СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии расчитана на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)

  3. Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения (утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014);

  4. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2);

  5. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1);

  6. Примерная программа по учебному предмету. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс линии «Сферы» по биологии под редакцией Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.

Состав УМК:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Тетрадь-тренажёр. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.


Особенностью 6 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.


Цель и задачи обучения биологии в 6 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

С учетом подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для освоения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работа с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Курс направлен на формирование представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Раздел «Общие биологические закономерности» знакомит школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

Содержание учебного предмета биологии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.


В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  • стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  • тематические проверочные (контрольные работы);

  • проекты;

  • лабораторные и практические работы;

  • самоанализ и самооценка.

Общая характеристика учебного предмета биология отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется 205 ч. (5-9 классы). На обучение предмету биология отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета биология на ступени основного обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета биология. Содержание учебного предмета биология в 6 классе отражено в поурочном планировании.


2. Тематическое планирование


Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Тема 1.Органы и системы органов живых организмов


11ч

Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов

Проект «Жизнедеятельность живых организмов»

23ч


Календарно-тематическое планирование


Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии

Формы контроля

ИКТ

Дата

Тема 1.Органы и системы органов живых организмов (11ч)

1.

1.Организм - единое целое.


Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани — компоненты органов, органы — части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная.




06.09.2018

2.

2.Органы и системы органов растений. Побег

Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.




13.09

3.

3.Строение побега и почек.


Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями.

Лабораторная работа №1

«Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями».




20.09

4.

4.Строение и функции стебля

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Цели и задачи, организация

лабораторной работы.

Лабораторная работа №2 «Определение возраста деревьев по спилам»



27.09

5.

5.Внешнее строение листа.


Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Лабораторная работа №3. «Внешнее строение листа. Листорасположение».



04.10

6.

6.Клеточное строение листа.


Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.




11.10

7.

7.Строение и функции корня.

Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Лабораторная работа №4 «Зоны корня».



18.10

8.

8.Видоизменение надземных побегов.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменённая почка.




25.10

9.

9.Разнообразие подземных побегов и их значение.

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение.

Лабораторная работа №5 «Видоизменение корней и их приспособительное значение».



01.11

10.

10.Органы и системы органов животных.


Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания.




15.11

11.

11.Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.




22.11

Тема 2. Строение и жизнедеятельность живых организмов (23ч)

12.

1.Движение живых организмов.


Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни.




29.11

13.

2.Почвенное питание растений.


Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения паразиты.




06.12

14.

3.Фотосинтез – воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.




13.12

15.

4.Фотосинтез – воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.




20.12

16.

5.Испарение воды листьями. Листопад.


Доказательства испарения воды листья ми. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения.




27.12

17.

6.Питание животных

Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные.





18.

7.Питание бактерий и грибов.


Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибысапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.





19.

8.Дыхание растений, бактерий и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.





20.

9.Дыхание и кровообращение животных.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.





21.

10.Транспорт веществ в организме.


Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.





22.

11.Выделение. Обмен веществ.

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического

круговорота.





23.

12.Размножение организмов, бесполое размножение.


Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.





24.

13.Вегетативное размножение растений.


Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодовоягодных культур с помощью прививки. Современные методы. Цели и задачи, организация практической работы.

Практическая работа №1 « Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы».





25.

14.Половое размножение растений. Строение цветка.


Цветок — генеративный орган, его

строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Лабораторная работа №6 «Основные части цветка, строение завязи».




26.

15.Опыление.


Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.





27.

16.Оплодотворение цветковых растений. Плоды и семена.


Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Лабораторная работа №7 «Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов»




28.

17.Размножение многоклеточных животных.


Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма.





29.

18.Индивидуальное развитие растений.


Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы.

Практическая работа №2 «Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени».




30.

19.Индивидуальное развитие животных.


Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.





31.

20.Расселение и распространите живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.





32.

21.Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.


Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение.





33.

22.Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.





34.

23.Обобщающее повторение

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.





3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Учебное оборудование:

  • натуральные объекты (микропрепараты клеток растений и животных; коллекции съедобных и ядовитых грибов, морских животных; гербарии лишайников, мхов, папоротников, голосеменных, цветковых растений, морских водорослей);

  • приборы и лабораторное оборудование (лупы и световые микроскопы, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные таблицы, дидактические материалы);

  • модели, аппликации клетки;

  • Биология. Введение в биологию. 6 класс. – мультимедийное электронное пособие, ООО «Дрофа», 2012 г.

  • ТСО: проекционная аппаратура.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

Для ученика:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2016.

Для учителя:

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:

  1. Методические рекомендации. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Пособие для учителей. /Под ред. Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.– М.: Просвещение, 2016.

  2. авторская программа: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2015..


Планируемые результаты изучения учебного предмета биология в 6 классе отражены в ООП ООО образовательного учреждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!