СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе: авторской программы  5—9 классы: рабочая программа к линии   УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с.

Учебник 5 класс: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Учебник 6 класс: Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений /В.В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2013 г.-207c.

Учебник 7 класс: Биология. Животные.7кл.: учебник  для общеобразовательных учреждений/В.В. Латюшин,  В.А. Шапкин.-М.: Дрофа,2013.-302с.

 Учебник 8 класс:  Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Колесова Д. В. – М.: Дрофа, 2017.

Учебник 9 класс: Биология. Введение в общую биологию.9 класс,  учебник  для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.-288с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 класс»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/_______/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2019 г

«Согласовано»

Заместитель по УВР ________/____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2019 г

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ

________/_________/

Ф.И.О.

Приказ №____ от

«___»_______ 2019 г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

биология

5-9 класс

Составитель: учитель биологии В.Н. Лизина

Составлена на основе: авторской программы 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с.

Учебник 5 класс: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Учебник 6 класс: Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2013 г.-207c.

Учебник 7 класс: Биология. Животные.7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М.: Дрофа,2013.-302с.

Учебник 8 класс: Биология. Человек. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Колесова Д. В. – М.: Дрофа, 2017.

Учебник 9 класс: Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.-288с.

Количество часов:

5 класс: 1 час в неделю (35 час.)

6 класс: 1 час в неделю (35 час)

7 класс: 1 час в неделю (36 час)

8 класс: 2 часа в неделю (70час)

9 класс: 2 часа в неделю (70 час)


с. Кочубеевское

2019-2020 уч. год.




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);

  • выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать па информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитая мотивация к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет ресурсе информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


  1. Содержание учебного предмета

5 класс

Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Введение

6

1

1

Клеточное строение организмов

9

5

1

Царство Бактерии

3

-


Царство Грибы

7

1


Царство Растения

9

4

1

Резерв

1



Итого

35

10

3


6 класс


Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Строение и многообразие покрыто-

семенных растений

13

5

2

Жизнь растений

11



Классификация растений

6

1

1

Природные сообщества

3


Резерв

2



35 часов


6

3



7 класс


Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Введение

2


1

Многообразие животных

17


Эволюция строения и функций органов и их систем (6 ч).

6



Индивидуальное развитие

3


Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы

5


1

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

2




35 часов

3



8 класс


Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Введение. Науки, изучающие организм человека

2



Происхождение человека

3


1

Строение организма

4



Опорно-двигательная система

8



Внутренняя среда организма

3



Кровеносная и лимфатические системы

7



Дыхание

4



Пищеварение

6



Обмен веществ и энергии

3



Покровные

органы. Терморегуляция.

Выделение

4



Нервная

система

5



Анализаторы.

Органы чувств

5



Высшая

нервная деятельность.

Поведение. Психика

6



Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2



Индивидуальное развитие организма

5



Здоровый образ жизни.

2



Резерв

1




68 часов (2 раза в неделю)

19

3



9 класс


Содержание

Количество часов

Из них – п/р( л/р)

Из них – к/р

Введение

3


1

Уровни организации живой природы

48

3

1

Эволюция

7



Возникновение и развитие жизни

5



Повторение

4


1

Резерв

1



68 часов

3

3














III. Календарно-тематическое планирование 5 кл.(1час в неделю, 35 час.)

 

№ пп

Дата проведения

Тема урока

Количество часов


Введение. 6

1


Биология — наука о живой природе

1

2


Методы исследова­ния в биологии

1

3


Разнообразие живой природы. Многообразие организмов и их классификация.

Отличительные при­знаки живого от не­живого

1

4


Среды обитания жи­вых организмов Экологические фак­торы и их влияние на живые организмы

1

5


Диагностическая контрольная работа

1

6


Обобщающий урок по теме « Введение»

Виртуальная экскурсия «Многообразие живых организмов»

Р.К. Осенние явления в жизни растений родного края.

П.Р.№ 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

1

Раздел 1. Клеточное строение организмов 9

7


Устройство увеличи­тельных приборов.

Л.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов»

1

8


Строение клетки

Л.р.№2 « Изучение препарата кожицы лука»

1

9


Особенности строения клеток. Пластиды.

Л/р. №3 «Пластиды в клетках листа элодеи плодов томата, шиповника »

1

10


Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества

1

11


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Л.р. № 4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

12


Жизнедеятельность клетки: рост, разви­тие.

Деление клетки

1

13


Понятие «ткань»

Л.р. № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

1

14


Выделение признаков, характерных для различных видов тканей.


15


Контрольная работа за 1 полугодие


 Раздел 2. Царство Бактерии 3

16


Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

17


Роль бактерий в при­роде и жизни че­ловека.

1

18


Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

Раздел 3. Царство Грибы 7

19


Грибы, их общая ха­рактеристика, стро­ение и жизнеде­ятельность.

1

20


Роль грибов в природе и жизни человека

1

21


Шляпочные грибы

Л/р № 6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

22


Грибы съедобные и ядовитые. Симбиоз грибов и растений.

Съедобные и ядовитые грибы Ставропольского края

1

23


Плесневые грибы и дрожжи

1

24


Грибы-паразиты.

Паразитические грибы Ставропольского края

1

25


Лишайники.

Многообразие лишайников Ставропольского края

1

Раздел 4. Царство Растения (7 час.+ 2 часа из резерва) 9

26


Разнообразие, распространение, значение растений.

1

27


Водоросли, их много­образие, строение, среда обитания

Одноклеточные водоросли

Л/р 7 «Строение зеленых одноклеточных водорослей»

1

28


Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Пресноводные водоросли Ставропольского края

1

29


Мхи. Мохообразные Ставропольского края


30


Папоротники, хвощи, плауны.

Высшие споровые растения Ставропольского края

Л.р.8 «работы Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)»

1


31


Семенные растения. Голосеменные расте­ния.

Хвойные растения Ставропольского края

Л.р. 9«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1

32


Покрытосеменные, или Цветковые.

Многообразие цветковых растений Ставропольского края.

Л.р.10 «Строение цветкового растения»

1

33


Происхождение рас­тений. Основные этапы развития рас­тительного мира


1

34


Контрольная работа по итогам года

1

35


Резерв

1



Календарно тематическое планирование 6 класс (1 час в неделю, 35 час).

№урока

Дата проведения


Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Тема: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 13

Строение семян.

1


Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня.

1


Условия произрастания и видоизменения корней.

1


Побег и почки. Л.р.№1

1


Внешнее строение листа. Л.Р.№2

1


Клеточное строение листа.

1


Видоизменение побегов. Л.р.№3

1


Цветок.

1


Соцветия. Л.Р.№4

1


Плоды. Л.Р.№5

1


Распространение плодов.

1


Обобщение по разделу «Строение покрытосеменных растений».

1


Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Раздел 2. Тема: «Жизнь растений» (10 час.+ 1 час из резерва) 11


Минеральное питание растений.

1


Фотосинтез.

1


Дыхание растений.

1


Листопад. Испарение воды листьями.

1


Передвижение веществ в растении. Прорастание семян.

1


Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

1


Размножение голосеменных растений.

1


Половое размножение цветковых растений.

1


Вегетативное размножение цветковых растений.

1


Минеральное питание растений.

1


Обобщение по курсу «Жизнь растений».

1

Раздел 3 Тема: «Классификация растений» 6


Основы систематики

1


Класс Двудольные

1


Класс Однодольные

1


Культурные растения. Л.Р.№6

1


Обобщение по разделу «Классификация растений»

1


Контрольная работа за год

1

Раздел 4: Тема «Природные сообщества» 3


Растительные сообщества.

1


Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир.

1


Обобщение знаний по курсу

1

  1. 35


Резерв

2



Календарно тематическое планирование 7 класс (1 час в неделю, 35 час)

урока

Дата проведения


Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Тема «Введение» 2 часа

1

История развития зоологии. Современная зоология.

1


Диагностическая работа


Раздел 2. Тема «Многообразие животных » 17 часа


Одноклеточные животныеПростейшие: корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Жгутиконосцы, Инфузории



Многоклеточные животные. Беспозвоночные. Тип Губки, Кишечнополостные



Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.



Тип Моллюски. Классы Моллюсков.



Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Р/к Насекомые края.



Отряды насекомых.



Обобщение по теме «Беспозвоночные животные».



Многоклеточные животные. Позвоночные. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные. Классы рыб.



Классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Р/к Рыбы края.



Р/к Класс Земноводные и Пресмыкающиеся.



Контрольная работа за 1 полугодие.



Отряд Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы. Р/к Песмыкающиеся края.



Класс Птицы. Отряды птиц. Р/к Птицы края..



Класс Млекопитающие. Р/к Отряды млекопитающих: Грызуны, Хищные др.



Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие и др.



Отряд млекопитающих: Приматы.



Обобщение по теме «Позвоночные животные»


Раздел 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем» 6 часов


Покровы тела. Полости тела.



Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных.



Органы дыхания и газообмен. Кровеносная система. Кровь.



Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии. Органы выделения.



Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств.



Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств.


Раздел 4 Тема: «Индивидуальное развитие» 3 часа


Органы и способы размножения животных. Оплодотворение.



Развитие животных.

Периодизация и родолжительность жизни животных



Обобщение темы «Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие».


Раздел5Тема:«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» 5 час.


Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.



Усложнение строения животных. Многообразие животных как результат эволюции.



Ареалы обитания. Миграции.

Биоценозы



Обобщение темы «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».



Контрольная работа за год.


Раздел 6: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» 2 часа


Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных.



Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Р/к.






Тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю, 70 часов)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч) 2

1


Науки о человеке. Здоровье и его охра­на

1

2


Становление наук о человеке.

1

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

3


Систематическое по­ложение человека.

1

4


Историческое про­шлое людей.

1

5


Расы человека. Среда обитания.

1

Раздел 3. Строение организма 4

6


Общий обзор орга­низма человека.

1

7


Клеточное строение организма.

1

8


Ткани: эпителиаль­ная, соединительная, мышечная

1

9


Нервная ткань. Реф­лекторная регуляция.

1

Раздел 4. Опорно-двигательная система 8

10


Значение опорно­двигательного аппа­рата, его состав. Строение костей

1

11


Скелет человека. Осевой скелет и ске­лет конечностей.

1


Типы соединения костей.

1


Строение мышц. Об­зор мышц человека.

1


Работа скелетных мышц и её регуляция

1


Нарушения опор- но-двигательной сис­темы. Статистика по нарушению опорно-двигательной системы среди населения Вологодской области.

1


Первая помощь при ушибах, переломах костей и ывихах суставов.

1


Контрольно-обобщающий урок по теме « Опорно-двигательная система»

1

Раздел 5. Внутренняя среда организма 3


Кровь и остальные компоненты внут­ренней среды орга­низма

1


Борьба организма с инфекцией. Имму­нитет. Статистика заболеваемости инфекционными заболеваниями по сезонам в В.обл.

1


Иммунология на службе здоровья

1

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

7


Транспортные систе­мы организма.

1


Круги кровообраще­ния.

1


Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

1


Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1


Гигиена сердечно­сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями в вологодской обл.

1


Первая помощь при кровотечениях

1


Контрольно-обобщающий урок по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы

организма»

1

Раздел 7. Дыхание 4


Значение дыхания. Органы дыхатель­ной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыха­тельных путей

1


Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

1


Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1


Функциональные возможности дыха­тельной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы ор­ганов дыхания: их профилактика, пер­вая помощь. Приё­мы реанимации. Статистические данные по Вологодской обл. по группе заболеваний.

1

Раздел 8. Пищеварение 6


Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

1


Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости.

1


Пищеварение в же­лудке и двенадцати­перстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочно­го сока

1


Всасывание. Роль пе­чени. Функции толстого кишечника

1


Регуляция пищева­рения

1


Гигиена органов пи­щеварения. Предуп­реждение желудочно-кишечных инфек­ций. Статистика заболеваемости в Вологодской обл.

1

Раздел 9. Обмен веществ и энергии 3


Обмен веществ и энергии — основное

свойство всех живых существ

1


Витамины

1


Энергозатраты чело­века и пищевой ра­цион.

1

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение 4


Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган

1


Уход за кожей. Гиги­ена одежды и обуви. Болезни кожи

1


Терморегуляция ор­ганизма. Закалива­ние

1


Выделение

1

Раздел 11. Нервная система

5


Значение нервной системы

1


Строение нервной системы. Спинной мозг

1


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, мос­та и мозжечка

1


Функции переднего мозга

1


Соматический и ав­тономный (вегета­тивный) отделы нервной системы

1

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств 5


Анализаторы

1


Зрительный анализа­тор

1


Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1


Слуховой анализатор

1


Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

1

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 6


Вклад отечествен­ных учёных в разра­ботку учения о выс­шей нервной деятельности

1


Врождённые и при­обретённые програм­мы поведения

1


Биологические ритмы. Сон и сновидения

1


Особенности высшей нервной деятельнос­ти человека. Речь и сознание. Познава­тельные процессы

1


Воля. Эмоции. Вни­мание

1


Контрольно-обобщающий урок по темам «Анализаторы, высшая нервная деятельность»

1

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) 2


Роль эндокринной регуляции.

1


Функция желёз внутренней секреции

1

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма 5


Жизненные циклы. Размножение. Поло­вая система

1


Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1


Наследственные и врождённые заболе­вания. Болезни, передающиеся половым путём

1


Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

1


Интересы, склонности, способнос­ти. Выбор жизненного пути.

1

Раздел 16. Здоровый образ жизни 2


Здоровый образ жизни.

1


Обобщающий урок по курсу «Биология. человек.

1

Резерв

1 час

1


Календарно–тематическое планирование 9 класс (2часа в неделю,70 час.)

урока

Дата

проведения

Тема урока

Количество часов




Раздел 1. Тема «Введение»

3

1


Биология наука о жизни.

1


Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого

1


Диагностическая работа

1

Раздел 2 Тема: «Уровни организации живой природы»

48

1. Молекулярный уровень

4


Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

5


Углеводы.

1

6


Липиды.

1

7


Состав и строение белков.

1

8


Функции белков.

1

9


Нуклеиновые кислоты.

1

10


АТФ и другие органические соединения клетки.

1

11


Биологические катализаторы. Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1

12


Вирусы.

1

13


Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1

2. Клеточный уровень

14


Основные положения клеточной теории.

1

15


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

16


Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

17


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

18


Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

19


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

20


Различия в строении клеток эукариот прокариот.

1

21


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

22


Энергетический обмен в клетке.

1

23


Типы питания клетки.

1

24


Фотосинтез и хемосинтез.

1

25


Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

26


Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

27


Деление клетки. Митоз.

1

28


Контрольная работа за I полугодие

1

3. Организменный уровень

29


Размножение организмов. Оплодотворение.

1

30


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

31


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

32


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

33


Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

34


Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

35


Дигибридное скрещивание.

1

36


Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

37


Модификационная изменчивость.

1

38


Мутационная изменчивость. Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов»

1

39


Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1

40


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

41


Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

4. Популяционно-видовой уровень

42


Вид. Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

1

43


Популяции.

1

5. Экосистемный уровень

44


Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1

45


Состав и структура сообщества.

1

46


Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

47


Саморазвитие экосистемы.

1

48


Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

1

6. Биосферный уровень

49


Биосфера. Среды жизни.

1

50


Круговорот веществ в биосфере.

1

51


Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень, Экосистемный уровень .Биосферный уровень».

1

Раздел 3 Тема: «Эволюция»

7

52


Развитие эволюционного учения.

1

53


Изменчивость организмов.

1

54


Борьба за существование. Естественный отбор.

1

55


Видообразование.

1

56


Макроэволюция.

1

57


Основные закономерности эволюции.

1

58


Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

1

Раздел 4. Тема: «Возникновение и развитие жизни»

5

59


Гипотезы возникновения жизни.

1

60


Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

61


Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1

62


Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

63


Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1

Повторение 4

64


Повторение темы «Биосферный уровень».

1

65


Повторение темы «Основы учения об эволюции»

1

66


Повторение темы«Экосистемный уровень

1

67


Контрольная работа за год

1


68 Резерв 1 час.

1



Лист корректировки календарно-тематического планирования



Предмет Биология

Класс ______________

Учитель Лизина В.Н.


2019-2020 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!