СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 5 класс.»









5 класс.

Биология (35 часов, 1 час в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;

-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С.Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.

- образовательной программы МКОУ «Новиковская СОШ им Фёдорова Н. Д.».

Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года рабочая программа для 5 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1час в неделю. Количество классов-комплектов – 1.

В соответствии с Сан ПинМином на 35 часов в учебном году, продолжительностью урока 40 минут, 1 урок в неделю.


Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования

универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной шко-ле и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной

ступени обучения.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и

включает:

Цели биологического образования:

- социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;

познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у

школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии

и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,

значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»

обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты

мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,

оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными

реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимо-сти концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представле-ния научно обоснованных аргументов своих действий путём

- применения межпредметного анализа учебных задач.



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе)


Личностными результатами являются следующие умения:

- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий

(УУД).

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причи-ны и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе

- дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с пред-ками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться

увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



Содержание учебного предмета биологии 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)


№ п/п

Название темы

Количество часов

Лабораторные/практические работы

Экскурсии

1.

Биология – наука о живой природе

8

2


2.

Многообразие живых организмов

11

2


3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7



4.

Человек на планете Земля

6


5.

Итоговая контрольная работа

1



6.

Экскурсия.

1


1

5.

Резерв

1




Итого:

35 ч

4 ч


Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (35 часов)

п/п

Дата проведения

Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Информационные ресурсы, средства обучения

Формы и методы обучения

Личностные

(ЛУУД)

Метапредметные

(КУУД, ПУУД, РУУД)

Предметные


Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)

1

1 нед сентября

Наука о живой природе.


Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.


М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями.


П. знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты, ЭОР.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый. Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами.

2

2 нед сентября

Свойства живого.

Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.


М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)


П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР.

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

3

3 нед сентября

Методы изучения природы.

Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.


М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.


П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР.

Измерительные приборы.


Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Обсуждать способы оформления результатов исследования Индивидуальная, работа в парах, группах.


4

4 нед сентября

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства микроскопа»

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.


М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.


П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблица «Увеличительные приборы» мякоть арбуза, плоды томатов.

Портреты Левенгука, Гука, ЭОР.

Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.

Изучить и запомнить правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов».

5

5 нед сентября

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2. «Знакомство с клетками растений»

Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.


формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.


П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов.

Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, микропрепараты, ЭОР.


Ткани животных организмов.


Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/. Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

6

1нед октября

Химический состав клетки.

Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.


М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.


П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.



Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./


7

2 нед октября

Процессы жизнедеятельности клетки.

Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.


М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

М. умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе

П. выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата

Таблицы, микроскопы, микропрепараты.

ПК, телевизор.




Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)

Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный.

Приобретение и контроль знаний, самоконтроль.

Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/.

8

3 нед октября

Обобщающий урок по теме.

Великие естествоиспытатели.

Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.


М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Тесты.

Портреты учёных: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, ЭОР.




Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний.


Тема 2. Многообразие живых организмов -11 час


9

4 нед октября

Царства живой природы.


Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.


М. умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.


П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.


Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея.


Индивидуальная:

Объяснять сущность термина «классификация».

Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

Продуктивная:

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

10

2 нед ноября

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;


М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электроннымиП. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе.

П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов;

оценивание с эстетической точки зрения различных животных.

Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений.


Приобретение знаний:

Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

11

3 нед ноября

Значение бактерий в природе и жизни человека.


Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;


М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.


. определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.

Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии.



Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная: Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.

Различать бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

12

4 нед ноября

Растения.


Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.


М. умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.


П. выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп..

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

13

5нед ноября

Растения.

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».


Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.


М. развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.


П. приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления.

Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература.



Приобретение и закрепление знаний.Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

14

1 нед декабря

Животные.


Л. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.


М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.


П. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе.

Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР.



Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

15

2 нед декабря

Животные.

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных».

Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.


М. умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного.


П. развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Микроскопы, культуры водных микроорганизмов

Индивидуальная, работа в парах Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

16

3 нед декабря

Грибы

Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.


М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.


П. выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.

Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень).



Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.

Характеризовать питание грибов.

Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

17

4 нед декабря

Многообразие и значение грибов.

Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.


М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.


П. выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.

Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР.

Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений.



Парная работа

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Характеризовать значение грибов для человека и для природы .


18

3 нед января

Лишайники



Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.


М. выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.


П. выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников.

Гербарий, таблицы, ЭОР.

Строение лишайника.


Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.

Словесный, наглядный. Приобретение знаний. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

19

4 нед января

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Многообразие живых организмов»

Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.



М. структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе


П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе.

Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.



Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.




Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.


П. продемонстрировать ЗУН по темам.

Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.



Индивидуальная, фронтальная Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2.

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.



Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля -7 час


20

5 нед января

Среды жизни на планете Земля


Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).


развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов;

; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов;

сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения.

ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации.




Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль

21

1 нед февраля

Экологические факторы среды.


Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.


Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе


П объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе.

Таблицы, ЭОР.



Тест по теме «Среды жизни на планете Земля». Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

22

2 нед февраля

Приспособления организмов к условиям существования.


Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам


умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.

выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.

Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры.


Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.




23

3 нед февраля


Природные сообщества.


Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.


умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).


Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов.

Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Алтайского края»



Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний.



24

4 нед февраля


Природные зоны России.

Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.


умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.


формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.

Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Алтайского края»



Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона»

«Животные и растения Красной книги Ульяновской области» Приобретение знаний, исследование

Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон».

25

1 нед марта

Жизнь организмов на разных материках.



Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.,

умения работать в группе

умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.


приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Алтайского края»



Тест « Природные зоны России»

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности

26

2 нед марта

Жизнь организмов в морях и океанах.

Обобщающий урок по теме.«Жизнь организмов на планете Земля.

Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..

Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации


умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях

диагностика ЗУН по теме.

. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации

умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях

диагностика ЗУН по теме.

Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР.

Тесты, карточки с заданиями., выполнение творческих заданий

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмомсообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний.

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Контроль знаний.



Тема 4. Человек на планете Земля – 6 час


27

3 нед марта

Как появился человек на Земле.

Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.


М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.


П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Таблицы, ЭОР.



Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником.

28

1 нед апреля

Как человек изменял природу.


Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.


М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.


П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

29

2 нед апреля

Важность охраны живого мира планеты.

Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.


П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации

Называть животных, истреблённых человеком.

Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

30

3 нед апреля

Сохраним богатство живого мира.


Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий

М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.


П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

Работа в группах. Проектный метод.

31

4 нед апреля

Итоговый контроль.


М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.


П. проверка ЗУН за курс 5 класса.

Тесты.

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

32

5 нед апреля

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».






33-35

2-4 нед мая

Резервный урок.






Общее количество творческих работ-0

Общее количество проектных работ-0

Общее количество практических работ-0

Общее количество лабораторных работ-4

Общее количество контрольных работ-0



Материально-техническое обеспечение

Перечень учебно –методического обеспечения.


Авторская программаИ.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

Учебник:

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г

Рабочая тетрадь. И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Л.В.Симонова. Биология 5 кл


Интернет-ресурсы.


Методическая литература для учителя.

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2014.


Мультимедийная поддержка курса.

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

Основная литература для учащихся.

  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.

  2. Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.

  3. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.

  4. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.

  5. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

Интернет-ресурсы.

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей