СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на учебник под редакцией А.И. Алексеева. География «Полярная звезда». 5-6 класс (концентрический курс). М: Просвещение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 кл»









Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный стандарт ООО;

  2. Образовательная программа ООО, утвержденная приказом № 42/14 от 02.09.2019 г. (с дополнениями и изменениями)

  3. Программа ориентирована на учебник под редакцией А.И. Алексеева. География «Полярная звезда». 5-6 класс (концентрический курс). М: Просвещение, 2016;

  4. Положение о рабочей программе, утвержденная приказом № 42/13 от 2.09.2019 г.

  5. Учебный план МАОУ «Бурунгольская средняя общеобразовательная им. С.Г. Дугарова» на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом директора № 42/1 от 02. 09.2019 г.

  6. Годовой учебный график на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом № 42/15 от 02.09.2019 г.



Согласно учебному плану на изучение географии в 5 классе выделяется 34 часа в год, что соответствует 1 часу в неделю (34 учебные недели)

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда), рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов культуры. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС

Основными целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

















Планируемые результаты

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.





Содержание тем учебного курса

Содержание программного материала

Кол-во часов

Формируемые УУД по разделу

1

Введение

1

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД.: Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

2

На какой Земле мы живем

4

Познавательные УУД: Осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

3

Земля – планета Солнечной системы

5

Познавательные УУД: Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

Личностные УУД.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

4

План и карта

11

Познавательные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД: Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

5

Человек на Земле

3

Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

6

Литосфера – твердая оболочка Земли

11

Познавательные УУД: Осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

7

Повторение курса географии 5 класса

1

Познавательные УУД: Осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.


Итого

34 ч










Тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Всего

Из них практические



Введение

1


1

1

Географические методы изучения окружающей среды

1




На какой Земле мы живем

4


2

1

Развитие географических знаний о Земле

1


3

2

Как люди открывали Землю

1


4

3

Современный этап научных географических исследований.

1


5

4

Контрольная работа «Развитие географических знаний о Земле»

1




Земля – планета Солнечной системы

5


6

1

Земля – планета Солнечной системы

1


7

2

Форма, размеры и движение Земли.

1


8

3

Пояса освещённости. Часовые пояса.

1


9

4

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

1


10

5

Контрольная работа

«Земля – планета Солнечной системы»

1




План и карта

11

2

11

1

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

1


12

2

Масштаб и его виды.

1


13

3

Практическая работа

«Определение масштаба»


1

14

4

Изображение земной поверхности на плоскости.

1


15

5

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»


1

16

6

Географическая карта – особый источник информации.

1


17

7

Градусная сетка

1


18

8

Географическая широта.

1


19

9

Географическая долгота. Географические координаты.

1


20

10

Решение практических задач по плану и карте.

1


21

11

Контрольная работа

« План и карта»

1




Человек на Земле

3


22

1

Заселение человеком Земли

1


23

2

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

1


24

3

Практическая работа «Многообразие стран мира»

1




Литосфера – твердая оболочка Земли

11


25

1

Земная кора и литосфера.

1


26

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1


27

3

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие

1


28

4

Землетрясение и вулканизм.

1


29

5

Рельеф Земли. Равнины.

1


30

6

Рельеф Земли. Горы.

1


31-32

7-8

Выполнение проекта « Скульптурный портрет планеты»

2


33

9

Человек и литосфера.

1


34

1

Повторение курса географии 5 класса

1




Итого

34

2











Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда» География 5 – 6 класс Москва «Просвящение» 2016 г.

  2. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва «Просвящение» .

  3. В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва «Просвящение».


Программное обеспечение:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.

  2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы Москва «Просвещение» 2011г.





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!