.

Экономические реформы 1960-х гг.

1 час

53.

Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии.

1 час

54.

Культурное пространство и повседневная жизнь.

1 час

55.

Социальное и экономическое развитие союзных республик.

1 час

56.

Идейная и духовная жизнь советского общества.

1 час

57.

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира.

1 час

58.

Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.

1 час

59.

Наш край в 1964–1985 гг.

1 час

60.

Контрольная работа по теме «Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х»

1 час

Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991) (12 часов)

61.

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.

1 час

62.

История страны как фактор политической жизни.

1 час

63.

Изменения в советской внешней политике.

1 час

64.

Демократизация советской политической системы.

1 час

65.

Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг.

1 час

66.

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР.

1 час

67.

«Парад суверенитетов».

1 час

68.

Августовский политический кризис 1991 г.

1 час

69.

Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения).

1 час

70.

М.С. Горбачев в оценках современников и историков.

1 час

71.

Наш край в 1985–1991 гг.

1 час

Российская Федерация в 1992–2012 гг. (13 часов)

72.

Становление новой России (1992–1999)

Б.Н. Ельцин и его окружение.

1 час

73.

Начало радикальных экономических преобразований.

1 час

74.

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг.

1 час

75.

Принятие Конституции России 1993 года и ее значение.

1 час

76.

Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

1 час

77.

Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.

1 час

78.

Ситуация в российском сельском хозяйстве.

1 час

79.

Проблемы формирования гражданского общества.

1 час

80.

Новые приоритеты внешней политики.

1 час

81.

Российская многопартийность и строительство гражданского общества.

1 час

82.

«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм

1 час

83.

Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.

1 час

84.

Наш край в 1992–1999 гг.

1 час

Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации (13 часов).

85.

Политические и экономические приоритеты.

1 час

86.

Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы.

1 час

87-89

Человек и общество в конце XX – начале XXI в.

3 часа

90-92

Внешняя политика в конце XX – начале XXI в

3 часа

93-96

Культура и наука России в конце XX – начале XXI века.

4 часа

97.

Наш край в 2000–2012 гг.

1 час

98.

Контрольная работа по курсу

1 час

99-102

Повторение

4 часа

Итого:


102 часа


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!