МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов. Протокол от «31»августа 2020 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора Новак А.И. ________________ «____»___________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе от «31»августа 2020 г.№ 190/1 Директор Хоменко Я.В. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
Базовый уровень
4-Б класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Лаврова О.С.,
учитель начальных классов,
специалист I категории
Докучаевск
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Окружающий мир» 1-4 классы / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016».
Основой для составления Рабочей программы стала:
Примерная программа по учебному предмету «Окружающий мир» (включая УГДД). 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 117 с.
Структура, содержание, цели, задачи и результаты обучения окружающему миру на ступени начального общего образования полностью соответствуют Рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов РООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 3 города Докучаевска».
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации метапредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 учебных часов из расчета 2 урока в неделю, в соответствии с учебным планом для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, при этом в ней не предусмотрен резерв свободного времени.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ
№ | Содержание программного материала (разделы программы) | Прим. прогр. (часов) | Рабочая прогр. (часов) | Причины изменения |
1. | Земля и человечество | 9 | 8 (без 08.09) | Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса |
2. | Природа России | 10 | 10 | |
3. | Родной край – часть большой страны | 15 | 13 | Перераспределение часов |
4. | Страницы Всемирной истории | 5 | 5 | |
5. | Страницы истории России | 20 | 20 | |
6. | Современная Россия | 9 | 11 | Перераспределение часов |
| Курс рассчитан на 34 н. – 68 ч. | 68 | 67 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | Тема 1. Земля и человечество | 8 часов | | | |
1 | 1 | Мир глазами астронома | 1 | 01.09 | | |
2 | 2 | Планеты Солнечной системы | 1 | 03.09 | | |
3 | 3 | Звёздное небо — Великая книга Природы | 1 | 10.09 | | |
4 | 4 | Мир глазами географа | 1 | 15.09 | | |
5 | 5 | Мир глазами историка | 1 | 17.09 | | |
6 | 6 | Когда и где? Счет лет в истории | 1 | 22.09 | | |
7 | 7 | Мир глазами эколога. | 1 | 24.09 | | |
8 | 8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | 29.09 | | |
| | Тема 2. Природа России | 10 часов | | | |
9 | 1 | Равнины и горы России | 1 | 01.10 | | |
10 | 2 | Моря, озёра и реки России | 1 | 06.10 | | |
11 | 3 | Природные зоны России и родного края | 1 | 08.10 | | |
12 | 4 | Зона арктических пустынь | 1 | 13.10 | | |
13 | 5 | Тундра | 1 | 15.10 | | |
14 | 6 | Леса России | 1 | 20.10 | | |
15 | 7 | Лес и человек | 1 | 22.10 | | |
16 | 8 | Зона степей | 1 | 03.11 | | |
17 | 9 | Пустыни | 1 | 05.11 | | |
18 | 10 | У Чёрного моря | 1 | 10.11 | | |
| | Тема 3. Родной край – часть большой страны | 13 часов | | | |
19 | 1 | Наш край | 1 | 12.11 | | |
20 | 2 | Поверхность нашего края | 1 | 17.11 | | |
21 | 3 | Водные богатства нашего края | 1 | 19.11 | | |
22 | 4 | Наши подземные богатства | 1 | 24.11 | | |
23 | 5 | Земля-кормилица | 1 | 26.11 | | |
24 | 6 | Жизнь леса | 1 | 01.12 | | |
25 | 7 | Жизнь луга | 1 | 03.12 | | |
26 | 8 | Жизнь в пресных водах | 1 | 08.12 | | |
27 | 9 | Растениеводство в нашем крае | 1 | 10.12 | | |
28 | 10 | Животноводство в нашем крае | 1 | 15.12 | | |
29 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие (контрольная работа) | 1 | 17.12 | | |
30 | 12 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 22.12 | | |
31 | 13 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 1 | 24.12 | | |
| | Тема 4. Страницы Всемирной истории | 5 часов | | | |
32 | 1 | Начало истории человечества | 1 | 12.01 | | |
33 | 2 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | 14.01 | | |
34 | 3 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 19.01 | | |
35 | 4 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 21.01 | | |
36 | 5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | 26.01 | | |
| | Тема 5. Страницы истории России | 20 часов | | | |
37 | 1 | Жизнь древних славян | 1 | 28.01 | | |
38 | 2 | Во времена Древней Руси | 1 | 02.02 | | |
39 | 3 | Страна городов | 1 | 04.02 | | |
40 | 4 | Из книжной сокровищницы Руси | 1 | 09.02 | | |
41 | 5 | Трудные времена на Руси | 1 | 11.02 | | |
42 | 6 | Русь расправляет крылья | 1 | 16.02 | | |
43 | 7 | Куликовская битва | 1 | 18.02 | | |
44 | 8 | Иван Третий | 1 | 25.02 | | |
45 | 9 | Мастера печатных дел | 1 | 02.03 | | |
46 | 10 | Патриоты России | 1 | 04.03 | | |
47 | 11 | Пётр Великий | 1 | 09.03 | | |
48 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 11.03 | | |
49 | 13 | Екатерина Великая | 1 | 16.03 | | |
50 | 14 | Отечественная война 1812 года | 1 | 18.03 | | |
51 | 15 | Страницы истории ХIХ века | 1 | 30.03 | | |
52 | 16 | Россия вступает в ХХ век | 1 | 01.04 | | |
53 | 17 | Страницы истории 1920—1930-х годов | 1 | 06.04 | | |
54 | 18 | Великая Отечественная война и великая Победа | 1 | 08.04 | | |
55 | 19 | Великая Отечественная война и великая Победа | 1 | 13.04 | | |
56 | 20 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | 15.04 | | |
| | Тема 6. Современная Россия | 11 часов | | | |
57 | 1 | Основной закон России и права человека | 1 | 20.04 | | |
58 | 2 | Мы — граждане России | 1 | 22.04 | | |
59 | 3 | Славные символы России | 1 | 27.04 | | |
60 | 4 | Такие разные праздники | 1 | 29.04 | | |
61 | 5 | Путешествие по России | 1 | 04.05 | | |
62 | 6 | Путешествие по России | 1 | 06.05 | | |
63 | 7 | Путешествие по России | 1 | 13.05 | | |
64 | 8 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие (контрольная работа) | 1 | 18.05 | | |
65 | 9 | Презентация проектов (по выбору) | 1 | 20.05 | | |
66 | 10 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 1 | 25.05 | | |
67 | 11 | Обобщение и закрепление изученного в 4 классе | 1 | 27.05 | | |
Сводный перечень видов обязательного контроля
№ п/п | Дата | Наименование | Вид |
По плану | По факту |
1 | 17.12 | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие (контрольная работа) | Комбинированная (обязат.) |
2 | 22.12 | | Презентация проектов (по выбору) | Защита проекта |
3 | 18.05 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие (контрольная работа) | Комбинированная (обязат.) |
4 | 20.05 | | Презентация проектов (по выбору) | Защита проекта |
Всего | 4 – 2 контрольные работы и 2 проекта |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 119-НП.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1182)
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
Учебно-практическое оборудование
Комплект демонстрационных таблиц.