Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско-Шмалакская средняя школа с. Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области
Рассмотрено | | Согласовано | Утверждаю: |
на заседании МО учителей | | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ Татарско-Шмалакской |
естественно – математического | цикла | МБОУ Татарско-Шмалакской | средней школы |
Протокол №_1_от 24.08.2022г. | | средней школы | / / Акчурина Г.Р. |
Руководитель МО | | / / Абузярова Р.Р. | Приказ № 74 от 29.08.2022г. |
/ / Мадифурова Р.М. | | от 26.08.2022г. | |
. | | | |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета «Биология »
Класс -11
Уровень общего образования: среднее общее образование Учитель: Мадифурова Рауза Мансуровна Квалификационная категория: высшая
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 11класс – всего 66 часов , в неделю 2 часа
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.: Дрофа.,2016 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по биологии для 11 класса разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.
Преподавание биологии в 2022-2023 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, от 18.05.2020 №249).
Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОУ Татарско –Шмалакской средней школы
учебным планом на 2022-2023учебный год МБОУ Татарско –Шмалакской средней школы
Программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт.И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2019 г.
8. Учебника . Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. 2 –е
стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2019 г.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное
на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современ-ных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического иссле- дования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и про- цессов;
воспитание: убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, сложности и самоценности жизни как ос-новы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отноше-нию к окружающей среде (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы), собственному здоровью (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседнев-ной жизни; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета Биология 11 класса
Предлагаемая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии на в 11 классе —2 ч в неделю (66 ч).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Данная программа реализована в учебнике: Сивоглазов В.И., Агафонова И.В., Захарова Е.Т. Общая биология. 11 класс: учебник для базового уровня. М: Дрофа, 201 г.
Резервное время составляет 3 часа. По программе запланировано
лабораторных работ - 3,
практических работ – 3,
экскурсий – 1,
обобщающих уроков – 7,
проверочных работ – 3.
Лабораторные работы:
«Описание особей вида по морфологическому критерию»;
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;
«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;
Практические работы:
«Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Экскурсия:
1. «Естественные (лес и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, и др.) экосистемы»
Обобщающие уроки:
«Микроэволюция»
«Эволюционное учение» 3.«Развитие жизни на Земле»
«структура экосистем»
«Биосфера»
«экосистемы»
Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса Проверочные работы:
«Эволюционное учение»;
«Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;
«Экосистемы».
Место учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе среднего (полного) общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе 2 часа в неделю (66 часов в год).
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся по биологии
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценкаминимум максимум
5 | 90 % | 100 % |
4 | 71 % | 89 % |
3 | 51 % | 70 % |
2 | 0 % | 50% |
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.
Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Содержание тем учебного курса
по биологии 11 класс (66 часов, из них 3 ч – резервного времени) Введение (1 ч)
Раздел 1. Вид (36 ч)
Тема 1. История эволюционных идей (7 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 2. Современное эволюционное учение (16 ч)
Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.
Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров го¬мологичных и аналогичных органов, их строения и про-исхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирую¬щих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 3. Происхождение жизни на Земле (6 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции
Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»; «Эволюция растительного мира»; «Эволюция животного мира». Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 4. Происхождение человека (7 ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека» Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.
Раздел 2. Экосистемы (25 ч)
Тема 5. Экологические факторы (5 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 6. Структура экосистем (10 ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы , демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды, круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (4 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 8. Биосфера и человек (4 ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде, национальных парков, заповедников.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
Резервное время — 3ч.
Планируемые результаты изучения курса биологии в 11 классе.
В результате изучения биологии в средней общей школе 11 класса учащиеся должны знать/понимать:
основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов; гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов:структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии; уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные
признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Календарно-тематическое планирование курса Общая биология 11 класса, 66 часов (2 час в неделю)
№ ур ока | Дата | Тема урока | содержание урока, задачи урока | Опыты, оборудование | Тип урока Форма организации деятельности Методы обучения | Планируемые умения и навыки Знать/уметь | Домашнее задание |
пл ан | фа кт |
1 | | | Введение. ТБ в кабинете биологии. | Ознакомление с темами курса биологии 11 класса. Правила техники безопасности при работе в кабинете биологии. | Учебник, правила ТБ | Вводный урок. | | |
36 | | | Раздел 1. Вид |
7 | | | Тема 1. История эволюционных идей |
2/1 | | | История эволюционны х идей. | Познакомить учащихся с взглядами на развитие живых организмов в разные периоды человеческой истории. Систематизация знаний в античную эпоху, средние века. Работы древнегреческих ученых. Теория самозарождения. Теория вечности. Теория панспермии. | Учебник | Рассказ, беседа. Работа учащихся с текстом. Формулирование выводов | Эпохи развития, понятия искусственная и естественная классификация Работать с текстом, выделять главное | сообщения |
3/2 | | | Развитие биологии в додарвиновск ий период. Значение работ К.Линнея. | Ключевые понятия Эволюция, Креационизм, Трансформизм, Классификация, Таксоны История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии. | Учебник, таблицы | комбинированный. Задания со свобод- ным ответом. | Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | |
4/3 | | | Эволюционна я теория Ж.Б.Ламарка. | Сформировать знания о эволюционной теории Ламарка. Ключевые понятия ЭВОЛЮЦИЯ Факты Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. «Упражнение и неупражнение органов» | Учебник, таблицы. Портрет Ламарка | Комбинированный урок Вопросы №1,2 на стр. 204 учебника. | Давать определения ключевым понятиям. Формулировать законы «Упражнения и неупражнения органов» и «Наследования благоприятных признаков». | |
5/4 | | | Предпосылки возникновени я учения Ч.Дарвина. | Сформировать знания о предпосылках развития теории Ч.Дарвина. Ключевые понятия: | Учебник, таблицы, портрет Дарвина | Комбинированный. Вопросы №1, 2, 3, 5 на стр. 209 учебника. | Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять роль | |
| | | | Эволюционная палео- нтология; Определенная изменчивость; Неопределенная измен- чивость; Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникнове- ния учения Ч.Дарвина. | | | биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках. | |
6/5 | | | Эволюционна я теория Ч. Дарвина. Искусственны й отбор. | Сформировать понятие: Искусственный отбор. Ключевые понятия Искусственный отбор Эволюционная теория | Учебник, таблицы, набор плакатов «Домашние животные», гербарий «Культурные растения», муляжи сортов томата, яблони. | Комбинированный. Вопросы № 2, 4, 5, в на стр.217 учебника. | Характеризовать сущность действия искусственного отбора. | |
7/6 | | | Эволюционна я теория: борьба за существовани е и естественный отбор | Сформировать понятие: борьба за существование, естественный отбор. Наследственная измен- чивость, Борьба за существование. Естественный отбор. | Учебник, таблицы, фотографии | Комбинированный урок,фронтальный | Характеризовать сущность действия борьбы за существование. Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения. | |
8/7 | | | Роль эволюционно й теории в. формировани и естественнона учной карти- ны мира | Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы | Учебник, таблицы. Тестовые задания | Обобщающий урок. Фронтальный тест | Знать эволюционную теорию Ч.Дарвина, понятия естественный и искусственный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость | |
16 | Тема 2. Современное эволюционное учение | |
9/1 | | | Вид, его критерии. Л/Р№1 « описание особей вида по морфологическом у критерию» | Сформировать понятие: вид. Познакомить с критериями вида. Ключевые понятия. Вид Критерии вида Генофонд Популяция. Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Вид, его критерии. Наличие видов- двойников, peпродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в преде- лах ареала. | Учебник, таблицы. | Комбинированный урок. Вопросы № 1, 5, 7 на стр.221 учебника. Задания со свободным ответом. Лабораторная работа | Характеризовать критерии вида. | |
10/ 2 | | | Популяция - структурная единицавида, единица эволюции. | Сформировать понятие: популяция. Ключевые понятия Вид. Популяция. Генофонд популяции. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Эволюционные .изменения в популяциях. | Учебник, таблицы | Обобщающий урок В№1, 4, 5 учебника. | Характеризовать: популяцию как структурную единицу вида; популяцию как единицу эволюции. | |
11/ 3 | | | Синтетическая теория эволюции | Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. | Учебник, таблицы | Комбинированный Частично - поисковый | Называть эволюционную роль мутаций | |
12/ 4 | | | Движущие силы эволюции | Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор: их влияние на генофонд популяции. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. фронтальная | Называть факторы эволюции. | |
13/ 5 | | | Движущий и стабилизирующ ий естественный отбор. | Закрепить понятия: Борьба за существование Естественный отбор.Движущий отбор Стабилизирующий отбор . | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Фронтальная или индивидуальная | Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; формы естественного отбора. | |
| | | | Ключевые понятия: Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор, Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. | | | | |
14/ 6 | | | Адаптации организмов к условиям обитания. | Сформировать понятия: адап- тации и их многообразие, ви- ды адаптации морфологичес- кие, физиологические, поведенческие. Ключевые понятия: Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические, поведен- ческие). Приспособленность как соответствие строения и функционирования орга- низмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации. Процесс формирования приспособленности. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. работа в парах. | Характеризовать: приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации. | |
15/ 7 | | | Видообразова ние как результат эволюции. | Сформировать понятия: Видообразование Географическое видооб- разование. Экологическое видообразование. Ключевые | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. фронтальная | Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования. | |
| | | | понятия Видообразование Географическое видооб- разование Экологическое видообра- зование. Видообразование - результат эволюции. Видообразование. | | | | |
16/ 8 | | | Практическая работа №1 «выявление приспособлени й организмов к среде обитания» | -продолжить формирование знаний о сущности приспособленности; - углубить знания о формах е/о. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы | Лабораторная работа Инструктивная карточка | -Лабораторная работа -Беседа | -уметь выполнять лабораторную работы индивидуально | |
17/ 9 | | | Сохранение многообразия видов какоснова устойчивого развития биосферы. | Сформировать понятия: Биологический прогресс Биологический регресс. Ключевые понятия: Биологический прогресс Биологический регресс Генетическая эрозия. Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Индивидуальная | Приводить примеры про- цветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать: причины процветания или вымирания видов; условия сохранения видов. | |
18/ 10 | | | Обобщение по теме «Микроэволюци я» | Способствовать формированию понятие «микроэволюция» Дать характеристику микроэволюции как внутривидовому процессу | Учебник, таблицы | комбинированный, Частично- поисковый, Самостоятельная работа с материалом | Микроэволюция Работать с учебником, выделять главное | |
| | | | | | учебника. Тест | | |
19/ 11 | | | Главные направления эволюционного процесса | Сформировать понятия ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | Учебник, таблицы | Частично- поисковый. Работа с материалами учебника по заданию | Знать понятия: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | сообщения |
20/ 12 | | | Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса» | Углубить знания об ароморфозе, идиоадаптации, общей дегенерации на примерах | Учебник, таблицы, сообщения учащихся, видеофрагмент | Частично- поисковый. Работа по заданию. Тест | Знать понятия: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация | |
21/ 13 | | | Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов | Способствовать формированию понятия биологического прогресса и регресса, черты сходства и различия. Показать пути биологического прогресса | Учебник, таблицы | Частично- поисковый. Работа с материалами учебника по заданию | Прогресс, регресс Обсуждать проблему, выстраивать алгоритм работы | |
22/ 14 | | | Доказательства эволюции органического мира. | Сформировать понятия: Цитологии. Сравнительная морфология. Палеонтология, Эмбриология. Биогеография. Ключевые понятия: Цитологии. Сравнительная морфо- логия. Палеонтология, Эмбриология. Биогеография. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Законы Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Индивидуальный контроль | Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств | |
23/ 15 | | | Обобщающий урок по теме | Обобщить знания учащихся по изученному материалу. | Учебник, таблицы | Обобщающий урок Фронтальный | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при | |
| | | «Эволюционное учение» | Движущие силы эволюции. Направления эволюции. Результаты эволюции. | | | выполнении различных заданий. | |
24/ 16 | | | Проверочная работа по теме «Эволюционное учение» | Проверка усвоения материала по теме. Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Учебник, таблицы. контрольный тест | Урок контроля ЗУН индивидуальная работа | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
6 | Тема 3. Происхождение жизни на Земле |
25/ 1 | | | Развитие пред- ставлений о возникновении жизни. | Ключевые понятия: Материализм, Идеализм, Креационизм. Происхождение жизни на Земли - вечная и глобальная научная пробле- ма. Гипотезы происхож- дения жизни. Отличи- тельные признаки живого. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. | Учебник, таблицы | Вводный. Лекция с элементами беседы. фронтальная работа | Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.. | сообщения |
26/ 2 | | | Гипотезы о происхождении жизни | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении жизни. | Учебник, дополнительна я литература, презентации | Комбинированный, частично- поисковый, работа в группах | Анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни | |
27/ 3 | | | Современные представления о возникнове- нии жизни. Теория Опарина- Холдейна. | Сформировать понятия: Абиогенез. Биогенез, Коацерваты. Теории абиогенеза и био- генеза, биохимической эволюции. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Частично- поисковый. | Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле. | |
28/ 4 | | | Эволюция растительного мира | Систематизировать знания об эволюции растительного мира. Показать этапы | Схема, учебник, таблицы | Частично- поисковый, Работа по схеме | Этапы эволюции растительного мира Умение работать с | |
| | | | развития растений. Раскрыть преимущества покрытосеменных растений. Эволюционное древо, проследить ароморфозы позволившие перейти от спорового размножения к семенному | | | использованием ранее изученного | |
29/ 5 | | | Эволюция животного мира | Систематизировать знания об эволюции животного мира. Показать этапы развития животных Показать преимущества позвоночных животных как более развитых и приспособленных организмов, переходные формы Ароморфозы беспозвоночных и позвоночных | Схема, учебник, таблицы | Частично- поисковый, Работа по схеме | Этапы эволюции животного мира Умение использовать ранее изученное | |
30/ 6 | | | Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле» | Систематизировать, обобщить знания об истории развития органического мира на Земле Знание причин биологического прогресса | Тестовые задания | Зачетное занятие. Выполнение заданий в парах, индивидуальная. Тест | Основные положения темы | |
7 | Тема 4. Происхождение человека |
31/ 1 | | | Гипотезы про- исхождения человека. | Сформировать понятие: Антропогенез. Ключевые понятия Антропогенез. Проблема антропогенеза - сложнейшая естест- веннонаучная и фило- софская проблема. Гипо- | Учебник, таблицы | Урок обобщения и систематизации знаний. Индивидуальный | Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать инф из разных источников по проб происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и | |
| | | | тезы происхождения че- ловека. Современная теория антропогенеза. | | | достоверности гипотез про- исхождения человека. | |
32/ 2 | | | Положение че- ловека в сис- теме животно- го мира. | Сформировать понятия: Антропогенез, Атавизмы. Рудименты Ключевые понятия: Антропогенез, Атавизмы. Рудименты,. Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно анатомичес- кие доказательства родства человека с млекопитающими животными. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Индивидуальный | Называть место человека в системе животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. | |
33/ 3 | | | Эволюция человека, основные этапы. | Сформировать знания о этапах эволюции человека. Естественное происхож- дение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и соци- альных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Индивидуальный | Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюц стадии. Характеризовать: Особенности представителей каждой стадии эво- люции человека с биологических и социальных позиции; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длитель- ной эволюции людей. | |
34/ 4 | | | Эволюция человека. Л/р №2 | Сформировать знания об этапах эволюции человека. Естественное происхож- | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Лабораторная работа. | Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии | |
| | | «выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитаю щих как доказательс тво родства» | дение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и соци- альных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | | Фронтальный | Характеризовать: Особенности представителей каждой стадии эво- люции человека с биол и социал позиции; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | |
35/ 5 | | | Расы человека. Происхожден ие человеческих рас. | Сформировать знания о расах человека. Ключевые понятия: Расы и нации Расизм. Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный. Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реак- ционная сущность геноцида и расизма. | Учебник, таблицы | Комбинированный урок. Индивидуальный | Называть иразличать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | |
36/ 6 | | | Видовое единство человечества. | Обобщить знания учащихся по изученному материалу. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. | Учебник, таблицы | Обобщающий урок фронтальный | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
37/ 7 | | | Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» | Проверка усвоения материала по теме. Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Учебник, таблицы | Урок контроля ЗУН Индивидуальный | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
25 | Раздел 2. Экосистемы |
5 | Тема 5. Экологические факторы |
38/ 1 | | | Организм и среда. предмет и задачи экологии. | Продолжить углубление и расширение понятия «экология», о взаимоотношениях организма со средой обитания | Учебник, таблицы | Комбинированный Беседа, фронтальная | Знать понятие «экология», предмет и задачи экологии как науки | |
39/ 2 | | | Экологически е факторы среды, их значение в жизни организмов. | Экологические факторы - определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. При- способление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Влияние абиотических факторов на организмы. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жиз- недеятельности. Межви- довые отношения: хищ- ничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. | Учебник, таблицы | Комбинированный Беседа, фронтальная | Выявлять: действие местных абио- тических факторов на живые организмы; и оценивать практиче- ское значение ограничивающего фактора. Называть виды взаимо- отношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов. | |
40/ 3 | | | Закономернос ти влияния экологически х факторов на организмы. | Учебник, таблицы, видеофрагмент | Комбинированный Беседа, фронтальная | сообщения |
41/ 4 | | | Взаимоотнош ения между организмами. Межвидовые отношения. | Сформировать понятия: Биотические факторы Хищничество. Паразиты Конкуренция. Симбиоз Антропогенный фактор Экосистемы. | Учебник, таблицы. Видеофрагмент , сообщения учащихся | Комбинированный урок. | Называть виды взаимоотношений между организмами. Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов. | |
42/ 5 | | | Урок-семинар «Экологическ | Обобщить знания учащихся по теме «Экологические | Учебник, таблицы, | Обобщающий урок фронтальная, | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при | |
| | | ие факторы» | факторы» | тестовые задания | групповая, индивидуальная. Тест | выполнении различных заданий. | |
10 | Тема 6. Структура экосистем |
43/ 1 | | | Видовая и пространстве нная структура экосистем. | Сформировать понятия Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биотоп. Зооценоз. Фитоценоз. Микробиоценоз. Продуценты. Консументы. Редуценты. Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | Учебник, таблицы | Комбинированный Беседа, фронтальная | Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и эколо- гической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | |
44/ 2 | | | Пищевые свя- зи, круговорот веществ и превращение энергии в эко- системах. | Сформировать понятия: Пищевые, или трофические связи, сети Пищевые цепи: пастбищная и детритная. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Трофическая структура биоценоза. | Учебник, таблицы | Комбинированный Беседа, фронтальная | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. | |
45/ 3 | | | Пищевые свя- зи. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме» | Пищевые связи - регулятор численности видов, входя- щих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления пока вещества в пищевой сети. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Закономерности Экологическая пирамида. | Учебник, таблицы, карточки с заданиями | Комбинированный урок. Лабораторная работа. Фронтальный | Характеризовать: трофическую структуру биоценоза; роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; солнечный свет как энергетический ресурс. | |
46/ 4 | | | Причины устойчивости и смены экосистем. | Сформировать знания о причинах смены биоценозов, факторах устойчивости экосистем. Динамическое равновесие. Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Процесс Смена популяций различных видов. Закономерности Смена экосистем в природе. | Учебник, таблицы, видеофрагмент | Комбинированный Беседа, фронтальная | Объяснять: причину устойчивости экосистем; причины смены экосистем; Необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем. Выявлять изменения в экосистемах | Реферат, презентация , доклад |
47/ 5 | | | Игра «Биотоп» | Обобщить знания учащихся о естественных экосистемах, живых организмах, живущих в них | Урок-игра | Работа в парах | Уметь соотносить условия среды с живымиорганизмами, живущими вних | |
48/ 6 | | | Влияние чело- века на экоси- стемы. | Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. | Учебник, таблицы, сообщения учащихся | Комбинированный урок. практическая работа. Индивидуальный | Приводить примеры эко- логических нарушений, способы сохранения ес- тественных экосистем. | |
49/ 7 | | | Практическая работа №2 «выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | |
50/ 8 | | | Искусственны е сообщества - агроценозы. | Сформировать понятия: Аборигенные виды Агроценозы, Агроэкосистемы (агроце- нозы). Искусственные сооб- щества - агроэкосистемы. | Учебник, таблицы, видеофрагмент | Комбинированный урок. Фронтальный | Называть: способы оптимальной эксплуатации агроценозов; | |
51/ 9 | | | Практическая работа №3 «Сравнительн | Экскурсия в естественные (лес, и др.) и искусственные (, сквер школы, и др.) | | | Выявлять отличия естественных и искусственных экосистем Объяснять причины отличий, | Оформить работу |
| | | ая характеристи ка природных экосистем и агроэкосисте м своей местности». Экскурсия | экосистемы | | | видовое разнообразие экосистем | |
52/ 10 | | | Обобщающий урок «структура экосистем» | Обобщить знания учащихся по теме «Структура экосистем» | Учебник, таблицы, тестовые задания | Обобщающий урок фронтальная, групповая, индивидуальная. Тест | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
4 | Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема |
53/ 1 | | | Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. | Сформировать понятия: Биосфера Биогенное вещество Живоевещество. Биосфера - глобальная экосистема. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Учебник, таблицы, | Комбинированный урок. Фронтальный | Называть: структурные компоненты и свойства биосферы; Характеризовать: живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. | |
54/ 2 | | | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. | Сформировать понятия: Круговорот веществ и Элементов. Ноосфера. Роль живого вещества в биосфере. | Учебник, таблицы, видеофрагмент | Комбинированный урок. Фронтальный | Описывать: биохимические циклы воды, углерода; проявление физико- химического воздействия организмов на среду. Характеризовать роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | |
55/ 3 | | | Биологически й круговорот веществ | Круговорот веществ - обязательное условие существования и про- должения жизни на Земле. | Учебник, таблицы, | Комбинированный урок. Групповая, индивидуальная Фронтальный. | Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; | |
56/ 4 | | | Обобщающий урок «Биосфера» | Обобщить знания учащихся по теме «Биосфера - глобальная экосистема» | Учебник, таблицы, тестовые | Обобщающий урок фронтальная, групповая, | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
| | | | | задания | индивидуальная. Тест | | |
4 | Тема 8. Биосфера и человек |
57/ 1 | | | Биосфера и человек. Глобальные экологически е проблемы и пути их решения. | Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Ключевые понятия Предельно допустимая концентрация (ПДК) Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Рациональное использование природных ресурсов. | Учебник, таблицы, видеофрагмент | Комбинированный урок. беседа, Фронтальный | Предлагатьпути преодоления экологического кризиса. Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения. Анализировать иоценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения. Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования. Предлагать пути решения региональных и глобальных экологических проблем на основе интеграции наук: физики, химии, математики, кибернетики | |
58/ 2 | | | Последствия деятельности человека для окружающей среды. | Учебник, таблицы, лабораторная работа | Комбинированный урок. Групповая, индивидуальная Фронтальный. | Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. | Мини- проект «создание буклета» |
59/ 3 | | | Правила поведения в природной среде | Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. Защита мини-проекта | Учебник, таблицы | Комбинированный, фронтальная, групповая, индивидуальная | Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. | сообщения |
60/ 4 | | | Охрана природы и рациональное использовани е природных ресурсов | Сформировать знания о роли биологии в будущем. Ключевые понятия Устойчивое развитие Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост | Учебник, таблицы | Комбинированный, фронтальная, групповая, индивидуальная | Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия | |
| | | | потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья. | | | общества с природными экосистемами. | |
61 | | | Обобщающий урок «экосистемы» | Обобщить знания учащихся по изученному материалу: Экологические факторы, структура экосистем, биосфера – глобальная экосистема. | Учебник, таблицы | Обобщающий урок фронтальная, индивидуальная Фронтальный | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | Подготови ться к пр.р. |
62 | | | Проверочная работа «Экосистемы» | Проверка усвоения материала по теме. | Тестовая проверочная работа по материалам ЕГЭ. | Урок контроля ЗУН | Знать основные понятия темы. Уметь применять знания при выполнении различных заданий. | |
1 | Заключение |
63/ 1 | | | Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса | Подведение итогов изучения курса биологии в 11 классе | | Комбинированный, | | |
7 | Резервное время |
64/ 1 | | | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизмен ныесистемы. Эволюция органического мира» | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Надорганиз-менные системы. Эволюцияорганического мира» | Тестовые задания | Урок применения знаний и умений Индивидуальный | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Надорганизменные системы. Эволюцияорганического мира» | |
65/ 2 | | | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и | Сформировать умение выполнять задания из ЕГЭ по теме «Экосистемы иприсущие им закономерности» | Тестовые задания | Урок применения знаний и умений Индивидуальный | Уметь выполнять задания частей А,В,С по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | |
| | | присущие им закономерности» | | | | | |
66/ 3 | | | Экскурсия «Многообраз ие видов» (окрестности школы) | | | | | |
Учебно-методический комплекс, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 381 с.: ил.
ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – 9ЕГЭ. ФИПИ – школе)
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003
Дополнительная литература для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 254 с.
Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/ авт./сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Биология: 11 класс/ сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с.
ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012. – 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.
Биология. Проверочные тесты и задания. 6-11 кл. Волгоград «Учитель» 2010г.
Биология. 5-11кл. Волгоград «Учитель» 2009г.
Биология. ЕГЭ, Москва «Эксмо», 2008г.
Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин «Генетика в задачах», Москва «Глобус» 2009г.
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion