СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработа рабочая программа по географии для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

















Рабочая программа

по географии

5 класс


















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные: метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике;

результаты оценивать достигнутые.

Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.


Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.




  1. Содержание учебного предмета


Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Основные виды учебной деятельности. Организация собственной деятельности. Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией. Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.

Формы организации учебных занятий. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок - семинар, урок - экскурсия, урок лабораторно - практических занятий, урок- исследование, урок-семинар, урок - игра, урок - КВН, урок - викторина, тестирование, реферат.

Как люди открывали Землю (5 ч)


Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 1 «Нанесение маршрутов великих путешественников на к/к».

Основные виды учебной деятельности. Учимся работать по картам: показывать маршруты путешественников. Отработка умения работы с картами. Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака, С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова.

Формы организации учебных занятий. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок - семинар, урок - экскурсия, урок лабораторно - практических занятий, урок- исследование, урок-семинар, урок - игра, урок - КВН, урок - викторина, тестирование, реферат.

Земля во Вселенной (6 ч).

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Практическая работа № 2 «Сравнительная характеристика небесных тел»

Основные виды учебной деятельности. Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности. Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты. Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Формы организации учебных занятий. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок - семинар, урок - экскурсия, урок лабораторно - практических занятий, урок- исследование, урок-семинар, урок - игра, урок - КВН, урок - викторина, тестирование, реферат.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)


Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работа № 3 «Ориентирование на местности с помощью компаса»

Практическая работа № 4 «Составление плана местности по описанию».

Основные виды учебной деятельности. Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звезда. Называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать информацию.

Формы организации учебных занятий. Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок - семинар, урок - экскурсия, урок лабораторно - практических занятий, урок- исследование, урок-семинар, урок - игра, урок - КВН, урок - викторина, тестирование, реферат.

Природа Земли (14 ч)


Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6 «Нанесение на к/к материков и океанов».

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)



  1. Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, основных тем

Количество часов

1

Что изучает география


4

2

Как люди открывали Землю


5

3

Земля во Вселенной


6

4

Виды изображений поверхности Земли


6

5

Природа Земли


14








Приложение


Календарно - тематическое планирование


Наименование разделов, основных тем


Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Что изучает география


4



1

Мир, в котором мы живем.


1



2

Науки о природе


1



3

География – наука о Земле


1




Как люди открывали Землю


5



4

Входная контрольная работа.


Методы географических исследований


1



5

Географические открытия древности и Средневековья


1



6

Важнейшие географические открытия.

Практическая работа № 1

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников



1



7

Открытия русских путешественников.

ВР Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче



1



8

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

1




Земля во Вселенной


6



9

Изучение Вселенной



1



10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты


1



11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты


1



12

Мир звезд

Практическая работа № 2 «Сравнительная характеристика небесных тел»

1



13

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса .

1



14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Вселенная»

1




Виды изображений поверхности Земли


6



15

Стороны горизонта


1



16

Ориентирование.


1



17

План местности


1



18.

Практическая работа № 3 « Определение азимута»


1



19

Географическая карта

Практическая работа № 4 Определение положения объектов относительно друг друга

НРК. Определение местоположения Бурятии на географической карте.


1



20

Как возникла Земля


1




Природа Земли


14



21

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»



1



22

Внутреннее строение Земли

Практическая работа №5. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых


1



23

Землетрясения и вулканы.


1



24

Материки

Практическая работа №6 «Нанесение на к/к материков и океанов»

1



25

Материки


1



26

Вода на Земле

НРК. Река Селенга – крупнейшая река Бурятии


1



27

Воздушная одежда Земли.

1



28

Погода

Практическая работа № 7 «»Ведение дневника погоды

ВР День космонавтики


1



29

Климат

НРК. Климатические особенности территории Бурятии


1



30

Живая оболочка

Земли

ВР. Международный день Земли

1




31

Почва – особое природное тело


1




32

Человек и природа.

НРК. Экологические проблемы Кяхтинского района

ВР. Урок по вопросам сбережения лесов, охрана их от пожаров, бережного отношения к природе.


1




33

Практическая работа №8. «Изучение природных комплексов своей местности»

1




34

Практическая работа №9. «Ориентирование на местности»

1




35

Контрольно – обобщающий урок по курсу «География. Начальный курс»


1





Итого

35 часов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!