Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
общеобразовательного цикла
УД.01 Деловой русский язык и культура речи
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик
Группа № 33
Группа № 38
Всего: 60 часов
Аудиторных занятий: 40 часов
Самостоятельная работа: 20 часов
Преподаватель – Демченко Татьяна Александровна
г. Красный Луч
2020 год
Рассмотрено и согласовано методической комиссией общеобразовательного цикла
Протокол №_____от «____» __________2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла УД.01 Деловой русский язык и культура речи разработана на основе примерной программы по образовательной дисциплине общеобразовательного цикла «Деловой русский язык и культура речи», утвержденной Приказом МОН ЛНР от 27.08.2020 года № 797-од «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего профессионального образования Луганской Народной Республики», для профессии среднего профессионального образования: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик.
Председатель методической комиссии
_____________ Т.М. Бычина
Заместитель директора по учебно-производственной работе
_____________ Л.В. Исаева
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский строительный колледж»
Составитель:
Демченко Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР
«Краснолучский строительный колледж»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г
Председатель МК _______________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г
Председатель МК _______________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г
Председатель МК _______________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол № ____ от «____»_____________ 20___г
Председатель МК _______________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ…………………………………………6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………...7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...15
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи, является частью основной программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии СПО: 08.01.08. Мастер общестроительных работ, 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 23.01.03. Автомеханик.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен уметь:
• оформлять и составлять деловую документацию;
• распознавать внутристилевые и жанровые особенности делового языка;
• применять сведения о речевом этикете деловых документов;
• оформлять типовые тексты личной, служебной и производственной
документации;
• понимать в полном объеме монологическую и диалоrическую речь в
непосредственном общении с носителем языка или в аутентичной
звукозаписи;
• владеть спонтанной монологической и диалогической речью;
• уметь давать определение, характеристику, объяснение, оценку, а
также сравнивать и аргументировать свои суждения;
• понимать в полном объеме и извлекать информацию из аутентичных
текстов, опираясь на изученный языковой материал, социокультурные
знания, языковую и контекстуальную догадку;
• уметь дифференцировать извлеченную из текста информацию на
главную и второстепенную;
• интерпретировать и оценивать получаемую информацию;
• выделять новое, уметь определять важность и полезность информации;
• продуцировать профессионально-ориентированные тексты;
• участвовать в деловых беседах, переговорах, совещаниях, дискуссиях.
В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен знать:
• особенности общения на русском языке в деловой ситуации;
• технику составления деловых документов и работы с ними;
• прагматические и социолингвистические аспекты построения высказываний на русском языке;
• особенности выбора и использования фонетических средств в разных
коммуникации;
• основные правила документооборота;
• необходимые сведения о речевом этикете деловых документов.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 60 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 60 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 40 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 20 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины УД.01 Деловой русский языки культура речи является овладение обучающимся видом деятельности в соответствии с примерной программой по учебной дисциплине УД.01 Деловой русский язык и культура речи.
Наименование результатов обучения |
Знать | Уметь |
- связь языка и истории, культуры русского народа; - определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, языковых норм; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - осуществлять речевой самоконтроль, различать понятия «культура речи» и «культура языка», элементы нормированной и ненормированной речи, владеть современным русским языком, нормами речевого общения; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, правильности, точности и уместности их употребления; - определять тип и стиль текста, создавать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка, умение их анализировать; - использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать нужную информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разной функциональной принадлежности в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, свободно и грамотно говорить на заданные темы; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, находить изученные орфограммы и пунктограммы, уметь обосновывать их выбор; - соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, проявлять культуру корректного и эффективного речевого поведения при общении с собеседниками; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; - осознавать русский язык как основу духовной, нравственной и культурной ценности народа, грамотно пользоваться сокровищницей языка; - развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - расширять лингвистический кругозор, увеличивать словарный запас, умело использовать языковые и речевые средства, совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения; - самообразовываться и принимать активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи
Наименование разделов, тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего часов | в т.ч. практические занятия, часов | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 1 | 1 | - | - |
РАЗДЕЛ I Современный русский язык и деловая коммуникация. | 17 | - | - | - |
Тема №1 Понятие о языке. Национальный русский язык. | 5 | 5 | - | 3 |
Тема №2 Этика делового общения. | 12 | 10 | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ II Текст. Функциональные стили русского языка. | 7 | - | - | - |
Тема №3 Текст. Лингвистика текста. | 2 | 1 | 1 | 2 |
Тема №4 Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль. | 5 | 3 | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ III Нормативность и правильность деловой коммуникации. | 15 | - | - | - |
Тема №5 Понятие о литературном языке и языковой норме. | 2 | 2 | - | 3 |
Тема №6 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка. | 4 | 3 | 1 | 3 |
Тема №7 Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка. | 4 | 4 | - | 3 |
Тема №8 Лексические нормы. | 2 | 2 | - | - |
Тема №9 Синтаксические нормы русского языка. | 3 | 2 | 1 | 1 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
Всего часов: | 60 | 33 | 7 | 20 |
3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине УД.01 Деловой русский язык и культура речи.
Наименование разделов, тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 |
Предмет, цели и задачи изучения дисциплины. | 1 |
РАЗДЕЛ I СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. | | 17 |
Тема №1 Понятие о языке. Национальный русский язык. | Содержание учебного материала | 5 |
Понятие о языке как средстве человеческого общения. Функции языка. Национальный русский язык. Государственный язык. СР | 1 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Особенности устной и письменной речи. Невербальная коммуникация. СР | 1 |
Понятие культуры речи. | 1 |
Риторика как наука. Направления современной риторики. Риторика - часть культуры делового общения. СР | 1 |
Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы Подготовить сообщение на тему: Фольклорная мудрость о языке. Выписать высказывания и цитаты великих о языке, о русском языке. Раскрыть и законспектировать понятие «экология языка» на примере рассказа М.М.Зощенко «Обезьяний язык». | 1 1 1 |
Тема №2 Этика делового общения. | Содержание учебного материала | 12 |
Понятие этики делового общения, ее предмет и задачи. Понятие общения. Сущность и содержание этики делового общения. Этические нормы и нормативы. Профессиональная этика. СР | 1 |
Практическое занятие № 1 Общие принципы и правила делового общения специалиста. Составление монологической/диалогической речи. | 1 |
Деловой этикет. Назначение речевого этикета. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Этикетная формула. СР | 1 |
Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение. | 1 |
Виды делового общения: устное - письменное, диалогическое -монологическое, межличностное - публичное, непосредственное -опосредованное, контактное - дистантное. | 1 |
Особенности деловой речи. Диалог. Монолог. Полилог. Форма, структура и культура деловой коммуникации. | 1 |
Инновационные формы делового общения. Презентация. Форум. Пресс-конференция. «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставка и ярмарка товаров. СР | 1 |
Практическое занятие № 2 Формулы речевого этикета. Речевые клише. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора. | 1 |
Традиционные жанры деловой коммуникации. Публичные речи. Интервью. Комментарий. Требования к публичной речи. | 1 |
Специфические жанры деловой коммуникации. Спор. Полемика. Групповая дискуссия. Прения. | 1 |
Правила общения специалиста при проведении встреч, переговоров, приемов, совещаний. Культура телефонного диалога. | 1 |
Контрольная работа №1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы Подготовить сообщение на тему: Из истории речевого этикета. Речевой этикет стран мира. Найти и законспектировать примеры использования речевой этикета в профессиональном общении. Составить конспект на тему: Невербальное общение, его особенности. | 1 1 1 |
РАЗДЕЛ II ТЕКСТ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. | | 7 |
Тема №3 Текст. Лингвистика текста. | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие о тексте. Заглавие текста. Тематическое ядро, смысловая структура текста. Типы речи. СР | 1 |
Практическое занятие №3 Лингвистический анализ текста. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы Выполнить анализ текстов художественного стиля. | 2 |
Тема №4 Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль. | Содержание учебного материала | 5 |
Общая характеристика стилей и их особенностей. СР | 1 |
Официально-деловой стиль как язык документов. Понятие о документах и их классификация. Назначение, классификация документов, требования к составлению и оформлению различных видов документов, реквизиты документов и правила их оформления. Языковые аспекты официально-делового стиля. СР | 1 |
Практическое занятие №4 Особенности оформления документов по личному составу, разновидности документов и их формы, состав реквизитов документов. | 1 |
Практическое занятие №5 Составление документов по личному составу. | 1 |
Контрольная работа №2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тематика самостоятельной работы Подготовить сообщение на тему: История официально-делового стиля. Составить конспект: Официально-деловой стиль как язык документов. | 1 1 |
РАЗДЕЛ III НОРМАТИВНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. | | 15 |
Тема №5 Понятие о литературном языке и языковой норме. | Содержание учебного материала | 2 |
Виды норм русского литературного языка. СР | 1 |
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы Подготовить исследовательскую работу на тему: «Язык и культура речи». | 3 |
Тема №6 Орфоэпические, грамматические и орфографические нормы русского языка. | Содержание учебного материала | 4 |
Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Правила произношения безударных гласных Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. СР | 1 |
Грамматические нормы русского языка. Особенности образования грамматических форм разных частей речи. | 1 |
Орфографические нормы. Принципы и особенности русского правописания. | 1 |
Практическое занятие №6 Трудные случаи русской орфографии. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы Подготовить реферат на тему: «Нормы русского языка». | 3 |
Тема №7 Морфологические и словообразовательные нормы современного русского языка. | Содержание учебного материала | 4 |
Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Особенности употребления форм имён существительных и имён прилагательных. СР | 1 |
Особенности употребления форм местоимения, имени числительного. Особенности употребления форм глагола. Особенности употребления наречий. СР | 1 |
Контрольная работа №3 | 1 |
Особенности словообразования современного русского языка. Способы образования слов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Тематика самостоятельной работы Составить словарь исключений из правил русского языка. Подготовить сообщение на тему: Особенности использования многозначных слов, паронимов и омонимов в профессиональной речи. | 2 1 |
Тема №8 Лексические нормы | Содержание учебного материала | 2 |
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. СР | 1 |
Сложные случаи словоупотребления. Выявление основных видов нарушения лексических норм. | 1 |
Тема №9 Синтаксические нормы русского языка. | Содержание учебного материала | 3 |
Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП, БСП. Правила употребления обособленных членов предложения. | 1 |
Практическое занятие №7 Трудные случаи русской пунктуации. | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тематика самостоятельной работы Выписать правила написания и введения в текст сложносокращенных слов, аббревиатур, графических сокращений. | 1 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 1 |
Всего часов: | 60 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 103, Русский язык и литература.
Подготовка внеаудиторной работы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Наименование | Количество |
Учебные столы | 10 |
Стулья | 30 |
Стол преподавателя | 1 |
Стул преподавателя | 1 |
Тумба для проектора | 1 |
Доска учебная | 1 |
Стенд информационный | 1 |
Технические средства обучения:
Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 |
Проектор | 1 |
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности.
Освоение обучающимися учебной дисциплины проходит в соответствии с профилем, в условиях созданной образовательной среды в образовательном учреждении «Краснолучский строительный колледж.
Преподавание учебной дисциплины носит практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете: 103, Русский язык и литература.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, выполнение упражнений, анализа текстов, написание исследовательских работ, рефератов, сообщений обучающимися в процессе проведения теоретических и практических занятий и т.д.;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет.
4.3. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Константинова, Л.А., Юрманова, С.А. Деловой русский язык. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов продвинутого этапа обучения/ Л.А. Константинова, С.А. Юрманова. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.
Новикова, Г.Д. Культура и стиль делового общения. Методические указания для иностранных учащихся / Г.Д. Новикова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
Основы русской деловой речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. проф. В.В. Химика. - СПб.: Златоуст, 2012.
Ращевская, Е.П. Деловой русский язык. Учебное пособие / Е.П. Ращевская. - Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2012.
Сергеева, О.М. Международная деловая переписка на русском языке. Методическое пособие/ О.М. Сергеева. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.
Дополнительные источники:
Будильцева, М.Б. и др. Культура делового и научного общения / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева-М.: Издательство РУДН, 2005.
Кузин, Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие / Ф.А. Кузин. -М.: Ось-89, 2002.
Летова, Н.А., Яркина, Л.П. На пути к взаимопониманию. Учебное пособие по развитию речи/ Н.А. Летова, Л.П. Яркина. -М.: Флинта, 2013.
Михальчук, Т.Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие/ Т.Г. Михальчук. - Минск: Асар, 2009.
Назаренко, О.Г. Деловой русский язык. Учебное пособие / О.Г. Назаренко. - Владивосток: Изд-во МГУ им. Г.И. Невельского, 2008.
Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник/ А.А. Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.
Фаст, Л., Зволиньска, М. Русский язык в деловой среде. Продвинутый уровень/ Л.Фаст, М.Зволиньска. -Варшава, 2003.
Фаст, Л., Зволиньска, М. Русский язык в деловой среде. Средний уровень/ Л.Фаст, М.Зволиньска. - Варшава, 2002.
Словари:
Большой орфоэпический словарь: 100 000 слов, словоформ и словосочетаний / [сост. Е. Н. Зубова]. - М.: Дом Славянской книги, 2011.
Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.- сост.: И. С. Брилева, Д. Б.Гудков, И. В. Захаренко и др.]; отв. ред. В. Н. Телия; РАН. - 4- е изд. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010. - 784 с. - (Фундаментальные словари).
Введенская, Людмила Алексеевна.Словарь ударений для работников радио и телевидения / Л. А. Введенская. - 5- е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Словарь синонимов русского языка: более 4 000 синонимов / К. С. Горбачевич. - М.: Эксмо, 2012.
Ожегов, Сергей Иванович.Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 27- е изд.,испр. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2011.
Поливанов, Евгений Дмитриевич. Словарь лингвистических и литературоведческих терминов / Е. Д. Поливанов. - М.: Либроком, 2010.
Розенталь, Дитмар Эльяшев ич. Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. (Классический справочник) / Д. Э. Розенталь. — М.; 2011. −736 с.
Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь трудностей русского языка. 20000 слов : 20 000 слов / Д. Э. Розенталь. - 10- е изд. - М.: Айрис- пресс, 2012.
Интернет-ресурсы:
www.gramota.ru – Справочно – информационный Интернет – портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики.
www.ruscorpora.ru – Информационно – справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Национальный корпус русского языка помещен корпус современного русского языка. Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.
www.ru.wikipedia.org – Портал: Русский язык – собрание информационно – аналитических материалов, посвященных вопросам развития функционирования русского языка.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины УД.01 Деловой русский язык и культура речи осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса, по контрольным работам соответствующих разделов, выполнения самостоятельной работы, а также в ходе проведения промежуточного контроля – дифференцированного зачета.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки |
Знать: - основные компоненты культуры речи: владение языковой культурной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента; - лексические и фразеологические единицы языка, нормы и варианты; - способы словообразования, в т. ч. слов профессиональной лексики; - особенности русского ударения и произношения, орфографические нормы; - правила правописания, постановку знаков препинания в русском языке; - правила пунктуационного оформления деловых бумаг; - иметь представление о социально стилистическом расслоении современного русского языка. | Формы контроля обучения: домашние задания по отработке практических навыков; индивидуальные задания поискового и творческого характера; практические задания по работе со словарями, литературными источниками; фронтальные, комбинированные, эвристические беседы. Формы оценки результативности обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; рейтинговая система оценки по отдельным темам. Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся: создавать тексты в устной и письменной форме; различать элементы нормированной и ненормированной речи; работать с различными словарями и справочниками; пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; грамотно, в соответствии с литературными нормами, употреблять в речи имена существительные, имена прилагательные, местоимения, числительные, формы глагола; выявлять грамматические ошибки в чужом и в своём тексте, употреблять грамматические формы слов в соответствии со стилистическими особенностями создаваемого текста; различать простые и сложные предложения, обособляемые обороты, пользоваться различными синтаксическими средствами собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей, редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться правилами правописания; составлять документы разных типов. |
Уметь: - грамотно, в соответствии с литературными нормами строить письменную и устную речь; - пользоваться правилами правописания; - различать элементы нормированной и ненормированной речи; - работать со словарями и справочниками. |
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты |
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей - демонстрация готовности к исполнению воинского долга | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях |
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | - умение ценить прекрасное; | Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству |
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | - готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи | Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья |
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | - демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты |
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; | - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы | Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты |
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; | - уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи | Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» |
Метапредметные результаты |
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ | |
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио | |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады | |
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. | |
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) | Деловые игры – моделирование социальных и профессиональных ситуаций. | |
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |