СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10-11 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соотаетствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10-11 классы»

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10 - 11 классов составлена на основании следующих документов:


  1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). (Стандарты второго поколения).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №87 «О внесении изменений в № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

  4. Примерной основной образовательной программы СОО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з.)

  5. Рабочей программы к УМК линии учебников по физике 10-11 классов./ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2018 год.

  6. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.


Рабочая программа по физике для 10-11 классов (базовый уровень) является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Устьянцевская СОШ и состоит из следующих разделов:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Программа учебного предмета «Физика» направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности.

В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека; в формировании собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных источников.

Успешность изучения предмета связана с овладением основами учебно-исследовательской деятельности, применением полученных знаний при решении практических и теоретических задач.

Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.

В основу изучения предмета «Физика» на базовом уровне в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.

Примерная программа содержит примерный перечень практических и лабораторных работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными для достижения предметных результатов.


Рабочая программа по физике составлена в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения по 2 часа в неделю в 10-11 классах, авторской программой Г.Я. Мякишева и в соответствии с выбранными учебниками:

  • Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Физика 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2018 год.

  • Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, Физика 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2019 год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Содержание учебного предмета

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

Электродинамика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Прямые измерения:

  • измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с датчиками;

  • сравнение масс (по взаимодействию);

  • измерение сил в механике;

  • измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;

  • оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);

  • измерение термодинамических параметров газа;

  • измерение ЭДС источника тока;

  • измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных весов;

  • определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).

Косвенные измерения:

  • измерение ускорения;

  • измерение ускорения свободного падения;

  • определение энергии и импульса по тормозному пути;

  • измерение удельной теплоты плавления льда;

  • измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);

  • измерение внутреннего сопротивления источника тока;

  • определение показателя преломления среды;

  • измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;

  • определение длины световой волны;

  • определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).

Наблюдение явлений:

  • наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах отсчета;

  • наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;

  • наблюдение диффузии;

  • наблюдение явления электромагнитной индукции;

  • наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;

  • наблюдение спектров;

  • вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.

Исследования:

  • исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера или компьютера с датчиками;

  • исследование движения тела, брошенного горизонтально;

  • исследование центрального удара;

  • исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;

  • исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);

  • исследование изопроцессов;

  • исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;

  • исследование остывания воды;

  • исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;

  • исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;

  • исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;

  • исследование явления электромагнитной индукции;

  • исследование зависимости угла преломления от угла падения;

  • исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;

  • исследование спектра водорода;

  • исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):

  • при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;

  • при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна пути;

  • при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;

  • квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);

  • скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;

  • напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;

  • угол преломления прямо пропорционален углу падения;

  • при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;

Конструирование технических устройств:

  • конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;

  • конструирование рычажных весов;

  • конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным ускорением;

  • конструирование электродвигателя;

  • конструирование трансформатора;

  • конструирование модели телескопа или микроскопа.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов (или тем)

Количество часов


10 класс


1

Введение

1

2

Механика

28

3

Молекулярная физика. Термодинамика

21

4

Электродинамика

22


Итого

72


11 класс


5

Магнитное поле

5

6

Электромагнитная индукция

6

7

Электромагнитные колебания и волны

12

8

Оптика

18

9

Квантовая физика

12

10

Строение вселенной

3

11

Повторение

12


Итого

68



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!