СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся ОВЗ (вид 7.1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит ожидаемые результаты за 1, 2 класс, по окончании начальной школы. Обучение ведется по учебнику Горецкого, Канакиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся ОВЗ (вид 7.1)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 города Тюмени

имени Федора Ефимовича Федорова



«Рассмотрено»

на заседании МО _____________________

Протокол № _____


от «__» ________2021 г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ____________



от «__» ______2021 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 30 _________________

Приказ № _________

от«__»_______2021 г













АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






По русскому языку


Начальное общее образование,

1 – 4 классы




Количество часов - _34__


Учитель: Степанова М.А.





Программа разработана на основе примерной рабочей программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; М.: Просвещение, 2020; учебника «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение, 2016 год.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576;

- Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- АООП начального общего образования для обучающихся с задержкой умственного развития (вариант 7.1);

А также в соответствии с авторской программой «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.



Место предмета в базисном учебном плане


В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2021-2022 учебный год на коррекционные занятия по предмету отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.

2. Планируемые результаты

1 класс

Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • положительного отношения к урокам русского языка;

  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • интереса к языковой и речевой деятельности;

  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

  • мотивов к творческой проектной деятельности.


МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  •  анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  •  осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

 Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге;

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы:

  •  представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

  •  представление о значимости языка и речи в жизни людей;

  •  представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

  • практические умения работать с языковыми единицами;

  •  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

  •  представление о правилах речевого этикета;

  •  адаптация к языковой и речевой деятельности.


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

  • составлять текст из набора предложений;

  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • соотносить заголовок и содержание текста;

Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;

  • понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

  • различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;

  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

  • различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

  • определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;

  • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

  • обозначать на письме звук [й’];

  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, житьи др.);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика
Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

  • определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

  • на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

  • на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

  • соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис
Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

  • выделять предложения из речи;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

  • устанавливать связь слов в предложении;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных иау после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника;

  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

  • пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.











































Планируемые образовательные результаты курса 2 класса

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.



Метапредметные результаты:

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Предметные результаты:

  • Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  • Уметь работать в паре, группе;

  • Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

  • Сформированность мотивации достижения результата;

  • Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

  • Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.



К концу 4 класса учащийся достигнет следующих результатов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудни­честве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях, учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественно и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • пользоваться словарями и справочным материалом учеб­ника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных линг­вистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных линг­вистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и соб­ственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие после­довательность действий при решении лингвистической за­дачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, со­блюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последователь­ность выражения мысли и др.);

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятель­ности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему ре­шению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставлен-
    ной коммуникативной задачи.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осозна­ние себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне по­ложительного отношения к школе, изучению русского язы­ка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой де­ятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентиро­ванного взгляда на мир в его органичном единстве и раз­нообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

  • понимание нравственного содержания собственных поступ­ков и поступков окружающих людей; ориентация в поведе­нии на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответствен­ности за произнесённую в общении речь;

  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопережи­вание чувствам радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных за­рисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совмест­ной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отноше­нии к материальным ценностям.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственно языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковойдеятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуника­тивных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемо­го курса), основными орфографическими и пунктуацион­ными умениями; применение правил орфографии и пункту­ации в процессе выполнения письменных работ.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разде­лам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собесед­ников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мне­ние, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и не­языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людь­ми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мыс­ли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём не­знакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту за­головок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последова­тельность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествова­ние, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, созда­ющие его выразительность;

  • знакомиться с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему по результатам наблюдений за фактами и явлениямиязыка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, тестах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласны, гласный ударный безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ)словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимым согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдении этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
    подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса) осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и при­ставками (простые случаи);

  • наблюдать за способами образования слов при помощи при­ставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми мор­фемами в соответствии с предложенным в учебнике алгорит­мом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне сло­ва, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существи­тельные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; опреде­лять грамматические признаки (род, число, падеж); изме­нять имена прилагательные по числам, родам (в единствен­ном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопреде­лённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сде­лать?»; определять грамматические признаки глагола — фор­му времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоиме­ния для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распо­знавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение ча­стицы не;

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; на­блюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать за словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи
    оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами
    предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

1) применять ранее изученные правила правописания, и также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существитель­ных {речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание при­ставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

2) подбирать примеры с определённой орфограммой;

3) обнаруживать орфограммы по освоенным опознаватель­ным признакам в указанных учителем словах (в объёме изуча­емого курса);

4) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

5) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

6) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объ­емом 65—70 слов);

7) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

8) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — клю­чика, замочек — замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаго­лов в прошедшем времени;

2) при составлении собственных текстов использовать по­мощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).












Календарно-тематическое планирование

(1 час в неделю, итого 33 часа)

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Блок «Русский язык. Обучение грамоте» (18 часов)

Добукварный период (3 часа)

1



Слово. Составление предложений. Ориентирование на плоскости и листе.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять на слух количество слов в предложении; выделять отдельные слова из предложений; составлять предложения по заданным схемам

2



Составление предложений по картинкам. Деление слов на слоги. Движение по словесной инструкции

Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах; приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов; устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему.

3



Звуки гласные и согласные.

Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Группировать слова по первому (последнему) звуку; наблюдать, как гласный образует слог. Соотносить рисунки и схемы.

Букварный период (15 часов)

4



Буквы Н, С, К, Т. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

5



Буквы Р,Л. В. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

6



Буквы П, М, З. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

7



Буквы Б, Д. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

8



Буквы Г, Ч, ь. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

9



Буквы Ж, Ш. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

10



Буквы Х, Й. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

11



Буква Ц. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

12



Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

13



Буквы Щ, Ф. Чтение и письмо слогов с изученными буквами

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

14



Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

15



Чтение и запись слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливать различия. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

16



Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам).

17



Различение на письме парных по звонкости-глухости согласных.

Устанавливать, что глухой звук на конце слов может обозначаться разными буквами. Наблюдать за изменением слова. Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия).

18



Различение на письме парных по звонкости-глухости согласных.

Устанавливать, что глухой звук на конце слов может обозначаться разными буквами. Наблюдать за изменением слова. Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия).

Послебукварный период (5 часов)

19



Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. Письмо имен собственных.

Записывать с заглавной буквы имена собственные.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

20



Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при письме под диктовку.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. Обозначать правильно границы предложения.

21



Тренировка в письме предложений. Восстановление деформированных предложений.

Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения. Устанавливать связь слов в предложении, на основе этого восстанавливать деформированное предложение.

22



Тренировка в списывании слов с буквами Ъ и Ь знаки.

Выполнять фонетический анализ слов. Записывать с комментированием предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения.

23



Тренировочные упражнения при письме под диктовку. Вопросительные и восклицательные предложения.

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрировать их выполнение в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.

Блок «Русский язык» (10 часов)

24



Наша речь. Текст, предложение. Диалог

Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Отличать предложение от набора слов. Различать диалог. Выразительно читать текст по ролям. Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Наблюдать над постановкой тире (–) в диалогической речи. Правильно оформлять диалогическую речь на письме.

25



Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Приобретать опыт в различении по лексическому значению и вопросу слов – названий предметов, признаков предметов, действий предметов. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

26



Слог. Перенос слов

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ). Переносить слова по слогам. Переносить слова с ь и й в середине.

27



Звуки и буквы. Алфавит.

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Записывать слова в алфавитном порядке. Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы.

28



Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

29



Ударные и безударные звуки.

Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

30



Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

31



Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость / мягкость согласного звука.

Объяснять правописание слов, в которых были допущены ошибки. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

32



Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

33



Шипящие согласные звуки. Буквосочетания с шипящими согласными.

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!