СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10-11 кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 10-11 класс учебник Мякишев базовый уровен

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10-11 кл»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нежитинская средняя общеобразовательная школа




«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета учителей МКОУ Нежитинская СОШ

Протокол № 1 от « 27 » августа 2016 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________ З.В.Зайцева


«26» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Нежитинская СОШ ___________________ Л.Г.Поспелова


«30» августа 2016 г.









Рабочая программа по учебному предмету «Физика»

10-11 классы


Срок реализации два года



Составитель:

учитель физики

Зайцева Зинаида Васильевна
















с.Нежитино

2016г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования

  • примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 10-11 классы (авторы программы В.А.Орлов; О.Ф.Кабардин ; В.А.Коровин)

  • авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2010).

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Информация в программе ,выделенная курсивом, относится к профильному уровню.


Планирование составлено из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год), что соответствует региональному базисному учебному плану, но изменено количество часов на изучение некоторых тем в соответствии с опорой на многолетний опыт преподавания физики в старших классах. Выделены часы на решение задач, необходимые для процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на практике.

В авторскую программу были внесены следующие изменения:

  • зачеты, предусмотренные в авторском варианте, частично заменены контрольными и проверочными работами по указанным темам, незначительно изменен объем материала, который ими охвачен;

  • в авторском варианте программы не предусмотрено изучение большого количества материала (более 50 параграфов) но в данной рабочей программе запланировано время для изучения тем за счет повторения: свободные механические колебания, гармонические колебания, превращение энергии при гармонических колебаниях, закон электромагнитной индукции, самоиндукция и индуктивность, значительно расширено изучение материала по геометрической оптике, рассматривается также теоретический материал о явлениях интерференции, дифракции света, а также некоторый другой материал. Такое расширение изучаемого материала обусловлено тем, что его знание необходимо учащимся для выполнения даже заданий в части А КИМов ЕГЭ и имеется временная возможность его изучения, кроме того этот материал согласно Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике является обязательным для изучения ( базовый уровень стандарта).

Для выполнения рабочей программы будут использоваться:

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., В.М.Чаругин Физика 11 класс

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс

  • Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение





2.Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.


Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


освоение системы знаний о современной физической картине мира, в основе которой лежат фундаментальные законы и принципы; ознакомление с наиболее важными открытиями в области физики, историей развития и становления физических идей;

· углубление представлений о физических методах познания природы для приобретения умений применять их в практической жизни, устанавливать достоверность фактов путем наблюдений, измерений и обработки полученных данных, выдвигать гипотезы и строить модели, объясняющие причины наблюдаемого явления; проверять гипотезы в эксперименте;

· овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний в повседневной жизни; понимания роли и значения физики в развитии современных технологий, решении проблем энергетики, защиты окружающей среды;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: самостоятельного приобретения новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями; использования современных информационных технологий для поиска и переработки учебной и научно-популярной информации физического содержания;

· воспитание убежденности в познаваемости законов окружающего мира и возможности использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, стремления к достоверности предъявляемой информации и обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


· приобретение компетентности в использовании физических знаний и умений при решении жизненных проблем и практических задач, связанных со сбережением энергетических ресурсов, рациональным природопользованием, обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества.


Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами аучного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.


В соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология коллективной творческой деятельности (подготовка семинарских занятий), технология проектов (подготовка индивидуальных творческих работ), тестовый контроль знаний и др.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Виды и формы контроля.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

  • тематический контроль в виде контрольных работ;

  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.


3.Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета физики 136 часов: в 10 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает возможность некоторого изменения объема и глубины изучения отдельных разделов и использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.


4.Основное содержание (136 час)


  1. Введение. Основные особенности физического метода исследования. (1 час)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики.

Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент-гипотеза-модель-(выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.


  1. Механика (22 час)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Граница её применимости. Предсказательная сила законов классической механики.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Статистика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Фронтальные лабораторные работы.

1.Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2.Изучение закона сохранения механической энергии.


Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.


  1. Молекулярная физика и термодинамика (21 час)


Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Необратимость тепловых процессов. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

Фронтальные лабораторные работы.

3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

5.Измерение модуля упругости резины.


Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Кристаллические и аморфные тела.

Модели тепловых двигателей.


  1. Электродинамика (32 час)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы.

6.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

8. Определение заряда электрона.

9.Наблюдение действия электрического поля на ток.

10.Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.


Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы


  1. Колебания и волны (10ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа.

11.Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.


  1. Оптика (10ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальная лабораторная работа.

12. Измерение показателя преломления стекла.

13.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

14.Измерение длины световой волны.

15. Наблюдение интерференции и дифракции света.

16.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности (3ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.


8.Квантовая физика и физика атомного ядра(13 час)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика.

Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Фронтальная лабораторная работа

17. Изучение треков заряженных частиц.


9. Строение и эволюция Вселенной(10ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

10. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Демонстрации

Счетчик ионизирующих частиц

Фронтальная лабораторная работа

18.Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение – 13ч

Лабораторный практикум – 0 ч




.

Основное содержание

10 класс

68ч (2 час в неделю)


1. Введение. Основные особенности

физического метода исследования

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент – гипотеза – модель – (выводы-следствия с учетом границ модели) – критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2. Механика

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. . Радиус – вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. . Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

  2. Изучение закона сохранения механической энергии.


3. Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое обоснование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.


4. Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

  2. «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»



Основное содержание

11 класс

68ч (2 час в неделю)


Основы электродинамики (продолжение)

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

  1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток»



Колебания и волны

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи.

Фронтальные лабораторные работы

  1. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»


Оптика

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы

  1. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

  2. «Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решётки»

  3. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»



Основы специальной теории относительности

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.


Квантовая физика

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм. Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Строение и Эволюция Вселенной

Строение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.


Значение физики для понимания мира

и развития производительных сил

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.




5. Учебно – тематический план , 10 класс


Тема

Количество часов

Зачёты

Лабораторные работы

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования

1



МЕХАНИКА

22

3

2

Кинематика

7

1


Динамика и силы в природе

8

1

1

Законы сохранения в механике. Статика

7

1

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

21

3

1

Основы МКТ

9

1

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела

4

1


Термодинамика

8

1


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

21

2

2

Электростатика

8

1


Постоянный электрический ток

7


2

Электрический ток в различных средах

6

1


ПОВТОРЕНИЕ

(в авторском планировании 2 ч. Это опечатка, т.к. получается 67 ч вместо 68)

3



ИТОГО

68

8

5



Зачёты(контрольные работы)


Лабораторные работы

Тема


Тема

1

Кинематика


1

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

2

Динамика. Силы в природе


2

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

3

Законы сохранения в механике

4

Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа


3

Опытная проверка закона Гей-Люссака

5

Жидкие и твёрдые тела


4

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (№ 6 в автор.прогр.)

6

Термодинамика

7

Электростатика

8

Электрический ток в различных средах


5

Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока (№ 7 в автор.прогр.)






Учебно-тематический план 11 класс


Тема

Количество часов

Зачёты

Лабораторные работы

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение)

10

2

2

Магнитное поле

6

1

1

Электромагнитная индукция

4

1

1

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

10

1

1

Механические колебания

1


1

Электромагнитные колебания

3



Производство, передача и использование электрической энергии

2



Механические волны

1



Электромагнитные волны

3

1


ОПТИКА

13

1

5

Световые волны

7


4

Элементы теории относительности

3



Излучение и спектры

3

1

1

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

13

2

1

Световые кванты

3



Атомная физика

3

1


Физика атомного ядра. Элементарные частицы

7

1

1

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА

1



СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

9

(10 в авт.план.)



ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

12



ИТОГО

68

6

9


Зачёты (контрольные работы)


Лабораторные работы

Тема


Тема

1

Стационарное магнитное поле


1

Наблюдение действия магнитного поля на ток

2

Электромагнитная индукция


2

Изучение явления электромагнитной индукции

3

Колебания и волны


3

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника

4

Оптика


4

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла

5

Световые кванты. Атомная физика


5

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

6

Физика ядра и элементы физики элементарных частиц


6

Измерение длины световой волны




7

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света




8

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров




9

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

6.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать


      • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

      • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

      • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
      • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

      уметь

      • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

      • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

      • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

      • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


      • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

      • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

      • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



7. Перечень учебно-методических средств обучения


1.Библиотечный фонд

1.Стандарты физического образования.

2.Примерные программы по физике

3 Хрестоматия по физике

4. Книги для чтения по физике

5. Справочные пособия.

6. Дидактические материалы по физике.

7.Авторские рабочие программы по физике.

8.Учебник по физике Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н 10кл 2012 и выше

  1. Учебник по физике Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М 11 кл2012 выше

  2. Дидактические материалы по физике для 10 класса

  3. Дидактические материалы по физике для 11 класса

  4. Самостоятельные работы по физике для 10 класса

  5. Самостоятельные работы по физике для 11 класса

  6. Сборники экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ

  7. Тесты для подготовки к ЕГЭ Ф.Ф. Лысенко

  8. Научно-популярная и историческая литература

  9. Справочные пособия

  10. Методические пособия для учителя



2.Печатные пособия

1. Тематические таблицы по физике

2. Портреты физиков.


3.Цифровые образовательные ресурсы

1.Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

2.Физика7-11 классы


4.Лабораторное оборудование общего назначения

1.Секундомеры

2. Термометры

3. Штативы.

4. мензурки


5.Демонстрационное оборудование (общего назначения)

  1. Комплект соединительных проводов

  2. Столик подъёмный

  3. Насос воздушный ручной

6.Демонстрационное оборудование по электродинамике

  1. Султаны электрические

  2. Конденсатор переменной ёмкости

  3. Конденсатор разборный

  4. Маятники электростаические

  5. Палочки из стекла,эбонита

  6. Набор выключателей и переключателей

  7. Магазин резисторов демонстрационный

  8. Набор ползунковых реостатов

  9. Звонок электрический демонстрационный

  10. Катушка для демонстрации магнитного поля тока

  11. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов

  12. Стрелки магнитные

  13. Резистор 1 Ом

  14. Резистор 2Ом

  15. Резистор 3 Ом

  16. Катушка моток

  17. Реостат 150 м

7.Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике

Набор по дифракции, интерференции и поляризации света


Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

Методическое обеспечение:

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

        Дидактические материалы :

Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.


Дополнительная литература:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2010.

  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11 класс

  • ЕГЭ: 2012: Физика . – М.: АСТ: Астрель

  • Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  • Всероссийские олимпиады по физике. / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.


Литература для учащихся

1 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 класс,

2.ЕГЭ: 2012: Физика / – М.: АСТ: Астрель

3.Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

4.Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике – М.:Просвещение


5.Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.


6.Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.



Оборудование, используемое при выполнении лабораторных работ по физике.

(Согласно инструктивно-методическому письму)

Перечень демонстрационного оборудования: 10кл

Измерительные приборы: психрометр, динамометр, динамометр ДПН, электрометр, электроизмерительные приборы

Модели: модель броуновского движения, паровой турбины, ДВС, объемные модели строения кристаллов,

Трубка Ньютона, тележка самодвижущаяся, реактивного движения, прибор для демонстрации закона сохранения механической энергии, насос ручной, прибор для демонстрации газовых законов

Кристаллические и аморфные тела, конденсаторы, полупроводниковые приборы

Мини-лаборатория по механике. Мини-лаборатория по молекулярной физике.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы учебные с гирями, шарик металлический , нитки, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.

Работа №2. Штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный, линейка, груз, нитки, набор картонок толщиной 2 мм, краска, кисточка.

Работа №3. Стеклянная трубка, запаянная с одного конца длиной 600 мм и диаметром 8-10 мм, цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40-50 мм, горячая вода, стакан, пластилин

Работа №4. Источник постоянного тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат.


Работа №5. Источник постоянного тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр.













Перечень оборудования 11класс


11 класс

Наблюдения действия магнитного поля на ток.


· Проволочный моток -1

· Штатив -1

· Источник постоянного тока -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Дугообразный магнит -1

Изучение явления электромагнитной индукции


· Миллиамперметр -1

· Источник питания -1

· Катушка с сердечником -1

· Дугообразный магнит -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка (компас) -1

· Реостат -1

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.


· Часы с секундной стрелкой -1

· Измерительная лента -1

· Шарик с отверстием -1

· Нить -1

· Штатив с муфтой и кольцом -1

Измерение показателя преломления стекла.


· Стеклянная призма -1

· Экран со щелью -1

· Электрическая лампочка -1

· Источник питания -1

· Линейка -1

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.


· Линейка -1

· Два прямоугольных треугольника -1

· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Источник тока -1

· Выключатель -1

· Соединительные провода -1

Наблюдение интерференции и дифракции света



· Две стеклянные пластины -1

· Лист фольги с прорезью -1

· Лампа накаливания (1 на весь класс)

· Капроновый лоскут -1

Изменение длины световой волны


· Прибор для определения длины

световой волны -1

· Дифракционная решетка -1

· Лампа накаливания (1 на весь класс)

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


· Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив,

соединительные провода (эти приборы общие на весь класс)

· Стеклянная пластина со скошенными гранями -1


Система оценивания

1. Оценка устных ответов учащихся.


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.


III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

X-1

Вариант 1

  1. С каким ускорением движется материальная точка массой m = 2 кг под действием двух взаимно перпендикулярных сил F1 = 30 Н и F2 = 40 Н?

  2. Магнит массой m = 100 г притягивается к вертикально расположенной стальной плите с силой Fм. Коэффициент трения скольжения между магнитом и плитой μ = 0,2. Если приложить к магниту силу F = 12 Н вертикально вверх, то магнит перемещается равномерно. Определите Fм

  3. На невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешены грузы массой m1 = 300 г и m2 неизвестной массы. За время t = 2 с после начала движения грузы прошли путь s = 4 м. С каким ускорением a двигались грузы и какова при этом сила натяжения нити F? m2 - ?

  4. Линейка массой М = 15 г и длиной L = 25 см лежит на карандаше. На конец линейки, находящийся на расстоянии l от карандаша, положили монеты такой массы m = 10 г, что линейка находится в равновесии. Определите расстояние l .

  5. Камень массой m = 0,2 кг бросили под углом к горизонту с начальной скоростью v0. Его начальная кинетическая энергия Е0 = 10 Дж. Найдите начальную скоростью v0 и скорость камня v на высоте h = 3 м. (Сопротивление воздуха не учитывайте).

  6. Шайба массой m = 200 г соскальзывает с наклонной плоскости высоты h = 60 см и имеет у её основания скорость v. Количество теплоты Q, выделившееся при скольжении шайбы, равно 0,8 Дж. Определите скорость шайбы v у основания наклонной плоскости.


Вариант 2

  1. Материальная точка массой m = 2,5 кг движется с ускорением a = 2 м/с2 под действием двух взаимно перпендикулярных сил F1 и F2. Сила F2 = 4 Н. Чему равна сила F1?

  2. Магнит массой m притягивается к вертикально расположенной стальной плите с силой Fм = 10 Н. Коэффициент трения скольжения между магнитом и плитой μ = 0,3. Если приложить к магниту силу F = 6 Н вертикально вверх, то магнит перемещается равномерно. Определите массу магнита.

  3. На невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешены грузы массой m1 = 120 г и m2 = 80 г . За какое время t после начала движения грузы прошли путь s = 25 см? С каким ускорением a двигались грузы и какова сила натяжения нити F при движении?

  4. Линейка массой М = 20 г и длиной L = 50 см лежит на карандаше. На конец линейки, находящийся на расстоянии l = 16 см от карандаша, положили монеты такой массы m, что линейка находится в равновесии. Определите массу монет m.

  5. Камень массой m = 0,3 кг бросили под углом к горизонту с начальной скоростью v0. Его начальная кинетическая энергия Е0.= 9,6 Дж. На какой высоте h скорость камня v =2 м/с? Какова начальная скорость v0? (Сопротивление воздуха не учитывайте).

  6. Шайба массой m = 50 г соскальзывает с наклонной плоскости высоты h и имеет у её основания скорость v = 3 м/с. Количество теплоты Q, выделившееся при скольжении шайбы, равно 0,25 Дж. Определите высоту h наклонной плоскости.

Вариант 3

  1. Материальная точка массой m = 3 кг движется с ускорением a = 5 м/с2 под действием двух взаимно перпендикулярных сил F1 и F2. Сила F1 = 9 Н.Определите силу F2.

  2. Магнит массой m = 50 г притягивается к вертикально расположенной стальной плите с силой Fм.= 20 Н Коэффициент трения скольжения между магнитом и плитой μ = 0,4. Какую силу F нужно приложить к магниту вертикально вверх, чтобы магнит перемещался равномерно?

  3. На невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешены грузы массой m1 = 300 г и m2 неизвестной массы . За время t = 1 с после начала движения грузы прошли путь s = 1 м. С каким ускорением a двигаясь грузы и какова при этом сила натяжения нити F? m2 - ?

  4. Линейка массой М = 25 г и длиной L лежит на карандаше. На конец линейки, находящийся на расстоянии l = 20 см от карандаша, положили монеты такой массы m = 15 г, что линейка находится в равновесии. Определите длину линейки L

  5. Камень массой m бросили под углом к горизонту с начальной скоростью v0. Его начальная кинетическая энергия Е0 = 65 Дж. На высоте h = 10 м скорость камня
    v = 4 м/с. Чему равны масса камня m и начальная скоростью v0? (Сопротивление воздуха не учитывайте).

  6. Шайба массой m соскальзывает с наклонной плоскости высоты h = 80 см и имеет у её основания скорость v = 2 м/с. Количество теплоты Q, выделившееся при скольжении шайбы, равно 0,24 Дж. Определите массу шайбы.

Вариант 4

  1. Под действием двух взаимно перпендикулярных сил F1 = 2 Н и F2 = 1,5 Н материальная точка массой m движется с ускорением 0,25 м/с2. Определите m.

  2. Магнит массой m = 200 г притягивается к вертикально расположенной стальной плите с силой Fм. = 30 Н. Если приложить к магниту силу F = 9,5 Н вертикально вверх, то магнит перемещается равномерно. Определите коэффициент трения скольжения между магнитом и плитой μ

  3. На невесомой нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок, подвешены грузы массой m1 = 300 г и m2 неизвестной массы . За время t = 2 с после начала движения грузы прошли путь s = 4 м. С каким ускорением a двигались грузы и какова при этом сила натяжения нити F? m2 - ?

  4. Линейка массой М и длиной L = 40 см лежит на карандаше. На конец линейки, находящийся на расстоянии l = 12 см от карандаша, положили монеты такой массы
    m = 20 г, что линейка находится в равновесии. Определите массу линейки.

  5. Камень массой m = 0,4 кг бросили под углом к горизонту с начальной скоростью
    v0 = 15 м/с. Найдите начальную кинетическую энергию Е0 и скорость камня v на высоте h = 5 м. (Сопротивление воздуха не учитывайте).

  6. Шайба массой m = 50 г соскальзывает с наклонной плоскости высоты h = 60 см и имеет у её основания скорость v = 2 м/с. Определите количество теплоты Q, выделившееся при скольжении шайбы по наклонной плоскости


X-2

Вариант 1

1. На рисунке изображено изменение состояния определенной массы газа:
а) назовите процессы;
б) напишите уравнение процесса 1 – 2;
в) начертите графики процессов в координатах p – T.

2. Рассчитайте объём азота массой 4 кг при давлении 400 кПа и температуре 27 ºС.

3. Находившийся в закрытом баллоне газ нагрели от 27 ºС до 87 ºС, причем давление возросло на 80 кПа. Определить первоначальное давление газа. Расширением баллона пренебречь.


Вариант 2

1. На рисунке изображено изменение состояния определенной массы газа: а) назовите процессы;
б) напишите уравнение процесса 2 – 3;
в) начертите графики процессов в координатах p – V.

2. Рассчитайте плотность кислорода при температуре 10 ºС и давлении 0,3 МПа.

3. Газ при 27 ºС занимает объём 250 см3. Какой объём займет та же масса газа, если температура повысится до 51 ºС?


Вариант 3

1. На рисунке изображено изменение состояния определенной массы газа: а) назовите процессы;
б) напишите уравнение процесса 1 – 2;
в) начертите графики процессов в координатах p – V.

2. В баллоне объёмом 40 л находится 2 кг углекислого газа при температуре 17 ºС. Каково давление газа в баллоне?


3. Сосуд объёмом 12 л, содержащий газ при давлении 400 кПа, соединяют с другим сосудом объёмом 3л, из которого полностью откачан воздух. Найти конечное значение давления. Процесс изотермический.


Вариант 4

1. На рисунке изображено изменение состояния определенной массы газа: а) назовите процессы;
б) напишите уравнение процесса 2 – 3;
в) начертите графики процессов в координатах p – T.

2. Объём камеры для шины легкового автомобиля равен 12 л. Какая масса воздуха потребуется для наполнения камеры до давления 200 кПа при температуре 27 ºС?

3. Резиновая камера содержит воздух при давлении 780 мм.рт.ст. Камеру сжимают так, что её объём уменьшается на 2/5 прежней величины. Какое будет теперь давление? Температуру и массу газа считать неизменными.X-3

Вариант 1

  1. КПД идеального теплового двигателя 40 %. Газ получил от нагревателя 5 кДж теплоты. Какое количество теплоты отдано холодильнику?

  2. Газ находится в сосуде под давлением 25 кПа. При сообщении газу 60 кДж теплоты он изобарно расширился и его объём увеличился на 2 м3. На сколько изменилась внутренняя энергия газа? Как изменилась температура газа?

  3. На рисунке показаны различные процессы изменения состояния в идеальном газе.
    а) Назовите процессы.
    б) В каком из процессов совершается большая работа? Чему она равна?


Вариант 2

  1. КПД идеального теплового двигателя 40 %. Какова температура нагревателя, если температура холодильника 2 ºС?

  2. Какую работу совершил водород массой 3 кг при изобарном нагревании на 10 ºС?

  3. На рисунке показан процесс изменения состояния идеального газа.
    а) Назовите процесс.
    б) Какую работу совершил газ, если ему сообщили в этом процессе 60 кДж теплоты?


Вариант 3

  1. КПД теплового двигателя 30 %. Рабочее тело получило от нагревателя 5 кДж теплоты. Рассчитайте работу, совершенную двигателем.

  2. При адиабатном процессе идеальный газ совершает работу
    30 МДж. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Нагревается или охлаждается газ при этом? Ответ обоснуйте.

  3. Газ переводится из состояния 1 в состояние 2 двумя способами: 1 – а – 2; 1 – б – 2 (см. рис.).
    а) В каком из этих случаев совершается большая работа? Во сколько раз отличаются работы?
    б) Какому состоянию газа соответствует наибольшая температура?

Вариант 4

  1. КПД идеального теплового двигателя 35 %. Газ получил от нагревателя 70 кДж теплоты. Какое количество теплоты отдано холодильнику?

  2. Аргон и неон изобарно нагревают на 5 ºС. Одинаковую ли работу совершают газы в этом случае? Ответ обоснуйте.
    (Массы газов считать равными).

  3. На рисунке показан переход газа из состояния 1 в состояние 2. а) Назовите процесс.
    б) Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему при этом сообщено 40 МДж теплоты?



X-4

Вариант 1.

1) Электрическое поле создано плоским конденсатором. Модуль напряжённости поля в точке 1 равен 5 В/м ( см. рис. ). Определите напряжённости поля в точках 2, 3, 4. Ответ обоснуйте

2) Напряжение между полюсами батареи аккумуляторов равно 40 В. Какой заряд получил конденсатор ёмкостью 500 мкФ, если его соединить с полюсами этой батареи?

3) Электрон, начальная скорость которого равна нулю, начинает двигаться в однородном электрическом поле напряжённостью 1,5 В/м. На каком расстоянии его скорость возрастёт до 2000 км/с? Масса электрона m = 9,1 x 10 -31 кг, а модуль его заряда е = 1,6 x 10 -19 Кл.


Вариант 2.

1) В электрическом поле, созданном плоским конденсатором, перемешают заряд по контуру 1 – 2 – 3 – 1 ( см. рис. ). Чему равна работа поля на участке 3 – 1? Сравните работу поля на участках 2 – 3 и 3 – 1.

2) Модуль напряжённости электрического поля в точке, где находится заряд 100 нКл, равен 5 В/м. Определите силу, действующую на этот заряд.

3) В две вершины равностороннего треугольника со стороной а = 0,1 м помещены точечные заряды + 100 мкКл и - 100 мкКл. Определите значение напряжённости поля в третьей вершине.


Вариант 3.

1) В поле положительного точечного заряда А вносит отрицательный точечный заряд В (см. рис.). Как при этом изменяется напряжённость поля в точке С? Ответ обоснуйте.

2) Конденсатор ёмкостью 0,02 мкФ соединили с источником тока, в результате чего он приобрёл заряд 10 нКл. Определите значение напряжённости поля между пластинами конденсатора, если расстояние между ними 5 мм.

3) Двигаясь между двумя точками в электрическом поле, электрон приобрёл скорость
V = 2000 км/с. Чему равно напряжение между этими точками? Модуль заряда электрона
е = 1,6 x 10 -19 Кл, а его масса m = 9,1 x 10 -31 кг.


Вариант 4.

  1. Отрицательно заряженная частица находится в электрическом поле (см. рис.). В каком направлении на неё действует сила (по отношению к силовой линии)? Каким будет движение заряженной частицы в этом поля? Ответ обоснуйте.

  2. Два одинаковых маленьких шарика обладающих зарядом
    q1 = 6 мкКл и q2 = -12 мкКл, находится на расстоянии 60 см друг от друга. Определите силу взаимодействия между ними. Чему будет равен заряд каждого шарика, если их привести в соприкосновение и затем разъединить?

3) Напряжение между двумя горизонтально расположенными пластинами 600 В. В поле этих пластин находится в равновесии заряжённая пылинка массой 3 x 10 -8 г. Расстояние между пластинами 10 см. Определите заряд пылинки


X-5

Вариант 1

  1. ЭДС источника тока 5 В. К источнику тока присоединили лампу сопротивлением 12 Ом. Найдите напряжение на лампе, если внутреннее сопротивление источника тока равно 0,5 Ом.

  2. Цепь состоит из источника тока, ЭДС которого 7,5 В и внутреннее сопротивление 0,3 Ом, и двух параллельно соединённых проводников R1 = 3 Ом и R2 = 2 Ом. Определите силу тока во втором проводнике.

  3. Определите длину нихромовой проволоки сечением 0,55 мм2, если при включении её в сеть с напряжением 120 В в проволоке возник ток 1,2 А. Удельное сопротивление нихрома равно 1,05 мкОм * м




Вариант 2
  1. ЭДС аккумулятора 2 В. При силе тока в цепи 2 А напряжение на зажимах аккумулятора равно 1,8 В. Найдите внутреннее сопротивление аккумулятора и сопротивление внешней цепи.

  2. Каковы показания амперметра и вольтметра (см. рис.), если ЭДС источника 6 В, его внутреннее сопротивление 0,2 Ом, R1 = 1,8 Ом,
    R2 = 10 Ом.

  3. Сколько витков манганиновой проволоки сечением
    0,8 мм2 необходимо навить на цилиндрический каркас диаметром 4 см, чтобы получить сопротивление 6 Ом? Удельное сопротивление
    манганина 0,39 мкОм * м.

Вариант 3

  1. К источнику, ЭДС которого 6 В, подключили проводник сопротивлением R = 4 Ом, сила тока в цепи при этом равна 1 А. Какой станет сила тока, если проводник R заменить проводником, сопротивление которого 2 Ом?

  2. Цепь состоит из источника тока с ЭДС = 4,5 В и внутренним сопротивлением 1,5 Ом и последовательно соединенных проводников сопротивлением R1 = 1,5 Ом и R2 = 3 Ом. Амперметр включен между источником тока и проводником R1, вольтметр измеряет напряжение на проводнике R2. Начертите схему цепи. Каковы показания амперметра и вольтметра? Каковы будут показания этих же приборов, если параллельно проводнику R2 подключить проводник сопротивлением 2 Ом?

  3. Аккумулятор с внутренним сопротивлением 0,2 Ом и ЭДС 2 В замкнут проволокой длиной 5 м с удельным сопротивлением 0,1• 10 -6 Ом•м. Определите площадь поперечного сечения проволоки, если сила тока в цепи 5 А.



XI – 1

Вариант 1

  1. На прямолинейный проводник длиной 50 см, расположенный перпендикулярно пиниям индукции однородного магнитного поля, действует сила 0,12 Н. Определите магнитную индукцию, если сила тока в проводнике 3 А.

  2. Круговой проволочный виток площадью 20 см2 находится в однородном магнитном поле, индукция которого равномерно изменяется на 0,1 Тл за 0,4 с. Плоскость витка перпендикулярна линиям магнитной индукции. Чему равна ЭДС, возникающая в витке?

  3. При движении магнита относительно замкнутого проводника в последнем возникает электрический ток, направление которого указано стрелкой (см.рис.). Определите, в каком направлении (вверх или вниз) двигают магнит. Ответ обоснуйте.

Вариант 2

  1. За какое время должен измениться магнитный поток на 0,12 Вб, чтобы в контуре, охватывающем этот поток, индуцировалась ЭДС 0,4 В? Изменение потока считайте равномерным.

  2. Сравните электрическое и магнитное поля и ответьте на следующие вопросы: что является источником каждого из этих полей? Потенциальны или непотенциальны эти поля?

  3. Определите индуктивность катушки, если при силе тока 0,4 А её магнитное поле обладает энергией 32 мДж.

Вариант 3

  1. Найдите индуктивность катушки, в которой равномерное изменение силы тока на 0,8 А в течение 0,1 с возбуждает ЭДС самоиндукции 1,2 В.

  2. Сравните электрическое и вихревое электрическое поля и ответьте на следующие вопросы: что является источником каждого из этих полей? Чему равна работа перемещения заряда по замкнутой траектории в этих полях? Чем отличаются силовые линии этих полей?

  3. Электрон влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно пиниям индукции со скоростью 5 10 6 м/с. Индукция магнитного поля 20 мТл, модуль заряда
    электрона 1,6 10 -19 Кл. Вычислите силу Лоренца. По какой траектории будет двигаться электрон? Ответ обоснуйте.



XI – 2

Вариант 1

1. Колебательный контур состоит из конденсатора ёмкостью С и катушки индуктивностью L. Как изменится частота свободных электромагнитных колебаний в этом контуре, если ёмкость конденсатора и индуктивность катушки уменьшить в 4 раза?
1) увеличится в 2 раза; 2) увеличится в 4 раза;
3) уменьшится в 2 раза; 4) уменьшится в 4 раза

2. В колебательном контуре в начальный момент времени напряжение на конденсаторе максимально. Через какую долю периода Т электромагнитных колебаний магнитная энергия будет максимальной?
1) Т/4; 2) Т/2; 3) 3Т/4; 4) Т.

3. На рисунке приведена схема генератора незатухающих колебаний на транзисторе. Какую функцию выполняет элемент, обозначенный на схеме цифрой 2?
1) поставляет энергию;
2) задает частоту колебаний;
3) осуществляет подключение источника энергии к колебательному контуру;
4) отслеживает фазу колебаний и «отпирает» транзистор.

4. По графику зависимости силы тока в колебательном контуре от времени определите частоту изменения энергии магнитного поля катушки.
1) 250 кГц, 2) 250 МГц;
3) 125 кГц; 4) 125 МГц.


5.В колебательном контуре после разрядки конденсатора ток исчезает не сразу, а уменьшается постепенно, перезаряжая конденсатор. Это связано с явлением
1) инерции; 2) самоиндукции; 3) электростатической индукции;
4) термоэлектронной эмиссии.

6. Радиостанция ведет передачу на частоте 100 МГц. Найдите длину волны.

7. Плотность энергии электромагнитной волны равна 5•10 -11 Дж/м3.
Чему равна плотность потока излучения? Ответ приведите в мВт/м2.

8. Конденсатор колебательного контура заряжают от источника постоянного напряжения, а затем замыкают на катушки с различными индуктивностями L1 L2 L3. Как будут изменяться указанные в левом столбце таблицы физические величины при уменьшении индуктивности катушек в таких опытах?

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ИХ ИЗМЕНЕНИЕ

А) Частота колебаний

1) увеличится

Б) Амплитуда колебаний заряда конденсатора

2) уменьшится

В) Амплитуда колебаний силы тока

3) не изменится


Вариант 2

1. Заряд q на пластинах конденсатора колебательного контура изменяется с течением времени в соответствии с уравнением q = 10 -6▪COS(104▪π▪t). Чему равна амплитуда силы тока?
1) 31,4 А; 2) 3,14 А; 3) 31,4 мА; 4) 3,14 мкА

2. Период колебаний в колебательном контуре увеличится в …раз (-а), если ёмкость конденсатора уменьшится в 2 раза, а индуктивность катушки увеличится в 8 раз?
1) увеличится в 2 раза; 2) увеличится в 4 раза;
3) уменьшится в 2 раза; 4) уменьшится в 4 раза

3. На рисунке приведена схема генератора незатухающих колебаний на транзисторе. Какую функцию выполняет элемент, обозначенный на схеме цифрой 3?
1) поставляет энергию;
2) задает частоту колебаний;
3) осуществляет подключение источника энергии к колебательному контуру;
4) отслеживает фазу колебаний и «отпирает» транзистор.

4. В колебательном контуре заряд конденсатора изменяется с течением времени так, как показано в таблице:

t, мкс

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

q, нКл

2

1,42

0

- 1,42

- 2

- 1,42

0

1,42

2

1,42




С какой частотой изменяется сила тока в колебательном контуре?
1) 250 кГц 2) 250 МГц 3) 125 МГц 4)125 кГц

5. Повышающий трансформатор на электростанциях используется для
1) увеличения силы тока в линиях электропередач;
2) увеличения частоты передаваемого напряжения;
3) уменьшения частоты передаваемого напряжения;
4) уменьшения доли потерянной энергии на линии электропередач.

6. На каком расстоянии от антенны радиолокатора находится объект, если отраженный от него радиосигнал возвратился обратно через 20 мс? Ответ укажите в километрах.

7. Плотность энергии электромагнитной волны равна 5•10 -11 Дж/м3.
Чему равна плотность потока излучения? Ответ приведите в мВт/м2.

8. Конденсатор колебательного контура заряжают от источника постоянного напряжения, а затем замыкают на катушки с различными индуктивностями L1 L2 L3. Как будут изменяться указанные в левом столбце таблицы физические величины при уменьшении индуктивности катушек в таких опытах?

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ИХ ИЗМЕНЕНИЕ

А) Амплитуда колебаний силы тока

1) увеличится

Б) Амплитуда колебаний заряда конденсатора

2) уменьшится

В) Частота колебаний

3) не изменится




XI – 3

Вариант 1

  1. На какой высоте находится лампа над горизонтальной поверхностью стола, если тень от вертикально поставленного на стол карандаша длиной 15 см оказалась равной 10 см? Расстояние от основания карандаша до основания перпендикуляра, опущенного из центра лампы на поверхность стола, равно 90 см.

  2. Мальчик старается попасть палкой в предмет, находящийся на дне ручья глубиной 40 см. На каком расстоянии от предмета палка попадёт в дно ручья, если мальчик, точно нацелившись, двигает палку под углом 45º к поверхности воды? Показатель преломления воды принять равным 1,3.

  3. Рассматривая предмет в собирающую линзу и располагая его на расстоянии 4 см от неё, получают мнимое изображение предмета, в 5 раз большее самого предмета. Какова оптическая сила линзы и её фокусное расстояние?

  4. Дифракционная решетка содержит 100 штрихов на 1 мм. Найти длину волны монохроматического света, падающего на решетку, если угол между двумя спектрами второго порядка равен 14º.


Вариант 2

  1. На какой высоте висит уличный фонарь, если тень вертикально поставленной палки высотой 0,9 м имеет длину 1,2 м, а при перемещении палки на 1м от фонаря вдоль направления тени длина тени сделалась равной 1,5 м? Считать, что непосредственное измерение расстояния до источника света (по горизонтали) недоступно.

  2. Под каким углом должен упасть луч на поверхность воды, чтобы преломлённый луч оказался перпендикулярным к отражённому? Показатель преломления воды принять равным 1,3.

  3. Определить оптическую силу рассеивающей линзы, если известно, что предмет, помещенный перед ней на расстоянии 40 см, даёт мнимое изображение, уменьшенное в 4 раза.

  4. Определите угол отклонения лучей фиолетового цвета (λ = 0,38 мкм) в спектре второго порядка, полученного с помощью дифракционной решетки, имеющей 50 штрихов на 1 мм.



XI – 4

  1. При облучении металла светом с частотой  максимальная скорость фотоэлектронов равна . Красная граница фотоэффекта для этого металла соответствует длине волны . Найдите величину, обозначенную «звёздочкой».

  2. На фотоэлемент подано такое запирающее напряжение U, что при освещении металлической пластинки ультрафиолетовыми лучами с длиной волны  (красная граница фотоэффекта для металла пластины min) показания гальванометра практически равны нулю. Определите величину, обозначенную «звёздочкой».

  3. Небольшая лампа мощностью N служит точечным источником монохроматического излучения с длиной волны  и ежесекундно излучает n квантов. Она окружена непрозрачной сферой радиуса R (центр сферы совпадает с лампой), полностью поглощающей излучение. При этом световое давление на внутреннюю поверхность сферы равно p. Определите величины, обозначенные «звёздочкой».

№ 1

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

, ПГц

*

2,5

2,5

*

1,2

1,8

*

1,9

0,9

*

, мкм

0,48

*

0,26

0,27

*

0,31

0,55

*

0,67

0,5

V, Мм/с

0,51

1,2

*

0,82

0,99

*

1,32

1,04

*

0,56

№2

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

U, В

*

1,25

1,39

*

1,32

1,93

*

1,51

1,34

*

, нм

240

350

*

260

190

*

220

180

*

320

ν min, ПГц

1,03

*

0,44

0,97

*

0,52

1,15

*

0,6

0,55

№3

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N, Вт

0.5

0.8

*

0.7

1.2

*

2

1.4

*

0.6

, мкм

0.4

0.6

*

*

*

0.7

0.6

0.5

*

*

n,*10Е 18

*

*

2.5

1.8

4.2

*

*

*

4.8

1.8

R, см

20

*

10

15

*

25

10

*

25

15

p, нПа

*

9.4

26

*

7.9

3.4

*

5.9

5.1

*


XI – 5


Вариант 1

  1. Определите количество протонов и нейтронов в ядрах следующих изотопов:
    а) 49Be; б) 2248Ti; в) 50118Sn

  2. Запишите реакцию:
    а) α - распада 90234Th; б) β - распада 81210Tl

  3. Допишите недостающие обозначения в ядерной реакции 919? + 11H → 816O + ? и определите, поглощается или выделяется энергия в этой ядерной реакции.


4) Некоторый радиоактивный элемент имеет период полураспада Т = 4 часа. Какая часть от исходного количества атомов останется через 12 часов?



Вариант 2

  1. Определите количество протонов и нейтронов в ядрах следующих изотопов:
    а) 512B; б) 1429Si; в) 3478Se

  2. Запишите реакцию:
    а) α - распада 88230Ra; б) β - распада 90234Th

  3. Допишите недостающие обозначения в ядерной реакции 37? + 11H → 24He + ? и определите, поглощается или выделяется энергия в этой ядерной реакции.


4) Некоторый радиоактивный элемент имеет период полураспада Т = 4 часа. Какая часть от исходного количества атомов распадётся через 8 часов?



Вариант 3

1) Определите количество протонов и нейтронов в ядрах следующих изотопов:
а) 1022Ne; б) 2044Ti; в) 51122Sb

  1. Запишите реакцию:
    а) α - распада 90234Th; б) β - распада 81210Tl

  2. Допишите недостающие обозначения в ядерной реакции 36? + 01? → 24He + ? и определите, поглощается или выделяется энергия в этой ядерной реакции.

  3. Некоторый радиоактивный элемент имеет период полураспада Т = 2 часа. За какое время распадутся ¾ исходного количества радиоактивных атомов этого вещества?



Вариант 4

1) Определите количество протонов и нейтронов в ядрах следующих изотопов:
а) 3272Ge; б) 4092Zr; в) 91232Pa

  1. Запишите реакцию:
    а) α - распада 85210At; б) β - распада 82210Pb

  2. Допишите недостающие обозначения в ядерной реакции 37? + 12? → 49Be + ? и определите, поглощается или выделяется энергия в этой ядерной реакции.

  3. Некоторый радиоактивный элемент имеет период полураспада Т = 2 часа. Через какое время останется 1/16 часть исходного количества радиоактивных атомов этого вещества?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!