СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс "Человек и его здоровье", авторы учебника В.С.Рохлов и С.Б.Трофимова рассчитана на 70 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования   При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике  Трайтака Д.И В.С.Рохлова, С.Б.Трофимова. «Человек и его здоровье».  В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. Программа рассчитана  на 68-70 часов учебного времени (2 часа в неделю).  Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. В программе дается распределение материала по разделам и темам. В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Цели изучения предмета

-   освоение знаний  о человеке как биосоциальном существе;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

-  воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Контроль уровня обученности

ТЕМА

Количество часов

1

Строение организма человека.

1

2

Нервная система.

1

3

Органы внутренней секреции. Органы чувств.

1

4

Опора и движение.

1

5

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфоотток

1

6

Пищеварение.

1

7

Обмен веществ и превращение энергии.

1

8

Выделение. Дыхание.

1

9

Итоговое тестирование.

1

Перечень практических работ:

1.Строение животной клетки.

           2. Изучение микроскопического строения тканей

           3. Изучение строения головного мозга.

           4. Изучение внешнего вида отдельных костей.

           5. Изучение микроскопического строения крови.

           6. Изучение строения сердца.

           7. Лёгочный объём, ЖЗЛ.

           8. Составление пищевого рациона

ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (68часов )

Место человека в системе органического мира. (2ч)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Демонстрации: 

Сходство человека и животных



Строение организма человека. (6ч.)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека.

Демонстрации: 

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека

практические работы

Пр/ р1 Строение животной клетки

Пр/р 2.Изучение микроскопического строения тканей

Нервная система. (11ч.)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации: Нервная система

Железы внешней и внутренней секреции

Практическая  работа

Пр/р 3.Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Органы чувств. (5ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Органы мышечного и кожного чувства, обоняние и вкус.

Демонстрации: 

Анализаторы

Поведение. (6ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,  переутомление.

Покровы тела. (2ч.)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации: 

Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

Опора и движение. (7ч.)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации: 

Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Практическая  работа

Пр/ р4  Изучение внешнего вида отдельных костей

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфоотток (8ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрации: 

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лимфатическая система

Лабораторные и практические работы

Пр/р 5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)

Пр/ р №6 Изучение строения сердца 

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Дыхание. (3ч.)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Демонстрации: 

Система органов дыхания

Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении  утопающего

Практическая  работа

Пр/р №7 Лёгочный объём, ЖЕЛ

Пищеварение. (5ч.)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации: 

Пищеварительная система


Обмен веществ и превращение энергии. (6ч.)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,  углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище.  Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Практическая  работа

Пр/ р8 Составление пищевого рациона.

        Выделение (3ч.)

Выделение.  Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

        Воспроизведение и развитие человека. (2ч.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.













Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс»

Авторы учебника: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов. 2 часа в неделю (70 часов в год)

Тема урока

Планируемый результат

Дом. задание

Сроки проведения

План

факт

1

Науки, изучающие организм человека. Инструктаж по технике безопасности

Научится работать с учебником, с дидактическими материалами; давать понятие о науках

Стр.3-7

5.09


2

Человек в системе животного мира. Человеческие расы

Ориентироваться в анатомических таблицах, находить проекции органов, различать научные термины и бытовое употребление слов,

§ 1, провести измерения веса, роста

7.09


3

Этапы эволюции человека.

сопоставлять строение тела человека и млекопитающих животных

§ 1, опорный конспект

12.09


4

Клетка – структурная единица организм.

Практическая работа №1 «Строение животной клетки»

Распознавать органоиды клетки по их описанию и по рисункам

§ 2,заполнить таблицу «Строение животной клетки»

14.09


5

Клетка – функциональная единица организма

Лабораторная работа №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Знать основные органоиды клетки и процессы, в них происходящие.

§3-4

19.09


6

Клетка- единица развития живого организма

Доказывать на примерах, что клетка – единица развития



§ 5

21.09


7

Ткани организма человека. Практическая работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Работать с текстом учебника. Отработать технику работы с оптическим микроскопом

§ 6


26.09


8.

Организм человека. Системы органов

Давать характеристику разных систем органов, и их функций

§ 7

28.09



9


Внутренняя среда организма и гомеостаз. Обобщение по теме Контрольная работа№1«Строение организма».

Иметь представление о внутренней среде организма


§ 8, конспект




3.10


10

Значение и организация нервной системы

Указывать значение и функции нервной системы Анализировать и делать выводы

§ 9, схема рефлекторной дуги

5.10


11

Рефлекторная деятельность организма

Классифицировать рефлексы, нейроны, приводить примеры


§10

10.10


12

Спинной мозг: строение и функции

Рассматривать взаимосвязь соматических и вегетативных спинномозговых рефлексов


§ 11, таблица

12.10


13

Головной мозг: строение и функции

Раскрывать роль отделов и зон головного мозга

§ 12,вопросы

17.10


14

Передний мозг.

Практическая работа №3 «Строение головного мозга человека»

Устанавливать взаимосвязь между зонами коры и функциями

§ 13

результаты по работе




19.10


15

Вегетативная нервная система

Дифференцировать понятия; разъяснять взаимодействие двух систем

§14, 15

записи в тетради

24.10


2 четверть

16


Особенности развития мозга человека


Выяснить каковы особенности развития мозга человека


§15 ответить на вопросы


09.11


17

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Различать между собой железы эндокринной, экзокринной и смешанной секреции

§16

конспект - схемы

14.11


18

Эндокринные железы, расположенные в области черепа и шеи.

Показывать взаимодействие желез; взаимосвязь с нервной системой


§17, сообщения о нарушениях в эндокринном аппарате

16.11


19

Железы внутренней секреции, расположенные в брюшной полости.

Показывать взаимодействие нервной и гуморальной регуляции

§18, сообщения о нарушениях в эндокринном аппарате

21.11


20

Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

Контрольная работа № 2 по теме «Нервная и эндокринная система».

По работе с измерительными материалами по типу ОГЭ

Повторить

§16-18

23.11


21

Общее знакомство с сенсорными системами

Сравнивать понятия; приводить примеры взаимодействия различных анализаторов

§ 19, знать схему анализатора



28.11


22

Глаз и зрения. Практическая работа № 4 «Строение глаза»

Раскрывать работу анализатора в целом, разъяснять причины

§ 20,заполнить таблицу «Строение глаза»

30.11


23

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Применять гигиенические правила

§ 21, составить памятку «Гигиена зрения»

24.11


24

Орган слуха и равновесия.

Практическая работа № 5 «Строение органа слуха и равновесия»

Показывать единство анализаторов, меры профилактики и гигиены

§22, повторить §19-21

5.12


25

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Контрольная работа №3 по теме «Органы чувств. Анализаторы»

По работе с текстом учебника, делать выводы

Составить кроссворд по теме «Органы чувств»

7.12


26

Рефлекторная теория поведения. Наследственные программы поведения

Показывать что формы поведения изменчивы,

§ 23, 24

12.12


27

Ненаследственные программы поведения

Показывать что формы поведения изменчивы,

§ 25

14.12


28

Интеллектуальное поведение животных.

Применять знания при составлении рассказов, рассуждать, отличать сигнальные системы

§ 26


19.12


29

Качественные особенности поведения человека

Выявлять особенности поведения человека



§ 27

21.12


30

Потребности и мотивы поведения. Сон и его значение

Доказывать, что деятельность человека имеет циклический характер

§28-29, сообщения

26.12


31

Познавательные процессы. Память.

Выявлять функции ВНД человека, психических процессов

§ 30

28.12



3 четверть

32

Особенности ВНД человека.

Выявлять функции ВНД человека, психических процессов

§ 31

16.01



33

Значение кожи и ее строение

Показывать приемы определения типа кожи и волос

§ 33

18.01


34

Гигиена кожи. Закаливание организма.

Показывать связь кожи с процессами во всем организме, соблюдение гигиенических и профилактических мер

§ 34, памятка


23.01


35

Строение скелета

Сравнивать кости человека с млекопитающими, делать выводы

§ 35, схемы

25.01


36

Свойства, состав, строение и соединение костей.

Практическая работа №6 «Исследование химического состава кости»

Работать с муляжами костей, сравнивать , делать выводы

§36, схемы



30.01


37

Первая помощь при травмах скелета


Практические навыки по оказанию первой помощи

Учить по конспекту, составить памятку



1.02


38

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

Анализировать, делать выводы

§37

6.02


39

Управление движением. Работа мышц. Утомление

Разъяснять энергетику сокращений мышц, давать объяснения понятиям

§38 , схемы в тетради


8.02


40

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

Показывать роль тренировочных упражнений и знать последствия допингов

§38, 39 подготовиться к К/Р


13.02


41

Контрольная работа № 4 «Опорно-двигательная система».


работа с контрольно-измерительными материалами

повторение


15.02


42

Состав и функции внутренней среды организма

Сравнивать, делать выводы

§40 схемы

20.02



43

Форменные элементы крови. Эритроциты.

Практическая работа № 7»Строение эритроцитов человека и лягушки»


Работа по составлению схем и конспектов, давать характеристику этим элементам


§ 41

22.02


44

Форменные элементы крови. Лейкоциты и тромбоциты

работа по составлению схем и конспектов, давать характеристику этим элементам

§ 42


27.02


45

Иммунитет

Разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета


§ 43


1.03


46

Движение крови и лимфы в организме

Показывать и объяснять различия между кругами большим и малым

§ 44

6.03


47

Строение и работа сердца.

Сравнивать фазы работы сердца,



§ 45

8.03


48

Движение крови по сосудам. Практическая работа № 8 «Измерение давления крови», Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.

Раскрывать причины движения крови

§ 46

13.03


49

Гигиена сердечнососудистой системы. Практическая работа №9 « Отработка приемов остановки разных видов кровотечений»

Показывать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции; показывать простые функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечнососудистой системы

§47, подготовка к К/Р

15.03


50

Контрольная работа № 5 «Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфооток»


работа с измерительными материалами

Составить кроссворд по теме «Кровь и кровообращение»


20.03


51

Значение дыхания. Органы дыхания.

Раскрывать взаимосвязь органов дыхания и кровообращения; роль кислорода в энергетическом обмене

§ 48, опорные схемы


22.03


4 четверть

52

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.


Использовать межпредметные знания при объяснении механизмов газообмена

§ 49,


3.04


53

Регуляция дыхания

Объяснять значение защитных дыхательных рефлексов: кашель, чихание и т.п.



§ 50,

5.04


54

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.


Объяснять роль профилактических мер; применения практических навыков

§51, повторить

10.04


55

Питание и пищеварение

Проецировать органы на таблице, конкретизировать материал


§ 52, схемы


12.04


56

Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости

Объяснять причины смены зубов, привитие гигиенических правил


§ 53, записи в тетради

17.04


57

Пищеварение в желудке Практическая работа № 10 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Раскрывать свойства ферментов, по работе с лабораторными материалами

§54



19.04


58

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Давать определения понятиям, объяснять механизмы процесса пищеварения в кишечнике

§ 55, схемы в тетради


24.04


59

Регуляция пищеварения. Гигиена питания и профилактика заболеваний органов пищеварения.


Показывать взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции; применять гигиенические правила по охране своего здоровья

§ 56, подготовка к К/Р


26.04


60

Контрольная работа №6 по теме «Пищеварительная система»


По работе с измерительными материалами по типу ЕГЭ и ГИА

Составить памятку о гигиене питания школьника





1.05


61

Обменные процессы в организме.


Показывать единство этих противоположных процессов, необходимости их сбалансированности

§ 57, схемы в тетради


3.05


62

Обмен органических веществ.

Указывать взаимосвязь обменных процессов и желез внутренней секреции

§ 58, схемы в тетради

8.05


63

Обмен воды и минеральных солей Витамины.

Показывать природную связь между организмами, с основными правилами приема витаминов

§ 59, заполнить таблицу


10.05



64

Нормы питания. Пищевые рационы. Терморегуляция организма

Устанавливать связь между энерготратой и энергетической емкостью продуктов, определять нормы питания

Объяснять роль терморегуляции, применять практические навыки

§ 60, 61, сообщения


15.05


65

Органы выделения.

Объяснять роль почек и органов выделения

§62, конспект темы

17.15


66

Образование мочи. Предупреждение заболеваний почек.

Разъяснять процессы, происходящие при жажде и водном отравлении, давать гигиеническую оценку питьевой воды


§ 63, составить памятку



22.05


67

Репродуктивные органы. Оплодотворение.

Внутриутробное развитие

Анализировать информацию, делать выводы

§ 64, 65

сообщения о болезнях человека



24.05


68

Итоговая контрольная работа



29.05


69



70

Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания.

Летнее задание

Различать болезни, соблюдение гигиенических и профилактических мер


31.05













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!