Ростовская область
Усть-Донецкий район х. Апаринский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Апаринская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказ № от 31.08.2021 г.
Директор МБОУ АСОШ
__________/Цветков М.Н./
Рабочая программа
по алгебре и НМА
Уровень образования:основное общее образование, 10 класс
Количество часов: 136 (4 часа в неделю)
Учитель: Кожанова Людмила Олеговна
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644,на основе Примерной программы основного общего образования по математике, с использованием авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко (Математика: программы 5-11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко / – М.: Вентана-граф, 2017).
Аннотация
Наименование программы | Рабочая программа по алгебре, 10 класс |
Основной разработчик программы | Кожанова Людмила Олеговна |
Адресность программы | Программа адресована учащимся 10 класса. |
УМК | Алгебра: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2020 г. |
Основа программы | Рабочая программа по алгебре и НМА для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897), Примерной программы основного общего образования по математике, с использованием авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира, Е.В. Буцко (Математика: программы : 10-11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2020) |
Цель программы | овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание отношения к математике как к части общественной культуры, формирование понимания значимости математики для научно технического прогресса. |
Задачи программы | приобрести математические знания и умения; овладеть обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности; освоить компетенции: учебно–познавательную, коммуникативную, рефлексивную, личностного саморазвития, информационно-технологическую, ценностно-смысловую. |
Место предмета в учебном плане | В соответствии с учебным планом МБОУ АСОШ на изучение алгебры и НМА в 10 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю. |
Внесение изменений и их обоснование | В рабочей программе изменений нет. |
Изучение алгебры и начал математического анализа по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
умение описывать явления реального мира на математическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;
представление об основных понятиях, идеях и методах алгебры и математического анализа;
представление о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умение находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение методами доказательств и алгоритмами решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач, предполагающие умение:
выполнять вычисления с действительными и комплексными числами;
решать рациональные, иррациональные, показательные, степенные и тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции с помощью производной и строить их графики;
вычислять площади фигур и объёмы тел с помощью определённого интеграла;
проводить вычисления статистических характеристик, выполнять приближённые вычисления;
решать комбинаторные задачи;
владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.
Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в основной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяются несколько разделов.
Повторение и расширение сведений о функции (16 ч)
Наибольшее и наименьшее значение функции. Чётные и нечётные функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. Обратная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Метод интервалов.
Цель: повторить способ решения неравенств методом интервалов, выработать умение решать и преобразовывать графики функций с помощью геометрических преобразований и применять их при решении задач.
Степенная функция. (40 ч)
Степенная функция с натуральным и целым показателем. Определение корня n-й степени. Функция . Свойства корня n-й степени. Определение и свойства степени с рациональным показателем. Иррациональные уравнения. Метод равносильных преобразований для решения иррациональных уравнений. Иррациональные неравенства.
Цель: выработать умение читать и строить графики изучаемых функций; научиться решать иррациональные уравнений и неравенств, а также выполнять тождественные преобразования над выражениями.
Тригонометрическая функция (36 ч)
Радианная мера угла. Тригонометрические функции числового аргумента. Знаки значений тригонометрических функций. Чётность и нечётность тригонометрических функций. Периодичность функции. Свойства и графики функций , , . Основные соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Формулы сложения. Формулы приведения. Формулы двойного аргумента и половинного угла. Сумма и разность синусов (косинусов). Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму.
Цель: ознакомить обучающихся с тригонометрическими функциями и способами их преобразования.
Тригонометрические уравнения и неравенства (23 ч)
Уравнение , , , Функции . Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. Решение простейших тригонометрических неравенств.
Цель: научить решать тригонометрические уравнения нового вида; познакомиться с функциями арксинуса, арккосинуса, арктангенса и араккотангенса и научить применять их при решении задач.
Элементы комбинаторики. Бином Ньютона (12 ч)
Метод математической индукции при доказательстве равенств ( неравенств, утверждений о делимости целых чисел), зависящих от переменной, принимающей натуральные значения.
Множества и упорядоченные множества. Определения перестановки конечного множества, размещения из n элементов по k, сочетания (комбинации) из n элементов по k.
Формула бинома Ньютона и треугольник Паскаля.
Цели: Использовать метод математической индукции при доказательстве равенств ( неравенств, утверждений о делимости целых чисел), зависящих от переменной, принимающей натуральные значения.
Различать множества и упорядоченные множества. Формулировать определения перестановки конечного множества, размещения из n элементов по k, сочетания (комбинации) из n элементов по k. Применять формулу бинома Ньютона и треугольник Паскаля для сокращенного умножения.
Повторение и систематизация учебного материала (5ч)
Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 10 класса.
3. Тематическое планирование
Наименование тем, разделов | Количество часов |
Всего | Контрольные |
Вводное повторение | 4 | 1 |
Глава 1. Повторение и расширение сведений о функции. | 16 | 1 |
Глава 2. Степенная функция | 40 | 2 |
Глава 3. Тригонометрические функции. | 36 | 2 |
Глава 4. Тригонометрические уравнения и неравенства. | 23 | 1 |
Глава 5. Элементы комбинаторики. Бином Ньютона. | 12 | 1 |
Повторение курса алгебры и НМА 10 класса | 5 | 1 |
Итого | 136 | 9 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ АСОШ №1от 31.08.2021 г. Председатель методического совета ______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР З.А.Калмыкова 31.08.2021 г. |
приложение 1 к рабочей программе
по алгебре и НМА, 10 класс
4. Календарно-тематическое планирование
№ П/п | Тема урока | Дата |
Повторение алгебры 7 – 9 классов 4 часа |
| Алгебраические выражения. | 3.09 |
| Уравнения. Системы уравнений | 6.09 |
| Функции. Неравенства. | 8.09 |
| Входная контрольная работа | 8.09 |
Глава 1. Повторение и расширение сведений о функции. 16 часов |
| Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. | |
| Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. | |
| Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. | |
| Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. | |
| Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. | |
| Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. | |
| Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. | |
| Обратная функция | |
| Обратная функция | |
| Равносильные уравнения и неравенства. | |
| Равносильные уравнения и неравенства. | |
| Метод интервалов. | |
| Метод интервалов. | |
| Метод интервалов. | |
| Метод интервалов. | |
| Контрольная работа №1 | |
Глава 2. Степенная функция 40 часов |
| Степенная функция с натуральным показателем. | |
| Степенная функция с натуральным показателем. | |
| Степенная функция с целым показателем. | |
| Степенная функция с целым показателем. | |
| Определение корня n-ой степени. | |
| Определение корня n-ой степени. | |
| Свойства корня n-ой степени. | |
| Свойства корня n-ой степени. | |
| Свойства корня n-ой степени. | |
| Свойства корня n-ой степени. | |
| Тождественные преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени. | |
| Тождественные преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени. | |
| Тождественные преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени. | |
| Тождественные преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени. | |
| Функция y= | |
| Функция y= | |
| Функция y= | |
| Функция y= | |
| Контрольная работа № 2. | |
| Определение и свойства степени с рациональным показателем. | |
| Определение и свойства степени с рациональным показателем. | |
| Определение и свойства степени с рациональным показателем. | |
| Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. | |
| Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. | |
| Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. | |
| Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем. | |
| Иррациональные уравнения. | |
| Иррациональные уравнения. | |
| Иррациональные уравнения. | |
| Иррациональные уравнения. | |
| Метод равносильных преобразований при решении иррациональных уравнений | |
| Метод равносильных преобразований при решении иррациональных уравнений | |
| Метод равносильных преобразований при решении иррациональных уравнений | |
| Метод равносильных преобразований при решении иррациональных уравнений | |
| Иррациональные неравенства. | |
| Иррациональные неравенства. | |
| Иррациональные неравенства. | |
| Иррациональные неравенства. | |
| Иррациональные неравенства. | |
| Контрольная работа №3. | |
Глава 3. Тригонометрические функции. 36 часов |
| Радианная мера угла. | |
| Радианная мера угла. | |
| Тригонометрические функции числового аргумента. | |
| Тригонометрические функции числового аргумента. | |
| Тригонометрические функции числового аргумента. | |
| Знаки значений тригонометрических функций. Четность и нечетность тригонометрических функций. | |
| Знаки значений тригонометрических функций. Четность и нечетность тригонометрических функций. | |
| Знаки значений тригонометрических функций. Четность и нечетность тригонометрических функций. | |
| Периодические функции. | |
| Периодические функции. | |
| Свойства и графики функций y = sin x, y = cos x | |
| Свойства и графики функций y = sin x, y = cos x | |
| Свойства и графики функций y = sin x, y = cos x | |
| Свойства и графики функций y = sin x, y = cos x | |
| Свойства и графики функций y = tg x, y = ctg x | |
| Свойства и графики функций y = tg x, y = ctg x | |
| Свойства и графики функций y = tg x, y = ctg x | |
| Контрольная работа № 4 | |
| Основные отношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. | |
| Основные отношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. | |
| Основные отношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. | |
| Формулы сложения. | |
| Формулы сложения. | |
| Формулы сложения. | |
| Формулы приведения. | |
| Формулы приведения. | |
| Формулы приведения. | |
| Формулы двойного и половинного углов. | |
| Формулы двойного и половинного углов. | |
| Формулы двойного и половинного углов. | |
| Сумма и разность синусов ( косинусов ) | |
| Сумма и разность синусов ( косинусов ) | |
| Сумма и разность синусов ( косинусов ) | |
| Формула преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. | |
| Формула преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. | |
| Контрольная работа № 5 | |
Глава 4. Тригонометрические уравнения и неравенства. 23 часа |
| Уравнение cos x = b | |
| Уравнение cos x = b | |
| Уравнение sin x = b | |
| Уравнение sin x = b | |
| Уравнение tg x = b, ctg x = b | |
| Уравнение tg x = b, ctg x = b | |
| Функции y= arcos x, y = arcsin x, y = arctg x, y = arcctg x | |
| Функции y= arcos x, y = arcsin x, y = arctg x, y = arcctg x | |
| Функции y= arcos x, y = arcsin x, y = arctg x, y = arcctg x | |
| Функции y= arcos x, y = arcsin x, y = arctg x, y = arcctg x | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | |
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | |
| Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. | |
| Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. | |
| Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. | |
| Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители. | |
| Решение простейших тригонометрических неравенств. | |
| Решение простейших тригонометрических неравенств. | |
| Решение простейших тригонометрических неравенств. | |
| Решение простейших тригонометрических неравенств. | |
| Контрольная работа №6 | |
Глава 5. Элементы комбинаторики. Бином Ньютона. 12 часов |
| Метод математической индукции. | |
| Метод математической индукции. | |
| Метод математической индукции. | |
| Перестановки, размещения. | |
| Перестановки, размещения. | |
| Перестановки, размещения. | |
| Сочетания (комбинации) | |
| Сочетания (комбинации) | |
| Сочетания (комбинации) | |
| Бином Ньютона | |
| Бином Ньютона | |
| Контрольная работа № 7 | |
Повторение курса алгебры и НМА 10 класса, 9 часов |
| Повторение и систематизация знаний | |
| Итоговая контрольная работа | |
| Анализ контрольной работы. Упражнения для повторения курса 10 класса | |
| Упражнения для повторения курса 10 класса | |
| Повторение. | |