Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель ШМО _______ З.Х.Чарухова Протокол №___ от «___» _______________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Методист ____________ «__» ____________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии-интернат __________Е.Е Скопинцева-Китюк Приказ № ___ от «__» ____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Наименование дополнительных занятий: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Класс: 11-е классы.
Уровень обученности: базовый
Учитель: Джепаров Алим Ризаевич
Квалификационная категория: первая категория
2020-2021 г.
1.Планируемые результаты по освоению курса
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты по освоению курса:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
2. Содержание программы дополнительного образования
Тема 1 . Основы учения об эволюции (18 часов)
Ч.Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства. Главные направления эволюции органического мира.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных рстений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и поисхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (6 часа)
Задачи и методы селекции. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перпективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Тема 3. Антропогенез (6 часов)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Тема 4. Основы экологии (18 часов)
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы (абиотические, биотичемские, антропогенные). Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм).Конкурентные взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Природные ресурсы, эколлогическое сознание.
Тема 5. Эволюция биосферы и человек (6 часа)
Гипотезы о присхождении жизни. Креационизм, гипотеза панспермии. Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Основные этапы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биопоэза, симбиотического происхождения эукариотических клеток. Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Тема 6. Работа с контрольно - измерительными материалами (14 часа)
2.Тематическое распределение количества часов.
| № Темы | Название тем | Количество часов |
| 1 | Основы учения об эволюции. | 18 |
2 | Основы селекции и биотехнологии. | 6 |
3 | Антропогенез. | 6 |
4 | Основы экологии. | 18 |
5 | Эволюция биосферы и человека. | 6 |
6 | Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 14 |
| итого | | 68 |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель ШМО _______ З.Х.Чарухова Протокол №___ от «___» _______________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Методист ____________ «__» ____________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии-интернат __________ Е.Е Скопинцева-Китюк Приказ № ___ от «__» ____________2020 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наименование дополнительных занятий: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Класс: 11-е классы.
Уровень обученности: базовый
Учитель: Джепаров Алим Ризаевич
Квалификационная категория: первая категория
2020-2021 г.
Тема занятия | | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по факту | |
Тема 1. Основы учения об эволюции (18 часов) |
1. | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
2. | Вид, его критерии. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
3. | Популяции. | 2. | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
4. | Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
5. | Борьба за существование и её формы. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
6. | Естественный отбор и его формы. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
7. | Видообразование. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
8. | Макроэволюция, её доказательства. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
9. | Главные направления эволюции органического мира. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
Тема 2. Основные методы селекции и биотехнологии ( 6 часов ) |
10. | Методы селекции растений. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
11. | Методы селекции животных. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
12. | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологий. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
Тема 3. Антропогенез (6 часов) |
13. | Положение человека в системе животного мира. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
14. | Основные стадии антропогенеза. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
15. | Движущие силы антропогенеза. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
Тема 4. Основы экологии (18 часов) |
16. | Что изучает экология. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
17. | Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
18. | Основные типы экологических взаимодействий. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
19. | Основные экологические характеристики популяции. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
20. | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
21. | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
22. | Экологические сукцессии. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
23. | Влияние загрязнений на живые организмы. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
24. | Основы рационального природопользования. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
Тема 5. Эволюция биосферы и человек ( 6 часа ) |
25. | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
26. | Основные этапы развития жизни на Земле. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
27. | Эволюция биосферы. | 2 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
Тема 6. Работа с контрольно – измерительными материалами ( 14 часа ) |
28 | Решение примерных заданий по ЕГЭ | 14 | | 1.Слушание объяснений учителя. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 4.Решение текстовых количественных и качественных задач. 5.Систематизация учебного материала. |
| | |
8