МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педсовете Утверждаю директор школы
Протокол №1 от 30.08.2018г Л.И.Емельянцева
Приказ № 60 от 01.09 2018г
Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
Составил рабочую программу учитель
Антипов Михаил Александрович
2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2015 полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
3.Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов.
– определять основные органы человека (части клетки, тела);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности при использовании их для питания.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, на базовом уровне к каждому разделу учебной программы
Раздел 1. Место человека в системе органического мира
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.
Раздел 2.Происхождение человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 5. Координация и регуляция (11 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— роль регуляторных систем;
— механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— части скелета человека;
— химический состав и строение костей;
— основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 7. Внутренняя среда организма (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки внутренней среды организма;
— признаки иммунитета;
— сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 8. Транспорт веществ (6 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 9. Дыхание (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 10. Пищеварение (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 12. Выделение (2 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы мочевыделительной системы;
— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждения кожи, тепловых и солнечных ударах.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и виды рефлексов
— особенности ВНД человека
— значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы.
Раздел 16. Человек и его здоровье (5 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно-следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
науки, изучающие организм человека;
особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
внутреннюю среду организма, иммунитет;
обмен веществ и энергии;
развитие организма человека;
вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Авторская программа построена из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Количество: проверочных работ 11 , лабораторных работ 10
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира | 2 | 2 |
2 | Раздел 2.Происхождение человека | 2 | 2 |
3 | Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 5 | 5 |
5 | Раздел 5. Координация и регуляция. Нервная система. | 11 | 11 |
6 | Раздел 6. Опора и движение | 8 | 8 |
7 | Раздел 7. Внутренняя среда организма | 4 | 4 |
8 | Раздел 8. Транспорт веществ | 5 | 5 |
9 | Раздел 9. Дыхание | 5 | 5 |
10 | Раздел 10. Пищеварение | 5 | 5 |
11 | Раздел 11. Обмен веществ и энергии | 2 | 2 |
12 | Раздел 12. Выделение | 2 | 2 |
13 | Раздел 13. Покровы тела | 3 | 3 |
14 | Раздел 14. Размножение и развитие | 3 | 3 |
15 | Раздел 15. Высшая нервная деятельность | 5 | 5 |
16 | Раздел 16. Человек и его здоровье | 5 | 5 |
| Итого: | 68 | 68 |
Содержание учебной программы
1.Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. (2ч.)
2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Координация и регуляция (11 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
7. Внутренняя среда организма (5 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
8. Транспорт веществ (6 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
11. Обмен веществ и энергии (2 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ.
12. Выделение (2ч.)
Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
16. Человек и его здоровье (5 ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
В 8 классе проводится 11 лабораторных работ:
лабораторная работа № 5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
лабораторная работа № 6 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя»
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема урока, Раздел темы | Лабораторные практические работы | Дата План Факт |
1 | Место человека в системе органического мира | | |
2 |
Особенности человека Происхождение человека | | |
3 | Входная диагностическая работа по биологии
Расы человека | | |
4 | | |
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | | |
6 | Клеточное строение организма. Л.Р №1 | № 1 «Строение животной клетки» | |
7 | Ткани Л.Р №2 | № 2 «Ткани» | |
8 | Органы. | | |
9 | Системы органов. | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека» | | |
11 | Гуморальная регуляция. Л.Р №3 | №3 «Безусловный рефлекс человека» | |
12 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | |
13 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | | |
14 | Спинной мозг, строение и функции. | | |
15 | Головной мозг, строение и функции.Л.Р№4 | №4 Изучения строения головного мозга человека | |
16 | Полушария большого мозга | | |
17 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор | | |
18 | Анализаторы слуха и равновесия | | |
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | | |
20 | Обобщающий урок по теме «Анализаторы» | | |
21
22 | Скелет человека
Строение состав и соединение костей Л.Р№5 | №5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани» | |
23 | Строение скелета | | |
24 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | № 6 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя» | |
25 | Мышцы, их строение и функции | | |
26 | Мышцы их строение и функции | | |
27 | Работа мышц | | |
28 | Обобщающий урок по теме «Опора и движение» | | |
29 | Внутренняя среда организма. | | |
30 | Плазма крови. Форменные элементы крови. Л.Р №7 | № 7 Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | |
31 | Иммунитет | | |
32 | Группы крови. Переливание крови. | | |
33 34 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | | |
35 | Работа сердца | | |
36 | Движение крови по сосудам Л.Р №8 | №8 «Подсчет пульса в разных условиях» | |
37 | Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Л.Р №9 | № 9 «Приемы остановки кровотечений» | |
38 | Значение дыхания. Строение органов дыхания. | | |
39 | Газообмен в легких и тканях | | |
40 | Дыхательные движения. | | |
41 | Регуляция дыхания. | | |
42 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания. | | |
43 | Пищевые продукты и питательные вещества. | | |
44 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | | |
45 | Пищеварение в ротовой полости. Л.Р №10 | № 10 «Действие слюны на крахмал» | |
46 | Пищеварение в желудке. Л.Р №11 | № 11 «Пищеварение в желудке» | |
47 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. | | |
48 | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | | |
49 | Витамины, их роль в организме. | | |
50 | Органы выделения. Строение и функции почек. | | |
51 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | | |
52 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | | |
53 | Роль кожи в теплорегуляции. | | |
54 | Гигиена кожи. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | | |
55 | Система органов размножения. | | |
56
| Внутриутробное развитие организма. | | |
57 | Развитие после рождения | | |
58 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | | |
59 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | | |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. | | |
61 | Типы нервной деятельности | | |
62 | Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность» | | |
63 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | | |
64 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. | | |
65 | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление | | |
66 | Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Гигиена человека | | |
67 | Правила поведения человека в окружающей среде. | | |
68 | Итоговый тест | | |