СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Деловой русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Деловой русский язык и культура речи"»

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






Рабочая программа учебной дисциплины

общеобразовательного цикла


УД.01 Деловой русский язык и культура речи

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии

15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик

Группа № 33

Группа № 38




Всего: 60 часов

Аудиторных занятий: 40 часов

Самостоятельная работа: 20 часов






Преподаватель – Демченко Татьяна Александровна





г. Красный Луч

2020 год

Рассмотрено и согласовано методической комиссией общеобразовательного цикла

Протокол №_____от «____» __________2020 г.


Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла УД.01 Деловой русский язык и культура речи разработана на основе примерной программы по образовательной дисциплине общеобразовательного цикла «Деловой русский язык и культура речи», утвержденной Приказом МОН ЛНР от 27.08.2020 года № 797-од «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего профессионального образования Луганской Народной Республики», для профессии среднего профессионального образования: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик.


Председатель методической комиссии

_____________ Т.М. Бычина


Заместитель директора по учебно-производственной работе

_____________ Л.В. Исаева

Организация-разработчик:

ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский строительный колледж»

Составитель:

Демченко Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР

«Краснолучский строительный колледж»


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г

Председатель МК _______________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г

Председатель МК _______________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г

Председатель МК _______________


Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г

Председатель МК _______________



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….4

  2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ…………………………………………6

  3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...7

  4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………12

  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...15

































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


УД.01 ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


    1. Область применения программы учебной дисциплины


Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи, является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии СПО: 08.01.08. Мастер общестроительных работ, 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины


В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен уметь:

• оформлять и составлять деловую документацию;

• распознавать внутристилевые и жанровые особенности делового языка;

• применять сведения о речевом этикете деловых документов;

• оформлять типовые тексты личной, служебной и производственной

документации;

• понимать в полном объеме монологическую и диалоrическую речь в

непосредственном общении с носителем языка или в аутентичной

звукозаписи;

• владеть спонтанной монологической и диалогической речью;

• уметь давать определение, характеристику, объяснение, оценку, а

также сравнивать и аргументировать свои суждения;

• понимать в полном объеме и извлекать информацию из аутентичных

текстов, опираясь на изученный языковой материал, социокультурные

знания, языковую и контекстуальную догадку;

• уметь дифференцировать извлеченную из текста информацию на

главную и второстепенную;

• интерпретировать и оценивать получаемую информацию;

• выделять новое, уметь определять важность и полезность информации;

• продуцировать профессионально-ориентированные тексты;

• участвовать в деловых беседах, переговорах, совещаниях, дискуссиях.

В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен знать:

• особенности общения на русском языке в деловой ситуации;

• технику составления деловых документов и работы с ними;

• прагматические и социолингвистические аспекты построения высказываний на русском языке;

  • стилистические нормы использования (употребления) лингвистических единиц;

• особенности выбора и использования фонетических средств в разных

коммуникации;

• основные правила документооборота;

• необходимые сведения о речевом этикете деловых документов.


1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


всего – 60 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 60 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 40 часов;

самостоятельной работы обучающихся – 20 часов.









































2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины УД.01 Деловой русский языки культура речи является овладение обучающимся видом деятельности в соответствии с примерной программой по учебной дисциплине УД.01 Деловой русский язык и культура речи.


Наименование результатов обучения

Знать

Уметь

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий,

языковых норм;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,

пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- осуществлять речевой самоконтроль, различать понятия «культура речи» и «культура языка», элементы нормированной и ненормированной речи, владеть современным русским языком, нормами речевого общения;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, правильности, точности и уместности их употребления;

- определять тип и стиль текста, создавать тексты различных

функциональных стилей и разновидностей языка, умение их анализировать;

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать нужную информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разной функциональной принадлежности в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, свободно и грамотно говорить на заданные темы;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, находить изученные орфограммы и пунктограммы, уметь обосновывать их выбор;

- соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, проявлять культуру корректного и эффективного речевого поведения при общении с собеседниками;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- осознавать русский язык как основу духовной, нравственной и культурной ценности народа, грамотно пользоваться сокровищницей языка;

- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- расширять лингвистический кругозор, увеличивать словарный запас, умело использовать языковые и речевые средства, совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения;

- самообразовываться и принимать активное участие в

производственной, культурной и общественной жизни государства.





3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план учебной дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи

Наименование разделов, тем

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего часов

в т.ч. практические занятия, часов

Всего часов

1

2

3

4

5

Введение

1

1

-

-

РАЗДЕЛ I Современный русский язык и деловая коммуникация.

17

-

-

-

Тема №1 Понятие о языке. Национальный русский язык.

5

5

-

3

Тема №2 Этика делового общения.

12

10

2

3

РАЗДЕЛ II Текст. Функциональные стили русского языка.

7

-

-

-

Тема №3 Текст. Лингвистика текста.

2

1

1

2

Тема №4 Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

5

3

2

2

РАЗДЕЛ III Нормативность и правильность деловой коммуникации.

15

-

-

-

Тема №5 Понятие о литературном языке и языковой норме.

2

2

-

3

Тема №6 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка.

4

3

1

3

Тема №7 Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка.

4

4

-

3

Тема №8 Лексические нормы.

2

2

-

-

Тема №9 Синтаксические нормы русского языка.

3

2

1

1

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

Всего часов:

60

33

7

20


3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине УД.01 Деловой русский язык и культура речи.

Наименование разделов, тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала

1

Предмет, цели и задачи изучения дисциплины.

1

РАЗДЕЛ I СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.


17

Тема №1 Понятие о языке. Национальный русский язык.

Содержание учебного материала

5

Понятие о языке как средстве человеческого общения. Функции языка. Национальный русский язык. Государственный язык. СР

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Особенности устной и письменной речи. Невербальная коммуникация. СР

1

Понятие культуры речи.

1

Риторика как наука. Направления современной риторики. Риторика - часть культуры делового общения. СР

1

Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тематика самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему: Фольклорная мудрость о языке.

Выписать высказывания и цитаты великих о языке, о русском языке.

Раскрыть и законспектировать понятие «экология языка» на примере рассказа М.М.Зощенко «Обезьяний язык».

1

1

1

Тема №2 Этика делового общения.

Содержание учебного материала

12

Понятие этики делового общения, ее предмет и задачи. Понятие общения. Сущность и содержание этики делового общения. Этические нормы и нормативы. Профессиональная этика. СР

1

Практическое занятие № 1 Общие принципы и правила делового общения специалиста. Составление монологической/диалогической речи.

1

Деловой этикет. Назначение речевого этикета. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула. СР

1

Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

1

Виды делового общения: устное - письменное, диалогическое -монологическое, межличностное - публичное, непосредственное -опосредованное, контактное - дистантное.

1

Особенности деловой речи. Диалог. Монолог. Полилог. Форма, структура и культура деловой коммуникации.

1

Инновационные формы делового общения. Презентация. Форум. Пресс-конференция. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров. СР

1

Практическое занятие № 2 Формулы речевого

этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора.

1

Традиционные жанры деловой коммуникации. Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи.

1

Специфические жанры деловой коммуникации. Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения.

1

Правила общения специалиста при проведении встреч, переговоров, приемов, совещаний. Культура телефонного диалога.

1

Контрольная работа №1

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тематика самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему: Из истории речевого этикета. Речевой этикет стран мира.

Найти и законспектировать примеры использования речевой этикета в профессиональном общении.

Составить конспект на тему: Невербальное общение, его особенности.

1

1

1

РАЗДЕЛ II ТЕКСТ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.


7

Тема №3 Текст. Лингвистика текста.

Содержание учебного материала

2

Понятие о тексте. Заглавие текста. Тематическое ядро, смысловая структура текста. Типы речи. СР

1

Практическое занятие №3 Лингвистический анализ текста.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тематика самостоятельной работы

Выполнить анализ текстов художественного стиля.

2

Тема №4 Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

Содержание учебного материала

5

Общая характеристика стилей и их особенностей. СР

1

Официально-деловой стиль как язык документов. Понятие о

документах и их классификация. Назначение, классификация документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов, реквизиты документов и правила их оформления. Языковые аспекты официально-делового стиля. СР

1

Практическое занятие №4 Особенности оформления документов по личному составу, разновидности документов и их формы, состав реквизитов документов.

1

Практическое занятие №5 Составление документов по личному составу.

1

Контрольная работа №2

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тематика самостоятельной работы

Подготовить сообщение на тему: История официально-делового стиля.

Составить конспект: Официально-деловой стиль как язык документов.

1

1

РАЗДЕЛ III НОРМАТИВНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.


15

Тема №5 Понятие о литературном языке и языковой норме.

Содержание учебного материала

2

Виды норм русского литературного языка. СР

1

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тематика самостоятельной работы

Подготовить исследовательскую работу на тему: «Язык и культура речи».

3

Тема №6 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка.

Содержание учебного материала

4

Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Правила произношения безударных гласных Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. СР

1

Грамматические нормы русского языка. Особенности образования грамматических форм разных частей речи.

1

Орфографические нормы. Принципы и особенности русского правописания.

1

Практическое занятие №6 Трудные случаи русской орфографии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тематика самостоятельной работы

Подготовить реферат на тему: «Нормы русского языка».

3

Тема №7 Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка.

Содержание учебного материала

4

Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Особенности употребления форм имён существительных и имён прилагательных. СР

1

Особенности употребления форм местоимения, имени числительного. Особенности употребления форм глагола. Особенности употребления наречий. СР

1

Контрольная работа №3

1

Особенности словообразования современного русского языка. Способы образования слов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тематика самостоятельной работы

Составить словарь исключений из правил русского языка.

Подготовить сообщение на тему: Особенности использования многозначных слов, паронимов и омонимов в профессиональной речи.

2

1

Тема №8 Лексические нормы

Содержание учебного материала

2

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. СР

1

Сложные случаи словоупотребления. Выявление основных видов нарушения лексических норм.

1

Тема №9 Синтаксические нормы русского языка.

Содержание учебного материала

3

Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП. Правила употребления обособленных членов предложения.

1

Практическое занятие №7 Трудные случаи русской пунктуации.

1

Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тематика самостоятельной работы

Выписать правила написания и введения в текст сложносокращенных слов, аббревиатур, графических сокращений.

1

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

1

Всего часов:

60


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 103, Русский язык и литература.


Подготовка внеаудиторной работы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:


Наименование

Количество

Учебные столы

10

Стулья

30

Стол преподавателя

1

Стул преподавателя

1

Тумба для проектора

1

Доска учебная

1

Стенд информационный

1


Технические средства обучения:


Наименование

Количество

Ноутбук

1

Проектор

1



4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности.

Освоение обучающимися учебной дисциплины проходит в соответствии с профилем, в условиях созданной образовательной среды в образовательном учреждении «Краснолучский строительный колледж.

Преподавание учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете: 103, Русский язык и литература.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, выполнение упражнений, анализа текстов, написание исследовательских работ, рефератов, сообщений обучающимися в процессе проведения теоретических и практических занятий и т.д.;

промежуточный контроль: дифференцированный зачет.

4.3. Информационное обеспечение обучения.


Основные источники:


  1. Константинова, Л.А., Юрманова, С.А. Деловой русский язык. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов продвинутого этапа обучения/ Л.А. Константинова, С.А. Юрманова. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.

  2. Новикова, Г.Д. Культура и стиль делового общения. Методические указания для иностранных учащихся / Г.Д. Новикова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

  3. Основы русской деловой речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. проф. В.В. Химика. - СПб.: Златоуст, 2012.

  4. Ращевская, Е.П. Деловой русский язык. Учебное пособие / Е.П. Ращевская. - Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2012.

  5. Сергеева, О.М. Международная деловая переписка на русском языке. Методическое пособие/ О.М. Сергеева. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.


Дополнительные источники:


  1. Будильцева, М.Б. и др. Культура делового и научного общения / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева-М.: Издательство РУДН, 2005.

  2. Кузин, Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин. -М.: Ось-89, 2002.

  3. Летова, Н.А., Яркина, Л.П. На пути к взаимопониманию. Учебное пособие по развитию речи/ Н.А. Летова, Л.П. Яркина. -М.: Флинта, 2013.

  4. Михальчук, Т.Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие/ Т.Г. Михальчук. - Минск: Асар, 2009.

  5. Назаренко, О.Г. Деловой русский язык. Учебное пособие / О.Г. Назаренко. - Владивосток: Изд-во МГУ им. Г.И. Невельского, 2008.

  6. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник/ А.А. Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

  7. Фаст, Л., Зволиньска, М. Русский язык в деловой среде. Продвинутый уровень/ Л.Фаст, М.Зволиньска. -Варшава, 2003.

  8. Фаст, Л., Зволиньска, М. Русский язык в деловой среде. Средний уровень/ Л.Фаст, М.Зволиньска. - Варшава, 2002.


Словари:


  1. Большой орфоэпический словарь: 100 000 слов, словоформ и словосочетаний / [сост. Е. Н. Зубова]. - М.: Дом Славянской книги, 2011.

  2. Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.- сост.: И. С. Брилева, Д. Б.Гудков, И. В. Захаренко и др.]; отв. ред. В. Н. Телия; РАН. - 4- е изд. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010. - 784 с. - (Фундаментальные словари).

  3. Введенская, Людмила Алексеевна.Словарь ударений для работников радио и телевидения / Л. А. Введенская. - 5- е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  4. Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Словарь синонимов русского языка: более 4 000 синонимов / К. С. Горбачевич. - М.: Эксмо, 2012.

  5. Ожегов, Сергей Иванович.Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 27- е изд.,испр. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2011.

  6. Поливанов, Евгений Дмитриевич. Словарь лингвистических и литературоведческих терминов / Е. Д. Поливанов. - М.: Либроком, 2010.

  7. Розенталь, Дитмар Эльяшев ич. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. (Классический справочник) / Д. Э. Розенталь. — М.; 2011. −736 с.

  8. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь трудностей русского языка. 20000 слов : 20 000 слов / Д. Э. Розенталь. - 10- е изд. - М.: Айрис- пресс, 2012.


Интернет-ресурсы:



  1. www.gramota.ru – Справочно – информационный Интернет – портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики.

  2. www.ruscorpora.ru – Информационно – справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Национальный корпус русского языка помещен корпус современного русского языка. Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.

  3. www.ru.wikipedia.org – Портал: Русский язык – собрание информационно – аналитических материалов, посвященных вопросам развития функционирования русского языка.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса, по контрольным работам соответствующих разделов, выполнения самостоятельной работы, а также в ходе проведения промежуточного контроля – дифференцированного зачета.


Результаты

обучения

Формы и методы

контроля и оценки

Знать:

- основные компоненты культуры речи: владение языковой культурной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента;

- лексические и фразеологические единицы языка, нормы и варианты;

- способы словообразования, в т. ч. слов профессиональной лексики;

- особенности русского ударения и произношения, орфографические нормы;

- правила правописания, постановку знаков препинания в русском языке;

- правила пунктуационного оформления деловых бумаг;

- иметь представление о социально стилистическом расслоении современного русского языка.

Формы контроля обучения:

домашние задания по отработке практических навыков;

индивидуальные задания поискового и творческого характера;

практические задания по работе со словарями, литературными источниками;

фронтальные, комбинированные, эвристические беседы.

Формы оценки результативности обучения:

традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

рейтинговая система оценки по отдельным темам.

Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся:

создавать тексты в устной и письменной форме;

различать элементы нормированной и ненормированной речи;

работать с различными словарями и справочниками;

пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

грамотно, в соответствии с литературными нормами, употреблять в речи имена существительные, имена прилагательные, местоимения, числительные, формы глагола;

выявлять грамматические ошибки в чужом и в своём тексте, употреблять грамматические формы слов в соответствии со стилистическими особенностями создаваемого текста;

различать простые и сложные предложения, обособляемые обороты, пользоваться различными синтаксическими средствами собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей, редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться правилами правописания;

составлять документы разных типов.

Уметь:

- грамотно, в соответствии с литературными нормами строить письменную и устную речь;

- пользоваться правилами правописания;

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- работать со словарями и справочниками.




Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей



- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.



Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности






Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи




Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач


Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы


Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ


- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио


- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады



- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.


Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.


- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;


- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры – моделирование социальных и профессиональных ситуаций.


- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы


- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!