№урока, тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика |
Повторение (3ч) |
1/1. Повторение. Кинематика. Динамика. Колебательные движения. | Повторение основных определений и формул, решения задач на законы взаимодействия и движения тел, влияния силы тяжести, силы трения, силы упругости. Колебания и волны. Звук. | Решения задач на законы взаимодействия и движения тел, колебательное движение, формирование и влияния сил в природе. |
2/2. Повторение. Электромагнитные явления. | Повторение основных определений и формул, решения задач на законы электромагнетизма и электромагнитное поле. | Решения задач на законы на законы электромагнетизма и электромагнитное поле. |
3/3. Повторение. Атомная и ядерная физика. | Повторение основных определений и формул, решения задач на законы радиоактивного распады веществ, ядерных превращений. | Решения задач на законы электромагнетизма, радиоактивные распады веществ, ядерные превращения. |
4/4. Входная контрольная работа № 1 | Контрольная работа по курсу физики за 9 класс. | Применять теоретические знания к решению задач |
Введение(2ч) |
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (2ч) |
5/1. Что изучает физика | Возникновение физики как науки. Базовые физические величины в механике. Кратные и дольные единицы. Диапазон восприятия органов чувств. Органы чувств и процесс познания. Особенности научного эксперимента. Фундаментальные физические теории. Физическая модель. Пределы применимости физической теории. Демонстрации. Распределение энергии в спектре. | — Наблюдать и описывать физические явления; — переводить значения величин из одних единиц в другие; — систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы; — предлагать модели явлении |
6/2. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия | Атомистическая гипотеза. Модели в микромире. Элементарная частица. Виды взаимодействий. Характеристики взаимодействий. Радиус действия взаимодействий. | — Объяснять различия фундаментальных взаимодействий; — сравнивать интенсивность и радиус действия взаимодействий |
Механика (34ч) |
Кинематика материальной точки (10 ч) |
7/1. Траектория. Закон движения | Описание механического движения. Материальная точка. Тело отсчета. Траектория. Система отсчета. Радиус-вектор. Закон движения тела в координатной и векторной форме. Демонстрации. Движение по циклоиде | — Описывать характер движения в зависимости от выбранного тела отсчета; — применять модель материальной точки к реальным движущимся объектам |
8/2. Перемещение | Перемещение — векторная величина. Единица перемещения. Сложение перемещений. Путь. Единица пути. Различие пути и перемещения. Демонстрации. Сложение перемещений | — Систематизировать знания о физической величине на примере перемещения и пути |
9/3. Средняя путевая скорость и мгновенная скорость | Средняя путевая скорость. Единица скорости. Мгновенная скорость. Модуль мгновенной скорости. Вектор скорости | — Представлять механическое движение графиками зависимости проекций скорости от времени |
10/4. Относительная скорость прямолинейное движение | Относительная скорость. Модуль относительной скорости при движении тел в одном направлении и при встречном движении | — Моделировать равномерное движение. |
11/5. Равномерное прямолинейное движение. | Равномерное прямолинейное движение. График скорости. Графический способ нахождения перемещения при равномерном прямолинейном движении тела. Закон равномерного прямолинейного движения. График равномерного прямолинейного движения | — Применять модель движения к реальным движениям; — строить и анализировать графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении |
12/6. Ускорение | Мгновенное ускорение. Единица ускорения. Векторы ускорения при прямолинейном движении. Направление ускорения | — Рассчитывать ускорение тела, используя аналитический и графический методы |
13/7. Прямолинейное движение с постоянным ускорением | Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость. Графический способ нахождения перемещения при равноускоренном прямолинейном движении. Закон равноускоренного прямолинейного движения. Равнозамедленное прямолинейное движение. Зависимость проекции скорости тела на ось X от времени при равнопеременном движении. Закон равнопеременного движения | — Строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении |
14/8. Свободное падение тел | Падение тел в отсутствие сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе. Демонстрации. Падение тел в воздухе и в разряженном пространстве | — Наблюдать свободное падение тел; — классифицировать свободное падение тел как частный случай равноускоренного движения |
15/9. Кинематика вращательного движения | Периодическое движение. Виды периодического движения: вращательное и колебательное. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Способы определения положения частицы в пространстве в произвольный момент времени. Период и частота вращения. Центростремительное ускорение*. Демонстрации. Связь гармонического колебания с равномерным движением по окружности | — Систематизировать знания о характеристиках движения материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью |
16/10. Кинематика колебательного движения | Координатный способ описания вращательного движения. Гармонические колебания. Частота колебаний. Демонстрации. Запись колебательного движения | — Анализировать взаимосвязь периодических движений: вращательного и колебательного |
Динамика материальной точки (10 ч) |
17/1. Принцип относительности Галилея | Принцип инерции. Относительность движения и покоя. Инерциальные системы отсчета. Преобразования Галилея. Закон сложения скоростей. Принцип относительности Галилея. Демонстрации. Относительность покоя и движения | — Наблюдать явление инерции; — классифицировать системы отсчета по их признакам |
18/2. Первый закон Ньютона | Первый закон Ньютона – закон инерции. Экспериментальное подтверждение закона инерции. Демонстрации. 1. Проявление инерции. Обрывание верхней или нижней нити от подвешенного тяжелого груза. Вытаскивание листа бумаги из-под груза | Объяснять демонстрационные эксперименты, подтверждающие закон инерции |
19/3. Второй закон Ньютона | Сила — причина изменения скорости тел, мера взаимодействия тел. Инертность. Масса тела — количественная мера инертности. Движение тела под действием нескольких сил. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Демонстрации. 1. Зависимость ускорения от действующей силы и массы тела. 2. Вывод правила сложения сил, направленных под углом друг к другу | Устанавливать связь ускорения тела с действующей на него силой; вычислять ускорение тела, действующую на него силу и массу тела на основе второго закона Ньютона |
20/4. Третий закон Ньютона | Силы действия и противодействия. Третий закон Ньютона. Примеры действия и противодействия. Демонстрации. Третий закон Ньютона | |
21/5. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения | Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Гравитационная постоянная | |
22/6. Сила тяжести | Сила тяжести. Ускорение свободного падения | — Вычислять силу тяжести и гравитационное ускорение на планетах Солнечной системы |
23/7. Сила упругости. Вес тела | Сила упругости — сила электромагнитной природы. Механическая модель кристалла. Сила реакции опоры и сила натяжения. Закон Гука. Вес тела Демонстрации. 1. Наблюдение малых деформаций. 2. Упругая деформация стеклянной кол бы. 3.Изменение веса тела при равнопеременном движении | — Применять закон Гука для решения задач; — сравнивать силу тяжести и вес тела. |
24/8. Сила трения. Лабораторная работа № 1 | Сила трения. Виды трения: трение покоя, скольжения, качения. Коэффициент трения. Лабораторная работа № 1 «Измерение коэффициента трения скольжения». Демонстрации. 1. Трение покоя и скольжения. 2. Демонстрация явлений при замене трения покоя трением скольжения | — Описывать эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения; — измерять двумя способами коэффициент трения деревянного бруска по деревянной линейке; — составлять и заполнять таблицу с результатами измерений; — работать в группе |
25/9. Лабораторная работа №2. Применение законов Ньютона* | Лабораторная работа №2. «Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости». Использование стандартного подхода для решения ключевых задач динамики: вес тела в лифте (с обсуждением перегрузок и невесомости), скольжение тела по горизонтальной поверхности | Вычислить ускорение тел по известным значениям действующих сил и масс тел; — экспериментально проверить справедливость второго закона Ньютона; — работать в группе; —моделировать невесомость и перегрузки |
26/10. Контрольная работа № 1 | Контрольная работа № 1 «Кинематика и динамика материальной точки» | — Применять полученные знания к решению задач |
Законы сохранения (6 ч) |
27/1. Импульс тела. Закон сохранения импульса | Импульс тела. Единица импульса тела. Импульс силы. Более общая формулировка второго закона Ньютона. Замкнутая система. Импульс системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение ракеты. Демонстрации. 1. Закон сохранения импульса. 2. Полет ракеты | — Систематизировать знания о физической величине: импульс тела; — применять модель замкнутой системы к реальным системам; — формулировать закон сохранения импульса; — оценивать успехи России в создании космических ракет |
28/2. Работа силы | Определение и единица работы. Условия, при которых работа положительна, отрицательна и равна нулю. Работа сил реакции опоры, трения и тяжести, действующих на тело, соскальзывающее с наклонной плоскости | — Вычислять работу силы; — систематизировать знания о физической величине на примере работы |
29/3. Мощность | Средняя и мгновенная мощности. Единица мощности | — Вычислять мощность; — систематизировать знания о физической величине: мощность |
30/4. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия | Потенциальная сила. Потенциальная энергия тела и ее единица. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле и при упругом взаимодействии*. Принцип минимума потенциальной энергии. Виды равновесия. Кинетическая энергия тела и ее единица. Теорема о кинетической энергии. Тормозной путь автомобиля | — Систематизировать знания о физических величинах: потенциальная и кинетическая энергия; — вычислять и представлять графически работу сил упругости и гравитации* |
31/5. Закон сохранения механической энергии | Полная механическая энергия системы. Связь между энергией и работой. Консервативная система. Закон сохранения механической энергии | — Применять модель консервативной системы к реальным системам; — решать задачи на применение закона сохранения энергии |
32/6. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения | Виды столкновений. Абсолютно неупругий удар. Абсолютно упругий удар*. Демонстрации. Упругий и неупругий удар. | — Применять законы сохранения для абсолютно упругого* и абсолютно неупругого удара |
33/7. Контрольная работа №2 | Контрольная работа №2 «Законы сохранения» | — Применять полученные знания к решению задач |
Динамика периодического движения (2 ч) |
34/1. Движение тел в гравитационном поле | Форма траектории тел, движущихся с малой скоростью. Первая и вторая космические скорости, формулы для их расчета | — Оценивать успехи России в освоении космоса |
35/3. Динамика свободных колебаний* Колебательная система под действием внешних сил*. Резонанс* | Свободные колебания пружинного маятника*. Характеристики свободных колебаний: период, амплитуда*. График свободных гармонических колебаний*. Энергия свободных колебаний*. Затухающие колебания и их график*. Вынужденные колебания*. Резонанс*. Демонстрации. 1. Затухающие колебания пружинного маятника | — Объяснять процесс колебаний маятника; — анализировать условия возникновения свободных колебаний пружинного маятника* — сравнивать свободные и вынужденные колебания*; — описывать резонанса* |
Релятивистская механика (3 ч) |
36/1. Постулаты специальной теории относительности | Опыт Майкельсона—Морли. Сущность специальной теории относительности Эйнштейна. Постулаты теории относительности. Критический радиус черной дыры — радиус Шварцшильда. Горизонт событий | — Формулировать постулаты специальной теории относительности; — описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли; — оценивать радиусы черных дыр |
37/2. Относительность времени*. Релятивистский закон сложения скоростей* | Время в разных системах отсчета*. Порядок следования событий*. Одновременность событий* Релятивистский закон сложения скоростей*. Скорость распространения светового сигнала* | — Определять время в разных системах отсчета* — Показывать, что классический закон сложения скоростей является предельным случаем релятивистского закона сложения скоростей* |
38/3. Взаимосвязь массы и энергии | Энергия покоя. Взаимосвязь массы и энергии | Рассчитывать энергию покоя |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (17 ч) |
Молекулярная структура вещества (2 ч) |
39/1. Масса атомов. Молярная масса | Строение атома. Зарядовое и массовое числа. Заряд ядра — главная характеристика химического элемента. Изотопы. Дефект массы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса, молярная масса. Количество вещества. Постоянная Авогадро. | Определять состав атомного ядра химического элемента; рассчитывать дефект массы ядра атома; определять относительную атомную массу по таблице Менделеева |
40/2. Агрегатные состояния вещества | Виды агрегатных состояний: твердое, жидкое, газообразное, плазменное. Упорядоченная молекулярная структура — твердое тело. Неупорядоченные молекулярные структуры: жидкость, газ, плазма | |
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (6ч) |
41/1. Статистическое описание идеального газа. Распределение молекул идеального газа по скоростям* | Идеальный газ. Статистический метод. Статистический интервал. Среднее значение физической величины. Распределение частиц по скоростям*. Опыт Штерна*. Распределение молекул по скоростям*. Демонстрации. 1. Метод Штерна для определения скорости движения молекул газа. 2. Принципиальная схема опыта Штерна | |
42/2. Температура | Температура идеального газа — мера средней кинетической энергии молекул. Термодинамическая (абсолютная) шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Шкалы температур. Связь между температурными шкалами. Скорость теплового движения молекул. Демонстрации. 1. Измерение температуры электрическим термометром. 2. Нагревание свинца ударами молотка | |
43/3. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории | Давление атмосферного воздуха. Давление идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Демонстрации. Раздувание резиновой камеры под колоколом воздушного насоса | — Наблюдать эксперименты, служащие обоснованием молекулярно-кинетической теории (МКТ) |
44/4. Уравнение Клапейрона—Менделеева | Концентрация молекул идеального газа при нормальных условиях (постоянная Лошмидта). Уравнение состояния идеального газа. Демонстрации. Зависимость между объемом, давлением и температурой газа. | — Определять концентрацию молекул идеального газа при нормальных условиях |
45/5. Изопроцессы | Изотермический процесс. Закон Бойля— Мариотта. График изотермического процесса. Изобарный процесс. Закон Гей-Люссака. График изобарного процесса. Изохорный процесс. Закон Шарля. График изохорного процесса. Демонстрации. 1. Закон Бойля—Мариотта. 2. Зависимость объема газа от температуры при постоянном давлении. 3. Зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме | — Определять параметры идеально го газа с помощью уравнения состояния; — исследовать взаимосвязь параметров газа при изотермическом, изобар ном и изохорном процессах; — объяснять газовые законы на основе МКТ |
46/6. Лабораторная работа № 3 | Лабораторная работа № 3 «Изучение изотермического процесса в газе» | — Экспериментально проверять закон Бойля—Мариотта; — работать в группе |
Термодинамика (5 ч) |
47/1. Внутренняя энергия | Предмет изучения термодинамики. МКТ трактовка понятия внутренней энергии тела. Внутренняя энергия тела. Внутренняя энергия идеального газа. способы изменения внутренней энергия: теплообмен и совершение работы. | Приводить примеры изменения внутренней энергии тела разными способами. |
48/2. Работа газа при изопроцессах | Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изохорном, изобарном и изотермическом процессах. Геометрический смысл работы (нар—V-диаграмме). Демонстрации. Работа пара при нагревании воды в трубке | — Рассчитывать работу, совершенную газом, по р—V-диаграмме |
49/3. Первый закон термодинамики | Закон сохранения энергии для тепловых процессов. Формулировка и уравнение первого закона термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов | Формулировать первый закон термодинамики; — применять первый закон термодинамики при решении задач |
50/4. Лабораторная работа № 4 | Лабораторная работа № 4 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | — Определять удельную теплоемкость металлического цилиндра; — работать в группе |
51/5. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики | Принцип действия теплового двигателя. Основные элементы теплового двигателя: рабочее тело, нагреватель, холодильник. Замкнутый цикл. КПД теплового двигателя. Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду. Обратимый и необратимый процессы. Диффузия. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Демонстрации. 1. Действие модели паровой машины и турбины. 2. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания. 3. Свободная диффузия газов и жидкостей | — Вычислять работу газа, совершенную при изменении его состояния по замкнутому циклу; — оценивать КПД и объяснять принцип действия теплового двигателя |
Механические волны. Акустика (4 ч) |
52/1. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны | Способы передачи энергии и импульса из одной точки пространства в другую. Механическая волна. Скорость волны. Продольные волны. Поперечные волны. Гармоническая волна. Длина волны. Поляризация. Плоскость поляризации. Линейно-поляризованная механическая волна. Демонстрации. Образование и распространение продольных и поперечных волн | |
53/2. Звуковые волны | Возникновение и восприятие звуковых волн. Условие распространения звуковых волн. Зависимость высоты звука от частоты колебаний. Инфразвук. Ультразвук. Скорость звука. Демонстрации. 1. Источники и приемники звука. Осциллографирование звука. Звукопроводность различных тел. Практическое применение ультразвука. | |
54/3. Эффект Доплера | Зависимость высоты звука от скорости движения источника и приемника. Эффект Доплера. «Красное смещение» спектральных линий. Демонстрации. Анализ звуковых колебаний | |
55/4. Контрольная работа № 3 | Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика» | — Применять полученные знания к решению задач |
ЭЛЕКТРОСТАТИКА (14 ч) |
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (9 ч) |
56/1. Электрический заряд. Квантование заряда | Электродинамика и электростатика. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Единица заряда — кулон. Принцип квантования заряда. Кварки | |
57/2. Электризация тел. Закон сохранения заряда | Электризация. Объяснение явления электризации трением. Электрически изолированная система тел. Закон сохранения электрического заряда. Демонстрации. 1. Электризация. Взаимодействие наэлектризованных тел. 2. Электростатическая индукция. Электрофор | Объяснять явление электризации; анализировать устройство и принцип действия светокопировального аппарата; формулировать закон сохранения электрического заряда |
58/3. Закон Кулона | Измерение силы взаимодействия зарядов с помощью крутильных весов. Закон Кулона. Сравнение электростатических и гравитационных сил. Демонстрации. Закон Кулона | |
59/4. Напряженность электростатического поля | Источник электромагнитного поля. Силовая характеристика электростатического поля — напряженность. Формула для расчета напряженности электростатического поля и ее единица. Направление вектора напряженности. Принцип суперпозиции электрических полей | —Объяснять характер электростатического поля разных конфигураций зарядов; —использовать принцип суперпозиции для описания поля точечных зарядов |
60/5. Линии напряженности электростатического поля | Графическое изображение электрического поля. Линии напряженности и их направление. Степень сгущения линий напряженности. Линии напряженности поля системы зарядов. Демонстрации. Силовые линии электрического поля | — Строить изображения полей точечных зарядов и системы зарядов с помощью линий напряженности |
61/6. Электрическое поле в веществе. | Свободные и связанные заряды. Проводники, диэлектрики, полупроводники | — Объяснять деление веществ на проводники, диэлектрики и полу проводников |
62/7. Диэлектрики электростатического поля | Виды диэлектриков. Перераспределение зарядов в диэлектрике под действием электростатического поля. Поляризация диэлектрика. Относительная диэлектрическая проницаемость среды | Объяснять явление поляризации полярных и неполярных диэлектриков. |
63/8. Проводники в электростатическом поле | Распределение зарядов в металлическом проводнике. Электростатическая индукция. Электростатическая защита. Демонстрации. 1. Распределение зарядов по поверхности проводника. Электрический ветер. 2. Экранирующее действие проводников | |
64/9. Контрольная работа № 4 | Контрольная работа № 4 «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов» | — Применять полученные знания к решению задач |
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (5 ч) |
65/1. Потенциал электростатического поля | Аналогия движения частиц в электростатическом и гравитационном полях. Потенциальная энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля. Энергетическая характеристика поля — потенциал. Единица потенциала. Формула для расчета потенциала электростатического поля, созданного точечным зарядом. Эквипотенциальная поверхность. Демонстрации. Эквипотенциальные поверхности. | — Сравнивать траектории движения заряженных материальных точек в электростатическом и гравитационных полях; — вычислять потенциал электростатического поля, созданного точечным зарядом |
66/2. Разность потенциалов | Работа, совершаемая силами электростатического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов. Формула, связывающая напряжение и напряженность. Демонстрации. Измерение разности потенциалов | — Наблюдать изменение разности потенциалов |
67/3. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора | Гидростатическая аналогия. Электрическая емкость. Единица электроемкости. Электроемкость сферы и ее характеристика. Способ увеличения электроемкости проводника. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Поверхностная плотность заряда и ее единица. Демонстрации. 1. Электроемкость плоского конденсатора. 2. Устройство и действие конденсаторов постоянной и переменной емкости | Систематизировать знания о физической величине на примере емкости конденсатора; анализировать зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и рода вещества |
68/4. Энергия электростатического поля. | Потенциальная энергия конденсатора. Вывод формулы потенциальной энергии электростатического поля плоского конденсатора. Демонстрации. Энергия заряженного конденсатора. | — Вычислять энергию электростатического поля заряженного конденсатора. |
69/5. Повторение. Механические явления. | Повторение основных определений и формул, решения задач за курс 10 класса. | — Применять полученные знания к решению задач |
70/6. Контрольная работа № 5 | Контрольная работа № 5 «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов» | — Применять полученные знания к решению задач |
71/6. Анализ контрольной работа. | | — Анализировать задачи с ошибками. |
72/6. Обобщение и систематизация физики за курс 10 класса. | | |
№урока, тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика |
Повторение (3ч) |
1/1. Повторение. Механика. Молекулярная физика. | Повторение основных определений и формул, решения задач на законы взаимодействия и движения тел, влияния силы тяжести, силы трения, силы упругости. Колебания и волны. Звук. Основы МКТ. Законы термодинамики. | Решения задач на законы взаимодействия и движения тел, колебательное движение, формирование и влияния сил в природе. |
3/3. Повторение. Электромагнитные явления. | Повторение основных определений и формул, решения задач на законы электромагнетизма и электромагнитное поле. | Решения задач на законы на законы электромагнетизма и электромагнитное поле. |
4/4. Входная контрольная работа № 1 | Контрольная работа по курсу физики за 10 класс. | Применять теоретические знания к решению задач |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21ч) |
Постоянный электрический ток (9 ч) |
5/1. Электрический ток. Сила тока | Движение электрических зарядов в проводнике. Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единица силы тока. Связь силы тока с направленной скоростью. Постоянный электрический ток. Демонстрации. Условия существования электрического тока в проводнике | — Систематизировать знания о физической величине: сила тока |
6/2. Источник тока в электрической цепи. ЭДС | Условия существования постоянного тока в проводнике. Источник тока. Гальванический элемент. Источник тока в электрической цепи. Сторонние силы. Движение заряженных частиц в источнике тока. ЭДС источника тока и ее единица. Демонстрации. Измерение напряжений различных источников тока электрометром | |
6/3. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи) | Напряжение. Однородный проводник. Зависимость силы тока в проводнике от приложенного к нему напряжения. Сопротивление проводника. Единица сопротивления. Закон Ома для однородного проводника. Вольт- амперная характеристика проводника. Зависимость сопротивления от геометрических размеров и материала проводника. Гидродинамическая аналогия сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Резистор. Демонстрации. Падение потенциала вдоль проводника с током | Рассчитывать значение величин, входящих в закон Ома; объяснять причину возникновения сопротивления в проводниках; описывать устройство и принцип действия реостата |
7/4. Зависимость удельного сопротивление проводников и полупроводников от температуры. | Проводники. Зависимость удельного сопротивления проводника от температуры. Демонстрации. 1. Зависимость сопротивления металлических проводов от температуры. 2. Изменение сопротивления полупроводников при нагревании и охлаждении. | — Исследовать зависимость сопротивления проводника и полупроводника от температуры. |
8/5. Соединения проводников | Последовательное соединение. Общее сопротивление при последовательном соединении проводников. Параллельное соединение. Гидродинамическая аналогия последовательного и параллельного соединения проводников. Смешанное соединение. Демонстрации. Реостаты, потенциометры, магазины сопротивлений | — Исследовать последовательное и параллельное соединения проводников; — рассчитывать сопротивление смешанного соединения проводников |
9/6. Закон Ома для замкнутой цепи | Замкнутая цепь с источником тока. Направление тока во внешней цепи. Закон Ома для замкнутой цепи. Внешнее сопротивление. Внутреннее сопротивление источника тока. Сила тока короткого замыкания. Демонстрации. 1. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи. | |
10/7. Измерение силы тока и напряжения | Цифровые и аналоговые электрические приборы. Амперметр. Включение амперметра в цепь. Вольтметр. Включение вольтметра в цепь Демонстрации. Подбор шунта к амперметру и добавочного сопротивления к вольтметру | |
11/8. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца | Работа электрического тока. Механизм нагревания кристаллической решетки при протекании электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока | |
12/9. Контрольная работа № 1 | Контрольная работа № 1 «Постоянный электрический ток » | — Применять полученные знания к решению задач |
Магнитное поле (6 ч) |
13/1. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. | Постоянные магниты. Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Опыт Эрстеда. Вектор магнитной индукции. | — Наблюдать взаимодействие постоянных магнитов; — описывать опыт Эрстеда |
14/2. Линии магнитной индукции | Принцип суперпозиции. Правило буравчика для витка с током (контурного тока). Линии магнитной индукции. Магнитное поле — вихревое поле. Гипотеза Ампера. Земной магнетизм. Демонстрации. Демонстрация магнитного поля тока | Наблюдать опыты, доказывающие существование магнитного поля вокруг проводника с током; определять направление линий магнитной индукции, используя правило буравчика |
15/3. Действие магнитного поля на проводник с током | Закон Ампера. Правило левой руки. Модуль вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. Однородное магнитное поле. Силы, действующие на рамку с током в однородном магнитном поле. Собственная индукция. Вращающий момент. Принципиальное устройство электроизмерительного прибора и электродвигателя. Демонстрации. 1. Вращение проводника с током вокруг магнита. 2. Действие магнитного поля на ток | Наблюдать действие магнитного поля на проводник с током; исследовать зависимость силы, действующей на проводник, от направления тока в нем и от направления вектора магнитной индукции; объяснять принцип действия электродвигателя постоянного тока |
16/4. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы | Сила Лоренца. Направление силы Лоренца. Правило левой руки. Плоские траектории движения заряженных частиц в однородном магнитном поле. Движение заряженных частиц в однородном магнитном поле. | — Вычислять силу, действующую на электрический заряд, движущийся в магнитном поле |
17/5. Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток | Опыт Ампера с параллельными проводниками. Единица силы тока. Поток жидкости. Поток магнитной индукции. Единица магнитного потока | |
18/6. Энергия магнитного поля тока | Работа силы Ампера при перемещении проводника с током в магнитном поле. Индуктивность контура с током. Единица индуктивности. Энергия магнитного поля. Геометрическая интерпретация энергии магнитного поля контура с током | — Вычислять индуктивность катушки, энергию магнитного поля |
Электромагнетизм (6 ч) |
19/1. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле | Разделение разноименных зарядов в проводнике, движущемся в магнитном поле. ЭДС индукции | — Анализировать разделение зарядов в проводнике, движущемся в магнитном поле |
20/2. Электромагнитная индукция | Электромагнитная индукция. Закон Фа-радея (закон электромагнитной индукции). Правило Ленца. Опыты Фарадея | |
21/3. Самоиндукция | Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Токи замыкания и размыкания. Демонстрации. Самоиндукция при замыкании и размыкании цепи | Наблюдать возникновение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи |
22/4. Использование электромагнитной индукции | Трансформатор. Коэффициент трансформации. Повышающий и понижающий трансформаторы. Электромагнитная индукция в современной технике. Запись и воспроизведение информации с помощью магнитной ленты. ЭДС в рамке, вращающейся в однородном магнитном поле. Генератор переменного тока. Потери электроэнергии в линиях электропередачи. Схема передачи электроэнергии потребителю. Демонстрации. Однофазный трансформатор | Приводить примеры использования электромагнитной индукции в современных технических устройствах; — описывать устройство трансформатора и генератора переменного тока |
23/5. Магнитоэлектрическая индукция | Зарядка конденсатора. Ток смещения. Магнитоэлектрическая индукция. Емкостное сопротивление. Колебательный контур. Энергообмен между электрическим и магнитным полями. Период собственных гармонических колебаний | Пояснять взаимосвязь между переменным электрическим и магнитным полями; — вычислять период собственных колебаний в контуре |
24/6. Лабораторная работа № 1 | Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (21 ч) |
Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ- диапазона (5 ч) |
25/1. Электромагнитные волны | Опыт Герца. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Плотность энергии электромагнитного поля. Демонстрации. Открытый колебательный контур. | — Сравнивать механические и электромагнитные по их характеристики. |
26/2. Распространение электромагнитных волн. | Бегущая гармоническая электромагнитная волна. Длина волна. Уравнения для напряженности электрического поля и индукция магнитного поля для бегущей гармонической волны. Поляризация волны. Плоскость поляризации электромагнитной волны. Фронт волны. Луч. | — Наблюдать явление поляризации электромагнитной волн. — вычислить длину волны. |
27/3. Энергия, давление и импульс | Интенсивность волны. Поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны. Зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его частоты. Давление электромагнитной волны. Связь давления электромагнитной волны с ее интенсивностью. Импульс электромагнитной волны. Связь импульса электромагнитной волны с переносимой ею энергией | — Систематизировать знания о физических величинах: поток энергии, плотность потока энергии и интенсивность электромагнитной волны; — объяснять воздействия солнечного излучения на кометы, спутники и космические аппараты |
28/4. Спектр электромагнитных волн | Диапазон частот. Границы диапазонов длин волн (частот) спектра электромагнитных волн и основные источники излучения в соответствующих диапазонах. Демонстрации* 1. Обнаружение инфракрасного излучения в спектре. 2. Выделение и поглощение инфракрасных лучей фильтрами. 3. Отражение и преломление инфракрасных лучей. 4. Обнаружение и выделение ультрафиолетового излучения | — Характеризовать диапазоны длин волн (частот) спектра электромагнитных волн; — называть основные источники из лучения в соответствующих диапазонах длин волн (частот); — представлять доклады, сообщения, презентации |
29/5. Радио- и СВЧ- волны в средствах связи | 1 Принципы радиосвязи. Виды радиосвязи: радиотелеграфная, радиотелефонная и радиовещание, телевидение, радиолокация. Радиопередача. Модуляция сигнала. Радиоприем. Демодуляция сигнала. Демонстрации. 1. Радиопередача и прием модулированных сигналов. 2. Прием радиовещания на детекторный приемник | — Оценивать роль России в развитии радиосвязи |
Волновые свойства света (7 ч) |
30/1. Принцип Гюйгенса | Волна на поверхности воды от точечного источника. Фронт волны. Принцип Гюйгенса. Направление распространения фронта волны. Закон отражения волн. Принцип обратимости лучей. Зеркальное и диффузное отражение | — Объяснять прямолинейное распространение света с точки зрения вол новой теории; — исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале |
31/2. Преломление волн. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света | Закон преломления волн. Абсолютный показатель преломления среды. Закон преломления. Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика. Дисперсия света. Восприятие и воспроизведение цвета. Демонстрации. 1. Законы преломление свет 2. Полное отражение света. 3. Получение на экране сплошного спектра | — Наблюдать преломление и полное внутреннее отражение света; |
32/3. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве | Сложение волн от независимых точечных источников. Интерференция. Когерентные волны. Время и длина когерентности. Условия минимумов и максимумов при интерференции волн. Геометрическая разность хода волн | — Формулировать условия когерентности волн |
33/4. Когерентные источники света | Опыт Юнга. Способы получения когерентных источников. Интерференция света в тонких пленках. Просветление оптики. Демонстрации. 1. Полосы интерференции от бипризмы Френеля. 2. Кольца Ньютона. 3. Интерференция света в тонких пленках | — Наблюдать интерференцию света; — описывать эксперименты по наблюдению интерференции света |
34/5. Дифракция света | Нарушение волнового фронта в среде. Дифракция. Принцип Гюйгенса—Френеля. Дифракция света на щели. Зона Френеля. Условия дифракционных минимумов и максимумов. Дифракционная решетка. Демонстрации. 1. Дифракция от нити. 2. Дифракция от щели. 3. Дифракция света на дифракционной решетке | — Наблюдать дифракцию света на щели, нити и дифракционной решетке |
35/6. Лабораторная работа №2 | Лабораторная работа № 2 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | — Наблюдать интерференцию света на мыльной пленке и дифракцию света; — работать в группе |
36/7. Контрольная работа № 2 | Контрольная работа № 2 «Волновые свойства света» | — Применять полученные знания к решению задач |
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (9 ч) |
37/1. Фотоэффект | Квантовая гипотеза Планка. Фотон. Основные физические характеристики фотона. Фотоэффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Работа выхода. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Демонстрации. 1. Внешний фотоэффект. 2. Зависимость интенсивности внешнего фотоэффекта от величины светового потока и частоты света. 3. Законы внешнего фотоэффекта. 4. Обнаружение квантов света | — Формулировать квантовую гипотезу Планка; — наблюдать фотоэффект; — формулировать законы фотоэффекта; — рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте |
38/2. Корпускулярно -волновой дуализм | Корпускулярные и волновые свойства фотонов. Корпускулярно -волновой дуализм. Дифракция отдельных фотонов | — Приводить доказательства наличия у света корпускулярно - волнового дуализма |
39/3. Волновые свойства частиц | Гипотеза де Бройля. Длина волны де Бройля. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга | — Вычислять длину волны де Бройля частицы с известным значением импульса |
40/4. Планетарная модель атома | Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Размер атомного ядра | — Обсуждать результат опыта Резерфорда |
41/5. Теория атома водорода | Первый постулат Бора. Правило квантования орбит Бора. Энергетический спектр атома водорода. Энергетический уровень. Свободные и связанные состояния электрона | — Формулировать постулаты Бора; — обсуждать физический смысл правила квантования |
42/6. Поглощение и излучение света атомом | Энергия ионизации. Второй постулат Бора. Серии излучения атома водорода. Виды излучений. Линейчатый спектр. Спектральный анализ и его применение. Демонстрации. 1. Получение на экране линейчатого спектра. 2. Демонстрация спектров поглощения | — Исследовать линейчатый спектр атома водорода; — рассчитывать частоту и длину волны света, испускаемого атомом водорода |
43/7. Лазер | Поглощение и излучение света атомами. Спонтанное и индуцированное излучение. Принцип действия лазера. Инверсная населенность энергетических уровней. Применение лазеров | — Описывать принцип действия лазера; — наблюдать излучение лазера и его воздействие на вещество |
44/8. Лабораторная работа №3 | Лабораторная работа № 3 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания. | — Наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания; — работать в группе |
45/9. Контрольная работа №3 | Контрольная работа № 3 «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества». | — Применять полученные знания к решению задач |
ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ (7ч) |
Физика атомного ядра (5ч) |
46/1. Состав атомного ядра | Протон и нейтрон. Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Сильное взаимодействие нуклонов. Состав и размер ядра | — Классифицировать элементарные частицы на фермионы и базоны, частицы и античастицы |
47/2. Энергия связи нуклонов в ядре | Удельная энергия связи. Зависимость удельной энергии связи от массового числа. Синтез и деление ядер | — Вычислять энергию связи нуклонов в ядре и удельную энергию связи |
48/3. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада | Радиоактивность. Виды радиоактивности: естественная и искусственная. Радиоактивный распад. Альфа-распад. Бета-распад. Гамма-излучение. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Активность радиоактивного вещества. Единила активности. Демонстрации. 1. Ионизирующее действие радиоактивного излучения. 2. Наблюдение следов заряженных частиц в камере Вильсона | — Записывать уравнения ядерных реакций при радиоактивном распаде. — выявлять причины радиоактивного распада. — сравнивать активности различных веществ |
49/4. Ядерная энергетика | Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Скорость цепной реакции. Критическая масса. Ядерный реактор. Атомная электростанция (АЭС). Ядерная безопасность АЭС. Термоядерные реакции. Управляемый термоядерный синтез. Ядерное оружие*. Атомная и водородная бомбы* | — Анализировать проблемы ядерной безопасности АЭС; — оценивать перспективы развития ядерной энергетики |
50/5. Биологическое действие радиоактивных излучений | Воздействие радиоактивного излучения на вещество. Доза поглощенного излучения и ее единица. Коэффициент относительной биологической активности (коэффициент качества). Эквивалентная доза поглощенного излучения и ее единица. Естественный радиационный фон | — Описывать действие радиоактивных излучений на живой организм; — объяснять возможности использования радиоактивного излучения в научных исследованиях и на практике |
Элементарные частицы (4ч) |
51/1. Классификация элементарных частиц. | Элементарная частица. Фундаментальные частицы. Фермионы и бозоны. Принцип Паули. Античастицы. Процессы взаимопревращения частиц: аннигиляция и рождение пары | — Классифицировать элементарные частицы на фермионы и бозоны, частицы и античастицы |
52/2. Лептоны и адроны* Взаимодействие кварков* | Лептоны*. Слабое взаимодействие лептонов*. Классификация адронов*. Мезоны и барионы*. Подгруппы барионов: нуклоны и гипероны*. Закон сохранения барионного заряда* Структура адронов*. Кварковая гипотеза Геллмана и Цвейга*. Кварки и антикварки*. Характеристики основных типов кварков: спин, электрический заряд, барионный заряд*. Аромат*. Цвет кварков*. Фундаментальные частицы*. Взаимодействие кварков*. Глюоны* | — Подразделять элементарные частицы на частицы, участвующие в сильном взаимодействии и не участвующие в нем* — Классифицировать адроны и их структуру; |
ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (4 ч) |
Эволюция Вселенной (4 ч) |
53/1. Структура Вселенной. Расширяющийся Вселенной. | Астрономические структуры. Разбегание галактик*. Закон Хаббла*. Красное смещение спектральных линий*. Возраст Вселенной. Большой взрыв. | — Оценивать размеры и возраст Вселенной; |
54/2. Звезды, галактики | Образование галактик. Возникновение звезд. Эволюция звезд различной массы. Синтез тяжёлых химических элементов. | — Выступать с сообщениями, докладами и презентациями. |
55/3. Образование и эволюция Солнечной системы. | Химический состав межзвездного вещества. Образование прото –Солнца и газопылевого диска. Эволюция газопылевого диска. Образование и эволюция планет солнечной системы. | — Выступать с сообщениями, докладами и презентациями. |
56/4. Возможные сценарии эволюции Вселенной* | Модель Фридмана*. Критическая плотность Вселенной*. Будущее Вселенной*. Повторение и обобщение темы «Эволюция Вселенной» | — Применять полученные знания к решению качественных задач; — выступать с докладами, рефератами, презентациями |
57/5. Контрольная работа № 4 | Контрольная работа № 4 «Физика высоких энергий. Астрофизика» | — Применять полученные знания к решению задач |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (11 ч) |
10 класс (6 ч) |
58/1. | Кинематика материальной точки (§ 5-12) | — Решать задачи на расчет кинематических характеристик; — строить и читать графики зависимости кинематических характеристик от времени |
59/2. | Динамика материальной точки (§ 13—21) | — Применять основные законы динамики для решения задач; — составлять обобщающие таблицы |
60/3. | Законы сохранения. Динамика периодического движения. Релятивистская механика. (§ 22—36) | — Решать задачи на законы сохранения |
61/4. | Молекулярная структура вещества (§ 37— 38). Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (§ 39—44) | — Решать задачи. — Выступать с докладами и презентациями |
62/5. | Термодинамика (§ 45—49). Механические волны. Акустика (§ 50—53) | Термодинамика (§ 45—49). Механические волны. Акустика (§ 50—53) |
63/6. | Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (§ 54—61). Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (§ 62—66) | — Решать задачи; — составлять обобщающие таблицы |
11 класс (5 ч) |
64/7. | Постоянный электрический ток (§ 1—9) Магнитное поле (§ 10—19) | — Применять законы постоянного тока для решения задач; — составлять обобщающие таблицы |
65/8. | Электромагнетизм (§ 20—27) Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ- диапазона (§ 28—34). Волновые свойства света (§ 35—42) | — Составлять обобщающие таблицы; — выступать с сообщениями и презентациями |
66/9. | Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (§ 43—49) Физика атомного ядра (§ 50—58). Элементарные частицы (§ 59—70) | — Составлять обобщающие таблицы; — выступать с сообщениями и презентациями |
67/10. Итоговая контрольная работа | .Итоговая контрольная работа | — Применять полученные знания к решению задач |
68/11. Анализ контрольной работы. | Анализ контрольной работы. | — Применять полученные знания к решению задач |