СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Синтаксис и пунктуация" для 10-11 класса 70часов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на углубление знаний по теме "Синтаксис и пунктуация" при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Опробована в течение 7 лет работы по данному курсу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Синтаксис и пунктуация" для 10-11 класса 70часов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.










«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 31.08.2016 №194

_____________ С.А. Гордиенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по платным дополнительным

образовательным услугам

Русский язык («Синтаксис и пунктуация»)

10-11 класс

на 2016-2017 учебный год

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа курса « Синтаксис и пунктуация» для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 69, от 23.06.2015 № 609);

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 74);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  • приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.03.2016 № 199 «О признании организаций областными инновационными площадками и о прекращении деятельности областных инновационных площадок»;

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2016-2017 учебный год»;

  • приказ МБОУ Донской СОШ от 14.06.2016 № 144 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год»;

  • Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 №266);

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;


Цели и задачи курса:


  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку по разделам « Синтаксис» и «Пунктуация» , необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

  • развивать пунктуационную грамотность;

  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;

  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.

  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.


Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль в конце обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2016-2017 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по элективному курсу составило 70часов.




3. Планируемые результаты освоения элективного курса


Ученики должны иметь представление

  • о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке по темам : « Синтаксис и пунктуация», соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку ;

  • содержание заданий ЕГЭ по темам : « Синтаксис и пунктуация»,

уметь

  • применять знания о языке при анализе языковых единиц и явлений по разделам :«Синтаксис и пунктуация».


4. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение: нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.

Единый государственный экзамен как форма итогового контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа А . Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ.

I.Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание). Свободные и несвободные , простые и сложные словосочетания. .

Грамматическая основа предложения . Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование подлежащего и сказуемого.Нормы управления и согласования.

3.Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Неполные предложения .Отличие неполных предложений от односоставных.

Задания в формате ЕГЭ.

4. Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ .

Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с обособлением (причастным и деепричастным оборотами , приложениями и т.д. ). Задание 16 в формате ЕГЭ. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. Задание 7 в формате ЕГЭ.

Присоединительные и уточняющие члены предложения .

Знаки препинания в предложениях с вводными словами , вставными конструкциями и обращениями. Задания в формате ЕГЭ. Задание 17 формате ЕГЭ. Трудные случаи: разграничение вводных слов и омонимичных членов предложения.

Предложения с междометиями и словами ДА , НЕТ .

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при очп .Однородные и неоднородные определения . . Задание 15 формате ЕГЭ

Трудные случаи пунктуации.

Тире в простом предложении. Двоеточие в предложении с однородными членами.

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте синтаксические фигуры речи). Задания в формате ЕГЭ

Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задание 24 в формате ЕГЭ

Проверочные работы по изучаемым темам .

Виды сложных предложений .

Сложносочинённые предложения

Сложноподчиненные предложения .Виды придаточных предложений : изъяснительные , определительные , обстоятельственные .

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными . (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

Бессоюзные предложения

Замена придаточной части С П П.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Предложения с прямой речью. Цитирование.

Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Виды цитирования. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.

Нормы синтаксиса (выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений, нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот,

ошибки в построении СП). ЗаданиЕ 7 в формате ЕГЭ

II. Знаки препинания.

Трудные случаи пунктуации.

Тире в простом и сложном предложении. Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении.

Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания 18-19 в формате ЕГЭ 2017.

Обобщение изученного. Контрольные и проверочные работы.





5.Тематическое планирование

Разделы курса, темы

Кол-во часов

1

1.Введение



Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов . Знакомство с последней демоверсией . Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1

2

2.Словосочетание

7


Синтаксисическая связь . Словосочатания и их свойства

Виды подчинительной связи.

Согласование

Управление. Глагольное и именное управлени

Примыкание

Главные члены предложения


3

3.Грамматическая основа

7

Подлежащее

Типы сказуемого .Простое глагольное сказуемое .

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Практикум по теме: «Сказуемое»

Тире между подлежащим и сказуемым



4

4.Простое предложение. Простое осложнённое предложение

23


Односоставные и неполные предложения

Типы односоставных предложений :определённо-личные Неопределённо-личные Типы односоставных предложений : обобщённо-личные ,безличные

Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения .

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Практикум по теме:«Односоставные предложения и однородные члены предложения».

Обособленные члены предложения .

Обособленные определения.

Обособленные приложения .

Обособленные обстоятельства

Обособленные дополнения

Уточняющие члены предложения

Практикум по теме:« Обособленные члены предложения».

Тест по теме:« Обособленные члены предложения».

Вводные слова и вводные предложения

Обращения. Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами .

Контроль знаний в формате ЕГЭ

Анализ контрольной работы

Коррекция знаний по теме : «Синтаксис простого предложения»

Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений, нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот)


5

5.Сложное предложение

19



















6.



7.


8.

Сложносочинённое предложение

Нормы синтаксиса(ошибки в построении ССП)

Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения»

Типы придаточных в сложноподчинённом предложениии

Синонимия синтаксических конструкций. Нормы синтаксиса(ошибки в построении СПП)

Сложноподчинённые предложение с несколькими придаточными.

СПП с соподчинением придаточных.

СПП с однородным подчинением .

СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных .

Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

Практикум. Пунктуационный разбор текста

Бессоюзное сложное предложение.

Запятая ,точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Практикум по теме: « Пунктуация в

бессоюзном сложном предложении»

Сложные предложения с разными видами связи

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи .

Практикум по теме: « Сложные предложения с разными видами связи»

Использование СПП в разных стилях речи»

Пунктуационный анализ текста

Проверочная работа по теме: « Сложное предложение»

6.Изобразительно-выразительные средства языка.

Фигуры речи: синтаксический параллелизм инверсия, риторический вопрос ,риторическое восклицание ; выразительные средства синтаксиса.

7.Прямая речь.Цитирование.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Авторские знаки препинания.

Предложения с косвенной речью.Синтаксическая синонимия.

8.Повторение и обобщение.

Обобщение и повторение изученного в курсе 10-11 классов

Итоговый контроль в формате ЕГЭ.

Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе.

Работа над ошибками


















3



2



8


Итого

70

















6. Календарно - тематическое планирование элективного курса

п/п

Дата план

Дата факт

Раздел , тема, урок

Количество часов

Вид контроля

1.Введение

1

03.09


Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов . Знакомство с последней демоверсией . Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1


2.Словосочетание

2

03.09



Синтаксисическая связь . Словосочатания и их свойства

1


3

10.09


Виды подчинительной связи.

1


4

10.09


Согласование

1


5

17.09


Управление,

1


6

17.09


Управление . Глагольное и именное управление

1


7

24.09


Примыкание

1


8

24.09


Примыкание

1


3.Грамматическая основа

9

1.10


Главные члены предложения

1


10

1.10


Подлежащее

1


11

8.10


Типы сказуемого .Простое глагольное сказуемое .

1


12

8.10


Составное глагольное сказуемое

1


13

15.10


Составное именное сказуемое

1


14

15.10


Практикум по теме: «Сказуемое»

1


15

22.10


Тире между подлежащим и сказуемым. Тест

1

Тест

4.Простое предложение. Простое осложнённое предложение

16

22.10


Односоставные и неполные предложения

1


17

29.10


Типы односоставных предложений :определённо-личные Неопределённо-личные

1



18

29.10


Типы односоставных предложений : обобщённо-личные ,безличные


19

12.11


Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения .

1


20

12.11


Обобщающие слова при однородных членах предложения

1


21

19.11


Практикум по теме:«Односоставные

предложения и однородные члены предложения». Тест

1

Тест

22

19.11


Обособленные члены предложения .

1


23

26.11


Обособленные определений.

1


24

26.11


Обособленные определений. Тест.

1

Тест

25

3.12


Обособленные приложения .

1


26

3.12


Обособленные обстоятельства

1


27

10.12


Обособленные дополнения

1


28

10.12


Уточняющие члены предложения

1


29

17.12


Практикум по теме:« Обособленные члены предложения».

1


30

17.12


Тест по теме:« Обособленные члены предложения».

1

Тест по теме:« Обособленные члены предложения».

31

24.12


Вводные слова и вводные предложения

1


32

24.12


Обращения. Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами .

1


33

14.01


Контроль знаний в формате ЕГЭ

1

Контроль знаний в формате ЕГЭ

34

14.01


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1


35

21.01


Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений)

1


36

21.01


Нормы синтаксиса(выбор формы сказуемого, согласование определений и приложений)

1


37

28.01


Нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот.

1


38

28.01


Нормы управления, очп, причастный и деепричастный оборот.

1





Сложное предложение



39

4.02


Сложносочинённое предложение

Нормы синтаксиса(ошибки в построении ССП)


1


40

4.02


Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения»

1

Проверочная работа по теме: «Сложносочинённые предложения»

41

42

11.02

11.02


Типы придаточных в сложноподчинённом предложении.

Синонимия синтаксических конструкций. Нормы синтаксиса(ошибки в построении СПП)


1

1


43

44

45



18.02

18.02

25.02



Сложноподчинённые предложение с несколькими придаточными.

СПП с соподчинением придаточных.

СПП с однородным подчинением .

СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных .

1

1

1

1


46

25.02


Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

1

Проверочная работа по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

47

4.03


Практикум. Пунктуационный разбор текста

1


48

49

4.03

11.03


Бессоюзное сложное предложение.

Запятая ,точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1


1


50

51

11.03

18.03


Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Практикум по теме : « Пунктуация в бессоюзном сложном предложении»

1


1



52

53

54


18.03

25.03

25.03



Сложные предложения с разными видами связи

Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи .

Практикум по теме : « Сложные предложения с разными видами связи»

Использование СПП в разных стилях речи»

1

1

1



55

8.04


Пунктуационный анализ текста

1

56

8.04


Проверочная работа по теме :« Сложное предложение»

1

Проверочная работа по теме :

« Сложное предложение»

57

15.04


Работа над ошибками.

1


5.Изобразительно-выразительные средства языка .


58

59 60

15.04

22.04

22.04


Фигуры речи: синтаксический параллелизм инверсия .

Фигуры речи: риторический вопрос ,риторическое восклицание ; риторическое обращение .

Выразительные средства синтаксиса .

1


1

1


6.Прямая речь.цитирование.

61

62

29.04

29.04


Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Авторские знаки препинания. Цитирование .

Предложения с косвенной речью. Синтаксическая синонимия .

1


1


7.Повторение и обобщение

64

65

6.05

6.05



Обобщение и повторение изученного в курсе «Синтаксис и пунктуация»

2


65

66

13.05

13.05


Итоговый контроль в формате ЕГЭ.

2

Итоговый контроль в формате ЕГЭ.

67

20.05



Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе.

Работа над ошибками

1


68

20.05


Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация»

1


69

27.05


Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация»

1


70

27.05


Коррекция знаний по курсу «Синтаксис» и «Пунктуация»

1






7.Информационно-методическое обеспечение


1.Мальцева Л.И.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2017. В 2-х Книгах Ростов-на-Дону:Народное образование,2016

2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;

3.Н.А.Сенина. Подготовка к ЕГЭ -2012 . «Легион», 2012 Ростов-на-Дону.

4.И.П.Цыбулько .ЕГЭ 2014 .Актив-тренинг.

5.Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: «Просвещение» ,2007 ;

6.А.И.Власенков , Л.М.Рыбченкова . Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи . М. ,«Просвещение»,2006

7.Е.В.Горянская. Русский язык : Пособие для поступающих в РГЭУ ,- Ростов-на-Дону , 2010


Интернет ресурсы : тесты , электронные таблицы













«Согласовано»

Протокол заседания

Методического совета МБОУ Донской СОШ

От 30.08.2016 года №1

Руководитель МС


-------------------Тарасенко И. А.









« Согласовано»

Заместитель директора по УВР


--------------------Тарасенко И. А.

30. 08.2016 года












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!