СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (модифицированная) для учащихся 5 классов ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа по биологии для 5 классов ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (модифицированная) для учащихся 5 классов ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 90»





Рассмотрено на заседании МО:

протокол № 1

от __.08.2018 г.

Согласовано:

зам.директора по МР

_____________А.В.Глушенкова

Протокол №1 от __.08.2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 90»

________________ А.В. Пукалов

(приказ № ___ от 31.08.2018 г.)









Рабочая программа

по биологии

для 5 класса А, Б, В

на 2018-2019 учебный год









Составил: Т.А.Новоселова,

учитель биологии, высшая категория















Содержание


1. Пояснительная записка 3


2. Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе 5


3. Содержание учебного предмета 11


4. Тематическое планирование 13


Приложение 1 36


Приложение 2 37


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №90» на основе:

• Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,

• Рекомендаций Примерной программы по предмету биология (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год)  

• Авторской государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

• УМК Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В.Николаев, О.А. Корнилова; под ред. д.п.н. проф. И.Н. Пономарёвой – М.: Вентана-Граф, 2015.

• Базисного учебного плана.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитию творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Цели биологического образования:

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

  • признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачами изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

  • применение межпредметного анализа учебных задач.


Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Место учебного предмета в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова) 34 часа, из них 1 час – резервное время.


Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


1. Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе.


Деятельность учителя в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интере­сов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли жизни (1-я линия развития);

– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.

Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при вы­полнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим пози­циям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;

  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;

  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);

  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);

  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка выполнения тестовых работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя, оценка «2» не ставится.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;

  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

  2. или было допущено два-три недочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  4. или эксперимент проведен не полностью;

  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

2. Содержание учебного предмета


Рабочей программой предусмотрено 29 часов теоретических занятий, 4 часа – лабораторных занятий и 1 час на проведение экскурсии.


Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К.Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения»

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето

3. Тематическое планирование

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов /программа Пономарёвой

Количество часов /рабочая программа

1.

Биология – наука о живой природе

8

8

2.

Многообразие живых организмов

11

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7

8

4.

Человек на планете Земля

6

4

5.

Обобщающее повторение

1

2

6.

Резерв

1


Итого:

34 ч

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»

  2. «Знакомство с клетками растений».

  3. «Знакомство с внешним строением растения»

  4. «Наблюдение за передвижением животных»

Экскурсия: «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Тема программы

Кол-во часов

п/п

Тема урока

Лаборатор-ных работ

Экскурсий

Биология – наука о живой природе

8

1.

Наука о живой природе.



2.

Свойства живого.



3.

Методы изучения природы.



4.

Увеличительные приборы.

л/р №1


5.

Строение клетки. Ткани.

л/р №2


6.

Химический состав клетки.



7.

Процессы жизнедеятельности клетки.



8.

Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели.



Многооб-разие живых организ-мов

12

9

Царства живой природы.



10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.



11.

Значение бактерий в природе и жизни человека.



12.

Царство Растений.



13.

Знакомство с внешним строением растения

л/р №3


14.

Царство Животных.



15.

Наблюдение за передвижением животных

л/р №4


16.

Грибы.



17.

Многообразие и значение грибов.



18.

Лишайники.



19.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.



20.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». Промежуточный контроль



Жизнь организ-мов на планете Земля

8

21

Среды жизни планеты Земля.



22.

Экологические факторы среды.



23.

Приспособления организмов к жизни в природе.



24.

Природные сообщества



25.

Природные зоны России.



26.

Жизнь организмов на разных материках.



27.

Жизнь организмов в морях и океанах.



28.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»



Человек на планете Земля

4

29

Как появился человек на Земле.



30.

Как человек изменял природу.



31.

Важность охраны живого мира планеты.


1

32.

Сохраним богатство живого мира.



Обобща-ющее повторе-ние

2

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса



34.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Экскурсия.



Итого

34



4

1


Календарно-тематическое планирование 5 класс /линия Пономаревой/


урока

Кол-во час.

на раздел, тему

Тема раздела, урока

Тип урока, форма проведения

Планируемые результаты

Формы организа-ции учебно-познава-тельной деятельнос-ти уч-ся

Система контроля

Основные средства обучения

Дата

Личностные

Метапредмет-ные

предметные

план

факт


8

Глава 1. Биология – наука о живой природе

1

1

Наука о живой природе.

Урок постановки учебной задачи

формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.

знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Индивиду-альная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

задание 1,3 стр. 4 в рабочей тетради, воп.1-4 стр.7 учебника

Таблицы «Науки о природе», «Многооб-разие живых организмов»; иллюстрации учебника; комнатные растения в кабинете биологии;

«значение биологии» презентация



2

1

Свойства живого.

Урок решения учебной задачи

Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Фронтальная индивидуальная, работа в парах, само- и взаимо-контроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

задание 1,3,4 стр. 6-7 в рабочей тетради, воп.3-4 стр.12 учебника

Таблицы, рисунки учебника, фотографии.



3

1

Методы изучения природы.

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.

овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

задание 1,2 стр. 8 в рабочей тетради, воп.1,2 стр.15 учебника

Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР

Измерительные приборы (термометр, линейка, весы, песочные часы, секундомер)

Наблюдение за прораста-нием фасоли



4

1

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


Урок-исследование.

Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Овладение правила-ми работы с биоло-гическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Фронталь-ный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

л/р №1 стр. 17-18 учебника,

задание 3-5 стр. 11-12 в рабочей тетради, оформление лабораторной работы в тетради

таблица «Увеличительные приборы»; Микроскопы, ручные лупы, мякоть арбуза, плоды томатов.

Технологическая карта «Изучение строения микроскопа»



5

1

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.

формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таб-лицах клетки животных и растений, их органоиды, жи-вотные и расти-тельные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов, развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете био-логии; умение готовить микропрепарат растительных тканей;

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

л/р №2 стр. 23-24 учебника,

задание 1,3,6 стр. 13-17 в рабочей тетради, оформление лабораторной работы в тетради

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки» «Клеточное строение растений», микроскопы, микропрепараты кожицы лука.



6

1

Химический состав клетки.

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./

задание 1, стр. 17 в рабочей тетради, воп.1,2 стр.27 учебника

пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.



7

1

Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.

умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.

Фронталь-ный, индивиду-альный, словесный, наглядный.

Приобрете-ние и контроль знаний, самокон-троль.

Демонстра-ция /микропрепарат «митоз в корешках лука» /.

задание 1,2,4 стр. 19-20 в рабочей тетради, воп.4-5 стр.32 учебника

Таблица «взаимодействие частей развивающегося зародыша», «рост растений»,

Слайд-альбомы «Вегетативные органы цветковых растений», «Развитие и размножение» ми-пы, микропрепараты «митоз в корешке лука».



8

1

Обобщающий урок по теме.

Великие естествоиспытатели.

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки


Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоис-пытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний.

Тест,

задание 7 стр. 21, зад 1,3 стр.22-23 в рабочей тетради, воп.1-12 стр.33 учебника

Портреты учёных. рисунки учебника, учебник, рабочая тетрадь





12

Глава 2. Многообразие живых организмов

9

1

Царства живой природы.

Урок постановки учебной задачи

Реализация установок здо-рового образа жизни в про-цессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилак-тике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых орга-низмов и определять их принадлежность к царствам природы.

умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная, групповая Словес-ный, нагляд-ный, проблем-ное изложе-ние, беседа.

Приобретение и первич-ный контроль знаний.

задание 1,2 стр. 25 в рабочей тетради, воп.3-4 стр.38 учебника, игра «кто из какого царства?»


Таблицы «Многообразие живых организмов», «классификация животного мира», фрагмент в/ф «царства природы и их представители»;

Комнатные растения, муляжи грибов, плесень на кусочке хлеба, игрушечные модели животных



10

1

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Урок решения учебной задачи

Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике

умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными)

выявление сущест-венных признаков прокариот и эукариот; определение при-надлежности бакте-рий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе.

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа. Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

задание 1,3 стр. 27-28 в рабочей тетради, воп.1-3 стр.42 учебника

Таблица «бактерии», рисунки учебники, дополнительная литература.



11

1

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.

умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.

приведение док-в необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяс-нение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления.

Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль.

задание 1 стр. 29 в рабочей тетради, воп.3 стр.45 учебника

тест "Бактерии"

иллюстрации, кисломолочная продукция, влажный препарат «корни бобовых с клубеньками»

Видеофрагмент

«болезнетворные бактерии человека»



12

1

Царство Растений.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.

умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.

выделение сущест-венных признаков растений; определе-ние различных рас-тений к определён-ным систематичес-ким группам; выявление существенных признаков споровых и семенных расте-ний; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстети-ческой ТЗ растения различных групп.

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль.

задание 1,2 стр. 31 в рабочей тетради, воп.1-2 стр.51 учебника

Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы «Растения. Биоразнообразие и размножение», гербарий «основные группы растений».

«Многообразие растений»

Видеофраг-мент



13

1

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растения»


Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок-исследование.

Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.

развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе вы-полнения лабораторной работы.

определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.

Работа в парах, индивидуальная. Приобретение и закреп-е знаний.

Л/р № 3 «Знаком-ство с внешним строени-ем растения»

л/р №3 стр. 50-51 учебника,

задание 7,8 стр. 32-34 в рабочей тетради, оформление лабораторной работы в тетради

лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений (веточки сирени, сосны).


Рабочая тетрадь



14

1

Царство Животных.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

выделение сущест-венных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энер-гии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных.

Фронт., индивид. Словес-ный, нагляд-ный. Приобретение и перв. контроль знаний.

задание 1-3 стр. 34-35 в рабочей тетради, воп.1,3 стр.56 учебника

Таблицы «Биоразнообразие животных. Одноклеточ-ные и беспозвоночные», объемные модели лягушки, тритона, ужа, рыбы; микропрепараты.

«Разнообразие животного мира»

Видеофрагмент



15

1

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


Урок-исследование.

Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении за животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.

умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного.

развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Индивидуальная, работа в парах. Закрепление ЗУН.

Лабораторная Ра-бота № 4 «Наблюдение за передви-жением животных»

л/р №4 стр. 56 учебника,

задание 6 стр. 36 в рабочей тетради, оформление лабораторной работы в тетради

Тест

«животные»

Микроскопы, культуры водных микроорганизмов, в/ф о простейших (инфузория туфелька)



16

1

Грибы.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.

умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.

выделение сущест-венных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологи-ческих исследований в процессе постанов-ки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов.

Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный.

Приобретение знаний.

задание 1-3 стр. 37-38 в рабочей тетради, воп.1,2 стр.60 учебника

Таблицы «грибы», муляжи,

Строение шляпочного гриба

Презентация «грибы»



17

1

Многообразие и значение грибов.

комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.


Урок-исследование.

Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их

выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний.

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Беседа, сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.

задание 1-2 стр. 39-40 в рабочей тетради,


Тест «грибы»


Таблицы «грибы», иллюстрации учебника, микроскоп, плесневые грибы.


Работа в группах (ножницы, ватман, клей, рисунки, тексты информационные)



18

1

Лишайни-ки.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.

выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.

выделение сущест-венных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников.

Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.

Словесный, наглядный. Приобретение знаний.

задание 1,3 стр. 42-43 в рабочей тетради, воп.1 стр.69 учебника

Гербарий, таблицы, рисунки учебника

Презентация «лишайники»

Строение лишайника видеофрагмент



19

1

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

комбинированный урок

Урок формирования знаний.


Урок-исследование.

Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.

структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе.

приведение доказа-тельств взаимосвязи человека и окружающей среды; необхо-димости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природ.

Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний.

задание 1 стр. 44 в рабочей тетради, воп.3 стр.72 учебника

Таблицы, презентации,



20

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Урок контроля и оценки

формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

продемонстрировать ЗУН по темам.

Индивидуальная, фронтальная.

Контроль знаний, самоконтроль.

задание 1-2 стр. 46 в рабочей тетради, воп.1-15 стр.73 учебника


Тесты, карточки с заданиями.

Таблицы, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь




8

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля

21

1

Среды жизни планеты Земля.

Урок постановки учебной задачи

комбинированный урок

Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).

развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.

выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод.

задание 1-2 стр. 49-50 в рабочей тетради, воп.1 стр.77 учебника


плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации.

Таблицы «среды жизни», «Адаптации организмов к разным средам и условиям обитания»

Особенности организменной среды обитания

Видеофрагмент «паразиты»



22

1

Экологические факторы среды.

Урок решения учебной задачи

комбинированный урок

Урок формирования знаний.

Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.

развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе.

объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе.

Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные.

задание 3 стр. 52 в рабочей тетради, воп.2 стр.81 учебника


Таблицы «факторы среды», «действие факторов среды на животный организм», рисунки учебника



23

1

Приспособления организмов к жизни в природе.

комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам.

умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.

выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

задание 1 стр. 53 в рабочей тетради, воп.2 стр.84 учебника


Игра «Биологическая азбука: Приспособленность живых организмов к жизни в природе»

Таблицы «Адаптации организмов к разным средам и условиям обитания», иллюстрации учебника, муляжи окуня, ящерицы, гадюки, живые экземпляры – комнатные растения.



24

1

Природ-ные сооб-щества.

комбинированный урок

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.

умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы (текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).

выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

задание 1,3 стр. 55-56 в рабочей тетради, воп.3 стр.87 учебника


Игра «биотоп»

Таблицы «цепи питания», «биотические взаимоотношения»,

Видеофрагмент «цепи питания»

Задачи на составление цепей питания



25

1

Природ-ные зоны России.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.

формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.

Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний.

задание 1-2 стр. 57-58 в рабочей тетради, воп.1стр.93 учебника


Таблицы, гербарий, иллюстрации учебника, дополнительная литература,

физическая карта природных зон России



26

1

Жизнь организмов на разных материках.

Урок формирования знаний.

работа учебником

Урок-игра

Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.

умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.

задание 1,3 стр. 46 в рабочей тетради, воп.3 стр.98 учебника

Таблицы, иллюстрации учебника, Красная книга, дополнительная литература

Презентация «жизнь на разных материках»



27

1

Жизнь организмов в морях и океанах.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.

умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

приведение доказательств необходимости защиты окру-жающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний.

задание 5 стр. 65 в рабочей тетради, воп.2 стр.103 учебника

Таблицы, иллюстрации учебника, влажные препараты,

в/фильм «подводный мир»



28

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Урок контроля и оценки


Диагностика степени сформирован-ности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации.

умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях.

диагностика ЗУН по теме.

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Контроль знаний.

задание 1 стр. 66 в рабочей тетради, воп.1-10 стр.104 учебника

Тесты, карточки с заданиями

Таблицы, иллюстрации учебника, рабочие тетради




4

Глава 4. Человек на планете Земля

29

1

Как появился человек на Земле.

Урок формирования знаний.


Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

аргументация родства человека с млекопи-тающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

задание 2-3 стр. 69-70 в рабочей тетради, воп.1 стр.110 учебника

Барельеф «Кроманьонец и шимпанзе в вертикальном положении»

Рисунки учебника

Рабочая тетрадь

Бюсты австра-лопитека, кроманьонца, неандертальца,

питекантропа, шимпанзе



30

1

Как человек изменял природу.

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний.

задание 1,2 стр. 71 в рабочей тетради, воп.1 стр.112 учебника


Иллюстрации учебника.

Видеофрагменты «природная среда. Состояние и контроль», «обращаться осторожно»



31

1

Важность охраны живого мира планеты.

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.

аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Работа с текстом (техника продуктивного чтения)

задание 1,2 стр. 72-73 в рабочей тетради, воп.2 стр.116 учебника

Таблица «редкие виды животных», иллюстрации учебника

Животные Красной книги презентация

Видеоклип Красная книга О. Газманова



32

1

Сохраним богатство живого мира.

комбинированный урок

Урок формирования знаний.

Эвристическая беседа, работа учебником

Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Работа в группах. Проектный метод.

задание 3,4 стр. 76 в рабочей тетради, воп.3 стр.119 учебника


Видеофрагмент изучения ООТ «экспедиция экологов», «шанс на спасение», «будущее в гармонии»

Красная книга Томской области




3

Обобщающее повторение

33

1

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровье-сберегающих технологий.

умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

проверка ЗУН за курс 5 класса.

Индивидуальная.

Воп.1-8 стр.120, зад.1-2 стр.77-78

Выполнение итогового теста по курсу биологии 5 класса




34

1

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент.

Экскурсия

Урок систематизации и закрепления знаний.


Экскурсия. Работа в группах.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровье-сберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.


умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и прев-ращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологи-ческой грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; фор-е представлений о значении био-логических наук в решении локальных и глобальных эко проблем; аргументация взаимосвязи человека и окр. среды, необходимости защиты окр. среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».






Домашнее задание 5 класс


1

§ 1, воп.1-4 стр.4-7; р/т зад.2,4-6 стр.4-6, знать термины.

19

§ 16, воп.1-4 стр.69-72, р/т зад.2-6 стр.44-45 Повторить §§ 8-15

2

§ 2, воп.1-4 стр. 8-12, р/т зад. 2,5,6 стр.6-8

20

Стр.73-74, р/т зад.3-7 стр. 47-49

3

§ 3, воп.1-4 стр.12-15, р/т зад.3-6 стр.9-10 термины. Сообщение об А. Левенгуке.

21

§ 17, воп.1-5 стр.75-78, р/т зад.3-6 стр.50-51

4

§ 4, воп. 1-4 стр.15-19, р/т зад.1,2,6 стр.10, 12 Отчет по лаб/р.

22

§ 18, воп.1-3 стр.78-81, р/т зад.1,2,4-6 стр.51-53 составить кроссворд с терминами.

5

§ 5, воп.1-4 стр.19-25, р/т зад.2,4,5 стр.14-16 отчет по лаб/р, модель клетки

23

§ 19, воп.1-4 стр.81-84, р/т зад.2-6 стр.53-55

6

§ 6, воп.1-4 стр.25-27, р/т зад.2-6 стр.18-19 подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях.

24

§ 20, воп.1-4 стр.84-87, р/т зад.2,4-6 стр.56-57 знать термины.

7

§ 7, воп.1-5 стр. 28-32, р/т зад. 3,5,6 стр. 20-21 повторить §§ 1-6,

25

§ 21, воп.1-4 стр.87-93, р/т зад.3-6 стр.58-60 Сообщения о животных различных материков, о видах, занесённых в Красную книгу Том.обл.

8

С.33-34, р/т зад.2-6 стр.22-24

26

§ 22, воп.1-4 стр.93-99, р/т зад.2,4-6 стр.61-63 сообщения о жителях морей и океанов.

9

§ 8, воп.1-4 стр.35-38, р/т зад.3-6 стр.25-27

сообщение о Д.И.Ивановском, вирусах

27

§ 23, воп.1-4 стр.99-103, р/т зад.1-4,6 стр.63-66 повторить §§ 17-22.

10

§ 9, воп.1-5 стр.39-42, р/т зад.2,4-6 стр.27-29 сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

28

Стр.104-105, р/т зад.2-7 стр.67-69

11

§ 10, воп.1-4 стр.42-45, р/т зад.2-6 стр.30

29

§ 24, воп.1-4 стр.106-110, р/т зад.1,4-6 стр.69-71

12

§ 11, воп.1-4 стр.45-52, р/т зад.3-6 стр.32 подготовка к лабораторной работе.

30

§ 25, воп.1-3 стр.110-112, р/т зад 3-6 стр.72 сообщения о ООТ

13

§ 11. оформить лаб/р

31

§ 26, воп.1-4 стр.113-116, р/т зад.3-6 стр.73-75 Подготовить сообщение об охраняемых территориях Томской области и России.

14

§ 12, воп. 1-4 стр.52-56, р/т зад.4-5 стр.35-36 Знать термины.

32

§ 27, воп.1-3 стр.117-119, р/т зад.1,2,5,6 стр.75-77 Повторить §§ 1-26

15

§ 12, оформить лаб/р повторить §§ 1-11

33

Стр.120-122, р/т зад.3-6 стр.78-79

16

§ 13, воп.1-5 стр.57-60, р/т зад.4-6 стр.38-39 заложить опыт по выращиванию плесени. сообщения (минипроекты) о ядовитых и съедобных грибах

34

Задания на лето стр.123-124.

17

§ 14, воп.1-4 стр. 60-66, р/т зад.3-5 стр.41 сделать карточки с грибами – двойниками.

35


18

§ 15, воп.1-4 стр.66-69, р/т 2,4-6 стр.42-43

подготовка сообщений о полезных и вредных организмах.



Приложение 1.


Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса


Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);



Приложение 2.

Методическая литература для учителя

    1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.

    2. Биология: 5 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

    3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с.- (Стандарты второго поколения).

    4. Биология: 5-9 классы: программа /И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.;


Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;

  2. И. Акимушкин Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).- М.: Мысль, 2004 г. – 234с.

  3. И. Акимушкин . Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г.- 318 с.

  4. И. Акимушкин. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные).- М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.

  5. И. Акимушкин . Невидимые нити природы.- М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  7. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. , Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

  9. Энциклопедя для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

  10. Красная книга Томской области.




Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/), «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы



14






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей