Казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры
Учитель: Морщинина М.В.
от__________2018 г. _____________________2018г. _________2018г.
Согласно федеральному компоненту учебного плана рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Их количество определено согласно материальному обеспечению.
Программа позволяет учащимся формировать следующие виды и способы деятельности: познавательную деятельность (использование для познания окружающего мира различных методов – наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование; умение разделять процессы на этапы, звенья; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданного алгоритма; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты; исследовать несложные практические ситуации; использовать лабораторные и практические работы для доказательств выдвигаемых предположений, описывать результаты этих работ), информационно-коммуникативную деятельность (адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного в сжатом или развернутом виде; осознанно и бегло читать текст, проводить информационно-смысловой анализ текста; владеть монологической и диалогической речью, умение вступать в дискуссию; умение составления плана, тезисов, конспекта; умение приводить примеры, аргументировать, доказывать, формулировать выводы; умение выбирать выразительные средства языка и знаковых систем – текст, таблица, схема; умение использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации), рефлексивную деятельность (умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умение владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; умение оценивать свои учебные достижения; умения владения видами совместной деятельности).
Измерителями учебных достижений учащихся, используемых в процессе реализации данной программы, являются контрольные работы, практические работы, административные контрольные работы, проверочные работы, тестовые работы, зачеты. При реализации этой программы на уроках применяется технология личностно-ориентированного обучения и индивидуального сопровождения учащихся.
№ | Тема урока, Раздела. | Кол-во часов. | Дата. | Коррек- ция даты. | Тип урока. | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Домашнее задание. |
| Введение в основы общей биологии | 3 | | | | | |
1 | Биология- наука о живом мире. | 1 | | | Вводный урок | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | § 1, вопросы 2,3. |
2 | Общие свойства живых организмов. | 1 | | | Комбини-рованный | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | § 2, вопросы 1-3. |
3 | Многообразие форм живых организмов. | 1 | | | Комбини-рованный | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | § 3, вопросы 2,3. вопросы рубрики «Проверь себя» 1-4. |
| Основы учения о клетке | 12 | | | | | |
5 | Цитология- наука о клетке. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | § 4, вопросы 2,3. |
6 | Химический состав клетки. | 1 | | | Комбини-рованный | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | § 5, вопросы 2,3. |
7 | Белки и нуклеиновые кислоты. | 1 | | | Комбини-рованный | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые к-ты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. | § 6, вопросы 2,3. |
8 | Строение клетки. | 1 | | | Комбини-рованный | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | § 7, вопросы 2,3. |
9 | Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 « Сравнение растительных и животных клеток» | 1 | | | Практикум | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | § 8, заполнить таблицу «Органоиды клетки и их функции». |
10 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | | | Лекция | Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | § 9, вопросы 2,3. |
11 | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | | | Комбини-рованный | Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | § 10, вопросы 1-3. |
12 | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | 1 | | | Комбини-рованный | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. | § 11, вопросы 1,2. |
13 | Обеспечение клетки энергией. | 1 | | | Комбини-рованный | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | § 12, вопросы 2,3. |
-
| Обобщение по теме «Основы учения о клетке». | 1 | | | Обобщающий | Повторение и обобщение ведущих понятий темы | с.42,изучить. ВопросыПроверь себя» 2-5. |
14 | Контрольная работа (входной контроль). | 1 | | | Контрольная работа | Проверка ведущих понятий курса темы. | Повторить § 8 |
| Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | | | | | |
15 | Типы размножения организмов. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Размножение. Половое и бесполое. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела,спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | § 13, вопросы 2,3. |
16 | Деление клетки. Митоз. | 1 | | | Комбини-рованный | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | § 14, вопросы 2-4. |
17 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | | | Комбини-рованный | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток (гаметогенез). | § 15, вопросы 3,4. |
18 | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | 1 | | | Комбини-рованный | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | § 16, вопросы 2,3 |
19 | Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | | | Обобщающий | Повторение и обобщение ведущих понятий темы | с.58,изучить. Вопросы рубрики «Проверь себя» 4-6. |
| Основы учения о наследственности и изменчивости | 10 | | | | | |
20 | Из истории развития генетики. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | § 17, вопросы 2,3. |
-
| Основные понятия генетики. | 1 | | | Комбини-рованный | Наследственность, ген, фенотип, локус, аллель, гетерозиготность, гомозиготность, изменчивость. | § 18, вопросы 2,3. Выучить понятия. |
21 | Генетические опыты Г. Менделя. | 1 | | | Комбини-рованный | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | § 19, вопросы 3,4. |
22 | Дигибридное скрещивание. Практ. раб. № 1 «Решение генетических задач» | 1 | | | Комбини-рованный | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. Анализ и составление схемы дигибридного скрещивания. | § 20, вопросы 3,4. Оформить отчет. |
23 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | | | Комбини-рованный | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | § 21, вопросы 3,4. |
24 | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | | | Комбини-рованный | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | § 22, вопросы 2-4. |
25 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | | | Комбини-рованный | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | § 23, вопросы 3,4. |
26 | Наследственная изменчивость. | 1 | | | Комбини-рованный | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. | § 24, вопросы 2-3. |
27 | Типы изменчивости. Лаб. раб. №2«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений» | 1 | | | Практикум | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | § 25, вопросы 3,4. Оформить отчет. |
-
| Наследственные болезни человека. | 1 | | | Комбини-рованный | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | § 26, вопросы 1-3. |
-
| Контрольная работа по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости». | 1 | | | Контрольная работа | Проверка ведущих понятий темы. | Вопросы рубрики «Проверь себя» 1-4. |
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 5 | | | | | |
31 | Генетические основы селекции организмов. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | § 27, вопросы 2,3. |
32 | Особенности селекции растений. | 1 | | | Комбини-рованный | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | § 28, вопросы 2,3. |
33 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | | | Комбини-рованный | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | § 29, вопросы 2,3. |
34 | Особенности селекции животных. | 1 | | | Комбини-рованный | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | § 30, вопросы 2,3. |
35 | Основные направления селекции микроорганизмов. | 1 | | | Комбини-рованный | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | § 31, вопросы 2-4. |
| Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | | | | | |
37 | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 1 | | | Комбини-рованный | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | § 32, вопросы 1-3. |
38 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | | | Комбини-рованный | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | § 33, составить план к тексту. |
39 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | | | Комбини-рованный | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | § 34, вопросы 2-3. |
40 | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | | | Комбини-рованный | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | § 35, вопросы 2-3. |
-
| Обобщение по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира» | 1 | | | Обобщающий | Повторение и обобщение ведущих понятий темы | Вопросы рубрики «Проверь себя» 2-4. |
| Учение об эволюции | 9 | | | | | |
41. | Идея развития органического мира в биологии. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | § 36, вопросы 2,3 |
-
| Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира | 1 | | | Лекция | Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция. Искусственный отбор. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира | § 37, вопросы 1-3. |
44 | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | | | Комбини-рованный | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | § 38, вопросы 1-3. |
45 | Вид, его критерии и структура. | 1 | | | Комбини-рованный | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | § 39, вопросы 1-3. |
46 | Процессы видообразования. | 1 | | | Комбини-рованный | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | § 40, вопросы 2,3. |
47 | Микроэволюция- результат микроэволюций. | 1 | | | Комбини-рованный | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | § 41, вопросы 1-3. |
48 | Основные направления эволюции. | 1 | | | Комбини-рованный | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | § 42, вопрос 3. |
49 | Основные закономерности эволюции. | 1 | | | Комбини-рованный | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные) | § 43, вопросы 1-3. |
-
| Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов». | 1 | | | Практикум | Описывать различные типы изменчивости | Оформить отчет. |
| Происхождение человека (антропогенез). | 6 | | | | | |
-
| Эволюция приматов. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Эволюция отряда приматов. | § 44, вопросы 3,4. |
52 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | | | Комбини-рованный | Человек как вид. | § 45, вопросы 2,3. |
53 | Этапы эволюции человека. | 1 | | | Комбини-рованный | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | § 46, вопросы 1-3. |
-
| Первые и современные люди | 1 | | | Комбини-рованный | Кроманъонцы, неоантпропы, человек разумный | § 47, вопросы 3,4. |
54 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | | | Комбини-рованный | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | § 48, вопросы 1-3. |
55 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | | | Комбини-рованный | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | § 49, вопросы 1,2. |
| Основы экологии | 13 | | | | | |
-
| Среды жизни и экологические факторы. | 1 | | | Урок изучения нового материала | Экология—наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда- источник веществ, энергии и информации. экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы | § 50, вопросы 1-3. |
57 | Общие законы действия факторов среды на организмы. | 1 | | | Комбини-рованный | Основные экологические законы: закон оптимума, закон экологической индивидуальности видов, закон ограничивающего фактора, закон совместного действия факторов, закон независимости факторов. Фотопериодизм. | § 51, вопросы 2,3. |
58 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. № 4«Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | | | Практикум | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | § 52, вопросы 2,3. Оформить отчет. |
59 | Биотические связи в природе. | 1 | | | Комбини-рованный | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | § 53, вопросы 1-3. |
60 | Популяции. | 1 | | | Комбини-рованный | Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. | § 54, вопросы 2,3. |
61 | Функционирование популяции и динамика ее численности. | 1 | | | Комбини-рованный | Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура. | § 55, вопросы 3,4. |
62 | Сообщества. | 1 | | | Комбини-рованный | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. | § 56, вопросы 2,3. |
63 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Лаб. раб. №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 | | | Практикум | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. В.И.Вернадский –создатель учения о биосфере. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Правило десяти процентов. | § 57, вопрос 3. Оформить отчет. |
64 | Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | | | Комбини-рованный | Экологическая сукцессия. Первичные сукцессии. Зрелая или коренная экосистема. Вторичные или восстановительные сукцессии. Управление сукцессиями. Продолжительность и значение сукцессии. | § 58, вопросы 1-3. |
-
| Изучение и описание экосистем своей местности. Практ. раб. №2» Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | 1 | | | Комбини-рованный | Процессы происходящие в экосистеме. Характеристика экосистемы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Анализ биоценоза. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей. | § 59, вопросы 1-3. |
65 | Основные законы устойчивости живой природы. | 1 | | | Комбини-рованный | Цикличность, отрицательная обратная связь, биологическое разнообразие видов. | § 60, вопросы 1-3. |
66 | Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб. раб. №6«Оценка качества окружающей среды» | 1 | | | Комбини-рованный | нарушение среды антропогенным воздействием. Истощение природных ресурсов. Загрязнение среды. Снижение биологического разнообразия. Всеобщее экологическое образование. | Оформить отчет. |
-
| Глобальные экологические проблемы. | 1 | | | Комбини-рованный | Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | Решить тест. |
| Заключение | 2 | | | | | |
-
| Промежуточная аттестация. | 1 | | | Контрольная работа | Контроль ведущих понятий курса. | Вопрос1рубрики «Проблемы для обсуждения». |
-
| Обобщающее повторение. | 1 | | | Обобщающий | Обобщение основных понятий курса | Вопросы рубрики «Проблемы для обсуждения» 2,3. |