МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 16» ГОРОДА САРОВА
РАССМОТРЕНА на заседании школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла Протокол №…. от «……»………...2021 г. Председатель МО | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы по учебной работе …………А.В.Глазова «……»……………2021г. | УТВЕРЖДАЮ И.О..директор школы ……………А.М.Селиверстов Приказ № ……. от «…….»…………2021г. | | |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО
БИОЛОГИИ
В 10 КЛАССЕ (БАЗА)
УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕН»
АВТОРОВ В.И. СИВОГЛАЗОВА, И.Б. АГОФОНОВА, Е.Т. ЗАХАРОВА.
ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДРОФА», 2020 Г.
Биология. 10—11 кл. Программы : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019.
Программа разработана
учителями биологии
Слюсаревой Ю.С.
Бабиковой Н.И
г.САРОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
формирование представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
овладение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
овладение способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;
формирование умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи.
Обучающийся научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды; аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Обучающийся получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также среди биологических наук. Цель и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Система живой природы. Царства живой природы.
Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (3ч)
Тема 1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ (1 ч)
Структура биологии как науки. Биологические науки о форме и строении организмов. Систематика. Эволюционное учение. Классификация биологических наук. Этапы развития биологии.
Тема 1.2 СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО (1ч)
Определение жизни. Химический состав и клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность и целостность.
Тема 1.3 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ (1 ч)
Уровни организации живой природы. Иерархия уровней. Методы познания живой природы и их особенности.
Раздел 2 Клетка (11 ч)
Тема 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 ч)
Клетка как структурная и функциональная единица живого. История изучения клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Принципиальная схема строения клетки. Клеточная теория и ее основные положения.
Тема 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1ч)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Тема 2.3 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ (1ч)
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Тема 2.4 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.ЛИПИДЫ (1ч)
Органические молекулы. Низкомолекулярные и
высокомолекулярные соединения. Липиды: строение, классификация и биологическая роль.
Тема 2.5 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. УГЛЕВОДЫ. БЕЛКИ (1 ч)
Углеводы: строение и биологическая роль. Моносахариды и полисахариды. Белки — биологические полимеры; их структурная организация. Функции белковых молекул. Белки-ферменты. Структуры белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Денатурация и ренатурация белков.
Тема 2.6 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (1ч) ДНК — молекулы наследственности.
Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК: структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 2.7 ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНОИДЫ (1 ч)
Эукариотическая клетка. Плазматическая мембрана и ее функции. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Классификация органоидов. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки.
Тема 2.8 КЛЕТОЧНОЕ ЯДРО. ХРОМОСОМЫ (1ч)
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Хромосомы. Кариотип.
Тема 2.9 ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА (1 ч)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Тема 2.10 РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1 ч)
Ген, генетический код, свойства генетического кода. Этапы реализации генетической информации в клетке (транскрипция и трансляция).
Тема 2.11 НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ (1 ч)
Особенности строения и размножения вирусов. Жизненный цикл ВИЧ. Вирусные заболевания и профилактика их распространения. СПИД и меры его профилактики.
Раздел 3 Организм (19ч)
Тема 3.1 ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (1ч)
Разнообразие организмов (одноклеточные и многоклеточные организмы). Многоклеточный организм как дискретная система (ткани, органы). Колониальные организмы.
Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (1ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. АТФ как универсальный источник энергии. Макроэргические связи. Этапы энергетического обмена, расщепление глюкозы.
Тема 3.3 ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ФОТОСИНТЕЗ (1ч)
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Особенности обмена веществ у растений, животных и грибов.
Тема 3.4 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ (1ч)
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Тема 3.5 РАЗМНОЖЕНИЕ: БЕСПОЛОЕ И ПОЛОВОЕ (1) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Виды бесполого размножения. Варианты вегетативного размножения. Половое размножение животных и растений; гаметы, половой процесс. Биологическое значение полового размножения.
Тема 3.6 ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК. МЕЙОЗ (1/2 ч) Мейоз и его отличия от митоза. Биологическое значение мейоза. Гаметогенез. Этапы образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Значение гаметогенеза.
Тема 3.7 ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (1ч)
Оплодотворение и его сущность. Биологический смысл оплодотворения. Варианты оплодотворения (наружное, внутреннее, перекрестное, самооплодотворение, естественное и искусственное). Особенности оплодотворения у растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных.
Тема 3.8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (1ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.
Тема 3.9 ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ (1ч)
Особенности эмбрионального развития человека. Процессы, происходящие на ранних этапах эмбриогенеза (формирование морулы и бластулы). Предплодный и плодный периоды. Рождение. Постэмбриональный период развития: дорепродуктивный, репродуктивный периоды, старение и смерть. Критические периоды онтогенеза. Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие зародыша и репродуктивное здоровье человека.
Тема 3.10 ГЕНЕТИКА — НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. Г. МЕНДЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕНЕТИКИ (1ч) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Основные понятия генетики (ген, локус, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминант 24 ность, рецессивность, генотип, фенотип). Гибридологический метод изучения наследственности.
Тема 3.11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (1ч)
Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллели и аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения (правило доминирования). Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон (гипотеза) чистоты гамет. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
Тема 3.12 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (1ч)
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков. Анализирующее скрещивание.
Тема 3.13 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (1ч)
Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Группа сцепления. Причины нарушения сцепления генов.
Тема 3.14 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНЕ И ГЕНОМЕ (1ч)
Геном. Генотип как система взаимодействующих генов. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
Тема 3.15 ГЕНЕТИКА ПОЛА (1ч)
Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Признаки, сцепленные с полом.
Тема 3.16 ИЗМЕНЧИВОСТЬ: НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ (1ч)
Изменчивость как одно из основных свойств живых организмов. Наследственная (генотипическая, индивидуальная, неопределенная). Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации и мутагены. Ненаследственная (определенная, групповая, модификационная) изменчивость. Модификации. Норма реакции.
Тема 3.17 ГЕНЕТИКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1ч)
Генетика человека и ее разделы. Методы генетики человека. Наследственные болезни, генные и хромосомные. Соматические и генеративные мутации. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.18 СЕЛЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ (1ч)
Селекция. Порода, сорт, штамм. Методы селекции. Центры происхождения культурных растений. Вклад Н. И. Вавилова в развитие генетики и селекции.
Тема 3.19 БИОТЕХНОЛОГИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (1ч)
Биотехнология. Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Клонирование. Этические аспекты биотехнологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол-во час | Тема урока | Основные вопросы содержания | Планируемые результаты обучения |
Введение (1 Ч) |
1 | 1 | Место учебного предмета в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. | Биология как наука, изучающая живую природу и взаимодействия живых организмов друг с другом и с объектами неживой природы. Система органического мира. Предмет, задачи и место общей биологии в системе биологических наук | Предметные: учащиеся знакомятся с объектом изучения биологии, отличительными признаки живой природы: уровневой организации и эволюцией, методами познания живой природы, ролью биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естественнонаучной картины мира. Метапредметные: познавательные: определять проблему, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным, известным и неизвестным; определять для решения проблемы новую функцию объекта, то есть устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности регулятивные: осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности; коммуникативные: продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия; Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению биологии. |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3ч) |
2 | 1 | Общая биология, её задачи и значение. Связь биологических дисциплин с другими науками | История развития биологии. Научные теории и концепции и их место в современной естественно-научной картине мира. Система биологических наук. Объекты и методы изучения биологии. Ученые-биологи и их вклад в создание современной научной картины мира | Предметные: учащиеся должны давать определение термину биология, перечислять методы научного исследования. приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук, выделять предмет изучения биологии, характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей. Метапредметные: познавательные: структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий. регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы. коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах. Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению биологии. |
3 | 1 | Сущность жизни и свойства живого | Жизнь как биологический феномен. Определения жизни, свойства живого, проявления жизни и их характеристика | Предметные: учащиеся должны называть уровни организации живой природы Метапредметные: познавательные: уметь сравнивать, классифицировать и обобщать понятия регулятивные: уметь определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его Личностные: осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. |
4 | 1 | Уровни организации живой материи. Методы биологии | Структура живой материи, уровневая организация живого, проявления жизни, объекты и методы изучения живого на разных уровнях |
Раздел 2. Клетка (11ч) |
5 | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория | История создания клеточной теории и открытия клетки, методы изучения клетки, суть основных положений клеточной теории, авторы клеточной теории и отдельных ее положений | Предметные: уметь приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение; называть жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп, положения клеточной теории; узнавать клетки различных организмов; объяснять общность происхождения растений и животных; доказывать, что клетка живая структура, знать понятия прокариоты, эукариоты, гетеротрофы и автотрофы Метапредметные: познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, прокариоты и эукариоты. Выявлять причины и следствия простых явлений. регулятивные разрабатывать план- конспект темы, используя разные источники информации. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. коммуникативные задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы |
6 | 1 | Химический состав клетки | Элементный состав клетки. Классификация веществ клетки по классам химических соединений, количественному представительству и роли в жизнедеятельности и структурной организации | Предметные: перечислять химические элементы, входящие в состав клетки Метапредметные познавательные осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; работать с разными источниками информации; выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; регулятивные осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами); коммуникативные продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия; Личностные формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии |
7 | 1 | Неорганические вещества клетки | Разнообразие неорганических соединений в клетке и их роль в процессах жизнедеятельности и структурировании живого | Предметные: Знать роль неорганических веществ в клетке и организме человека. Диполь. Буферность. Метапредметные познавательные осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; работать с разными источниками информации; выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, подводить итог работы, формулировать выводы регулятивные осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами), выполнять лаб.работу коммуникативные продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия; Личностные формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии |
8 | 1 | Органические вещества. Общая характеристика. Липиды | Определение, классификация и роль органических соединений в процессе жизнедеятельности и структурировании живого. Биологическая роль, классификация и строение липидов | Предметные: объяснять строение и способы образования белков из аминокислот. Структура белков. Денатурация, ренатурация. Называть функции белков. Метапредметные познавательные осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; работать с разными источниками информации, выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; подводить итог работы, формулировать выводы регулятивные осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности, выполнять лаб.работу коммуникативные уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать; Личностные осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. |
9 | 1 | Органические вещества. Углеводы. Белки | Классификация и биологическая роль углеводов и белков. Строение и химические свойства углеводов и белков | Предметные: приводить примеры веществ, относящихся к углеводам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов. Классифицировать углеводы по группам. Метапредметные: познавательные уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий. регулятивные уметь организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы. коммуникативные уметь воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах. Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению биологии |
10 | 1 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | Нуклеиновые кислоты как носители информации в клетке и организме в целом. Строение и классификация нуклеиновых кислот. Биологические свойства нуклеиновых кислот | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК иРНК (различных типов РНК); Метапредметные: познавательные: анализировать полученные знания, выделять главное, второстепенное осуществлять поиск и отбор необходимой информации регулятивные: владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат с установленными нормами, обнаруживать отклонения и отличия от установленных норм; коммуникативные: уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога ,обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики; Личностные: Осознание единства живой природы на основе знаний о нуклеиновых кислотах |
11 | 1 | Эукари отическая клетка. Цито плазма. Органоиды | Строение клетки, определение и классификация обязательных компонентов эукариотической клетки. Функциональное назначение отдельных органоидов | Предметные: должны называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид, характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами Метапредметные: познавательные: составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики; составлять тезисы устного текста; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены; коммуникативные: продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия; регулятивные: осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата Личностные: Осмысливают единую природную целостность |
12 | 1 | Клеточное ядро. Хромо сомы | Особенности строения и функциональное назначение ядра. Строение и функции хромосом | Предметные: должны уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот, называть функции ядра в клетке, прогнозировать последствия удаления ядра из клетки, описывать строение и функции хромосом Метапредметные: познавательные уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. регулятивные уметь составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. коммуникативные уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Личностные: Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы. Находить и изучать в учебниках по разным предметам различного рода материал |
13 | 1 | Прока риотическая клетка | Особенности структурной организации прокариотической клетки | Предметные: должны знать классификацию микроорганизмов, особенности их строения и жизнедеятельности и значение Метапредметные: познавательные: уметь структурировать учебный материал, сравнивать и делать выводы на основании сравнений. регулятивные: оценивать свою работу, а также работу одноклассников. Уметь организовывать выполнение заданий учителя коммуникативные: уметь слушать одноклассников и понимать их позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные: Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Осознавать единство и целостность окружающего мира |
14 | 1 | Реализация наследственной информации в клетке | Определение генетической информации, гена и генетического кода. Свойства генетического кода. Реализация генетической информации в клетке и ее этапы | |
15 | 1 | Неклеточная форма жизни: вирусы | Особенности структурной организации и свойства вирусов как неклеточной формы жизни. Меры профилактики вирусных болезней. Профилактика СПИДа | Предметные: должны перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом, характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики Метапредметные: познавательные: уметь работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов коммуникативные: уметь воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. регулятивные: уметь определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.. Личностные: осознают и осмысливают информации о характерных особенностях вирусов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Раздел 3. Организм (19ч) |
16 | 1 | Организм — единое целое. Многообразие организмов | Многообразие организмов. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы | |
17 | 1 | Обмен веществ и пре вращение энергии. Энерге тический обмен | Энергетический обмен как совокупность реакций расщепления сложных органических соединений. Этапы энергетического обмена | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Метапредметные: познавательные: находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. коммуникативные: высказывают свою точку зрения регулятивные: планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. Личностные: Осознают единство и целостность окружающего мира |
18 | 1 | Пластический обмен. Фотосинтез | Пластический обмен как совокупность реакций синтеза сложных органических соединений. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и его этапы | Предметные: должны объяснять смысл автотрофного типа питания, световой и темновой фаз фотосинтеза, значение фотосинтеза, хемосинтеза Метапредметные: познавательные: уметь анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре), объективно оценивать работу членов групп Личностные: Осмысливают причины разнообразия процессов происходящих в живых организмах |
19 | 1 | Деление клетки. Митоз | Типы деления клетки. Митоз как основа роста, регенерации и бесполого размножения. Митотический и жизненный циклы. Характеристика фаз митоза | Предметные: должны давать определение терминам, называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки, характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза Метапредметные: познавательные: находить и отбирать необходимую информацию и структурировать ее. регулятивные: планировать и прогнозировать результат и вносить необходимые дополнения коммуникативные: высказывать свою точку зрения Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира |
20 | 1 | Размножение: бесполое и половое | Размножение как одно из свойств живого. Классификация способов размножения, их характеристика и особенности. Значение различных способов размножения | Предметные: должны давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, характеризовать стадии гаметогенеза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий. Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза , объяснять сущность и значение мейоза ,выделять отличия мейоза от митоза. Половое размножение растений и животных. Типы оплодотворения. Сущность полового размножения растений. Эволюционное значение полового размножения Метапредметные: познавательные: давать определения терминам. Перечислять способы размножения, сравнивать животных с различными видами бесполого размножения и животных с внешним и внутренним оплодотворением. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. Анализировать содержание регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников Личностные: формирование активной жизненной позиции в защите природы родного края. Формирование экологической культуры необходимой в современном мире. Распознание взаимоотношений человеческого общества и природы. |
21 | 1 | Образование половых клеток. Мейоз | Гаметы как особый тип клеток. Особенности их строения и образования. Характеристика фаз мейоза и этапов гаметогенеза. Значение мейоза |
22 | 1 | Оплодотворение | Суть и значение оплодотворения. Классификация способов оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных |
23 | 1 | Инди видуальное развитие орга низмов | Онтогенез как совокупность процессов преобразования организма в процессе индивидуального развития. Этапы онтогенеза у многоклеточных животных и растений | Предметные: должны знать определение понятия онтогенез, уметь давать определение понятию эмбриогенез, периодизацию индивидуального развития, этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез), сущность прямого постэмбрионального развития, развития полным и неполным превращением, приводить примеры животных, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом Метапредметные: познавательные уметь структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, уметь сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп регулятивные развитие навыков самооценки и самоанализа. коммуникативные уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников и понимать их позицию Личностные: Понимание роли организмов для жизни на Земле. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Осознание необходимости бережного отношения к природе. |
24 | 1 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | Особенности онтогенеза человека. Этапы индивидуального развития человека и их характеристика. Факторы риска, влияющие на здоровье человека, качество и эффективность онтогенетических процессов |
25 | 1 | Генетика — наука о закономер ностях наслед ственности и изменчивост. Г. Мендель — основоположник генетики | Определение генетики как науки, наследственности и изменчивости как основных свойств живого. Работы Менделя по выявлению статистических закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод выявления наследования признаков. Объекты и методы исследования, используемые Менделем | Предметные: должны знать определения понятий: ген, доминантный ген, рецессивный ген, признак, свойство, фенотип, генотип, сущность гибридологического метода изучения наследственности, законы Г.Менделя, анализировать и решать задачи, записывать условия задачи, её решение, ответ, пользуясь генетической символикой Метапредметные: познавательные владеть приёмами работы с информацией, формулировать проблему, использовать при решении задач генетическую символику, подводить итог работы, формулировать выводы регулятивные принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять прак..работу коммуникативные строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их Личностные: Формирование интереса к изучению природы, осознание необходимости бережного отношения к природе |
26 | 1 | Закономерности наследовани. Моногибридное скрещивание | Определение моногибридного скрещивания. Суть первого и второго законов Менделя и их цитологические основы |
27 | 1 | Закономерности наследовани. Дигибридное скрещивание | Определение дигибридного скрещивания. Суть третьего закона Менделя и его цитологические основы. Анализирующее скрещивание |
28 | 1 | Хромосомная теория наслед ственности | Создание хромосомной теории наследственности. Работы Моргана. Объекты и методы его исследований. Основные положения хромосомной теории наследственности | Предметные: владеть биологической терминологией, составлять модель биологического процесса, применять знания при решении практических задач. Метапредметные: познавательные выделять существенные признаки биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными регулятивные уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе коммуникативные обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов |
29 | 1 | Современные представления о гене и геноме | Определение гена и генома. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов | Предметные: должны знать определения основным терминам генетики (изменчивость, генотип, фенотип, генофонд и т.п.), историю развития генетики как науки, используя знания цитологии и генетики, объяснять наличие современного генетического биоразнообразия на планете и его биологическое значение. Метапредметные: познавательные обобщать и делать выводы по изученному материалу регулятивные уметь организовывать выполнение заданий учителя, оценивать свою работу, а также работу одноклассников коммуникативные строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре и в группе. Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира. |
30 | 1 | Генетика пола | Пол как особенность организма, определяющая его роль в размножении. Хромосомное определение пола. Типы хромосомного определения пола. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование | Предметные: должны знать основные генетические понятия, закон Моргана, называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом, приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов 1:1, составлять генотипы организмов и записывать их гаметы Метапредметные: познавательные формулировать проблему, осваивать приёмы исследовательской деятельности, участвовать в групповой работе регулятивные преобразовывать практическую задачу в познавательную, планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своих действий коммуникативные планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Личностные Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, осознание ценности здорового образа жизни, значение семьи в жизни человека. |
31 | 1 | Изменчивость: наследственная и ненаследственная | Определение изменчивости как одного из свойств живого. Классификация изменчивости. Особенности наследственной и ненаследственной изменчивости | Предметные: должны уметь давать определение термину изменчивость; основные формы изменчивости, виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа Метапредметные: познавательные составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний. регулятивные составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. коммуникативные уметь отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников Личностные Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение |
32 | 1 | Генетика и здоровье человека | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека. Их причины, механизм и профилактика | Предметные: должны знать методы изучения генетики человека; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, владеть генетическими понятиями Метапредметные: познавательные обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, работать с таблицей, подводить итог работы, формулировать выводы регулятивные планировать, составлять план и последовательность действий, прогнозировать, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё подлежит усвоению, выполнять практическую работу коммуникативные уметь общаться и сотрудничать с одноклассниками и преподавателем, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Личностные Соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие). |
33 | 1 | Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология: достижения и перспективы развития | Определение селекции и ее значение в хозяйственной деятельности человека. Методы селекции и их характеристика. Селекция растений, животных и микроорганизмов и ее особенности. Биотехнология, ее методы, направления и достижения. Этические аспекты биотехнологииi | Предметные: должны знать методы селекции, уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, давать определения понятий порода, сорт, штамм, приводить примеры пород животных и сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов, знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ объяснять значение селекции в практической деятельности человека Метапредметные: познавательные умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. регулятивные корректировать знания и объективно их оценивать. коммуникативные отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Личностные Осмысливают причины многообразия животного мира |
34 | 1 | Промежуточная аттестация (тест). | | |
i Преподавание осуществляется с использованием электронного образования и дистанционных технологий