Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.
Особенностью 6 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.
Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.
Цель и задачи обучения биологии в 6 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
№ | Название темы урока, что пройдено на уроке | Основные понятия | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Формы контроля | ИКТ | Дата |
Тема 1.Органы и системы органов живых организмов (11ч) |
1. | 1.Организм - единое целое. | Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани — компоненты органов, органы — части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная. | | | | 06.09.2018 |
2. | 2.Органы и системы органов растений. Побег | Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек. | | | | 13.09 |
3. | 3.Строение побега и почек. | Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. | Лабораторная работа №1 «Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями». | | | 20.09 |
4. | 4.Строение и функции стебля | Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №2 «Определение возраста деревьев по спилам» | | | 27.09 |
5. | 5.Внешнее строение листа. | Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №3. «Внешнее строение листа. Листорасположение». | | | 04.10 |
6. | 6.Клеточное строение листа. | Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья. | | | | 11.10 |
7. | 7.Строение и функции корня. | Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №4 «Зоны корня». | | | 18.10 |
8. | 8.Видоизменение надземных побегов. | Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменённая почка. | | | | 25.10 |
9. | 9.Разнообразие подземных побегов и их значение. | Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. | Лабораторная работа №5 «Видоизменение корней и их приспособительное значение». | | | 01.11 |
10. | 10.Органы и системы органов животных. | Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания. | | | | 15.11 |
11. | 11.Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | 22.11 |
Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов (23ч) |
12. | 1.Движение живых организмов. | Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни. | | | | 29.11 |
13. | 2.Почвенное питание растений. | Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения паразиты. | | | | 06.12 |
14. | 3.Фотосинтез – воздушное питание растений. | История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений. | | | | 13.12 |
15. | 4.Фотосинтез – воздушное питание растений. | История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений. | | | | 20.12 |
16. | 5.Испарение воды листьями. Листопад. | Доказательства испарения воды листья ми. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения. | | | | 27.12 |
17. | 6.Питание животных | Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные. | | | | |
18. | 7.Питание бактерий и грибов. | Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибысапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе. | | | | |
19. | 8.Дыхание растений, бактерий и грибов. | Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов. | | | | |
20. | 9.Дыхание и кровообращение животных. | Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения. | | | | |
21. | 10.Транспорт веществ в организме. | Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные. | | | | |
22. | 11.Выделение. Обмен веществ. | Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота. | | | | |
23. | 12.Размножение организмов, бесполое размножение. | Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор. | | | | |
24. | 13.Вегетативное размножение растений. | Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодовоягодных культур с помощью прививки. Современные методы. Цели и задачи, организация практической работы. | Практическая работа №1 « Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы». | | | |
25. | 14.Половое размножение растений. Строение цветка. | Цветок — генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №6 «Основные части цветка, строение завязи». | | | |
26. | 15.Опыление. | Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений. | | | | |
27. | 16.Оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена. | Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Лабораторная работа №7 «Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов» | | | |
28. | 17.Размножение многоклеточных животных. | Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма. | | | | |
29. | 18.Индивидуальное развитие растений. | Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы. | Практическая работа №2 «Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени». | | | |
30. | 19.Индивидуальное развитие животных. | Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости. | | | | |
31. | 20.Расселение и распространите живых организмов. | Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных. | | | | |
32. | 21.Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов. | Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение. | | | | |
33. | 22.Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | |
34. | 23.Обобщающее повторение | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: