ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника М.: «ДРОФА» - 2014г.
Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. № 680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организация Брянской области на 2017-2018 учебный год» предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часов в неделю). Лабораторных и практических работ – 25, контрольных работ 5.
Форма проведения итоговой аттестации в 8 классе будет проходить в виде итогового тестирования.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
-
| Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 |
-
| Происхождение человека | 3 |
-
| Строение организма | 5 |
-
| Опорно-двигательная система | 8 |
-
| Внутренняя среда организма | 3 |
-
| Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 |
-
| Дыхание | 5 |
-
| Пищеварение | 7 |
-
| Обмен веществ и энергии | 4 |
-
| Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 |
-
| Нервная система | 6 |
-
| Анализаторы. Органы чувств | 5 |
-
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 |
-
| Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 |
-
| Индивидуальное развитие организма | 6 |
-
| Итого | 70 |
Перечень лабораторных и практических работ по биологии 8 класс.
№ | Тема |
-
| Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» |
-
| Л.р. № 2 «Коленный рефлекс» |
-
| Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» |
-
| Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости» |
-
| Л.р. № 5 «Мышцы человеческого тела» |
-
| Л.р. № 6 «Утомление при статической и динамической работе» |
-
| Л.р. № 7 «Самонаблюдение работы основных мышц, Роль плечевого пояса в движениях руки» |
-
| Л.р. № 8 «Выявление нарушений осанки» |
-
| Л.р.№ 9 «Выявление плоскостопия» (домашняя) |
-
| Л.р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
-
| Л.р. № 11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке» |
-
| Л.р. № 12 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» |
-
| Л.р.№ 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» |
-
| Л.р. № 14 «Опыты, выясняющие природу пульса» |
-
| Л.р№ 15. «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». |
-
| Л.р. № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» |
-
| Л.р.№ 17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
-
| Л.р.№18 «Действие ферментов слюны на крахмал» |
-
| Л.р. №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» |
-
| Л.р. № 20 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (домашняя) |
-
| Л.р. № 21 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» |
-
| Л.р. № 22 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» |
-
| Л.р.№ 23 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» |
-
| Л.р. № 24 «Выработка навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» |
-
| Л.р. № 25 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч).
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (5 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Раздел 8. Пищеварение (7 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 11. Нервная система (6 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Календарно-тематическое планирование.
70 часов, 2 часа в неделю.
№ В пр-е | № В теме | Содержание материала (тема урока) | Вид (тип) урока | Дата | Оборудование | Примечание |
Факт | План |
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) |
-
| -
| Науки о человеке. Здоровье и его охрана | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Становление наук о человеке | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа) |
-
| -
| Систематическое положение человека | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Историческое прошлое людей | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Расы человека. Среда обитания | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 3. Строение организма (5 часа) |
-
| -
| Общий обзор организма человека | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Клеточное строение организма | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Л.р. № 2 «Коленный рефлекс» Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольная работа по теме «Общий обзор организма»» | Урок контроля. | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 часов) |
-
| -
| Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Соединения костей | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. № 5 «Мышцы человеческого тела» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Работа скелетных мышц и её регуляция Л.р. № 6 «Утомление при статической и динамической работе» Л.р. № 7 «Самонаблюдение работы основных мышц, Роль плечевого пояса в движениях руки» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Нарушения опорно-двигательной системы Л.р. № 8 «Выявление нарушений осанки» Л.р.№ 9 «Выявление плоскостопия» (домашняя) | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | Урок контроля | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа) |
-
| -
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Л.р. № 10 - 12 | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Иммунология на службе здоровья | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) |
-
| -
| Транспортные системы организма | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Круги кровообращения Л.р.№ 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Строение и работа сердца Л.р. № 14 «Опыты, выясняющие природу пульса» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р№ 15. «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Первая помощь при кровотечениях | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма» | Урок контроля | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 7. Дыхание (5 часов) |
-
| 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды Л.р. № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» Л.р.№ 17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 8. Пищеварение (7 часов) |
-
| 1 | Питание и пищеварение | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Пищеварение в ротовой полости Л.р.№18 «Действие ферментов слюны на крахмал» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 5 | Регуляция пищеварения | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 7 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Дыхание. Пищеварение» | Урок-контроля | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) |
-
| 1 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ Л.р. №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Витамины | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Л.р. № 20 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (домашняя) | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа) |
-
| 1 | Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Терморегуляция организма. Закаливание | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Выделение | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Контрольная работа по теме «Обмен веществ и превращение энергии. Выделение. Покровы тела» | Урок контроля | | | | |
Раздел 11. Нервная система (6 часов) |
-
| 1 | Значение нервной системы | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Строение нервной системы. Спинной мозг | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Л.р. № 21 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Функции переднего мозга | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 5 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы Л.р. № 22 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 6 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система» | Урок контроля | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) |
-
| 1 | Анализаторы | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Зрительный анализатор Л.р.№ 23 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Л.р. № 24 «Выработка навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Слуховой анализатор | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 5 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) |
-
| 1 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Врождённые и приобретённые программы поведения | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Сон и сновидения | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Воля. Эмоции. Внимание Л.р. № 25 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 5 | Контрольная работа по теме «Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность». | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов) |
-
| 1 | Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Функция желёз внутренней секреции | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 часов) |
-
| 1 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 3 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 4 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 5 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| 6 | Итогово-обобщающий урок | Итогово-обобщающий урок | | | Компьютер, проектор, презентация | |
|
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Ученик (выпускник) научится:
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
классифицировать железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
классифицировать железы в организме человека;
выделять существенные признаки органов размножения человека;
объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Ученик (выпускник) получит возможность научится:
приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев М: Дрофа, 2002. (1.2.4.2.2.4)
Биология 8 класс поурочные планы по учебнику «Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев» Г.В. Чередникова. Волгоград: Учитель, 2007 год.
Биология 8 класс. Тематический и итоговый контроль – Рохлов В.С – М.: Издательство «Национальное образование» 2016 г.
Биология 8 класс. Текущий контроль – Рохлов В.С – М.: Издательство «Национальное образование» 2016 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев М.: Дрофа, 2002.
Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2017.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы (учебное электронное издание)
Электронное наглядное пособие с методическими рекомендациями. Человек и его здоровье.
Мультимедийное учебное пособие. Биология. Анатомия и физиология человека 9 класс. Просвещение
Рассмотрено и принято МО (ЦШМО) От____________________________ Руководитель МО: __________________________ / Плюхина Ю.Г./ | Согласовано От____________________ Зам.директора по УВР ____________________ /Колбасова Л.Г./ | Утверждаю. Приказ №_____________ от__________ Директор школы _____________________ /Панькевич С.В./ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стекляннорадицкое средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа ООО
Биология
8 класс
Автор программы: учитель биологии Сусоев А.Н.
2017-2018