СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа « Биология. Многообразие живых организмов. Животные» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», Биология. 5-9кл: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдаева.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 382(2) с.

Цель и задачи биологического образования

Цель: приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Место учебного предмета в учебном плане

Преподавание предмета «Биология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естественно – научные предметы» ФГОС основного общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Биология» в 8 классе в объеме 70 часов (2 часа в неделю), но согласно учебного плана и с учетом годового графика филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ» продолжительность учебного года составляет 34 недели, исходя из этого рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Биология» для 8класса Н.И.Сонина, В.Б.Захарова. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.

В урочно - тематическое планирование внесены изменения. В теме: «Тип Членистоногие» из резервного времени выделен 1 час на тему «Класс насекомые: особенности строения и жизнедеятельности» в связи с большим объёмом материала и его значимостью .


Планируемые результаты освоения учебного предмета « Биология»

В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются следующие образовательные результаты:

Личностные;

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные :

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


Содержание учебного предмета

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)


Раздел 1. Царство Животные (52 ч)

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности, животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные 4 часа

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы, строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.


Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.


Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные – (43 час)

Общая характеристика многоклеточных животных - 2час

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Тип Губки их распространение и экологическое значение.


Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.


Тема 1.4. Кишечнополостные -2 часа

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.


Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.


Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.


Тема 1.5. Тип Плоские черви -2 часа

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.


Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.


Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.


Тема 1.6. Тип Круглые черви - 2 часа

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.


Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.


Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.


Тема 1.7. Тип Кольчатые черви - 2 часа

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.


Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.


Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.


Тема 1.8. Тип Моллюски - 2 часа

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.


Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.


Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.


Тема 1.9. Тип Членистоногие 6 часов

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.


Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов.Схемы строения многоножек.


Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.


Тема 1.10. Тип Иглокожие 1 час


Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи. Голотурии. Многообразие и экологическое значение.



Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.


Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные -1 час

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные, ланцетник: особенности его организации и распространения.


Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.


Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы - 4 часа

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.


Демонстрация

Многообразие рыб. Схемы строения кистеперых и лучеперых рыб.


Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.


Тема 1.13. Класс Земноводные - 4 часа

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.


Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.


Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни*.


Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся - -4 часа

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.


Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.


Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.


Тема 1.15. Класс Птицы 4 часа


Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие. Бескилевые, или Бегающие. Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.


Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.


Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.


Тема 1.16. Класс Млекопитающие -6 часов

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).


Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.


Лабораторные и практические работы

Изучение внутреннего строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.


Тема 1.17. Основные этапы развития животных - 2 часа

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.


Лабораторные и практические работы

Анализ родословного древа Царства Животные.


Демонстрация


Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.


Тема 1.18. Животные и человек -2 часа

Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.


Демонстрация

Использование животных человеком.


Раздел 2. Вирусы (2 ч)


Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов -2 час

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.


Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.


Раздел 3. Экосистема- (10 ч)


Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы -2 часа


Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.


Демонстрация

Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.


Лабораторные и практические работы

Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.


Тема 3.2. Экосистема -2 часа

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.


Демонстрация

Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.


Лабораторные и практические работы

Анализ цепей и сетей питания.


Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема -2 часа


Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.


Демонстрация

Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.


Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере - 2 часа

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.


Демонстрация

Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.


Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере 2 часа

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.


Демонстрация

Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.

Растительные сообщества . Многообразие фитоценозов.

Резервное время — 3 часа


ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

  • Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:

  • ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО».

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждено приказом № 29-а от 25.05.2016 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы № 28-а от 31.08.2018 г.).

  • Учебный план филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».

  • Годовой календарный учебный график

филиала МКОУ «Вяткинская СОШ» - «Беловская ООШ».


  • Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

1.Программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) , М. Дрофа.2015г.

2.Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. М.Дрофа.2016г.

3. Биология: Многообразие живых организмов: Животные.8 кл.: учебник/ Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.-4- е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2017.- 222, (2) с.:

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Технические средства обучения :

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран

Доска

Таблицы

Интернет ресурсы

Весы

Термометр

Муляжи

Научно- познавательная литература

Справочники

Книги для чтения

Энциклопедия для школьников








Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол- во часов

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Царство Животные (52 часа)

Тема 1.1 Введение. Общая характеристика животных 2часа


1

Общая характеристика царства Животные.

Лабораторная работа №1 «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях»

1

Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных»

2

Систематика животных

1

Тема 1.2 Подцарство Одноклеточные животные 4 часа


3

Общая характеристика

Простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм.

Лабораторная работа №2 «Строение и движение амёбы и эвглены зеленой»

1

Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

4

Тип Саркожгутиконосцы.

Класс Саркодовые. Класс Жгутиковые

1

Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Выполняют практические работы «Строение амёбы, эвглены зелёной»

5

Тип Инфузории Лабораторная работа №3 «Строение и движение инфузории туфельки»

1

Дают характеристику типа Инфузории. Распознают и описывают отдельных представителей. Выполняют практическую работу «Строение инфузории туфельки»

6

Тип Споровики

1

Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками.

Тема 1.3 Подцарство Многоклеточные животные 43 часа


Тема :Общая характеристика многоклеточных животных 2час

7

Общая характеристика многоклеточных животных

1

Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей.

8

Губки примитивные многоклеточные животные

1

Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению

Тема 1.4. Тип Кишечнополостные 2 часа


9

Особенности организации кишечнополостных.

Лабораторная работа №4 «Внутреннее строение гидры»

1

Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока

10

Многообразие и происхождение кишечнополостных

1

Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека.

Тема 1. 5.Тип Плоские черви 2 часа


11

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви

1

Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа.

Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах.

12

Паразитические плоские черви. Лабораторная работа №5 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»»

1

Тема 1.6.Тип Круглые черви (2 часа)

13

Особенности организации круглых червей

.Лабораторная работа № 6 «жизненный цикл человеческой аскариды»


1

Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии.

Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах

14

Паразитические круглые черви

1

Тема 1.7 Тип Кольчатые черви 2 часа

15

Особенности организации кольчатых червей на примере малощетинковых червей. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение дождевого червя»

1

Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей, результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целомы. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. Выполняют практическую работу «Внешнее строение дождевого червя»

16

Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые. Класс Пиявки

1

Тема 1.8 Тип Моллюски 2 часа

17

Особенности организации и происхождения моллюсков.

Лабораторная работа №8 « Внешнее строение моллюсков»

1

Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные

черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу.

Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практическую работу «Внешнее строение моллюсков»

18

Многообразие моллюсков , их значение в природе и жизни человека

1

Тема 1.9 Тип Членистоногие 7 часов

19

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих на примере ракообразных.

Лабораторная работа№9

«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

1

Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение.

20

Многообразие ракообразных, их значение в природе

1

Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе.

21

Класс Паукообразные : Особенности строения и жизнедеятельности

1

Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных.

22

Многообразие паукообразных , их значение в природе

1

Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых.

23

Класс Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности



24

Размножение и развитие насекомых

1

Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей

25

Многообразие насекомых , их значение в природе и жизни человека

1

Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека.

Тема 1.10 Тип Иглокожие 1 час

26

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и значение в природе.

1

Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах

Тип Хордовые. 23 часа

Подтип Бесчерепные 1 час

27

Особенности организации хордовых.

Бесчерепные животные

1

Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития группы

Подтип Позвоночные(черепные).Надкласс Рыбы 4 часа

28

Подтип Позвоночные

(Черепные).

Рыбы-водные позвоночные животные. Лабораторная работа №10

«Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни»

1

Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Выполняют практическую работу «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни»

29

Особенности внутреннего строения рыб

1

Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб, результаты заносят в таблицу.

30

Размножение и развитие рыб

1

Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб.

31

Многообразие рыб. Экологическое и хозяйственное значение рыб

1

Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб.

Класс Земноводные 4 часа

32

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных.

Лабораторная работа № 11

«Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни»

1

Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий.

33

Особенности внутреннего строения земноводных

1

Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Готовят презентацию «Древние Земноводные. Выход земноводных на сушу»

34

Размножение и развитие земноводных

1

35

Многообразие земноводных

1

Тема 1.14 Класс Пресмыкающиеся 4 часа

36

Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Лабораторная работа

№ 12

« Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

1

Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

37

Особенности внутреннего строения и размножения пресмыкающихся

1

Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Готовят презентацию «Древние Рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше»

38

Многообразие пресмыкающихся , их значение в природе и жизни человека

1

39

Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

1

Тема 1.15 Класс Птицы -4 часа

40

Особенности строения и жизнедеятельности птиц. Лабораторная работа № 13

«Особенности внешнего строения птиц, связанные сих образом жизни».

Происхождение птиц.

1

Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц, результаты заносят в таблицу. Отмечают приспособления птиц к полёту. Характеризуют систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

41

Многообразие птиц: килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы

1

Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету

42

Особенности организации и экологическая дифферинцировка летающих птиц

1

Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц.

Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц

43

Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана и привлечение птиц

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы Земноводные, Пресмыкающиеся и Птицы»

Тема 1.16 Класс Млекопитающие 6 часов

44

Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные (первозвери

1

Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение.

45

Особенности организации млекопитающих на примере собаки.

Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение млекопитающих»

1

Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. Описывают строение и особенности жизнедеятельности.

46

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа «Внутреннее строение млекопитающих

1

Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания.

47

Размножение и развитие млекопитающих

1

Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение.

48

Многообразие млекопитающих. Лабораторная работа №15

«Распознавание животных своей местности , определение их систематического положения и значения в жизни человека»


Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Готовят презентации «Древние млекопитающие», «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше»

49

Значение млекопитающих в природе и жизни человека



Тема 1.17 Основные этапы развития животных 2 часа


50

Историческое развитие животного мира

1

Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Составляют сводную таблицу «Развитие животных по эрам и периодам»

51

Историческое развитие животного мира (окончание)

Лабораторная работа №16

"Анализ эволюционного древа животного мира"

1

Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции



Тема 1.18 Животные и человек 2 часа

52

Значение животных в природе

1

Характеризуют значение разных групп животных для человека. Сравнивают, как менялись формы взаимоотношений человека и животных на протяжении человеческой истории. Оценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах

53

Значение животных в жизни человека

1

Объясняют причины одомашнивания диких животных и возникновения животноводства. Характеризуют процесс одомашнивания и селекционную работу по выведению новых пород домашних, в том числе и сельскохозяйственных, животных.

Раздел 2. Вирусы (2 ч.) Тема 2.1 Общая характеристика и свойства вирусов 2 часа


54

Общая характеристика вирусов

1


55

Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека

1

Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки.

Раздел 3. Экосистема (10 часов)

Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы 2 час

56

Среда обитания. Абиотические факторы среды. Лабораторная работа № 17

« Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян


Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов.

Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.

57

Биотические и антропогенные факторы среды

1

Тема 3.2 Экосистема 2 часа

58

Экологические системы

1

Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам.

59

Структура экосистемы. Пищевые цепи. Лабораторная работа № 18 «Анализ цепей и сетей питания».

1

Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы

Тема 3.3 Биосфера – глобальная экосистема 2 час

60

Оболочки биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

1

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы.

61

Состав биосферы

1

Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов

Тема 3.4 Круговорот веществ в биосфере 2 часа

62

Круговорот веществ в природе. Круговорот углерода

1

Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете.

Характеризуют основные круговороты: воды, углерода.

63

Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора

1

Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле

Роль живых организмов в биосфере 2 часа

64

Преобразование планеты живыми организмами

1

Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых

65

Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых :нефти, газа, угля, торфа, месторождений руд

1


66-70

Резерв

5






Лист внесения изменений в программу



Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!