Пояснительная записка
Рабочая программа « Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», Биология. 5-9кл: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдаева.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 382(2) с.
Цель и задачи:
Цель: обеспечить: формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
Задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Биология. Введение в биологию», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание предмета «Биология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естественно-научные предметы» ФГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе в объеме 70 часов (2 часа в неделю). Но согласно годовому календарному графику филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ» продолжительность учебного года составляет 34 недели, исходя из этого рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Так как в программе предусмотрен резерв (5 часов), сокращение на 2 часа произведено за счёт резервных уроков. Оставшиеся 3 часа резервного времени распределены следующим образом:
- 1 час добавлен на обобщение и систематизацию знаний в раздел «Эволюция растений»
- 1 час добавлен на повторение по теме : «Покрытосеменные растения»
- 1 час добавлен на повторение темы : «Растительные сообщества»
Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Биология» для 7 класса В.Б.Захаров, Н.И.Сонина. Рабочая программа предполагает соотношение освоения обучающимися теоретического материала и практического применения знаний
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Биология»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие образовательные результаты:
Личностные результаты:
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного 16 поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные :
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально- технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные :
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
Содержание программы
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов.
Организмы различной сложности.
Границы и структура биосферы.
Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (2 ч) Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений.
Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация. Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Демонстрация. Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 1 Определение систематического положения домашних животных.
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 2 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (2 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (4 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
Различные представители царства Грибы.
Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 1 Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (2 ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация,
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов;
муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы.
Практическая 3 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников. Демонстрация.
Схемы строения лишайников.
Различные представители лишайников.
Раздел 4. Царство Растения (36 ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (6 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 2 Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схема строения и жизненный цикл мхов.
Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 3 Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (6 ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных.
Различные представители плаунов и хвощей.
Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 4 Изучение внешнего вида и строения спороносного хвоща.
Лабораторная 5 Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (8 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.
Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 6 Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Лабораторная 7 Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (10 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
Схема строения цветкового растения, строения цветка.
Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная 8 Изучение строения покрытосеменных растений*.
Практическая 4 Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (2 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация.
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 5 Построение родословного древа царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (4 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация.
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 13Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 14 Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (2 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация.
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы.
Практическая 15 Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
- ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждено приказом № 29-а от 25.05.2016 г.
- Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы № 28-а от 31.08.2018 г.).
- Учебный план филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».
- Годовой календарный учебный график
филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».
●Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
1.Программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров), М.Дрофа, 2015г
2. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.7 кл.: учебник/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. - 5-е изд, исправленное. - М.: Дрофа,2016. – 126.
3.Методическое пособие к учебнику Н.И Сонина , В.Б Захаров «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения». М., Дрофа 2015г
4.Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова. ООО «Дрофа»,2011.
●Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения :
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран
Доска
Таблицы
Интернет ресурсы
Весы
Термометр
Муляжи
Научно- познавательная литература
Справочники
Книги для чтения
Энциклопедия для школьников
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол- во час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
| От клетки до биосферы (11 час) | | |
| Многообразие живых систем (3 ч) | | |
1 | Введение. Мир живых организмов | 1 | Определяют значение биологических знаний в современной жизни |
2 | Уровни организации живого. | 1 | Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». |
3 | Общие представления о биосфере | 1 | Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выступлению |
| Ч. Дарвин о происхождении видов (2 ч) | | |
4 | Причины многообразия живых организмов. Наследственность и изменчивость. | 1 | Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту. |
5 | Причины многообразия живых организмов Понятие о борьбе за существование и естественный отбор | 1 | Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план урока |
| История развития жизни на Земле (4 ч) | | |
6 | Возникновение Земли как космического тела | 1 | Знакомятся с историей Земли как космического тела. |
7 | Геохронологическая история Земли | 1 | Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. |
8 | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры | 1 | Характеризуют растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. |
9 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайно зойскую эры | 1 | Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным измене ниям условий на планете; характеризовать растительный и животный мир мезозоя и кайнозоя; выявлять черты сходства и разли чия в организации жизни в раз ные исторические периоды; состав лять картины флоры и фа уны эр и периодов (работа в малых группах |
| Систематика живых организмов (2 ч) | | |
10 | Искусственная система живого мира; | 1 | . Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. |
11 | Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Лабораторная работа № 1 «Определение систематического положения домашних животных» | 1 | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыхания, обмена веществ, раздражимости, роста, развития, размножения |
| Царство Бактерии (4 ч) | | |
12 | Общая характеристика бактерий | 1 | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий.» |
13 | Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа №2«Строение бактериальной клетки» | 1 | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток; перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп; сравнивать типы питания, дыхания бактерий разных групп; описывать значение бактерий в биосфере |
14 | Подцарство Архебактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека | 1 | Раскрывать значение архебактерий в природе и жизни человека; использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека |
15 | Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека | 1 | Раскрывать значение оксифотобактерий в природе и жизни человека; использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений |
| Царство Грибы (8 ч) | | |
16 | Происхождение и эволюция грибов. | 1 | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаков строения и жизнедеятельности грибов. |
17 | Основные черты организации многоклеточных грибов | 1 | Выделять основные признак и строения и жизнедеятельности грибов; распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; давать определение понятия «грибы-паразиты» |
18 | Отделы Хитридиомикота, Зигомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | Описывать признаки грибов из разных отделов; приводить примеры грибов из разных отде лов; оценивать значение грибов в экосистемах; распознавать и классифициров ать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографи ям; использовать различные инфор мационные ресурсы для подго товки сообщений; готовитьмик ропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора; проводить сопостав ление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями |
19 | Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека | 1 | Давать определения понятия «грибыпаразиты»; описывать признаки грибов из разных отде лов; приводитьпримеры грибов из разных отделов; оценивать значение грибов в экосистемах; распознавать и классифици рова ть представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; использовать различные инфор мационные ресурсы для подгоов ки сообщений; готовить микро препа раты и изучать под микроскопом строение дрожже ых грибов, грибов-паразитов — спорыньи и головни; проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями |
20 | Отдел Базидиомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 |
21 | Несовершенные грибы. Отдел Оомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека | 1 | Описывать признаки грибов из разных отделов; приводить примеры грибов из разных отделов; оценивать значение грибов в экосистемах; распознавать и классифицировать представите ей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям; распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; осваивать при мы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
| Группа Лишайники (2 ч) | | |
22 | Общая характеристика лишайников | 1 | Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников.». |
23 | Особенности жизнедеятельности лишайников | 1 | Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план — конспект сообщения «Лишайники |
| Царство Растения (34 | | |
Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология (6 ч) |
24 | Отличительные признаки растительных организ мов | 1 | Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. |
25 | Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение водорослей» | 1 | Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; давать общую харатеристику водорослей, их отдельных представителей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой |
26 | Особенности размножения и развития водорослей | 1 | Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой |
27 | Многообразие водорослей: Отдел Зеленые водоросли | 1 | Описывать историю возникновения одноклеточных и много клеточных водорослей; давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей; |
28 | Многообразие водорослей. Одел Красные водоросли | 1 |
29 | Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли | 1 |
| Отдел Моховидные (2 ч) | | |
30 | Общая характеристика подцарства Высшие растения | 1 | Демонстрировать знания о происхождении высших растений; выделять существенные признаки высших растений; распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах |
31 | Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа №6 «Внешнее строение мхов» | 1 | Давать общую характеристику мхов; распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; характеризовать распространение и экологическое значение мхов; зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; объяснять значение мхов в природе и жизни человека; обсуждать демонстрации, предусмотренные программой |
Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 ч) |
32 | Споровые сосудистые растения | 1 | |
33 | Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения | 1 | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект по темам «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» |
34 | Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение спороносящего хвоща» | 1 |
35 | Отдел Папоротниковидные. особенности строения и размножения. Лабораторная работа №8 «Внешнее и внутреннее строение папоротнков» | 1 |
36 | Размножение и развитие папоротников. Значение папоротников в природе | 1 |
37 | Обобщающий урок по тем е «Споровые сосудистые растения» | 1 |
Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч) |
38 | Происхождение и особенности организации голосеменных растений; | 1 | Знакомятся с современными представлениями на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление. Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека |
39 | Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа №9«Строение и многообразие голосеменных растений» | 1 |
40 | Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа №10 «Строение хвои хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 |
41 | Особенности размножения голосеменных растений. Лабораторная работа №11 «Строение шишек хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 |
42 | Многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа №12 «Строение побегов хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 |
43 | Многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа №13 «Строение побегов хвойных растений (на примере местных видов)» | 1 |
44 | Роль голосеменных растений в природе и их практическое значение | 1 |
45 | Обобщение и систематизация знаний по теме» Отдел Голосеменные растения» | 1 |
Покрытосеменные (цветковые) растения (10 ч) |
46 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений | 1 | Получают представление о современных научных взглядах на возникновение Покрытосеменных растений. Дают общую характеристику Покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые, Пасленовые, Розоцветные, Крестоцветные, лилейные на гербарном материале и таблицах; объяснять значение растений разных семейств в природе и жизни человека; готовиться к устному выступлению с презента цией; составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения» |
47 | Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №14 «Строение покрытосеменных растений» | 1 |
48 | Особенности размножения покрытосеменных | 1 |
49 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Крестоцветные. Самостоятельная работа «Распознавание наиболее распространенных крестоцветных растений своей местности определение их систематического положения» | 1 |
50 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные. Самостоятельная работа «Распознавание наиболее распространенных розоцветных растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 |
51 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые. Самостоятельная работа «Распознавание наиболее распространенных Пасленовых растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 |
52 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые. Самостоятельная работа «Распознавание наиболее распространенных злаковых растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 |
53 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные. Самостоятельная работа «Распознавание наиболее распространенных лилейных растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 |
54 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека | 1 |
55 | Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» | 1 |
Эволюция растений(2 ч. |
56 | Возникновение жизни и появление первых растений. | 1 | Получают представление о современных научных взглядах на возникновение Покрытосеменных растений. Дают общую характеристику Покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека |
57 | Развитие растений | 1 |
58 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Эволюция растений» | | |
| Растения и окружающая среда (8 ч) Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч) |
59 | Растительные сообщества . Многообразие фитоценозов | 1 | Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план-конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах) |
60 | Характеристика лесных растительных сообществ | 1 |
61 | Характеристика растительных сообществ луга, болота, поля, сада | 1 |
62 | Экскурсия в ближайшее природное сообщество | 1 |
Растения и человек (2 ч) |
63 | Значение растений в жизни планеты | 1 | Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывают необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят устное сообщение |
64 | Значение растений в жизни человека. Разработка проекта «Выращивание сельскохозяйственных растений на школьном дворе» | 1 |
Охрана растений и растительных сообществ (2 ч) |
65 | Охрана растений | 1 | Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах. Обосновывают необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят устное сообщение |
66 | Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории | 1 |
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме : «Покрытосеменные растения» | 1 |
68 | Обобщение и систематизация знаний по теме : « Растительные сообщества» | 1 |
Лист внесения изменений и корректировка
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |