СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологи 10 класс (база)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса (базовый уровень) к учебнику: «БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕН» АВТОРОВ В.И. СИВОГЛАЗОВА, И.Б. АГОФОНОВА, Е.Т. ЗАХАРОВА.  ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДРОФА», 2020 Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологи 10 класс (база)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 16» ГОРОДА САРОВА

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного

методического объединения учителей

естественно – математического цикла

Протокол №….

от «……»………...2021 г.

Председатель МО



СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора школы по учебной работе

…………А.В.Глазова

«……»……………2021г.



УТВЕРЖДАЮ

И.О..директор школы

……………А.М.Селиверстов

Приказ № …….

от «…….»…………2021г.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО

БИОЛОГИИ

В 10 КЛАССЕ (БАЗА)


УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕН»

АВТОРОВ В.И. СИВОГЛАЗОВА, И.Б. АГОФОНОВА, Е.Т. ЗАХАРОВА.

ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДРОФА», 2020 Г.

Биология. 10—11 кл. Программы : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019.



Программа разработана

учителями биологии

Слюсаревой Ю.С.

Бабиковой Н.И

г.САРОВ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

  • способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;

  • понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • овладение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;

  • уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • овладение способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

  • формирование умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи.

Обучающийся научится:

 оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

 оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

 устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

 обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

 проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

 выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

 устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

 решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

 делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

 сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

 выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

 обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

 определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

 решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

 раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

 сравнивать разные способы размножения организмов;

 характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

 выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

 обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

 обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

 характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

 устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

 составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;  аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

 обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

 оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

 выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

 организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

 прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

 выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

 аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного знания в эпоху информационной цивилизации;

 моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

 выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

 использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также среди биологических наук. Цель и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Система живой природы. Царства живой природы.

Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания (3ч)

Тема 1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ (1 ч)

Структура биологии как науки. Биологические науки о форме и строении организмов. Систематика. Эволюционное учение. Классификация биологических наук. Этапы развития биологии.

Тема 1.2 СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО (1ч)

Определение жизни. Химический состав и клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность и целостность.

Тема 1.3 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ (1 ч)

Уровни организации живой природы. Иерархия уровней. Методы познания живой природы и их особенности.

Раздел 2 Клетка (11 ч)

Тема 2.1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 ч)

Клетка как структурная и функциональная единица живого. История изучения клетки. Прокариотическая и эукариотическая клетки. Принципиальная схема строения клетки. Клеточная теория и ее основные положения.

Тема 2.2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1ч)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Тема 2.3 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ (1ч)

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Тема 2.4 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.ЛИПИДЫ (1ч)

Органические молекулы. Низкомолекулярные и

высокомолекулярные соединения. Липиды: строение, классификация и биологическая роль.

Тема 2.5 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. УГЛЕВОДЫ. БЕЛКИ (1 ч)

Углеводы: строение и биологическая роль. Моносахариды и полисахариды. Белки  — биологические полимеры; их структурная организация. Функции белковых молекул. Белки-ферменты. Структуры белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Денатурация и ренатурация белков.

Тема 2.6 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (1ч) ДНК — молекулы наследственности.

Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК: структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Тема 2.7 ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНОИДЫ (1 ч)

Эукариотическая клетка. Плазматическая мембрана и ее функции. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Классификация органоидов. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки.

Тема 2.8 КЛЕТОЧНОЕ ЯДРО. ХРОМОСОМЫ (1ч)

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Хромосомы. Кариотип.

Тема 2.9 ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА (1 ч)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Тема 2.10 РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ (1 ч)

Ген, генетический код, свойства генетического кода. Этапы реализации генетической информации в клетке (транскрипция и трансляция).

Тема 2.11 НЕКЛЕТОЧНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ: ВИРУСЫ (1 ч)

Особенности строения и размножения вирусов. Жизненный цикл ВИЧ. Вирусные заболевания и профилактика их распространения. СПИД и меры его профилактики.

Раздел 3 Организм (19ч)

Тема 3.1 ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (1ч)

Разнообразие организмов (одноклеточные и многоклеточные организмы). Многоклеточный организм как дискретная система (ткани, органы). Колониальные организмы.

Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (1ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. АТФ как универсальный источник энергии. Макроэргические связи. Этапы энергетического обмена, расщепление глюкозы.

Тема 3.3 ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ФОТОСИНТЕЗ (1ч)

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Особенности обмена веществ у растений, животных и грибов.

Тема 3.4 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ (1ч)

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Тема 3.5 РАЗМНОЖЕНИЕ: БЕСПОЛОЕ И ПОЛОВОЕ (1) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Виды бесполого размножения. Варианты вегетативного размножения. Половое размножение животных и растений; гаметы, половой процесс. Биологическое значение полового размножения.

Тема 3.6 ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК. МЕЙОЗ (1/2 ч) Мейоз и его отличия от митоза. Биологическое значение мейоза. Гаметогенез. Этапы образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Значение гаметогенеза.

Тема 3.7 ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (1ч)

Оплодотворение и его сущность. Биологический смысл оплодотворения. Варианты оплодотворения (наружное, внутреннее, перекрестное, самооплодотворение, есте­ственное и искусственное). Особенности оплодотворения у растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных.

Тема 3.8 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (1ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша  — гаструлы. Первичный органогенез и  дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и  неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Тема 3.9 ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ (1ч)

Особенности эмбрионального развития человека. Процессы, происходящие на ранних этапах эмбриогенеза (формирование морулы и бластулы). Предплодный и плодный периоды. Рождение. Постэмбриональный период развития: дорепродуктивный, репродуктивный периоды, старение и смерть. Критические периоды онтогенеза. Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие зародыша и репродуктивное здоровье человека.

Тема 3.10 ГЕНЕТИКА — НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. Г.  МЕНДЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ГЕНЕТИКИ (1ч) Открытие Г.  Менделем закономерностей наследования признаков. Основные понятия генетики (ген, локус, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминант­ 24 ность, рецессивность, генотип, фенотип). Гибридологический метод изучения наследственности.

Тема 3.11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (1ч)

Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллели и аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения (правило доминирования). Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон (гипотеза) чистоты гамет. Цитологические основы моногибридного скрещивания.

Тема 3.12 ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ (1ч)

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя  — закон независимого наследования признаков. Анализирующее скрещивание.

Тема 3.13 ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (1ч)

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Группа сцепления. Причины нарушения сцепления генов.

Тема 3.14 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНЕ И ГЕНОМЕ (1ч)

Геном. Генотип как система взаимодействующих генов. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Тема 3.15 ГЕНЕТИКА ПОЛА (1ч)

Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Признаки, сцепленные с полом.

Тема 3.16 ИЗМЕНЧИВОСТЬ: НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ (1ч)

Изменчивость как одно из основных свойств живых организмов. Наследственная (генотипическая, индивидуальная, неопределенная). Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации и мутагены. Ненаследственная (определенная, групповая, модификационная) изменчивость. Модификации. Норма реакции.

Тема 3.17 ГЕНЕТИКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1ч)

Генетика человека и ее разделы. Методы генетики человека. Наследственные болезни, генные и хромосомные. Соматические и генеративные мутации. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.18 СЕЛЕКЦИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ (1ч)

Селекция. Порода, сорт, штамм. Методы селекции. Центры происхождения культурных растений. Вклад Н. И. Вавилова в развитие генетики и селекции.

Тема 3.19 БИОТЕХНОЛОГИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (1ч)

Биотехнология. Генная инженерия. Генетически модифицированные организмы. Клонирование. Этические аспекты биотехнологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока


Кол-во час

Тема урока

Основные вопросы содержания

Планируемые результаты обучения

Введение (1 Ч)

1

1

Место учебного предмета в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Биология как наука, изучающая живую

природу и взаимодействия живых организмов друг с другом и с объектами неживой

природы. Система органического мира.

Предмет, задачи и место общей биологии в

системе биологических наук

Предметные:

учащиеся знакомятся с объектом изучения биологии, отличительными признаки живой природы: уровневой организации и эволюцией, методами познания живой природы, ролью биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Метапредметные:

 познавательные:

определять проблему, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным, известным и неизвестным; определять для решения проблемы новую функцию объекта, то есть устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности

регулятивные:

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

коммуникативные:

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Личностные: 

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3ч)

2

1

Общая биология, её задачи и значение. Связь биологических дисциплин с другими науками

История развития биологии. Научные

теории и концепции и их место в современной естественно-научной картине мира.

Система биологических наук. Объекты и

методы изучения биологии. Ученые-биологи и их вклад в создание современной

научной картины мира

Предметные:

учащиеся должны давать определение термину биология, перечислять методы научного исследования. приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук, выделять предмет изучения биологии, характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира, в практической деятельности людей.

Метапредметные:

познавательные:

структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

регулятивные:

уметь организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Личностные:

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.

3

1

Сущность жизни и

свойства живого


Жизнь как биологический феномен.

Определения жизни, свойства живого,

проявления жизни и их характеристика

Предметные:

учащиеся должны называть уровни организации живой природы

Метапредметные:

познавательные:

уметь сравнивать, классифицировать и обобщать понятия

регулятивные:

уметь определять цель работы, планировать этапы ее вы­полнения и оценивать по­лученные результаты

коммуникативные:

уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Личностные:

осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

4

1

Уровни организации живой материи. Методы биологии

Структура живой материи, уровневая организация живого, проявления жизни, объекты и методы изучения живого на разных уровнях

Раздел 2. Клетка (11ч)

5

1


История изучения клетки. Клеточная теория

История создания клеточной теории и открытия клетки, методы изучения клетки, суть основных положений клеточной теории, авторы клеточной теории и отдельных ее положений

Предметные:

уметь приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение; называть жизненные свойства клетки; признаки клеток различных систематических групп, положения клеточной теории; узнавать клетки различных организмов; объяснять общность происхождения растений и животных; доказывать, что клетка живая структура, знать понятия прокариоты, эукариоты, гетеротрофы и автотрофы

Метапредметные:

познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, прокариоты и эукариоты. Выявлять причины и следствия простых явлений.

регулятивные

разрабатывать план- конспект темы, используя разные источники информации. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

коммуникативные

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные

Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы

6

1

Химический состав клетки

Элементный состав клетки. Классификация веществ клетки по классам химических соединений, количественному представительству и роли в жизнедеятельности и структурной организации

Предметные:

перечислять химические элементы, входящие в состав клетки

Метапредметные

познавательные

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации; выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

регулятивные

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

коммуникативные

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Личностные

формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии

7

1

Неорганические вещества клетки

Разнообразие неорганических соединений в клетке и их роль в процессах жизнедеятельности и структурировании живого

Предметные:

Знать роль неорганических веществ в клетке и организме человека. Диполь. Буферность.

Метапредметные

познавательные

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации; выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, подводить итог работы, формулировать выводы

регулятивные

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами), выполнять лаб.работу

коммуникативные

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Личностные

формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии

8

1

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды

Определение, классификация и роль органических соединений в процессе жизнедеятельности и структурировании живого. Биологическая роль, классификация и строение липидов

Предметные:

объяснять строение и способы образования белков из аминокислот. Структура белков. Денатурация, ренатурация. Называть функции белков.

Метапредметные

познавательные

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации, выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; подводить итог работы, формулировать выводы

регулятивные

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности, выполнять лаб.работу

коммуникативные

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

Личностные

осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

9

1

Органические вещества. Углеводы. Белки

Классификация и биологическая роль углеводов и белков. Строение и химические свойства углеводов и белков

Предметные:

приводить примеры веществ, относящихся к углеводам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов. Классифицировать углеводы по группам.

Метапредметные:

познавательные

уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

регулятивные

уметь организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

коммуникативные

уметь воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Личностные:

Формирование познавательного интереса к изучению биологии

10

1

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты как носители информации в клетке и организме в целом. Строение и классификация нуклеиновых кислот. Биологические свойства нуклеиновых кислот

Предметные:

должны давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК, характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК иРНК (различных типов РНК);

Метапредметные:

познавательные:

анализировать полученные знания, выделять главное, второстепенное осуществлять поиск и отбор необходимой информации

регулятивные:

владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат с установленными нормами, обнаруживать отклонения и отличия от установленных норм;

коммуникативные:

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога ,обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

Личностные:

Осознание единства живой природы на основе знаний о нуклеиновых кислотах

11

1

Эукари­ отическая клетка. Цито­ плазма. Органоиды

Строение клетки, определение и классификация обязательных компонентов эукариотической клетки. Функциональное назначение отдельных органоидов

Предметные:

должны называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид, характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

Метапредметные:

познавательные:

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста; осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

коммуникативные:

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

регулятивные:

осуществлять коррекцию – вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

Личностные:

Осмысливают единую природную целостность

12

1

Клеточное ядро. Хромо­ сомы

Особенности строения и функциональное назначение ядра. Строение и функции хромосом

Предметные:

должны уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот, называть функции ядра в клетке, прогнозировать последствия удаления ядра из клетки, описывать строение и функции хромосом

Метапредметные:

познавательные

уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

регулятивные

уметь составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

коммуникативные

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Личностные:

Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы. Находить и изучать в учебниках по разным предметам различного рода материал

13

1

Прока­ риотическая клетка

Особенности структурной организации прокариотической клетки

Предметные:

должны знать классификацию микроорганизмов, особенности их строения и жизнедеятельности и значение

Метапредметные:

познавательные:

уметь структурировать учебный материал, сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

регулятивные:

оценивать свою работу, а также работу одноклассников. Уметь организовывать выполнение заданий учителя

коммуникативные:

уметь слушать одноклассников и понимать их позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Личностные:

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Осознавать единство и целостность окружающего мира

14

1

Реализация наследственной информации

в клетке

Определение генетической информации, гена и генетического кода. Свойства генетического кода. Реализация генетической информации в клетке и ее этапы


15

1

Неклеточная форма жизни: вирусы

Особенности структурной организации и свойства вирусов как неклеточной формы жизни. Меры профилактики вирусных болезней. Профилактика СПИДа

Предметные:

должны перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом,

характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики

Метапредметные:

познавательные:

уметь работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов

коммуникативные:

уметь воспринимать ин­формацию на слух, рабо­тать в составе творческих групп.

регулятивные:

уметь определять цель работы, планировать этапы ее вы­полнения и оценивать по­лученные результаты..

Личностные:

осознают и осмысливают информации о характерных особенностях вирусов

Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Раздел 3. Организм (19ч)

16

1

Организм — единое целое. Многообразие организмов

Многообразие организмов. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы


17

1

Обмен веществ и пре­ вращение энергии. Энерге­ тический обмен

Энергетический обмен как совокупность реакций расщепления сложных органических соединений. Этапы энергетического обмена

Предметные:

должны давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма

характеризовать обмен веществ и превращение энергии.

Метапредметные:

познавательные:

находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее.

коммуникативные:

высказывают свою точку зрения

регулятивные:

планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения.

Личностные:

Осознают единство и целостность окружающего мира

18

1

Пластический обмен.

Фотосинтез

Пластический обмен как совокупность реакций синтеза сложных органических соединений. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и его этапы

Предметные:

должны объяснять смысл автотрофного типа питания, световой и темновой фаз фотосинтеза, значение фотосинтеза, хемосинтеза

Метапредметные:

познавательные:

уметь анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

коммуникативные:

уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре), объективно оценивать работу членов групп

Личностные:

Осмысливают причины разнообразия процессов происходящих в живых организмах

19

1

Деление клетки.

Митоз

Типы деления клетки. Митоз как основа роста, регенерации и бесполого размножения. Митотический и жизненный циклы. Характеристика фаз митоза

Предметные:

должны давать определение терминам, называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки, характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза

Метапредметные:

познавательные:

находить и отбирать необходимую информацию и структурировать ее.

регулятивные:

планировать и прогнозировать результат и вносить необходимые дополнения

коммуникативные:

высказывать свою точку зрения

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира

20

1

Размножение: бесполое и половое

Размножение как одно из свойств живого. Классификация способов размножения, их характеристика и особенности. Значение различных способов размножения

Предметные:

должны давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, характеризовать стадии гаметогенеза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий. Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза , объяснять сущность и значение мейоза ,выделять отличия мейоза от митоза. Половое размножение растений и животных. Типы оплодотворения. Сущность полового размножения растений. Эволюционное значение полового размножения

Метапредметные:

познавательные:

давать определения терминам. Перечислять способы размножения, сравнивать животных с различными видами бесполого размножения и животных с внешним и внутренним оплодотворением. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. Анализировать содержание

регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

коммуникативные:

отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся, справедливо и корректно оценивать работу одноклассников

Личностные:

формирование активной жизненной позиции в защите природы родного края. Формирование экологической культуры необходимой в современном мире. Распознание взаимоотношений человеческого общества и природы.

21

1

Образование половых клеток. Мейоз

Гаметы как особый тип клеток. Особенности их строения и образования. Характеристика фаз мейоза и этапов гаметогенеза.

Значение мейоза

22

1

Оплодотворение

Суть и значение оплодотворения. Классификация способов оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосеменных

23

1

Инди­ видуальное развитие орга­ низмов

Онтогенез как совокупность процессов преобразования организма в процессе индивидуального развития. Этапы онтогенеза у многоклеточных животных и растений

Предметные:

должны знать определение понятия онтогенез, уметь давать определение понятию эмбриогенез, периодизацию индивидуального развития, этапы эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез), сущность прямого постэмбрионального развития, развития полным и неполным превращением, приводить примеры животных, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом

Метапредметные:

познавательные

уметь структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, уметь сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Сравнивать и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических групп

регулятивные

развитие навыков самооценки и самоанализа.

коммуникативные

уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников и понимать их позицию

Личностные:

Понимание роли организмов для жизни на Земле. Осознавать единство и целостность окружающего мира. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

24

1

Онтогенез человека.

Репродуктивное здоровье

Особенности онтогенеза человека. Этапы индивидуального развития человека и их характеристика. Факторы риска, влияющие на здоровье человека, качество и эффективность онтогенетических процессов

25

1

Генетика — наука о закономер­ ностях наслед­ ственности и изменчивост. Г. Мендель — основоположник генетики

Определение генетики как науки, наследственности и изменчивости как основных свойств живого. Работы Менделя по выявлению статистических закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод выявления наследования признаков. Объекты и методы исследования, используемые Менделем

Предметные:

должны знать определения понятий: ген, доминантный ген, рецессивный ген, признак, свойство, фенотип, генотип, сущность гибридологического метода изучения наследственности, законы Г.Менделя, анализировать и решать задачи, записывать условия задачи, её решение, ответ, пользуясь генетической символикой

Метапредметные:

познавательные

владеть приёмами работы с информацией, формулировать проблему, использовать при решении задач генетическую символику, подводить итог работы, формулировать выводы

регулятивные

принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять прак..работу

коммуникативные

строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их

Личностные:

Формирование интереса к изучению природы, осознание необходимости бережного отношения к природе



26

1

Закономерности наследовани. Моногибридное скрещивание

Определение моногибридного скрещивания. Суть первого и второго законов Менделя и их цитологические основы

27

1

Закономерности наследовани. Дигибридное скрещивание

Определение дигибридного скрещивания. Суть третьего закона Менделя и его цитологические основы. Анализирующее скрещивание

28

1

Хромосомная теория наслед­ ственности

Создание хромосомной теории наследственности. Работы Моргана. Объекты

и методы его исследований. Основные положения хромосомной теории наследственности

Предметные:

владеть биологической терминологией, составлять модель биологического процесса, применять знания при решении практических задач.

Метапредметные:

познавательные

 выделять существенные признаки биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными

регулятивные

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

коммуникативные

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов

29

1

Современные представления о гене и геноме

Определение гена и генома. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов

Предметные:

должны знать определения основным терминам генетики (изменчивость, генотип, фенотип, генофонд и т.п.), историю развития генетики как науки, используя знания цитологии и генетики, объяснять наличие современного генетического биоразнообразия на планете и его биологическое значение.

Метапредметные:

познавательные

обобщать и делать выводы по изученному материалу

регулятивные

уметь организовывать выполнение заданий учителя, оценивать свою работу, а также работу одноклассников

коммуникативные

строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре и в группе.

Личностные:

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

30

1

Генетика пола

Пол как особенность организма, определяющая его роль в размножении. Хромосомное определение пола. Типы хромосомного определения пола. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование

Предметные:

должны знать основные генетические понятия, закон Моргана, называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом, приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов 1:1, составлять генотипы организмов и записывать их гаметы

Метапредметные:

познавательные

формулировать проблему, осваивать приёмы исследовательской деятельности, участвовать в групповой работе

регулятивные

преобразовывать практическую задачу в познавательную, планируют собственную деятельность,
осуществляют контроль и оценку своих действий

коммуникативные

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Личностные

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, осознание ценности здорового образа жизни, значение семьи в жизни человека.

31

1

Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Определение изменчивости как одного из свойств живого. Классификация изменчивости. Особенности наследственной и ненаследственной изменчивости

Предметные:

должны уметь давать определение термину изменчивость; основные формы изменчивости, виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа

Метапредметные:

познавательные

составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний.

регулятивные

составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

коммуникативные

уметь отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников

Личностные

Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

32

1

Генетика и здоровье человека

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека. Их причины, механизм и профилактика

Предметные:

должны знать методы изучения генетики человека; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, владеть генетическими понятиями

Метапредметные:

познавательные

обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, работать с таблицей, подводить итог работы, формулировать выводы

регулятивные

планировать, составлять план и последовательность действий, прогнозировать, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё подлежит усвоению, выполнять практическую работу

коммуникативные

уметь общаться и сотрудничать с одноклассниками и преподавателем, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, с достаточной полнотой иточностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные

Соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).

33

1

Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология: достижения и перспективы развития

Определение селекции и ее значение

в хозяйственной деятельности человека. Методы селекции и их характеристика. Селекция растений, животных и микроорганизмов и ее особенности.

Биотехнология, ее методы, направления и достижения. Этические аспекты биотехнологииi

Предметные:

должны знать методы селекции, уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, давать определения понятий порода, сорт, штамм, приводить примеры пород животных и сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов, знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ объяснять значение селекции в практической деятельности человека

Метапредметные:

познавательные

умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

регулятивные

корректировать знания и объективно их оценивать.

коммуникативные

отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные

Осмысливают причины многообразия животного мира

34

1

Промежуточная аттестация (тест).





i Преподавание осуществляется с использованием электронного образования и дистанционных технологий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!