Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28, пп.2, 3, 6, 7; ст.47 п.3; ст.48 п.1);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29.12.2014г. №1645, 31.12.2015г.№1578, 29.06.2017г.
Концепции развития математического образования в РФ, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 2506-р.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа №71».
Положения о рабочей программе МБОУ «Школа №71».
Методических рекомендаций управления образования и молодёжной политики г.Рязани по преподаванию математики в школе.
Авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева, входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы».- М. Просвещение, 2017.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»;
гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21»;
санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20».
Учебник:
Алгебра. Учебник для 7 класса./ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2017г.
Цели:
овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «алгебра», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
развитие представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативные алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач;
изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся научится:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
адекватной ретроспективной оценки;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающийся получит возможность научиться:
действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владея нормами и техникой общения.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Предметные результаты
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Ученик научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность научиться:
1)познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2)углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3)научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Ученик научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Ученик получит возможность научиться:
1) научится выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
2) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
УРАВНЕНИЯ
Ученик научится:
1) решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важную математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследования уравнений, исследование и решение систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность научиться:
1) овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
2) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Ученик научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
1) проводить исследования, связанные с изучением свойств функции, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т.п.);
2) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов.
Содержание учебного курса по алгебре
Повторение курса математики за 6 класс (1 час)
Арифметические действия с положительными и отрицательными натуральными числами, десятичными, обыкновенными дробями.
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (15 часов)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом.
Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и тождества».
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения».
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Учащиеся должны уметь пользовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Глава 2. Функции (11 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Контрольная работа № 3 по теме «Функции».
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=kх, где к 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=kх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (11 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Контрольная работа № 4 по теме «Одночлены».
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Глава 4. Многочлены (12 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Контрольная работа № 5 по теме «Одночлены и многочлены».
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение многочленов».
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (10 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3.
Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращённого умножения».
Контрольная работа № 8 по теме «Преобразования выражений».
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Глава 6. Системы линейных уравнений (6 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Контрольная работа № 9 по теме «Системы линейных уравнений».
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение (2 часа)
Контрольная работа №10(Итоговая)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс (2 часа в неделю).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Виды учебной деятельности | Формы контроля |
Предметные | Метапредметные |
Повторение курса математики за 6 класс |
1. | Действия с положительными и отрицательными числами | 1 | Выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными натуральными числами, десятичными, обыкновенными дробями. | Регулятивные: составлять план действий Познавательные: формулировать познавательной цели, искать и выделять информации Коммуникативные: точно выражать свои мысли вслух | Индивидуальная работа с самооценкой. | Входное тестирование |
§ 1. Выражения. |
2. | Числовые выражения. | 1 | Находить значения числовых выражений | Регулятивные: составлять план и последовательности действий, адекватно реагировать на трудности, не боятся сделать ошибку Познавательные: синтезировать, как составление целого из частей, подведение под понятие Коммуникативные: работать один на один с учителем | Работа с учебником | Работа по карточкам |
3. | Выражения с переменными. | 1 | Находить значения выражений с переменными при указанных значениях переменных | Регулятивные: определять последовательность действий, начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: точно выражать свои мысли | Учебная практическая работа в парахс учебником | Фронтальная работа |
4. | Сравнение значений выражений. | 1 | Сравнивать числовые выражения, используя знаки , считать и составлять двойные неравенства | Регулятивные: выполнять действия по образцу Познавательные: сравнивать объекты, анализировать результаты Коммуникативные: составлять план совместной работы. | Учебная практическая работа в паре с учителем | Самостоятельная работа |
§ 2. Преобразование выражений. |
5. | Свойства действий над числами. | 1 | Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости Познавательные: анализировать результаты преобразований Коммуникативные: контролировать свои действия | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
6. | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 1 | Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости Познавательные: анализировать результаты преобразований Коммуникативные: контролировать свои действия | Работа с учебником | Фронтальная работа |
7. | Обобщающий урок «Выражения. Преобразование выражений». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Обобщать знания и умения учащихся по теме | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение выражений с комментированием | Самостоятельная работа |
8. | Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений». | 1 | Осуществлять контроль умений и навыков | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 3. Уравнения с одной переменой. |
9. | Уравнение и его корни. | 1 | решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные: выявлять особенности (признаки) объекта в процессе его рассмотрения Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Работа с учебником | Фронтальная работа |
10. | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные: выявлять особенности (признаки) объекта в процессе его рассмотрения Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
11. | Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные: выявлять особенности (признаки) объекта в процессе его рассмотрения Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Учебная практическая работа в парах | Самостоятельная работа |
12. | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Познавательные: выявлять особенности (признаки) объекта в процессе его рассмотрения Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Работа с учебником | Фронтальная работа |
13. | Обобщающий урок «Линейное уравнение с одной переменной». | 1 | Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат | Регулятивные: оценивать собственные успехи, адекватно воспринимать указания на ошибки Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знакосимволические средства Коммуникативные: определять цели поставленной задачи | Решение задач с комментированием | Самостоятельная работа |
§ 4. Статистические характеристики. |
14. | Среднее арифметическое, размах и мода. | 1 | Использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях | Регулятивные: учитывать ориентиры данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: строить выводы, умение находить нужную информацию в различных источниках Коммуникативные: слушать партнера, отстаивать свою точку зрения | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
15. | Медиана как статистическая характеристика. | 1 | Использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях | Регулятивные: учитывать ориентиры данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: строить выводы, умение находить нужную информацию в различных источниках Коммуникативные: слушать партнера, отстаивать свою точку зрения | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
16. | Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной». | 1 | Осуществлять контроль умений и навыков | Регулятивные: учитывать ориентиры данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: строить выводы, умение находить нужную информацию в различных источниках Коммуникативные: слушать партнера, отстаивать свою точку зрения | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 5. Функции и их графики. |
17. | Что такое функция. | 1 | Распознавать функцию по графику | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: понимать математические средства наглядности (графики) Коммуникативные: разрешать конфликты на основе согласования позиций | Работа с учебником | Работа по карточкам |
18. | Вычисление значений функции по формуле. | 1 | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. | Регулятивные: учитывать ориентиры данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: строить выводы, умение находить нужную информацию в различных источниках Коммуникативные: слушать партнера, отстаивать свою точку зрения | Учебная практическая работа в паре с педагогом | Работа по карточкам |
19. | Графики функций. | 1 | Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции, строить графики | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: формировать учебных компетенций в области ИКТ Коммуникативные: слушать партнёра, распределять функции и роли участников образовательного процесса | Составление опорного конспекта | Творческое задание |
§ 6. Линейная функция. |
20. | Прямая пропорциональность и её график. | 1 | Строить графики прямой пропорциональности, описывать ее свойства | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
21. | Прямая пропорциональность и её график. | 1 | Строить графики прямой пропорциональности, описывать ее свойства | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
22. | Линейная функция и её график. | 1 | Строить графики линейной функции, | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
23. | Линейная функция и её график. | 1 | Строить графики линейной функции | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета | Работа с учебником | Фронтальная работа |
24. | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. | 1 | Строить графики линейной функции | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: формировать учебные компетенции в области ИКТ Коммуникативные: слушать партнёра, распределять функции и роли участников образовательного процесса | Индивидуальная работа с самооценкой. | Самостоятельная работа |
25. | Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. | 1 | Понимать как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций у=кх+b | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: формировать учебные компетенции в области ИКТ Коммуникативные: слушать партнёра, распределять функции и роли участников образовательного процесса | Учебная практическая работа в парах | Работа по карточкам |
26. | Обобщающий урок: «Линейная функция и её график». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Обобщать знания и умения учащихся по теме | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
27. | Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график». | 1 | Интерпретировать графики прямой пропорциональности и функции, составлять таблицы значений и построение графиков | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности с опорой на проектную деятельность Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 7. Степень и её свойства. |
28. | Определение степени с натуральным показателем. | 1 | Вычислять значения выражений вида аn, где а – произвольное число, n – натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
29. | Умножение и деление степеней. | 1 | Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
30. | Умножение и деление степеней. | 1 | Применять свойства степени для преобразования выражений (умножение и деление степеней) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение выражений с комментированием | Самостоятельная работа |
31. | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | Применять свойства степени для преобразования выражений (возведение в степень произведения) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
32. | Возведение в степень произведения и степени. | 1 | Применять свойства степени для преобразования выражений (возведение в степень произведения) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Работа с учебником | Фронтальная работа |
33. | Обобщающий урок: «Степень и ее свойства». | 1 | Применять свойства степени для преобразования выражений | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение выражений с комментированием | Тест-игра |
§8. Одночлены |
34. | Одночлен и его стандартный вид. | 1 | Распознавать одночлен | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
35. | Умножение одночленов. | 1 | Умножать одночлены. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Учебная практическая работа с педагогом | Фронтальная работа |
36. | Возведение одночлена в степень. | 1 | Возводить одночлен в степень | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
37. | Функции y = x² и y = x³ и их графики. | 1 | Работать с графиками функций вида y = x² и y = x³, описывать их свойства | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: приводить примеры в качестве выдвигаемых предположений Коммуникативные: разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
38. | Контрольная работа № 4. «Степень и ее свойства. Одночлен и его стандартный вид». | 1 | Вычислять степень числа, применение свойств степеней, умножение одночленов и возведение одночленов в степень | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 9. Сумма и разность многочленов. |
39. | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики объектов Коммуникативные: работать в паре с учителем по принципу «команда». | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
40. | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | Выполнять сложение и вычитание многочленов | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Учебная практическая работа в парах | Фронтальная работа |
41. | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | Выполнять сложение и вычитание многочленов | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Индивидуальная работа с самооценкой. | Фронтальная работа |
§ 10. Произведение одночлена и многочлена. |
42. | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | Выполнять умножение одночлена на многочлен | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
43. | Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | Выполнять умножение одночлена на многочлен. Раскладывать многочлен на множители (выносить общий множитель за скобки) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
44. | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | Раскладывать многочлен на множители (выносить общий множитель за скобки) | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Работа с учебником | Фронтальная работа |
45. | Обобщающий урок «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Обобщать знания и умения учащихся по теме | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение выражений с комментированием | Самостоятельная работа |
46. | Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен». | 1 | Выполнять сложение и вычитание многочленов, выносить общий множитель за скобки | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 11. Произведение многочленов. |
47 | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | Умножать многочлен на многочлен | Регулятивные: составлять план действий. Познавательные: применять алгоритм для решения поставленной задачи. Коммуникативные: развивать грамотную математической речи при ответе на вопрос. | Составление опорного конспекта | Работа по карточкам |
48. | Умножение многочлена на многочлен. | 1 | Умножать многочлен на многочлен | Регулятивные: составлять план действий. Познавательные: применять алгоритм для решения поставленной задачи. Коммуникативные: развивать грамотную математической речи при ответе на вопрос | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
49. | Разложение многочлена на множители способом группировки. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Раскладывать многочлен на множители (способ группировки) | Регулятивные: формировать целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Познавательные: применять и преобразовывать знакосимволические величины Коммуникативные: работать в группе с учителем | Решение выражений с комментированием | Фронтальная работа |
50. | Контрольная работа №6. « Многочлены» | 1 | Умножать многочлен на многочлен, разложение многочлена на множители способом группировки | Регулятивные: формировать внутренний план действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения поставленной задачи Коммуникативные: сотрудничать с педагогом | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности. |
51. | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 1 | Доказывать справедливость формул сокращенного умножения | Регулятивные: составлять план действий, способность к волевому усилию в преодолении препятствий Познавательные: развивать умения правильного прочтения и применения формул Коммуникативные: работать самостоятельно | Работа с учебником | Фронтальная работа |
52. | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. | 1 | Применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены | Регулятивные: составлять план действий, способность к волевому усилию в преодолении препятствий Познавательные: развивать умения правильного прочтения и применения формул. Коммуникативные: работать самостоятельно. | Учебная практическая работа в парах | Фронтальная работа |
53. | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | раскладывать многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения | Регулятивные: составлять план действий (алгоритма), оценивание собственных успехов в выполнении практических заданий Познавательные: правильно (математическим языком) читать выражения Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, уважать другую. | Составление опорного конспекта | Самостоятельная работа |
§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. |
54. | Умножение разности двух выражений на их сумму. | 1 | Доказывать справедливость формулы разности квадратов | Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действия по образцу, владеть навыками самоконтроля. Познавательные: пользоваться формулами сокращенного умножения. Коммуникативные: сотрудничать с учителем. | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
55. | Разложение разности квадратов на множители. Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | раскладывать многочлены на множители с помощью формул сокращенного умножения | Регулятивные:контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: пользоваться знакосимволическими величинами Коммуникативные: слушать другого | Учебная практическая работа в парах | Самостоятельная работа |
56. | Разложение на множители суммы и разности кубов. Подготовка к контрольной работе. | 1 | раскладывать многочлены на множители с помощью формул сокращенного умножения | Регулятивные:планировать, контролировать и выполнять действия по образцу, владеть навыками самоконтроля. Познавательные: понимать и использовать математические средства (формулы). Коммуникативные: отвечать у доски, грамотной, математической речью. | Работа с учебником | Онлайн-тест |
57. | Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов». | 1 | Контролировать умения и навыки | Регулятивные: формировать внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент. Познавательные: воспроизводить информацию для решения поставленной задачи. Коммуникативные: работать самостоятельно, соблюдать дисциплину в классе. | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 14. Преобразование целых выражений. |
58. | Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | Преобразовывать выражения в многочлен | Регулятивные:планировать, контролировать и выполнять действий по образцу, владеть навыками самоконтроля. Познавательные: развивать умения понимать математические способы преобразований. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и учащимися класса. | Работа с учебником | Фронтальная работа |
59. | Обобщающий урок «Формулы сокращённого умножения». | 1 | Обобщать знания и умения учащихся по теме | Регулятивные:контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений Познавательные: принимать решение в условиях избыточной информации Коммуникативные: работать в паре с учителем. | Работа с учебником | Самостоятельная работа |
60. | Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения». | 1 | Преобразовывать выражения различными способами (формулы сокращенного умножения и др) | Регулятивные: формировать внутреннего плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения задачи Коммуникативные: работать самостоятельно . | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. |
61. | Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными | Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками. | Работа с учебником | Работа по карточкам |
62. | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными | Регулятивные: реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами Коммуникативные: работать совместно с учителем и одноклассниками. | Работа с учебником | Фронтальная работа |
§ 16. Решение систем линейных уравнений. |
63. | Различные способы решения систем линейных уравнений. | 1 | Применять способ подстановки при решении систем линейных уравнений с двумя переменными | Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Познавательные: воспроизводить по памяти алгоритм решения Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество. | Составление опорного конспекта | Фронтальная работа |
64. | Различные способы решения систем линейных уравнений. | 1 | Применять способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными | Регулятивные:определять последовательность действий, адекватно реагировать на трудности, не боятся сделать ошибку Познавательные: сопоставлять методы решений Коммуникативные: развивать умения отвечать у доски. | Составление опорного конспекта | Самостоятельная работа |
65. | Решение задач с помощью систем уравнений. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий в случае необходимости, навыки самоконтроля Познавательные: видеть математическую задачу в жизни, умение строить логические рассуждения Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Работа с учебником | Фронтальная работа |
66. | Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений». | 1 | Решать системы линейных уравнений, решать задачи с помощью систем | Регулятивные: формировать внутренний плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленных задач Коммуникативные: работать самостоятельно | Решение заданий контрольной работы | Контрольная работа |
67. | Повторение изученного за курс 7 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | Преобразовывать выражения, решать уравнений. Строить графики функций. Применять свойства степени с натуральным показателем. Выполнять действия над многочленами. Применять формулы сокращенного умножения, для преобразования целых выражений. | Регулятивные: оценивать собственные успехи в учебной деятельности, планировать шаги по устранению пробелов Познавательные: развивать способности видеть математическую задачу в окружающей жизни Коммуникативные: находить общее решение и решать конфликты | Практикум решения выражений | Фронтальная работа |
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Осуществлять контроль | Регулятивные: формировать внутренний плана действий, начинать и заканчивать действия в нужный момент Познавательные: воспроизводить по памяти информацию (алгоритмы, правила и др) для решения математических задач Коммуникативные: работать самостоятельно | Учебная практическая работа в парах | Контрольная работа |
2