СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к УМК О.С. Габриеляна. Химия. 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителям химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к УМК О.С. Габриеляна. Химия. 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1

им. В.И.Кузнецова

«Утверждено»

Директор МОУ Дмитровской

СОШ №1 им. Кузнецова В.И.

_________________ Чернышова Т.А.

Приказ № ___ от «___» ______ 2019 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Химия»

класс 9 «А,Б»

Базовый уровень











Крайневой Ирины Николаевны,

учителя химии и биологии







2019 – 2020 учебный год

Дмитров


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Химия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И.Кузнецова (утвержденной приказом директора школы от 01.09.2015 №5/05) на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Рабочие программы к УМК О.С. Габриеляна. Химия. 8-11 классы/ авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. – Волгоград: «УЧИТЕЛЬ», 2016. – 203 с.) на основе планируемых результатов среднего общего образования.

Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:


1.Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

2.Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012г.).

3.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г

4.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.

5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.

6.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2012г.

7.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.

Материально-техническое обеспечение:

Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.

Химические реактивы и материалы

Обращение со многими веществами требует строгого соблюде­ния правил техники безопасности, особенно при выполнении опы­тов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выпол­нения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках хи­мии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических .

Модели

Объектами моделирования в химии являются атомы, молеку­лы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие про­цессы.

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), по­варенной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.

Планируемые результаты подготовки учащихся за курс 9 класса

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • сформирована ценность здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • сформированы основы экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

  • определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

  • формировать и развить компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формировать и развить экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.

Предметные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать при характеристике превращений веществ понятия «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции разложения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно – восстановительные реакции»

  • характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

  • давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, а также тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;

  • объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;

  • наблюдать и описыватьуравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидови гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • проводить химический эксперимент;

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Основное содержание (8 класс)


Введение

Предмет химии.

Методы познания в химии: наблюдение. Эксперимент, моделирование. Источники химической информации, её получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращение веществ.

Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.

Химическая символика.

Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчётов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Демонстрации. Модели (шаростержневые и Стюарта - Бриглеба) различных простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Тема 1. Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов.

Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны.

Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, группы, периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (различные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

Тема 2. Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы(железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ – неметаллов - водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «Число Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объём газообразных веществ.

Лабораторные опыты. 5.ознакомление с коллекцией металлов. 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Тема 3. Соединения химических элементов

Степень окисления.

Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия.

Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия.

Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала рH).Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси.

Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объёмные доли компонента смеси. Расчёты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно – щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рH.

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекцией оксидов.8. Ознакомление со свойствами аммиака. 9. Качественная реакция на углекислый газ. 10 определение рH растворов кислоты, щёлочи и воды.11. Определение рH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 12. Ознакомление с коллекцией солей. 13. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток. 14. Ознакомление с образцом горной породы.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчёты по химическим уравнениям.

Решение задач на нахождение количества, массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества. Расчёты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определённую долю примесей.

Реакции разложения.

Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения.

Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения.

Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации.

Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлам. Реакции обмена – гидролиз веществ.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочкой накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора, б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II), г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 15 Прокаливание меди в пламени спиртовки. 16. Замещение меди в растворе хлорида меди(II) железом.

Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом

1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент).4. признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции

Растворение как физико – химический процесс.

Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твёрдых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации.

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация.

Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация.

Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификация и свойства.

Генетические ряды металла и неметалла.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно – восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно – восстановительных реакций.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность . зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов электрическом поле. Взаимодействие цинка с серной, соляной кислотами, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 19. Взаимодействие кислот с основаниями. 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот солями.23. Взаимодействие щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства нерастворимых оснований. 27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. . Взаимодействие основных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32. Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимодействие солей с солями.34. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов

  • Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач.


Основное содержание курса (9 класс)


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Тема 1. Металлы (14 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)

1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.

25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа кислорода». 3. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (8 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.



Учебно – тематический план (9 класс)

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе,

практических работ

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

1

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

10


1

Фаза постановки и решения учебных задач

2

Металлы

17

1

1

3

Неметаллы

28

2

1

4

Проектная деятельность учащихся

3



Рефлексивная фаза

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

8


1

Итого


66

3

4

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование

разделов и тем

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту




Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (10ч.)

1

1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева (вводный).

02.09-07.09

02.09-07.09


2

2. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева (комбинированный).

02.09-07.09

02.09-07.09


3

3. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД (изучение нового материала).

09.09-14.09

09.09-14.09


4

4. Генетические ряды металлов и неметаллов.

09.09-14.09

09.09-14.09


5

5. Химическая организация живой и неживой природы (изучение нового материала).

16.09-21.09


16.09-21.09



6

6. Классификация химических реакций по различным основаниям (изучение нового материала).

16.09-21.09


16.09-21.09



7

7. Понятие о скорости химических реакций (продуктивный).

23.09-28.09

23.09-28.09


8.

8. Катализаторы (изучение нового материала).

23.09-28.09

23.09-28.09


9.

9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (урок - практикум).

30.05-05.10

30.05-05.10


10.

10. Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (контроль, оценка и коррекция знаний)

30.05-05.10

30.05-05.10


Металлы (17 ч)

11.

1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов (изучение нового материала).

07.10-12.10

07.10-12.10


12.

2. Сплавы.

07.10-12.10

07.10-12.10


13.

3. Химические свойства металлов (изучение нового материала).

14.10-19.10

14.10-19.10


14.

4. Химические свойства металлов. Ряд активности металлов (комбинированный).

14.10-19.10

14.10-19.10


15.

5.Металлы в природе, общие способы получения металлов (изучение нового материала).

21.10-26.10

21.10-26.10


16.

6. Общие понятия о коррозии металлов (изучение нового материала).

21.10-26.10

21.10-26.10


17.

7. Щелочные металлы (усвоение навыков и умений).

05.11-09.11

05.11-09.11


18.

8. Соединения щелочных металлов (комбинированный).

05.11-09.11

05.11-09.11


19.

9. Общая характеристика элементов главной подгруппы IIгруппы ( усвоение навыков и умений).

11.11-16.11

11.11-16.11


20.

10. Важнейшие соединения щелочных металлов (изучение нового материала).

11.11-16.11

11.11-16.11


21.

11.Алюминий (изучение нового материала).

18.11-23.11

18.11-23.11


22.

12. Соединения алюминия (комбинированный).

18.11-23.11

18.11-23.11


23.

13. Железо, его строение, физические и химические свойства (изучение нового материала).

25.11-30.11

25.11-30.11


24.

14. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа (продуктивный).

25.11-30.11

25.11-30.11


25.

15. Практическая работа №1 «Получение соединений металлов и изучение свойств » (исследование и рефлексия).

02.12-07.12

02.12-07.12


26.

16. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» (комплексное применение знаний, умений, навыков).

02.12-07.12

02.12-07.12


27.

17.Контрольная работа №2 по теме «Металлы» (контроль, оценка и коррекция знаний).

09.12-14.12

09.12-14.12


Неметаллы (28 ч)

28.

1. Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон (изучение нового материала).

09.12-14.12

09.12-14.12


29.

2. Водород. Вода (усвоение навыков и умений).

16.12-21.12

16.12-21.12


30.

3. Галогены (комбинированный).

16.12-21.12

16.12-21.12


31.

4. Соединения галогенов (продуктивный).

16.12-21.12

16.12-21.12


32.

5. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений (усвоение навыков и умений).

16.12-21.12

16.12-21.12


33.

6. Кислород (изучение нового материала).

23.12-27.12

23.12-27.12


34.

7.Состав воздуха (урок игра).

23.12-27.12

23.12-27.12


35.

8. Сера и её соединения (усвоение навыков и умений).

13.01-18.01

13.01-18.01


36.

9. Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты (изучение нового материала).

13.01-18.01

13.01-18.01


37.

10. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа серы». (урок - практикум).

20.01-25.01

20.01-25.01


38.

11.Азот (усвоение навыков и умений).

20.01-25.01

20.01-25.01


39.

12.Аммиак (изучение нового материала).

27.01-01.02

27.01-01.02


40.

13. Соли аммония (комбинированный)

27.01-01.02

27.01-01.02


41.

14. Кислородные соединения азота. Азотная кислота и её соли (изучение нового материала).

03.02-08.02

03.02-08.02


42.

15. Окислительные свойства азотной кислоты (продуктивный)

03.02-08.02

03.02-08.02


43.

16. Фосфор и его соединения (комбинированный).

10.02-15.02

10.02-15.02


44.

17. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота » (комплексное применение знаний, умений, навыков).

10.02-15.02

10.02-15.02


45.

18.Углерод (изучение нового материала).

17.02-22.02

17.02-22.02


46.

19. Кислородные соединения углерода (усвоение навыков и умений).

17.02-22.02

17.02-22.02


47.

20. Углерод – основа всей живой природы (урок - конференция).

25.02-29.02

25.02-29.02


48.

21. Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание газов» (исследование и рефлексия).

25.02-29.02

25.02-29.02


49.

22. Кремний и его соединения (изучение нового материала).

02.03-07.03

02.03-07.03


50.

23.Силикатная промышленность (комбинированный, с использованием ИКТ).

02.03-07.03

02.03-07.03


51.

24. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода » (комплексное применение знаний, умений, навыков).

10.02-14.02

10.02-14.02


52.

25. Практическая работа №3 «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» (урок - практикум)

10.02-14.02

10.02-14.02


53.

26. Решение задач (исследование и рефлексия)

16.03-21.03

16.03-21.03


54.

27. Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» (комплексное применение знаний, умений, навыков).

16.03-21.03

16.03-21.03


55.

28. Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» (контроль, оценка и коррекция знаний)

30.03-04.04

30.03-04.04


Проектная деятельность учащихся (3 ч)

56.

1.Химия спасает природу.

30.03-04.04

30.03-04.04


57.

2. Химия и космос.

06.04-11.04

06.04-11.04


58.

3. Создание анимаций по теме «Перспективы развития химии».

06.04-11.04

06.04-11.04


Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к ГИА (8 ч)

59.

1. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете теории строения атома (усвоение навыков и умений).

13.04-18.04

13.04-18.04


60.

2. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете теории строения атома (комбинированный).

13.04-18.04

13.04-18.04


61.

3. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ (комплексное применение знаний и умений, навыков).

20.04-25.04

20.04-25.04


62.

4. Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций (продуктивный).

20.04-25.04

20.04-25.04


63.

5.Классификацияи и свойства неорганических и органических веществ (комбинированный).

27.04-30.04

27.04-30.04


64.

6. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла (комплексное применение знаний, умений, навыков).

27.04-30.04

27.04-30.04


65.

7. Итоговая контрольная работа за курс основной школы в формате ГИА (контроль, оценка, и коррекция знаний)

04.05-08.05

04.05-08.05


66.

8. Анализ контрольной работы. Подведение итогов проделанной работы за 8-9 классы (беседа, диагностирование)

11.05-16.05

11.05-16.05


67

Решение химических задач

11.05-16.05

11.05-16.05


68

Повторение цепочек превращения в неорганической химии.

18.05-23.05

18.05-23.05







«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения

учителей естествознания

_________________ Хаустова О.Н.


Протокол № ___ от «____» __________ 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________________ Горелова Л.С.


«____» ______________ 2019 г.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!