СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс.70 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»



Казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры

«Специальная учебно-воспитательная школа №1»





Рабочая программа

по курсу «Основы общей биологии».







Учебный год: 2018-2019

Класс (параллель): 9А

Количество часов в неделю:2

Учитель: Морщинина М.В.







Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО: Заместитель директора по УР Директор

Гайдаренко Д.С.: Хидирлясов Г.К.:

_________________ __________________________ _______________

от__________2018 г. _____________________2018г. _________2018г.





Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

      • Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

      • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 23.06.2015 № 609, от 24.01.2012 № 39, от 10.11.2011 № 2643, от 31.01.2012 № 39, от 03.06.2008 № 164).

      • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Инструктивно- методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты- Мансийского автономного округа-Югры в 2018-2019 учебном году. Рекомендовано к изданию и использованию в работе решением Ученого совета АУ «Институт развития образования, протокол №5 от 06.06.2018г.

      • Образовательной программой КОУ «Специальная школа №1» на 2018-2019 учебный год.

Цель курса - формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностей, биологических системах.

Задачи курса:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

Согласно федеральному компоненту учебного плана рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Распределение между теоретической и практической частью программы следующее:

семестры

Всего

теоретическая часть

Практическая

Л.Р

Пр.р

К.Р

I

34

29

2

1

2

II

36

30

4

1

1

Всего

70

59

6

2

3

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Их количество определено согласно материальному обеспечению.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Программа позволяет учащимся формировать следующие виды и способы деятельности: познавательную деятельность (использование для познания окружающего мира различных методов – наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование; умение разделять процессы на этапы, звенья; определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданного алгоритма; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты; исследовать несложные практические ситуации; использовать лабораторные и практические работы для доказательств выдвигаемых предположений, описывать результаты этих работ), информационно-коммуникативную деятельность (адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание прослушанного в сжатом или развернутом виде; осознанно и бегло читать текст, проводить информационно-смысловой анализ текста; владеть монологической и диалогической речью, умение вступать в дискуссию; умение составления плана, тезисов, конспекта; умение приводить примеры, аргументировать, доказывать, формулировать выводы; умение выбирать выразительные средства языка и знаковых систем – текст, таблица, схема; умение использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации), рефлексивную деятельность (умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умение владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; умение оценивать свои учебные достижения; умения владения видами совместной деятельности).

Измерителями учебных достижений учащихся, используемых в процессе реализации данной программы, являются контрольные работы, практические работы, административные контрольные работы, проверочные работы, тестовые работы, зачеты. При реализации этой программы на уроках применяется технология личностно-ориентированного обучения и индивидуального сопровождения учащихся.























Учебно-методическое обеспечение

учебной программы по биологии 9 класса


Учебная программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Дидактический материал

Материалы контроля и диагностики

И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Природоведение. Биология. Экология»: 5 – 11 кл.: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с.

Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. –– М.: Вентана – Граф, 2016.

Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008г.


Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. –сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -240 с.

«Тесты, зачеты, блицопросы», авт. И.Р.Мухамеджанов, изд. Москва «ВАКО», 2007г.

«тесты по биологии» Л.А.Гребеник, изд. «Феникс», 2006г. Индивидуальные карточки-задания, тесты.

Контрольные работы, лабораторные работы, поурочные тесты, дидактические карточки.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 9 КЛАСС

Тема урока,

Раздела.

Кол-во часов.

Дата.

Коррек-

ция даты.

Тип урока.

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Домашнее задание.


Введение в основы общей биологии

3






  1. 1

Биология- наука о живом мире.


1



Вводный урок

Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

§ 1, вопросы 2,3.

  1. 2

Общие свойства живых организмов.



1



Комбини-рованный

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

§ 2, вопросы 1-3.

  1. 3

Многообразие форм живых организмов.




1



Комбини-рованный

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

§ 3, вопросы 2,3. вопросы рубрики «Проверь себя» 1-4.


Основы учения о клетке

12






  1. 5

Цитология- наука о клетке.



1



Урок изучения нового материала

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

§ 4, вопросы 2,3.

  1. 6

Химический состав клетки.



1



Комбини-рованный

Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

§ 5, вопросы 2,3.

  1. 7

Белки и нуклеиновые кислоты.




1



Комбини-рованный

Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые к-ты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация.

§ 6, вопросы 2,3.

  1. 8

Строение клетки.



1



Комбини-рованный

Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

§ 7, вопросы 2,3.

  1. 9

Органоиды клетки и их функции. Лабораторная работа №1 « Сравнение растительных и животных клеток»

1



Практикум

Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

§ 8, заполнить таблицу «Органоиды клетки и их функции».

  1. 10

Обмен веществ и превращение энергии.


1



Лекция

Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

§ 9, вопросы 2,3.

  1. 11

Биосинтез белков в живой клетке.


1



Комбини-рованный

Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

§ 10, вопросы 1-3.

  1. 12

Биосинтез углеводов - фотосинтез.




1



Комбини-рованный

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

§ 11, вопросы 1,2.

  1. 13

Обеспечение клетки энергией.




1



Комбини-рованный

Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз.

§ 12, вопросы 2,3.

Обобщение по теме «Основы учения о клетке».

1



Обобщающий

Повторение и обобщение ведущих понятий темы

с.42,изучить. ВопросыПроверь себя» 2-5.

  1. 14

Контрольная работа (входной контроль).

1




Контрольная работа

Проверка ведущих понятий курса темы.

Повторить § 8


Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5






  1. 15

Типы размножения организмов.




1



Урок изучения нового материала

Размножение. Половое и бесполое. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела,спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

§ 13, вопросы 2,3.

  1. 16

Деление клетки. Митоз.




1



Комбини-рованный

Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

§ 14, вопросы 2-4.

  1. 17

Образование половых клеток. Мейоз.




1



Комбини-рованный

Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток (гаметогенез).

§ 15, вопросы 3,4.

  1. 18

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.



1



Комбини-рованный

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

§ 16, вопросы 2,3

  1. 19

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1



Обобщающий

Повторение и обобщение ведущих понятий темы

с.58,изучить. Вопросы рубрики «Проверь себя» 4-6.


Основы учения о наследственности и изменчивости

10






  1. 20

Из истории развития генетики.



1



Урок изучения нового материала

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

§ 17, вопросы 2,3.

Основные понятия генетики.

1



Комбини-рованный

Наследственность, ген, фенотип, локус, аллель, гетерозиготность, гомозиготность, изменчивость.

§ 18, вопросы 2,3. Выучить понятия.

  1. 21

Генетические опыты

Г. Менделя.



1



Комбини-рованный

Методы в исследованиях Г. Менделя

(гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

§ 19, вопросы 3,4.

  1. 22

Дигибридное скрещивание.


Практ. раб. № 1 «Решение генетических задач»


1



Комбини-рованный

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. Анализ и составление схемы дигибридного скрещивания.

§ 20, вопросы 3,4. Оформить отчет.

  1. 23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.


1



Комбини-рованный

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер.

§ 21, вопросы 3,4.

  1. 24

Взаимодействие генов и их множественное действие.


1



Комбини-рованный

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

§ 22, вопросы 2-4.

  1. 25

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



Комбини-рованный

Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§ 23, вопросы 3,4.

  1. 26

Наследственная изменчивость.


1



Комбини-рованный

Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

§ 24, вопросы 2-3.

  1. 27

Типы изменчивости. Лаб. раб. №2«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений»

1



Практикум

Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

§ 25, вопросы 3,4. Оформить отчет.

Наследственные болезни человека.



1



Комбини-рованный

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

§ 26, вопросы 1-3.

Контрольная работа по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

1



Контрольная работа

Проверка ведущих понятий темы.

Вопросы рубрики «Проверь себя» 1-4.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5






  1. 31

Генетические основы селекции организмов.

1



Урок изучения нового материала

Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

§ 27, вопросы 2,3.

  1. 32

Особенности селекции растений.


1



Комбини-рованный

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

§ 28, вопросы 2,3.

  1. 33

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1



Комбини-рованный

Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

§ 29, вопросы 2,3.

  1. 34

Особенности селекции животных.


1



Комбини-рованный

Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

§ 30, вопросы 2,3.

  1. 35

Основные направления селекции микроорганизмов.


1



Комбини-рованный

Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

§ 31, вопросы 2-4.


Происхождение жизни и развитие органического мира

5






  1. 37

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

1



Комбини-рованный

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера

§ 32, вопросы 1-3.

  1. 38

Современные представления о возникновении жизни на Земле.




1



Комбини-рованный

Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

§ 33, составить план к тексту.

  1. 39

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.



1



Комбини-рованный

Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы.

§ 34, вопросы 2-3.

  1. 40

Этапы развития жизни на Земле.


1



Комбини-рованный

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

§ 35, вопросы 2-3.

Обобщение по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира»


1



Обобщающий

Повторение и обобщение ведущих понятий темы

Вопросы рубрики «Проверь себя» 2-4.


Учение об эволюции

9






  1. 41.

Идея развития органического мира в биологии.


1



Урок изучения нового материала

Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

§ 36, вопросы 2,3

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира

1



Лекция

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция. Искусственный отбор. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира

§ 37, вопросы 1-3.

  1. 44

Современные представления об эволюции органического мира.

1



Комбини-рованный

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

§ 38, вопросы 1-3.

  1. 45

Вид, его критерии и структура.


1



Комбини-рованный

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

§ 39, вопросы 1-3.

  1. 46

Процессы видообразования.


1



Комбини-рованный

Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

§ 40, вопросы 2,3.

  1. 47

Микроэволюция- результат микроэволюций.

1



Комбини-рованный

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс.

§ 41, вопросы 1-3.

  1. 48

Основные направления эволюции.


1



Комбини-рованный

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

§ 42, вопрос 3.

  1. 49

Основные закономерности эволюции.

1



Комбини-рованный

Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные)

§ 43, вопросы 1-3.

Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов».

1



Практикум

Описывать различные типы изменчивости

Оформить отчет.


Происхождение человека (антропогенез).

6






Эволюция приматов.

1



Урок изучения нового материала

Эволюция отряда приматов.

§ 44, вопросы 3,4.

  1. 52

Доказательства эволюционного происхождения человека.


1



Комбини-рованный

Человек как вид.

§ 45, вопросы 2,3.

  1. 53

Этапы эволюции человека.



1



Комбини-рованный

Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.

§ 46, вопросы 1-3.

Первые и современные люди

1



Комбини-рованный

Кроманъонцы, неоантпропы, человек разумный

§ 47, вопросы 3,4.

  1. 54

Человеческие расы, их родство и происхождение.


1



Комбини-рованный

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

§ 48, вопросы 1-3.

  1. 55

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1



Комбини-рованный

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

§ 49, вопросы 1,2.


Основы экологии

13





Среды жизни и экологические факторы.


1



Урок изучения нового материала

Экология—наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда- источник веществ, энергии и информации. экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы

§ 50, вопросы 1-3.

  1. 57

Общие законы действия факторов среды на организмы.


1



Комбини-рованный

Основные экологические законы: закон оптимума, закон экологической индивидуальности видов, закон ограничивающего фактора, закон совместного действия факторов, закон независимости факторов. Фотопериодизм.

§ 51, вопросы 2,3.

  1. 58

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. № 4«Приспособленность организмов к среде обитания»

1



Практикум

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

§ 52, вопросы 2,3. Оформить отчет.

  1. 59

Биотические связи в природе.


1



Комбини-рованный

Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

§ 53, вопросы 1-3.

  1. 60

Популяции.

1



Комбини-рованный

Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

§ 54, вопросы 2,3.

  1. 61

Функционирование популяции и динамика ее численности.


1



Комбини-рованный

Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

§ 55, вопросы 3,4.

  1. 62

Сообщества.


1



Комбини-рованный

Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем.

§ 56, вопросы 2,3.

  1. 63

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Лаб. раб. №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1



Практикум

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. В.И.Вернадский –создатель учения о биосфере. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Правило десяти процентов.

§ 57, вопрос 3. Оформить отчет.

  1. 64

Развитие и смена биогеоценозов.



1



Комбини-рованный

Экологическая сукцессия. Первичные сукцессии. Зрелая или коренная экосистема. Вторичные или восстановительные сукцессии. Управление сукцессиями. Продолжительность и значение сукцессии.

§ 58, вопросы 1-3.

Изучение и описание экосистем своей местности. Практ. раб. №2» Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

1



Комбини-рованный

Процессы происходящие в экосистеме. Характеристика экосистемы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Анализ биоценоза. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей.

§ 59, вопросы 1-3.

  1. 65

Основные законы устойчивости живой природы.


1



Комбини-рованный

Цикличность, отрицательная обратная связь, биологическое разнообразие видов.

§ 60, вопросы 1-3.

  1. 66

Рациональное использование природы и ее охрана. Лаб. раб. №6«Оценка качества окружающей среды»

1



Комбини-рованный

нарушение среды антропогенным воздействием. Истощение природных ресурсов. Загрязнение среды. Снижение биологического разнообразия. Всеобщее экологическое образование.

Оформить отчет.

Глобальные экологические проблемы.

1



Комбини-рованный

Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Решить тест.


Заключение

2






Промежуточная аттестация.

1



Контрольная работа

Контроль ведущих понятий курса.

Вопрос1рубрики «Проблемы для обсуждения».

Обобщающее повторение.

1



Обобщающий

Обобщение основных понятий курса

Вопросы рубрики «Проблемы для обсуждения» 2,3.




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!