СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс.Автор Сонин Н.И

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6класс»

МБОУ Павловская СШ


Согласовано Утверждаю

Решение педсовета Директор школы

№1 от30.08.2018г Емельянцева Л.И.

Приказ № 60 от 01.09.2018г






Рабочая программа

«Биология» 6 класс.



Составил рабочую программу учитель


Антипов Михаил Александрович














2018-2019 учебный год









Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,

Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы

основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора

Н.И. Сонина.2013г

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени

основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной

программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом

формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных

способов деятельности и ключевых компетенций.


Планируемые результаты освоения предмета


Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов,

их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в

повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического

мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом,

проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником,

его текстом и рисунками.

5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать

свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

Реализация национально - регионального компонента (НРК) Государственного

образовательного стандарта в процессе изучения тем осуществляется по

нескольким содержательным линиям: художественная культура, социально

-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охрана

жизнедеятельности, экологическая культура, информационная культура.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации

данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых

  • знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля,

  • оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок,

  • экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и

  • больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа,

  • развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные

  • работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим

составляющим результата образования: предметно – информационной (знает),

ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го

класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана

на 34 часа.


В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой

  • обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы,

  • отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости

  • и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного

  • организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального

  • звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и

  • среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние

  • деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебник

  • Основное содержание

( 1 час в неделю; всего 34 часа)


Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 часов)


Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное

строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,

выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Тема 1.2: Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические

вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры,

углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы: 1.Определение состава семян пшеницы.


Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение

и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в

строении растительной и животной клеток.

Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов.


Тема 1 4: Деление клетки (1 час)

Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз.

Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом.


Тема 1.5: Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,

их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных

организмов, их строение и функции.



Тема 1.6: Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня.

Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка –

зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по

стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок,

его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды.

Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Система органов. Основные системы органов животного организма:

пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная,

нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы: 3.Корневые системы. 4.Строение почки. 5.Простые и

сложные листья. 6.Строение семян. 7.Строение цветка.


Тема 1.7. Организм как единое целое (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.


Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (18 часов)


Тема 2.1: Питание и пищеварение (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма.

Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания

животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.

Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.



Тема 2.2: Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и

освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе

дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение

углекислого газа в выдыхаемом воздухе.


Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.

Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система,

ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторные работы: 8.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

растений.


Тема 2.4: Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у

растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные

выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.


Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные

системы животных.

Лабораторные работы: 9.Строение костей животных.


Тема 2.6: Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной

активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные работы: 10.Движение инфузории туфельки.


Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов

жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности

строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов

жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.


Тема 2.8: Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение

животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов.

Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки.

Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение.

Образование плодов и семян.

Лабораторные работы: 11.Вегетативное размножение растений.


Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян.

Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.

Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные работы: 12. Прорастание семян. 13. Прямое и непрямое развитие насекомых.


Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)


Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.

Взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе.

Цепи питания.


4. ОБОБЩЕНИЕ (3 часа).

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.





































Учебно-тематический план

(Биология, 6 класс)

№ п/п

Раздел. Тема.

Количество часов

Практическая часть

1

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

11

7

2

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов.

1


3

Тема 1.2. Химический состав клетки.

1

1

4

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

2

1

5

Тема 1.4. Деление клетки.

1


6

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

2


7

Тема 1.6. Органы и системы органов.

3

5

8

Тема 1.7. Организм как единое целое.

1


9

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.

18

6

10

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

2


11

Тема 2.2. Дыхание.

2


12

Тема 2.3.Транспорт веществ в организме.

2

1

13

Тема 2.4. Выделение.

2


14

Тема 2.5. Скелет – опора организма.

1

1

15

Тема 2.6. Движение.

1

1

16

Тема 2.7. Координация и регуляция.

3


17

Тема 2.8. Размножение.

3

1

18

Тема 2.9. Рост и развитие.

2

2

19

Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

2


20

Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды.

1


21

Тема 3.2. Природные сообщества.

1


22

4. ОБОБЩЕНИЕ.

3



Всего

34

13




Тематическое планирование по биологии 1 час в неделю, всего 34 часа

№ п/п

Название раздела, темы урока.

Материал учебника.

Практическая часть.

Дата проведения.

1.

Основные свойства живых организмов.

п.1



2.

Химический состав клетки.

п.2

ЛР №1.


3

Входная диагностическая работа по биологии




4

Клетка – элементарная частица живого.

п.2



5

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.


п3

ЛР №2.


6.

Деление клетки.

п 4



7.

Ткани растений.

п5



8.

Ткани животных.

п5



9.

Строение корня и побега.

п6

ЛР №3,4,5.


10.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

п6

ЛР №6,7.



11.

Строение органов животного.

п7



12.

Организм как единое целое.

п8п9



13.

Особенности питания растительного организма.

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

п10



14.

Особенности питания животных.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

п10



15.

Дыхание у растений.

п11



16.

Дыхание у животных.

п11



17.

Передвижение веществ в растении.

п12

ЛР №8.


18.

Передвижение веществ в животном организме.

п12



19.

Выделение у растений, грибов и животных.

п13



20.

Обмен веществ у растений и животных.

п14



21.

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

п15

ЛР №9.


22.

Движение.

п16

ЛР №10.


23.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

п17



24.

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

п17



25.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

п17



26.

Размножение, его виды Бесполое размножение.

п18

ЛР №11.


27.

Половое размножение животных.

п19



28.

Половое размножение растений.

п20



29.

Рост и развитие растений.

п21

ЛР №12.


30.

Рост и развитие животных.

п22

ЛР №13.


31.

Среда обитания организмов. Факторы среды.

п24



32.

Природные сообщества.

п25



33.

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

п23,26



34

Итоговый тест.

-





Лабораторные работы по биологии 6 класс


Название работы

Тема

Урок

1

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.2. Химический состав клетки

2

2

Строение клеток живых организмов.



Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

4

3

Корневые системы.

Тема 1.6. Органы и системы органов

8

4

Строение почки.

8

5

Простые и сложные листья.

8

6

Строение семян.

9

7

Строение цветка.

9

8

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.


Тема 2.3. Транспорт веществ

в организме

16

9

Строение костей животных.

Тема 2.5. Скелет – опора организма

20

10

Движение инфузории туфельки.

21

11

Вегетативное размножение растений.

Тема 2.8. Размножение

25

12

Прорастание семян.

Тема 2.9. Рост и развитие

28

13

Прямое и непрямое развитие насекомых.

29






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!