БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ РАЙОН х. ИЛЬИНКА
_________________________________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ильинской СОШ
Приказ от __________ № ______
Подпись руководителя________ /В.П.Дмитриенко/
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
историко-краеведческого кружка
«Краеведы»
для 5-11 классов
Количество часов 35 ч.
Руководитель: Юревич Екатерина Евгеньевна
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Историко- краеведческий кружок существует в школе уже несколько лет. В его работе принимает участие учащиеся 5-11 классов. Кроме того, мы привлекаем и других учащихся к участию в краеведческой работе, которая стала неотъемлемой частью жизни школы.
Программа предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся историей родного края и музееведением, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по истории, краеведению.
Содержание программы направлено на формирование культуры творческой личности, патриота своей Родины, на приобщение учащихся к культурному наследию родного края через собственное творчество, на освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся об истории Родины, углубляет знания по истории Донского края, развивает умения поисково – исследовательской деятельности
Актуальность данной программы определяется тем, что краеведение в средней школе развивается в непосредственной связи с общими учебно – воспитательными задачами школы; оно содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственно – патриотического воспитания.
Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведение играет огромную роль в деле воспитания патриотизма. Любовь к Родине у человека начинается с любви к малой родине – месту, где родился человек, где он живёт. Память о прошлом требует постоянного внимания, кропотливой заботы. Знание прошлого своего народа приближает его к нам, делает минувшее близким, обогащает наши чувства, незримо связывает нас с прошедшими поколениям.
Краеведение изучает различные стороны жизни края, помогает более глубоко и детально изучить историю своей страны, области, района, хутора.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории села, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп.
Цели и задачи музейного кружка «Краеведы»
Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Краеведы» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через изучение истории Донского края, истории своего хутора Ильинки, через практическое участие в работе школьного музея;
- развитие уважения к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего района, своего хутора.
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
-передача жизненного опыта от поколения к поколению;
- активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
Основные направления и содержания деятельности программы
Военно- патриотическое;
Краеведческое – поисковая работа;
Методическая работа (создание лекторских групп по разделам, экспозициям и темам музея);
Информационно-издательская работа (разработка лекций, сценариев, методик, создание информационного банка данных);
Экскурсионно – познавательная деятельность;
Редакционная работа.
В результате работы по программе обучающиеся:
должны знать: историю своего хутора, историю школы.
должны уметь: составлять документацию по музею, исследовать и описывать предмет, обрабатывать поступающие в музей предметы, составлять лекции, овладеть разными методиками сбора краеведческого материала, систематизацией и анализом материала; умением работать со справочной литературой, историческими источниками.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: участие в общественной жизни хутора, выдвижение предложений по благоустройству родного хутора и реализация их на практике, участие в экологическом по охране природы.
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей хутора.
Возраст занимающихся 5-11 класс
Методы обучения
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Формы организации работы:
лекции;
беседы;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев города;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села, района, области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района, а так же с музеями города Белая Калитва.
Социальные партнеры:
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия в музее.
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.
Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Учебно-тематический план.
№ | РАЗДЕЛЫ |
1 | Введение |
2 | Знай свои истоки |
3 | Быт и обычаи населения моего края |
| |
| Введение в поисково-исследовательскую деятельность |
4 | Документоведение |
5 | Живые страницы истории поселка |
6 | «Отзовись фотография» |
6 | «Чтоб ни одной тропки не упустить!» Навыки юного походника |
7 | Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига земляков в годы войны. |
8 | Участие в школьных, городских и областных конкурсах и форумах |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Во время проведения внеурочных краеведческих занятий учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели занятия, местный материал может излагаться как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.
Материально – техническое обеспечение
Кабинет истории
Зуйский музей
Библиотека
Иллюстративный материал, вещественные источники
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 Ч)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (2ч) |
1 | Вводная беседа: Цели и задачи кружка. Инструктаж | 1 | 6.09 | |
2 | Краеведение – наука о родном крае. Возможности краеведения в окрестностях | 1 | 13.09 | |
Знай свои истоки (6ч) |
3 | Название нашей страны, символы. Историческая роль страны. Моя Родина в прошлом и настоящем. Родной край как составная часть страны. | 1 | 20.09 | |
4-5 | Знакомство с историей основания и легендами хутора. Археологические памятники Ильинки и ее окрестностей | 2 | 27.09 – 4.10 | |
6-7 | Памятники истории и культуры Ильинки. Топонимика окрестностей. Старые и новые названия | 2 | 11.10 – 18.10 | |
8 | Посещение местного музея | 1 | 25.10 | |
Быт и обычаи населения моего края (2 ч) |
9 | Этнографические особенности нашего населенного пункта | 1 | 8.11 | |
10 | Быт, обычаи, традиции населения Ильинки | 1 | 15.11 | |
Введение в поисково-исследовательскую деятельность (5ч) |
11 | Наука историография. Её роль в изучении исторического прошлого | 1 | 22.11 | |
12-13 | Практическая работа: «Роль научно-популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе» | 2 | 29.11 – 6.12 | |
14 | Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной. Этапы работы с историческими источниками. | 1 | 13.12 | |
15 | Типы проектных работ, а также требования, оформление и критерии защиты работы | 1 | 20.12 | |
Документоведение (3ч) |
16 | Знакомство с классификацией источников. | 1 | 27.12 | |
17 | Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников | 1 | 10.01 | |
18 | Встреча с работниками клуба и библиотеки хутора. | 1 | 17.01 | |
Живые страницы истории поселка (5ч) |
19-20 | Ильинка в годы Великой отечественной войны | 2 | 24.01 – 31.01 | |
21 | Партизанский края района | 1 | 7.02 | |
22 | Встреча с ветеранами и очевидцами времен ВОВ | 1 | 14.02 | |
23 | Страницы Афганской войны | 1 | 21.02 | |
«Отзовись фотография» (6 ч) |
24 | История нашей школы. Школьные традиции | 2 | 28.02 – 7.03 | |
25 | Ветераны педагогического труда | 1 | 14.03 | |
26 | Знай и помни их имена | 1 | 28.03 | |
27 | Выпускники, которыми гордится наша школа | 1 | 4.04 | |
28 | Практическая работа: работа с документами «Операции «Восток». | 1 | 11.04 | |
29 | Подготовка стенгазеты «Операция «Восток» | 1 | 18.04 | |
«Чтоб ни одной тропки не упустить!»: навыки юного походника (теоретико-практический курс) (5ч) |
30 | Ориентирование | 1 | 25.04 | |
31 | Топография. Работа с картой. Знаки | 1 | 2.05 | |
32 | Учимся разбивать лагерь | 1 | 16.05 | |
33 | Что можно брать, а чего бояться? (ядовитые растения, грибы) | 1 | 23.05 | |
34 | Оказание ПМП в походе | 1 | 30.05 | |
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ Ильинская СОШ от ______ 20 ____ года №___ _______________________/Т.Л. Сулименко/ Подпись руководителя МС | Согласовано Заместитель директора по УВР ________________ // подпись ____ ______ 20___года дата |