муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Журавская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
Рассмотрено на Совете по качеству Протокол № | Согласовано с заместителем директора по УВР: Дата: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
среднее общее образование
«Индивидуальный проект»
Составлено учителем химии высшей категории Салаховой Н.Н.
2019- 2020 учебный год
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа для учебного курса «Индивидуальный проект» составлена на основе:
1. ООП CОО МКОУ «Журавская СОШ»
2. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями от 29.06.2017г.)
3. Методического пособия: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
Цели и задачи курса
Цель: создание условий для формирования основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
• освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении проектной деятельности; знаний об использовании методов творческой деятельности для решения поставленных задач;
• овладение навыками работы в выбранной сфере деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании проекта;
• развитие творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
• воспитание инициативности и творческого подхода; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе.
Место учебного предмета
• Согласно учебному плану школы на изучение элективного курса по предмету «Химия » в 10 классе выделяется 36 учебных часов ( 1 час в неделю, 36 учебных недель) в 11 классе выделяется 34 учебных часа ( 1 час в неделю, 34 учебных недели).
II. Планируемые результаты.
Личностные результаты
Ученик научится:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
метапредметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получают представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся может:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
III.Содержание учебного курса
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Медиабезопасность. Техника безопасности в сети Интернет. Функции компьютеров ,планшетов, а также какое программное обеспечение на них установлено. Как защитить личные данные.Как следить за безопасностью. .Как вести себя при общении. Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.
Учебный проект. Этапы работы над проектом.
Определение темы проекта.Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование».(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.
Создание итогового индивидуального проекта.
IV.Формы и содержание контроля:
создание индивидуального проекта и его презентация;
тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);
творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)
выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.
Итогом изучения курса является защита проектной работы на школьном уровне.
V.Тематическое планирование
№ | Название темы | Часы | К.р. |
| 10 класс | 36 | |
I. | Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности. | 4 | |
II. | Учебный проект. Этапы работы над проектом. | 12 | 1 |
III. | Создание итогового индивидуального проекта. | 20 | 2 |
| итого | 36 | 3 |
| 11 класс | | |
I. | Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. | 5 | |
II. | Работа над основной частью исследования | 13 | 1 |
III. | Подготовка проекта/исследовательской работы. | 16 | 2 |
| итого | 34 | 3 |
VI.Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
2. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.
3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)
9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)
10. http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 (каталог образовательных ресурсов по химии)
11. http://www.alhimik.ru/fun/games.html (химические игры Алхимик)
12. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm (занимательная химия)
13.www.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека.
14. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
15.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
16.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
17.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
18.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
Приложение 1.Карта наблюдений
за деятельностью обучающихся в ходе выполнения проекта
Показатели деятельности | Обучающиеся | | Оценка совместной деятельности, балл | Примечание |
Групповой | Балл | Индивидуальный | Балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | |
1. Целеполагание |
Совместное – обучающиеся вместе определяют цель проекта | 2 | Обучающийся был лидером | 3 | | | | | | | | | | | | | | Суммировать баллы обучающихся: максимальный балл при 5 членах группы – 15; минимальный – 0. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум – 3 балла). Если целеполагание единоличное, указать, были ли споры из-за лидерства: 1 балл – не было; 0 баллов – были | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия – в первые 10–15 минут |
Единоличное – план составляет лидер группы и не обсуждает с членами группы | 1 | Активно участвовал в определении целей проекта | 2 | | | | | | | | | | | | | |
Отсутствует | 0 | Участвовал, но не активно | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Не участвовал | 0 | | | | | | | | | | | | | |
2. Планирование |
Совместное | 3 | Был лидером | 3 | | | | | | | | | | | | | | Если планирование единоличное, указать, были ли споры из-за лидерства: 1 балл – не было; 0 баллов – были | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия – в первые 10–15 минут |
Единоличное | 2 | Активно участвовал | 2 | | | | | | | | | | | | | |
Отсутствует | 1 | Участвовал, но не активно | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Не участвовал в планировании | 0 | | | | | | | | | | | | | |
3. Распределение обязанностей и заданий по выполнению проекта |
У каждого обучающегося было свое задание и свои обязанности | 2 | Распределение функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максимальный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия – по истечении 25–30 мин после начала |
Одна часть обучающихся оказалась вне общего дела. Другая часть выполняла свою работу | 1 | Распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным. Или распределение функций было, имел(а) свое задание, но выполнял(а) иное задание, которого нет в плане, или дублировал(а) работу одноклассников | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Распределения функций не было. Каждый сам по себе | 0 | В работе над проектом не участвовал(а) независимо от того, были или не были распределены функции | 0 | | | | | | | | | | | | | |
4. Полнота используемых средств, в том числе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) |
ИКТ в работе использовались | 2 | В ходе выполнения проекта использовал(а) ИКТ | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10 | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия – по истечении 25–30 мин после начала |
Были только предложения использования ИКТ | 1 | Предложил(а) использовать ИКТ | 1 | | | | | | | | | | | | | |
ИКТ в работе над проектом не использовались | 0 | В работе над проектом не использовал(а) и не предлагал использовать ИКТ | 0 | | | | | | | | | | | | | |
5. Соответствие исполнения проекта плану |
Члены группы использовали план работы над проектом и строго ему следовали | 2 | Выполнил(а) работу в соответствии с планом | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия – по истечении 25–30 мин после начала. Если план не составлялся, раздел не заполняйте |
Члены группы использовали план работы, но выполнили часть плана | 1 | Отступал(а) от выполнения своей части работы в плане | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Члены группы не пользовались планом | 0 | Активность обучающегося не связана с планом работы группы | 0 | | | | | | | | | | | | | |
6. Контроль продвижения по заданию |
Члены группы контролировали этапы выполнения проекта по плану | 2 | Выполнил(а) работу в соответствии с планом | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия – по истечении 30–35 мин наблюдения |
Члены группы использовали план, но в ходе работы контролировали продвижение по заданию не систематически | 1 | Отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Члены группы не пользовались планом, чтобы контролировать продвижение по заданию | 0 | Активность обучающегося не связана с планом работы группы | 0 | | | | | | | | | | | | | |
7. Коррекция результатов проектной деятельности |
Корректировал лидер | 3 | Корректировал(а) свои действия и действия партнеров | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия – по истечении 30–35 мин наблюдения |
Разные члены группы корректировали как свои действия, так и действия партнеров | 2 | Корректировал(а) только свои действия | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Каждый член группы корректирует только свои действия | 1 | Не участвовал(а) в коррекции | 0 | | | | | | | | | | | | | |
Коррекция отсутствует | 0 | | | | | | | | | | | | | |
8. Представление результатов |
Презентация результатов качественная, логичная, без ошибок | 2 | Участие в презентации значительное | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия – в последние 10–15 мин |
В презентации нарушена логика, допущены ошибки | 1 | Участие в презентации незначительное | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Участники группы не смогли провести презентацию | 0 | В презентации не участвовал(а) | 0 | | | | | | | | | | | | | |
9. Наличие, частота конфликтов и их разрешение |
9.1. Частота конфликтов |
Конфликтов не было, все работали дружно | 2 | В конфликт не вступает | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия – в последние 5 минут наблюдения |
Конфликты возникали иногда | 1 | Участник конфликта | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Участники группы часто конфликтовали | 0 | Инициатор конфликта | 0 | | | | | | | | | | | | | |
9.2. Разрешение конфликтов |
Конфликт завершился переговорами и общим решением | 2 | Ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Минимальный – 0. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия – в последние 5 минут по результатам наблюдения в ходе всего урока |
Конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились | 1 | Готов(а) уступить, избегает столкновений | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Ссора, общего решения нет | 0 | Настаивает на своем, не ищет решения, которое устроило бы всю группу | 0 | | | | | | | | | | | | | |
10. Особенности поведения и коммуникации обучающихся |
10.1. Ориентация на партнера в общении |
Члены группы способны рассматривать события с точки зрения других людей, основывают свою точку зрения на логичных доводах | 2 | Активен(вна), проявляет инициативу | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия – в последние 5 минут наблюдения |
Только отдельные члены группы могут рассмотреть события с точки зрения других людей и логично представить доводы | 1 | Активен(вна), но инициативы не проявляет | 1 | | | | | | | | | | | | | |
Группа понимает и принимает только свою точку зрения | 0 | Не проявляет активности | 0 | | | | | | | | | | | | | |
10.2. Лидерство |
Был признанный лидер или лидеры, чья работа позволила группе добиться хорошего результата | 2 | Проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде на вторых ролях | 2 | | | | | | | | | | | | | | Указать сумму набранных баллов. Максималь-ный балл при 5 членах группы – 10. Подсчитать средний балл – общее число баллов разделить на количество участников (максимум 2 балла) | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия – в последние 5 минут наблюдения |
Явных лидеров не было | 1 | Проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет | 1 | | | | | | | | | | | | | |
В группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат | 0 | Стремление к лидерству не проявляет, довольствуется ролью ведомого | 0 | | | | | | | | | | | | | |
11. Результаты голосования |
Проект признан лучшим | 1 | – | | | | | | | | | | | | | | | – | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия |
| | | | | | | | | | 12. Адекватность самооценки |
– | | Самооценка адекватна | 2 | | | | | | | | | | | | | | | Выставляются учащимся после анализа листа самооценки и соотнесения с реальными результата-ми проекта |
– | | По отдельным позициям самооценка адекватна | 1 | | | | | | | | | | | | | | |
– | | Самооценка неадекватна | 0 | | | | | | | | | | | | | | |
13. Качество созданного продукта |
Соответствие содержания продукта поставленным целям | 1 | | – | | | | | | | | | | | | | | Максимум 4 балла. За наличие каждого показателя – 1 балл | Выставляют-ся экспертами только группе в целом |
Полнота содержания | 1 | | – | | | | | | | | | | | | | |
Наглядность | 1 | | – | | | | | | | | | | | | | |
Оформление, дизайн | 1 | | – | | | | | | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Максимум | | | 31 | 31 | | 31 | | | 31 | | | | | | | | 31 | 33 |
Приложение 2.Схема проекта.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Журавская средняя общеобразовательная школа»
Чистоозерного района Новосибирской области
Проектная работа на тему:
« »
Выполнил: ученик _ класса
ФИ
Руководитель: Салахова Н.Н.,
учитель химии
высшей квалификационной категории
село Журавка Чистоозерного района
20___ год
Содержание Страница I. Введение. | |
I.1. Обоснование выбора. | Стр. 3 |
I.2. Цель работы. | Стр. 3 |
I.3. Задачи. Объект исследования. Предмет исследования. Актуальность проблемы. Гипотеза. | Стр. 3-4 |
I.4. Этапы работы , методы исследования, ответственные,сроки. | Стр.5-6 |
I.5. Необходимые ресурсы. | Стр.7 |
II. Основная часть. | Стр.8-16 |
II.1. Литературный обзор. | Стр. 8-13 |
II.2. Практическая часть. | Стр. 14-16 |
III. Практическая значимость проекта. Заключение. | Стр. 17 |
IV. Список используемой литературы и интернет-ресурсы | Стр. 18 |
Приложение 1. | |