СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с обучающимися с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с обучающимися с задержкой психического развития»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарьева

Макарьевского муниципального района Костромской обл.



Согласовано

Заместитель директора по УВР_________/___________

«___» ___________20___ г

Утверждаю

Директор школы

__________/_____________/

Приказ №______

от «___» ___________20___ г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ











Составитель программы

Зорина Татьяна Юрьевна, учитель-дефектолог









г. Макарьев



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

Цели, задачи коррекционного обучения детей………………………………………...4

Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей с задержкой психического развития……………………………………………………...4

Инструментарий определения эффективности освоения программы……………......5

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации работы учителя-дефектолога……………………………..5

Формы, способы, методы и средства реализации программы………………………..6

Критерии оценки результативности работы по программе…………………………..6

Особенности взаимодействия с семьями обучающихся……………………………....7

Взаимодействие со специалистами ПМПк……………………………………………..7

Учебно-тематический план……………………………………………………………...7

Предполагаемые результаты освоения программы……………………………………9

  1. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ

Паспорт кабинета……………………………………………………………………….11

Методическое обеспечение программы………………………………………………12




















  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями зрения  в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ;

  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".





Выполнение программы рассчитано на 68 часов. Два коррекционно-развивающих занятия в неделю, продолжительностью 15-20 минут.

Основной целью рабочей программы является создание условий для оказания индивидуально-ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ими Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Задачи:

  1. Формирование и развитие мыслительных операций;

  2. Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

  3. Формирование и развитие пространственной ориентировки;

  4. Формирование сенсомоторных координаций;

  5. Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений;

  6. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;

  7. Создание условий для развития сохранных функций;

  8. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей с нарушениями зрения.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.





ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Динамика отслеживается следующим образом:

  • первичная диагностика специалистами ПМПк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление календарно-тематического планирование коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных/подгрупповых);

  • промежуточная диагностика специалистами ПМПк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;

  • итоговая диагностика специалистами ПМПк - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ



ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР.

Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.





ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,

  • дозирование помощи взрослого,

  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.



ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

Консультации для родителей:

  • обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики;

  • планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы;

  • посещение родителями занятий учителя-дефектолога.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ПМПк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ПМПк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные разделы программы:

  • Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);

  • Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);

  • Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);

  • ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);

  • Развитие и коррекция ВПФ;

  • Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1

Сенсомоторное развитие

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие слухового восприятия и слухового внимания;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование способности выделять признаки предметов.

2

Формирование пространственных представлений

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3

Развитие мнемических процессов

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

4

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

5

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

6

Формирование навыка письма

- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

- звуко-буквенный анализ слова;

- формирование навыка внимательного письма.

7

Формирование навыка чтения

- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;

- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

- обучение составлению предложений из слов;

- обучение схематической записи слов, предложений.

8

Формирование элементарных математических представлений

- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);

- состав числа;

- счётные операции;

- решение и составление задач;

- геометрические фигуры;

- цвет, форма, размер предметов.


Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-дефектолога.

При наличии у детей сопутствующих нарушений в развитии (нарушение зрения, слуха и т.п) имеющаяся программа коррекционно-развивающей работы корректируется в соответствие с имеющимися особыми образовательными потребностями обучающегося: в программу работы включается соответствующий блок коррекционно-развивающих занятий.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.


  • Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.

  • Соблюдать нормы поведения на уроке.

  • Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.

  • Планированию собственной деятельности.

  • Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.

  • Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.

  • Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

  • Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.

  • Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.

  • Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.

  • Писать строчные и прописные буквы.

  • Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.

  • Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

  • Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости.

  • Называть обобщающие названия изученных групп предметов.

  • Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

  • Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.

  • Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.

  • Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

  • Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определённого предмета в ряду.

  • Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

  • Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

  • Составлять и решать задачи в несколько действий.

  • Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.

  • Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.

  • Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.

  • Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.

  • Определять время по часам.









  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


ПАСПОРТ КАБИНЕТА

п/п

Наименование имущества

Количество

1

Стенд навесной

1

2

Стол для индивидуальных логопедических занятий

1

3

Зеркало для индивидуальных логопедических занятий

1

4

Умывальник

1

5

Скамейка

1

6

Парта детская

6

7

Стул детский

11

8

Стул офисный

2

9

Доска пробковая

1

10

Стол письменный

2

11

Стеллаж

2

12

Ковер напольный

1

13

Термометр комнатный

1

14

Короб для пескотерапии

1

15

Дидактический материал и развивающие игры

По кол-ву обучающихся

16

Наборы для детского творчества (краски, альбомы, карандаши, цветная бумага и т.д)

По кол-ву обучающихся

17

Датчики пожарной сигнализации



Документация

  1. Нормативные документы, регулирующие деятельность учителя-дефектолога в РФ;

  2. Журнал учета работы учителя-дефектолога;

  3. Перспективный план работы специалиста;

  4. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога;

  5. Список детей зачисленных на занятия;

  6. Протоколы психолого-педагогического обследования детей;

  7. Дефектологические представления на детей;

  8. Карты дефектологического сопровождения детей.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт
    основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897);

  3. Адаптированная образовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа №2 Макарьева для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  4. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

  5. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

  6. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

  7. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54

  8. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9.

  9. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии;

  10. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;

  11. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;

  12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция;

  13. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога;

  14. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.

  15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

  16. Игры и упражнения на развитие внимания (папка).

  17. Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка).

  18. Игры и упражнения на развитие памяти (папка).

  19. Прогрессивные матрицы Д.Равена (цветной и черно-белый вариант);

  20. Методика диагностики интеллекта Д.Векслера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!