Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
- Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2017.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч.( 1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Разработанная программа предусматривает проведение практических работ - 32; бесед – 3.
Программа рассчитана на 1 год.
Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция). Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации ( копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель. Карандаш. Рисование с натуры( игрушки), по памяти, по таблицам современной техники. Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль- как соединение рисунка и живописи. Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта. Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива. Рисунок по представлению из геометрических форм ( карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.
Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. Освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. Тематическое рисование и аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники –сказочники: В Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель. Книжная графика. Оформление книги
Декоративное рисование, отработка живописной техники, « мазок», условность декоративного изображения. Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати. Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве Овладение способом « набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. Печатная ( тиражная) графика, знакомство с творчеством художников- графиков. Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование.
Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.
№ урока | Наименование Раздела программы Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | Фактически |
| Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок. 14 ч |
1 | Цветовой круг | Знать: – понятие цветовой круг; – составные и основные цвета; – теплые и холодные цвета; – контрастные и сближенные цвета. Уметь: – различать теплые и холодные цвета; – контрастные и сближенные цвета; – смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка | | |
2 | Урок-экскурсия в осенний парк | Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива. Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже | | |
3 | Декоративное рисование. | Знать: – понятия теплый и холодный колорит; – приемы работы акварелью «по-сухому» и «по-сырому». Уметь: – выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка; – работать в технике «мазок» | | |
4 | Рисунок «Декоративный цветок» |
5 | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы» | Знать: – приемы работы акварелью, гуашью; – технику печатания «монотипия». Уметь: – выполнять заливку плоскости цветом; – получать плавные переходы от одного цвета к другому; – выполнять рисунок в технике «монотипия» | | |
6 | Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти | Знать: – жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности); – строение дерева; – изменение цвета в зависимости от освещения; – законы перспективы. Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы | | |
7 | Рисование фруктов, овощей | Знать: – жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности); – особенности формы разных овощей и фруктов; – приемы смешения красок; – правила построения композиции. Уметь: – смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков; – учитывать освещенность предметов; – выполнять рисунок с натуры | | |
8 | Хохлома. Золотые узоры | Знать: – понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент; – особенности хохломской росписи и ее элементы. Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи | | |
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению) | | |
10 | Узор в полосе. | Знать: – художественные промыслы России; – контрастные цвета; – виды и элементы орнамента. Уметь: – придумывать узоры; – выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда | | |
11 | Эскиз декоративной росписи сосуда |
12 | Анималистика. «Рыжий кот» | Знать: – особенности анималистического жанра изобразительного искусства; – анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; – отдельные произведения выдающихся художников. Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности | | |
13 | Знакомство с искусством мультипликации. Мультгерой. | Знать значение понятия мультипликация. Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и облаков) | | |
14 | Новый год в жизни человека, в искусстве. «Веселый Дед Мороз» | Знать: – особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов; – средства выразительности и эмоционального воздействия. Уметь: – использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры; – работать с ножницами | | |
Тематическое рисование 6 ч |
15 | Декоративное рисование. Раппорт ткани. | Знать: – способы размножения изображений; – особенности шаблона и трафарета; – понятие раппорт; – сферу применения различных способов размножения изображений. Уметь: – изготавливать шаблоны и трафареты; – придумывать декоративный мотив; – использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов | | |
16 | Техника изготовления гравюры на картоне | Знать: – виды графики и гравюры; – выразительные средства графики (линия, пятно и др.); – отдельные произведения художников-графиков (А. Дюрер, И. Я. Билибин и др.). Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации | | |
17 | Гравюра на картоне (аппликация) |
18 | Графика как вид изобразительного искусства. | Знать: – основные средства художественной выразительности графики; – особенности техники граттажа; – технику выполнения разных видов штрихов; – отдельные произведения художников-графиков. Уметь выполнять рисунок в технике граттажа | | |
19 | Работа в технике «Граттаж» |
20 | Наброски с натуры фигуры человека | Знать: – особенности жанра изобразительного искусства – портрета; – конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела; – законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем – назначение наброска и особенности его выполнения Уметь: – анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого; – выполнять набросок с натуры фигуры человека | | |
Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники 12 ч |
21 | Патриотизм в истории в изобразительном искусстве. Русские богатыри. | Знать: – как одевались древнерусские воины; – особенности архитектуры древнерусских городов; – особенности фигуры богатыря; – произведения живописи с изображением русских богатырей. Уметь: – анализировать содержание произведений живописи; – определять средства художественной выразительности; – изображать древнерусских воинов | | |
22 | Транспорт | Знать особенности формы современных машин разных видов. Уметь: – анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; – выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках | | |
23 | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. | Знать: – особенности жанра изобразительного искусства – натюрморта; – линейное построение натюрморта; – элементы линейной перспективы. Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени | | |
24 | Натюрморт из геометрических тел |
25 | Объемное изображение формы предмета. | Знать: – закономерности линейной перспективы; – композиционные приемы; – градацию светотеней; – возможности цвета; – особенности теплого и холодного колорита; – отдельные произведения мастеров живописи. Уметь: – анализировать форму предметов; – строить натюрморт; – выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета | | |
26 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей |
27 | Основные конструктивные особенности строения дома. | Знать: – виды перспектив; – основные закономерности линейной перспективы; – правила объемного изображения; – основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм; – отдельные произведения живописи. Уметь: – анализировать форму предметов (различных построек, домов); – делать наброски с натуры модели домика | | |
28 | Наброски модели домика с натуры |
29 | Рисунок по представлению из геометрических форм. «Старинный терем». | Знать: – понятие архитектура; – отдельные произведения художников; – особенности архитектурного ансамбля Московского кремля, декор построек. Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы | | |
30 | Искусство художника книги. Буквица. | Знать: – роль художников в создании книги; – понятия буквица и вязь; – виды шрифтов. Уметь: – писать текст печатными буквами; – украшать текст буквицей | | |
31 | Иллюстрация как один из видов графики. | Знать: – творчество художников-иллюстраторов И. Билибина, В. Васнецова, Ю. Васнецова, М. Врубеля и др.; – закономерности композиции; – основы цветоведения. Уметь выполнить иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств | | |
32 | Иллюстрации к сказке П.Ершова «Конек-горбунок» |
| Беседы 3 ч |
33 | Жанр портрета в изобразительном искусстве. | Знать: – из какого материала выполняют скульптуру; – инструменты для выполнения работы; – выразительные возможности скульптуры; – пропорции лица человека; – творчество выдающихся скульпторов-портретистов. Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства | | |
34 | Портрет в скульптуре |
35 | Четыре разных портрета (по одной схеме) | Знать: – пропорции и мимику лица; – расположение координатных (опорных) точек лица; – схему изменений, происходящих с мимикой лица. Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты | | |
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен