Министерство образования Пензенской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 материаловедение
для студентов, обучающихся по специальности
43.02.13 ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА
Пенза, 2018 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической цикловой комиссии профессиональных дисциплин по укрупненным группам специальностей: Промышленная экология и биотехнологии; Химические технологии; Сервис и туризм Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. Председатель методической цикловой комиссии ___________ О.В. Миронова | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-воспитательной работе __________________ Л.В. Волкова «_____» _____________ 201___ г. |
Разработчик: Миронова О.В. преподаватель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке парикмахеров.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности;
основные физико-химические свойства различных видов сырья и материалов;
состав и свойства материалов для парикмахерских работ: по уходу за волосами и кожей волосистой части головы, гигиенические, профилактические и декоративные косметические средства для волос;
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
ОК 1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессионально деятельности.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 7 .Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.4. Проводить консультации по подбору профессиональных средств для домашнего использования.
ПК 2.1. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом актуальных тенденций моды.
ПК 3.4. Разрабатывать предложения по повышению качества обслуживания клиентов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 84 |
Учебная нагрузка обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная учебная работа (всего) | 2 |
Промежуточная аттестация | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Сырьевая база парфюмерно - косметической промышленности | | 20 | |
Тема 1.1.Краткие сведения о химической природе парфюмерно – косметического сырья. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
Классификация органических и неорганических соединений, применяемых в парфюмерно – косметической промышленности, парикмахерских и косметических работах | 2 |
Типы и виды химических реакций, условия и особенности их протекания. | 2 |
Состояние веществ в природе, смеси и растворы, их свойства. | 2 |
Факторы, влияющие на растворимость веществ, закон Осмоса, понятие поверхностно- активного натяжения | 2 |
Тема 1.2 Сырьё для изготовления парфюмерно - косметических препаратов. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 12 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
Требования к сырью для изготовления парфюмерно - косметических препаратов | 2 |
Классификация по различным признакам ( происхождение, характер воздействия на кожу и волосы и т.п.) | 3 |
Вода , ее свойства; растворители и разбавители; их назначение, классификация, свойства, действие | 3 |
Жиры и масла: классификация, виды, состав, физико-химические свойства, способы получения и особенности воздействия, возможности применения в парфюмерно - косметических препаратах | 3 |
Воски: классификация, виды, состав, физико-химические свойства, способы получения и особенности воздействия, возможности применения в парфюмерно - косметических препаратах, воскообразные вещества, эмульсионные воски, эмульгаторы | 3 |
Практическое занятие | 2 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
Практическое занятие № 1 Изготовление парфюмерно - косметических препаратов | 2 |
Раздел 2 .Препараты для ухода за волосами и кожей волосистой части головы | | 38 | |
Тема 2.1 Моющие средства. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 12 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1.Моющие средства - общая классификация, предъявляемые к ним требования, принцип действия | 2 |
2. Современный ассортимент профессиональных отечественных и зарубежных препаратов мыла:, | 2 |
3 Назначения, характера воздействия; особенности подбора и применения | 2 |
4 Классификация в зависимости от консистенции | 2 |
5 Классификация, состав, свойства, особенности воздействия на кожу. | 2 |
6 Подбор и применение шампуни: основные компоненты, принцип действия, требования , предъявляемые к ним | 2 |
Тема 2.2 Средства декоративного ухода за волосами | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 16 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1 Общая классификация средств за уходом. | 2 |
2 Красители для волос – общие сведения, классификация, препараты, принцип действия красителей 1,2,3, 4 групп, составляющие компоненты; меры безопасности при работе, условия хранения | 2 |
3 Классификация в зависимости от показателя PH, составляющие компоненты, принцип действия, эффект; | 2 |
4 Подбор и применение, ассортимент препаратов, выпускаемых отечественными и зарубежными фирмами | 2 |
5 Препараты для стайлинга: назначение, состав, особенности подбора, ассортимент. | 2 |
6 Классификация, степени фиксации, салонные серии. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие № 2 Применение препараты для стайлинга – новинки на парикмахерском рынке | 2 |
Практическое занятие № 3 Применение препаратов до и после использования составов для завивки, релаксанты - принцип действия, составляющие компоненты, особенности подбора и применения, препараты различных фирм. | 2 |
Тема 2.3 Средства лечебно - профилактического ухода за волосами и кожей головы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1.Лечебно – профилактические препараты: увлажняющие, питательные, сохраняющие цвет, блеск, завиток | 3 |
2. Специальные средства для экспресс - ухода и интенсивного восстановления волос с поврежденной структурой и поверхностью и для ухода за секущимися кончиками волос | 3 |
3 Лечебно – профилактические препараты для ухода и восстановления волос: повреждённых в результате механического, термического воздействия. | 3 |
Практические занятия | 4 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
Практическое занятие № 4 Диагностика волос и кожи головы, применение профессиональных препаратов по уходу | 2 |
Практическое занятие № 5 Применение средства для экспресс - ухода и интенсивного восстановления волос с поврежденной структурой и поверхностью и для ухода за секущимися кончиками волос | 2 |
Раздел 3. Препараты и средства для ухода за кожей лица и тела. | | 22 | |
Тема 3.1 Гигиенические средства для кожи лица и тела | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1.Понятие об основных гигиенических процедурах по уходу за лицом и телом. Группы препаратов для выполнения процедур личной гигиены | 3 |
2.Препараты по гигиеническому уходу за кожей лица, рук, ног; их состав, воздействие на кожу, принципы подбора, способы применения, ассортимент, условия хранения | 3 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие № 6 Применение препаратов для выполнения процедур личной гигиены | 2 |
Практическое занятие № 7 Выполнение способов по уходу за кожей лица, рук, ног | 2 |
Тема 3.2 Лечебно - профилактические средства | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1.Лечебно - профилактические средства для ухода за руками и ногами: средства для ухода за кожей рук и ногтями, за кожей ног и ступней, профилактические кремы для предупреждения варикозного расширения вен и боли в суставах. | 2 |
2.Состав препаратов, их воздействие, принципы подбора, способы применения, современный ассортимент. | 2 |
Тема 3.3 Средства декоративной косметики | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 10 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
1.Классификация средств декоративной косметики. Условия хранения декоративной косметики. Карандаши и тени для век: состав, цвета, применение. | 3 |
2.Косметика для оформления глаз, её классификация. Туш для ресниц: виды состав, цветовая гамма, применение | 3 |
3 Требования, предъявляемые к средствам декоративной косметики. Румяна: разновидности, цвета, состав, применение | 3 |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие № 8 Нанесение декоративной косметики | 2 |
Практическое занятие № 9 Подбор косметики для оформления лица. | 2 |
Раздел 4. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства | | 4 | |
Тема 4.1. Средства для дезинфекции | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК1-ОК.11 ПК1.4., ПК 2.1, ПК 3.4. |
Дезинфицирующие и антисептические вещества, их классификация, влияние на кожу и волосы, применение. Кровоостанавливающие средства их виды и применение | 3 |
Самостоятельная учебная работа Написание рефератов и самостоятельных работ. Классификация сырья. Составляющие препаратов. Диагностика волос и применение профессиональных препаратов . Уход за телом и лицом (по материалам интернет-сайтов, модных и проф. журналов) | 2 | |
Всего: | 84 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: лекционные места для студентов, кафедра для преподавателя, оборудованная учебной доской и техническими средствами обучения – компьютер, видеопроектор, экран, телевизор.
Шкафы и витрины для учебных пособий и наглядного материала (каталоги, парфюмерно-косметические препараты и средства)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Уколова А. В. Парикмахерское искусство: Материаловедение: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / А.В. Уколова. - Академия (Москва), 2016. - 160 с.
Дополнительные источники:
Дан, Ольга Пластическая гимнастика для лица и декольте /Ольга Дан. - Питер (Санкт-Петербург), 2015. - 160 с.: ил.; Обл.. - (Красивое тело) .
Дегтяренко Н. И. Лечение волос: лучшие средства и методы /Н.И. Дегтяренко. - Современная школа (Минск), 2015. - 320 с.: ил.
Джеффри Пол. Восстановление волос в салоне красоты: Современные методы восстановления и ухода : Для профессионалов./Пол Джеффри - Рипол классик (Москва), 2011. - 264 с.: цв.ил.
Джеффри Пол. Красота и здоровье ваших волос: Современные методы восстановления и ухода : Для профессионалов / Пол, Джеффри. - Рипол классик (Москва), 2015. - 264 с.: цв.ил.
Дрибноход Ю. Ю. Здоровая ухоженная кожа : Природные источники красоты /Ю.Ю. Дрибноход. Автор. - Рипол классик (Москва), 2011. - 176 с.: цв.ил.
Дрибноход Ю. Ю. Косметика и косметология : Словарь-справочник / Ю.Ю. Дрибноход.- 2-е изд., перераб. и доп.. - Феникс (Ростов-на-Дону), 2011. - 540 с.. - (Справочник).
Дрибноход Ю. Ю. Косметология: Учебное пособие /Ю.Ю. Дрибноход. - 4-е изд.. - Феникс (Ростов-на-Дону), 2015. - 538 с.. - (Среднее профессиональное образование).
Дрибноход Ю. Ю. Красота волос / Ю.Ю. Дрибноход. - Рипол классик.М., 2015. - 176 с.: цв.ил.
Дрибноход, Ю.Ю., Украшение тела в салоне красоты: Новые стильные направления в эстетической косметологии /Ю.Ю. Дрибноход. Автор. - Рипол классик (Москва), 2011. - 152 с.: ил.
Дрибноход, Ю.Ю., Уроки красоты: Косметология для новичков /Ю.Ю. Дрибноход.- Автор. - Феникс (Ростов-на-Дону), 2011. - 283 с.: цв. ил.- (Авангард).
Мирошниченко С.А., Энциклопедия парикмахерского искусства / С.А. Мирошниченко. - Автор. - Феникс (Ростов-на-Дону) ; Кредо (Донецк), 2011
Нестерова, Д. В.1000 рецептов молодости: Лечебные маски для лица, для тела, массажные ванночки для ног /Д.В. Нестерова.- Составитель. - Рипол классик (Москва), 2015. - 320 с.
Райман Д., Домашний парфюмер: Настольная книга по ароматерапии. Запахи и ароматы / Даниэль Райман. Автор. - Рипол классик (Москва), 2015. - 240 с.
Сикорская С. В., Сикорская А. В. Натуральная косметика: Профессиональные методики и рекомендации специалистов /С.В. Сикорская,А.В. Сикорская. - Рипол классик (Москва), 2015. - 184 с.: цв.ил.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, проверочных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий – самостоятельных работ, рефератов; исследований (препараты на рынке парфюмерно-косметической профессиональной продукции).
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения | | |
- определять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления причёски, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учётом нормы расходов | применяет шампуни, средства для оформления и закрепления причёски, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учётом нормы расходов, демонстрирует полноту выполнения задания, точность формулировок, соответствия требованиям технологических карт и норм. | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий на практических занятиях и при защите отчетов по практическим занятиям; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на экзамене |
знания | | |
- основных видов сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности; | подбирает основных видов сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности, демонстрирует полноту ответов, точность формулировок, владение профессиональной терминологий. | Текущий контроль: - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий на практических занятиях и при защите отчетов по практическим занятиям; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы Промежуточная аттестация: - оценка выполнения практических заданий на экзамене |
- основных физико-химических свойств различных видов сырья и материалов; | развивает профессиональные навыки, повышает сваю квалификацию в физико-химических свойств различных видов сырья и материалов. демонстрирует полноту ответов, точность формулировок, владение профессиональной терминологий. |
- состава и свойств материалов для парикмахерских работ: по уходу за волосами и кожей волосистой части головы, гигиенические, профилактические и декоративные косметические средства для волос | применяет в профессиональной деятельности составы материалов для парикмахерских работ, демонстрирует полноту ответов, точность формулировок, владение профессиональной терминологий |